«По сумме могу лишь сказать, что в 2022 году наши сделки были одними из наиболее крупных в индустрии private equity в России», — уклончиво отвечает СЕО «Атома» Игорь Поваразднюк на вопрос о сумме инвестиций в проект. Стартап Сергея Когогина и Рубена Варданяна накануне был впервые презентован на открытой площадке на KazanForum, впрочем, пока автомобиль-гаджет — в единственном экземпляре и дотронуться до него смогли лишь избранные, а капот не давали поднимать никому. Разработчики тем временем уверяют, что он уже ездит, почти определились с поставщиками и планируют сделать машину безопаснее, чем у Илона Маска. Гости саммита же настроены более скептично. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Главной звездой дня на форуме «Россия — исламский мир: KazanForum 2023» стал новый татарстанский автомобиль «Атом»
«В 2022 году наши сделки были одними из наиболее крупных в индустрии private equity в России»
Международный экономический форум «Россия — исламский мир: KazanForum 2023» второй день является де-факто витриной татарстанского автопрома. Гостей встречают два блестящих Aurus (Senat и Komendant), КАМАЗ рассказывал о революционных (и санкционно устойчивых!) моделях-новинках, но главной звездой дня стал новый татарстанский автомобиль «Атом». Разработчики впервые показали его функциональный прототип на открытой площадке: московская презентация недельной давности не в счет — доступ к ней все же был только для избранных.
Впрочем, посетители нарядного стенда смогли оценить модель только визуально: сам автомобиль был обнесен заграждениями, а за руль посадили немногих избранных, включая президента РТ Рустама Минниханова, который тут же попытался скорректировать расположение кресел. Это оказалось не так-то просто: в стремлении к минимализму разработчики убрали большинство привычных кнопок и элементов управления, заменив их планшетом, встроенным в рулевое колесо.
«Все стремились сесть за руль. Весь поток желающих мы вместить бы не смогли, но ряд потенциальных партнеров (технологических и финансовых!) и представителей зарубежных делегаций за рулем посидели», — признался в разговоре с «БИЗНЕС Online» СЕО проекта Игорь Поваразднюк. Действительно, образец в единственном экземпляре, поэтому весь день с него буквально сдували пылинки и протирали тряпочкой после каждого касания. «Но реакция зарубежных коллег такая же положительная, как и у Рустама Нургалиевича», — добавил он.
За руль посадили немногих избранных, включая президента РТ Рустама Минниханова, который тут же попытался скорректировать расположение кресел
Деньги, разумеется, засекречены. Первый раунд — тот самый, с инвестициями главы гендиректора КАМАЗа Сергея Когогина и предпринимателя Рубена Варданяна — на 720 млн рублей, но потом было еще несколько «успешных привлечений». «По сумме могу лишь сказать, что в 2022 году наши сделки были одними из наиболее крупных в индустрии private equity в России, — уклончиво формулирует Поваразднюк. — Это инвестиции, которые позволили зайти в достаточно серьезную разработку и делать первые шаги по индустриализации». По его словам, кроме основателей, есть еще несколько крупных инвесторов: «Но их не десятки». Возможно, после форума их число расширится какими-нибудь странами Персидского залива.
Стоимость самого автомобиля Поваразднюк обещает раскрыть за год до старта продаж, пока же обещает, что он займет массовый сегмент, во всяком случае будет дешевле Tesla. «У нас есть вторая цель — сделать инструмент для бизнеса: такси, каршеринга и доставки последней мили», — заявляет СЕО. Пока планируется пять комплектаций — они отличаются в зависимости от функций. Например, для автомобилей доставки оставят только водительское кресло — остальное пространство должны занять грузы. А модели для физических лиц будут выделяться не только интерьером, но и внешне: разработчики даже планируют возможности кастомизации.
Стоимость самого автомобиля Игорь Поваразднюк обещает раскрыть за год до старта продаж, пока же обещает, что он займет массовый сегмент, во всяком случае будет дешевле Tesla
Чьих будет гаджет на колесах?
Уровень локализации обещается в 50% и выше. «Довольно быстро мы сможем выйти на показатель в 60–70 процентов», — надеется Поваразднюк, поясняя, что пул поставщиков уже определен на 80–90%. Электропривод, двигатель будут создавать совместно с «Росатомом». Как и батареи: ими займется «Рэнера», калининградская «дочка» атомной корпорации. Софт будет разрабатываться во многом своими силами, в том числе совместно с «Лабораторией Касперского», чтобы гарантировать безопасность. «У нас же автомобиль-гаджет. И мы хотим делать маркетплейс, магазин приложений, куда можно будет скачать решения любых сторонних разработчиков. Поэтому нужен повышенный уровень безопасности», — объясняет Светлана Коцыганова, директор по маркетингу «Атома».
Иностранные поставщики официально не раскрываются. Но понятно, что электроника будет как минимум частично китайской. Об этом сообщил исполнительный директор Харальд Грюбель на презентации автомобиля Минниханову (об «Атоме» рассказывал именно он, а не говорящий на русском Поваразднюк). «В Китае уже работает команда из 90 человек — россиян и китайцев, которые активно взаимодействуют с местными поставщиками», — объяснил он.
Главный вопрос: где все это будет собираться в готовое авто? «Изначально был определенный пул вариантов, потом рынок немножко расширился, сейчас мы его снова сузим, находимся на этапе финального принятия решений. Смотрим Россию и Татарстан», — уходит от ответа Коцыганова. А вот министр цифрового развития РТ Айрат Хайруллин в своем телеграм-канале отвечает на вопрос однозначно: «„Атом“ будет производиться в нашей республике».
Интересно еще вот что. Разработкой автомобиля-гаджета занимаются порядка 500 человек, которые выстраивают с нуля всю архитектуру. И давно уже известно, что под них в Набережных Челнах хотят построить второй корпус IT-парка, но нельзя сказать, что дело идет очень стремительно. Решение по технопарку принципиально принято, осталось утрясти вопросы финансирования, рассказал «БИЗНЕС Online» директор IT-парка Руслан Власов. По его словам, пока принято решение начать разработку проектной документации из внебюджетных источников (сумму, впрочем, он не раскрывает), а дальше вся надежда на постановление 11.19, которое позволяет возвращать вложенные инвестиции в технопарки.
Пока 500 разработчиков сидят в существующем набережночелнинском технопарке: для этого пришлось потеснить некоторые стартапы. Впрочем, по словам Власова, новый казанский ИТ-парк им. Башира Рамеева уже заполнен на 97% (и далеко не только Сбером!), так что шансы повторить успех в Закамье точно есть.
«По уровню технологичности мы ориентируемся на Tesla: с точки зрения цифрового продукта она сделала большой скачок вперед»
Беспилотие
«Атом» планирует достичь второго уровня беспилотия к 2025 году. «Это будет даже уровень два плюс. В параметрах Tesla мы и вовсе можем заявить, что у нас беспилотный автомобиль. Эксперты понимают, что у Tesla очень хороший, очень качественный уровень два и три, возможность двигаться автономно в ограниченном домене. У нас это будет реализовано при серийном запуске производства. Команда, которая сможет это сделать, у нас есть, — говорит Поваразднюк. — А по качеству я верю, что он будет еще лучше, поскольку Tesla, по статистике, не на лучших местах в рейтинге автопроизводителей по уровню качества. Поэтому будем стремиться к уровню качества классических автомобильных концернов, а по уровню технологичности ориентируемся на Tesla: с точки зрения цифрового продукта они сделали большой шаг вперед».
Итак, по словам Поваразднюка, «„Атом“ к 2025 году будет второго уровня автономности: мы говорим, что это два плюс». Дальше — больше. К 2027-му компания планирует достичь третьего уровня, а к 2030-му — четвертого. Но что эти уровни обозначают?
Подробнее об этом рассказал Грюбель, выступая на сессии «Беспилотные технологии», организованной ассоциацией содействия цифровому развитию. Он напомнил, что сегодня различают 6 уровней автономности:
Уровень 0 — полное управление водителем.
Уровень 1 — помощь водителю в отдельных системах, например в рулении и торможении (круиз-контроль, помощь при парковке).
Уровень 2 — частичная автоматизация. Система управляет рулением и торможением, но водитель должен следить за дорожной обстановкой и вмешиваться при необходимости.
Уровень 3 — высокая автоматизация. Водитель может вмешаться в процесс управления, но система сама реагирует на дорожную обстановку, включая экстренные ситуации.
Уровень 4 — полная автоматизация. От водителя вообще не требуется участие в управлении.
Уровень 5 — автономность. Водитель не нужен.
Проблема в том, что переход с уровня на уровень — это не эволюционный процесс, а революционный. Все разработки каждый раз приходится вести с нуля. К тому же каждый раз нужна нормативная база, а опыт в мире не очень большой.
«Да, нам говорят, что беспилотные автомобили проехали столько-то километров. Но не говорят, по каким дорогам, на каких территориях».
«Разработка автоматизированных систем очень-очень дорогая», — подчеркивает он, демонстрируя график, на котором стоимость контроллеров и датчиков машин первого и пятого уровней автономности отличается в 500 раз. «Чтобы выйти на 4-й и 5-й уровни, вы должны тратить на это по 120 тысяч и 250 тысяч долларов соответственно на каждый автомобиль. Если говорить о разработках, то это миллионы, а пятый уровень — это 18 миллиардов долларов!» — привел он внутренние исследования компании. Радует только, что со временем цены будут снижаться: если в 2020 году сенсоры и контроллеры для одного автомобиля третьего уровня беспилотности стоили $8 тыс., то сегодня они оцениваются в $3 тыс., а к 2030-му должны подешеветь до тысячи. «Вспомним Маккензи: то, что дорого сегодня, будет дешево в будущем», — отметил он. Объяснение простое: развитие технологий и конкуренция. 7 лет назад в отрасли было всего 35 игроков, а сегодня беспилотными автомобилями занимаются 180 компаний — причем китайских столько же, сколько американских и европейских вместе взятых.
Нестандартное решение было принято и по задней двери
«Проводим тесты на сотнях респондентов, отслеживаем, куда смотрят зрачки»
Водитель «Атома» получит свой цифровой профиль, под который мгновенно подстроится любой автомобиль серии: сам автоматически подвинет зеркала, кресло, отобразит нужные приложения. Это фича для каршеринга, рассказывают на стенде.
Не опасно ли находить нужную функцию на планшете во время вождения? Поваразднюк объясняет, что был проведен аудит функций по частоте использования. В зависимости от этого они вшиты в голосовые команды, физические контроллеры и первый уровень на планшете. «Предусмотрены тысячи функций, по каждой из них расписаны юзер-стори, что человек с ней делает в автомобиле, по каждой выработан персональный интерфейс. Проводим тесты на сотнях респондентов, фиксируем пользовательский опыт, даже отслеживаем, куда смотрят зрачки респондентов. В зависимости от этого корректируем размер значков, глубину интерфейса и так далее», — с энтузиазмом рассказывает он. Неслучайно в команде (а биография создателей в образе супергероев была расписана на поворотных блоках стенда) есть не только выходцы из Tesla и бывшие ответственные за электронику Maybach, но и, к примеру, экс-разработчик новых методов психофизиологического отбора машиниста РЖД.
К тому же задача гаджета — помогать водителю (а не отвлекать его). Поэтому во время движения выдача информации на планшете ограничивается данными о поездке, скоростью, входящим вызовом и другими функциями первой необходимости. А во время остановки их количество расширяется.
Нестандартное решение было принято и по задней двери. «Современному поколению когнитивная нагрузка не нужна, — безжалостно формулирует один из топ-менеджеров. — Мы делаем современный минималистичный автомобиль, внутри в нем мало кнопок и рычагов, чтобы глаз отдыхал. Когда есть стойка В — приходится делать много лишних движений, обходить автомобиль. Когда ее нет, дверцы открываются как шкаф, можно быстро посадить ребенка, пристегнуть его».
Класс: комфорт и комфорт+
Разгон от нуля до 100 км/ч: 7 секунд
Максимальная скорость: 160–170 км/час
Запас хода на одной зарядке: до 500 км в зависимости от версии
Объем багажника — 300–350 литров
Вес — 1,5 тонны
Габариты: длина — 3 995 мм, ширина — 1 780 мм и высота — 1 615 миллиметров
«Мы будем первопроходцами. Такого платформенного подхода с открытой операционной системой нет в мире. Сейчас начинаются коллаборации между Apple и Tesla, Google и Huawei. Успеем ли мы быть первыми — пока непонятно, но очень хочется. Сейчас в серии нет ни одного автомобиля с такими функциями», — с энтузиазмом рассказывают разработчики. Речь о дополненной реальности на лобовом стекле: система помощи водителю будет подсказывать, как вести себя на дороге.
«Городская маневренность не в том, чтобы автомобиль мог разгоняться до 100 за 3,5 секунды, а в компактности автомобиля и при этом просторном салоне, хорошей маневренности для комфорта в пробках и во дворах, а также технологичности», — объясняет Поваразднюк.
Первая партия автомобилей — 10–15 тыс. штук, впрочем, в зависимости от результатов предзаказа эта цифра может корректироваться. Осталось построить соответствующее количество зарядок. Времени между прочим не так много: конвейер стартует в конце 2024 года, продажи — в середине 2025-го.
Первая партия автомобилей — 10–15 тыс. штук, впрочем, в зависимости от результатов предзаказа эта цифра может корректироваться
«Покупательная способность есть только у нас, другие люди ее уже не купят»
На возможные проблемы с инфраструктурой обратили внимание и гости форума. «Машина прикольная, но они точно столкнутся с инфраструктурными проблемами», — оценивающе изучал автомобиль руководитель отдела разработки систем распознавания Университета Иннополис Бадер Рашид. Он пояснил, что сейчас производители делают карты для каждой машины сами, потому что в России не сформировали общую систему для передвижения транспорта. «Например, в Китае все светофоры — единый организм, мы пока до такого не дошли», — подытожил собеседник издания. Есть вопросы, которые не может решить производитель автомобиля, — например установление законов по обеспечению безопасности граждан при передвижении на беспилотнике. «Мы только в начале пути, нужна большая работа», — сказал он.
Впрочем, в этом направлении республика медленно, но движется: минимум 183 зарядные станции для электромобилей должно работать в Татарстане к 2024 году. Такая цель ставится в новой республиканской программе, которую разработал минпромторг РТ.
«Заметил, что дизайн похож на китайские машины, но сейчас идет такая тенденция — даже американцы начали производить автомобили, напоминающие Китай», — поделился мнением еще один из наблюдателей Артур Камалеев. Его беспокоил и заявленный экран на руле электромобиля — ему кажется, что это неудобно. Кого-то тревожила нестандартная задняя дверь: мол, сажать ребенка — ладно, а как самому, сидя на заднем сиденье, не вывихнуть руки, пытаясь ее закрыть?
Вскоре в рамках обхода выставки подошла и делегация Минниханова. Пока проходила презентация отечественного чудо-мобиля, рядом стоящие приглашенные бизнесмены шептались: «Покупательная способность есть только у нас, другие люди ее уже не купят».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 53
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.