«В этом году выросло количество жалоб, и компания признала ошибки, принесла извинения республике и городу, жителям», — говорит глава «мусорного» регоператора западной зоны Республики Татарстан Дмитрий Петров. Приняв хозяйство в 2022-м, он увидел, что за три года нововведений на вверенной компании территории РТ не создан реестр контейнерных площадок, в то время как в Москве и Подмосковье с появлением соответствующего перечня была заложена основа реформы. О том, в чем причина «мусорных» скандалов начала года, как и когда решится проблема со строительством на полигоне «Восточный», есть ли будущее у раздельного сбора отходов в Казани, Петров рассказал в интервью «БИЗНЕС Online».
Люди видят бардак на мусорных площадках, образование стихийных свалок, они жалуются на запахи переполненных в Казани полигонов ТКО, ведь в столицу РТ везут мусор и из соседних районов республики
Количество жалоб на мусорные проблемы в Казани выросло втрое — депутаты Госдумы инициируют поправки к законодательству
На этой неделе казанские власти вновь констатировали системные проблемы «мусорной» реформы. С 1 января 2019 года, в соответствии с федеральным законодательством, все полномочия в сфере обращения с отходами были переданы на уровень субъектов. Повсеместно региональные власти (в Татарстане — в лице минстроя РТ) заключили договоры с региональными операторами.
Казалось бы, все должно лишь улучшаться, но по факту казанцы сталкиваются с проблемами. Количество жалоб в системе «Открытая Казань» в 2023-м по сравнению с январем – апрелем прошлого года выросло в 3 раза до 1,5 тыс. обращений. Люди видят бардак на мусорных площадках, образование стихийных свалок, они жалуются на запахи переполненных в Казани полигонов ТКО, ведь в столицу РТ везут мусор и из соседних районов республики.
И все это притом, что до реформы в городе многое сделано. «У нас была работающая эффективная система, которую реализовали первыми в стране, — напомнил на совещании 15 мая мэр Казани Ильсур Метшин. — Собрали в единую цепочку сбор, вывоз, утилизацию и сортировку мусора. С нетерпением ждали нового законодательства, были уверены в улучшении экологической ситуации, а не в усугублении. К сожалению, по всем регионам одинаковая картина. Не только в Казани и соседних муниципалитетах».
Казань откатывается назад, и это тревожит местные власти. Вместе с тем Метшин отмечает, что в корректировке нуждается федеральное законодательство, а в городе нужно строить сотни новых площадок ТКО — на это необходимы сотни миллионов рублей.
Критика системы, прозвучавшая в мэрии Казани, нашла отклик в Госдуме РФ. «Эта проблема остро стоит по всей стране — мы получаем обращения и от жителей, и от органов исполнительной власти», — отметил в своем телеграм-канале депутат от Татарстана Илья Вольфсон. В результате планируется разработка и внесение поправок к законодательству на основе предложений казанских властей.
В чем причины проблем, куда движется реформа, где нужен системный подход? «БИЗНЕС Online» предложил гендиректору регионального оператора УК «ПЖКХ» Дмитрию Петрову изложить свой взгляд на ситуацию в развернутом интервью.
Дмитрий Петров: «Наша главная цель — сделать так, чтобы работа компании была прозрачной, чтобы имелось представление, кто, что, откуда, как и куда вывозит и что потом происходит с отходами»
«Были сбои. К трудностям привели некоторые решения»
— Дмитрий Владимирович, 2023 год в Казани и западной зоне обращения с отходами начался сложно. Переполненные контейнеры были даже у кабмина РТ. Почему некогда отлаженная система сбора мусора дала сбой, ведь ни в какие снегопады раньше такого не случалось?
— Поспорю с утверждением о том, что подобного не было. Но в этом году выросло количество жалоб, компания признала ошибки и принесла извинения республике и городу, жителям. Произошли сбои, мы приняли такие решения, которые привели к трудностям в новогодние праздники. Порядок навели — не за один день, конечно, но за две недели.
Было две причины трудностей в начале года. Первая и главная — не хватило техники. Недооценили этот момент, потому что прежде имелось больше резервов в автопарке. Вторая — гололед, снег и запаркованные дворы. Это, к сожалению, сезонная проблема, с которой сталкиваются все региональные операторы.
— Буквально перед Новым годом компания отказалась от услуг части субподрядчиков. Почему? Было стремление аккумулировать все денежные потоки? Как это решение повлияло на работу в праздники?
— Отчасти повлияло. Но данное решение не связано с желанием заработать денег самостоятельно, потому что региональный оператор денег не зарабатывает. Такой функции нет по закону. Зарабатывать деньги могут предприятия дальше по цепочке. Поэтому отказ не равен росту собственных доходов — это невзаимосвязанные вещи. Более того, возить отходы субподрядными организациями получается даже дешевле.
— Но в любом случае вся цепочка — управляющая компания, подрядчик «Чистый город» — под контролем группы «РТ-Инвест». Все, так сказать, в одних руках.
— Наша главная цель — сделать так, чтобы работа компании была прозрачной, чтобы имелось представление о том, кто, что, откуда, как и куда вывозит и что потом происходит с отходами. А это возможно только при максимальном вовлечении в процесс собственной техники. Например, некоторые субподрядчики, выполняя задание регионального оператора, привозили на полигон другие отходы, не твердые коммунальные. Важно, чтобы таких случаев не было. Поэтому, повторюсь, решение не связано с желанием заработать на этом.
О выстраивании четкой схемы вывоза мусора в Казани задумались сразу после празднования 1000-летия города. В 2006 году появился проект в формате государственно-частного партнерства, который реализовывался при поддержке мэра Казани Метшина.
Тогда в столице РТ приняли городскую программу «Чистый город». Была выстроена цепочка: сбор отходов – перевозка – сортировка – захоронение. Появилась новая схема движения мусоровозов, пункты сортировки, перегрузки отходов. В лизинг взяли новые мусоровозы разных типов: машины поменьше заезжали во дворы, затем они сгружали мусор на сортировочных станциях, а уже оттуда крупнотоннажными грузовиками спрессованный мусор шел на полигон. Самосыровскую свалку закрыли, но перед этим на деньги города и республики построили полигон на улице Химической, а компания взялась за первые карты полигона «Восточный».
В мае 2013 года в бизнес по вывозу отходов вошла компания «РТ-Инвест».
«Чистый город» как подрядчик был присоединен к структуре, созданной в 2016 году УК «ПЖКХ», которая позднее выиграла конкурс и стала выполнять функции регионального оператора обращения с отходами в западной зоне Татарстана, куда входит и Казанская агломерация. С 2016 по 2022 год компанию возглавлял Сергей Богатов.
— И как теперь справляетесь без субподрядчиков?
— Сегодня у компании достаточно специальной техники. В апреле автопарк пополнился еще 13 мусоровозами, которые работают на город и соседние районы. Итого 170 машин у генерального подрядчика и всего более 200 вместе с подрядными организациями. Также перестроили логистику, внутренние процессы — эффективность работы автопарка выросла на 30 процентов. Да, мусоровозы ломаются, но мы оперативно находим запасные части. Решаем такие задачи с увеличением числа техники отечественного производства. До конца года автопарк пополнится дополнительными машинами.
— Как компания отработала в майские праздники?
— К минувшим праздникам подошли подготовленными, потому что весна в этом году началась на 2–3 недели раньше обычного.
Еще в начале апреля мы видели рост количества обращений из-за навалов на контейнерных площадках. Но важно, что в большинстве случаев оказывалось, что это не твердые коммунальные, а отходы, не относящиеся к ТКО.
Это тоже сезонная проблема — субботники, ремонты. Мы должны понимать, что часто отходы складируют на площадках не по назначению. Тем не менее региональный оператор вывозил все.
«Для начала надо создать четкий реестр контейнерных площадок, разложить схему обращения с отходами по полкам. А дальше никаких оправданий быть не может»
«Нет разногласий и споров с республиканскими властями. Но нет отлаженных действий внутри цепочки»
— Складывается ощущение, мягко говоря, напряженности в отношениях компании и властей — как городских, так и республиканских. Глава госкомитета по тарифам просит «немножко болеть за свое дело», на сессии Казгордумы с участием президента РТ мэр Казани заявил, что у регоператора «во главе угла свой коммерческий интерес». По данным собеседников «БИЗНЕС Online», вспоминают предыдущее руководство. А на одном из субботних совещаний Рустам Минниханов даже предупреждал компанию: на «непростую, но хлебную работу» могут найтись другие желающие: «Если вам сложно, мы найдем». Прокомментируете?
— Мы продолжаем работу, начатую предыдущим руководством компании, выводим ее на новый уровень. У нас, в УК «ПЖКХ», нет разногласий и споров с республиканскими властями. Мы всегда находимся в диалоге. Конечно, выстроить прозрачную и эффективную систему обращения с отходами непросто. Сейчас идет отладка действий внутри цепочки, которые приводили бы к конечному и понятному результату для регионального оператора, города и республики, жителей, администраций районов. Причем все это должно иметь основу на законодательном уровне.
Почему говорят, что «мусорная» реформа приостановилась? Потому что много нерешенных вопросов именно на законодательном уровне, бо́льшую часть инфраструктуры надо создавать с нуля.
Цепочку обращения с отходами — от заключения договора до утилизации — надо донастроить понятно и прозрачно. И это не оправдание недоработок регоператора, а констатация факта. Реформа — в середине процесса, но многие моменты не отрегулированы.
Для начала надо создать четкий реестр контейнерных площадок, разложить схему обращения с отходами по полкам. А дальше никаких оправданий быть не может. К примеру, из пункта А должны ежедневно вывозить три контейнера — значит, мусоровоз должен по графику приехать и вывезти. Но нередко бывает, что кто-то разгрузил в пункте А строительный мусор, в итоге там образовался навал, в котором перемешались твердые коммунальные отходы, строительные и крупногабаритные. И вот регоператора обвиняют в создании этого навала и требуют от компании вывезти все. Однако региональный оператор должен работать только с твердыми коммунальными отходами. Вот эти основные проблемы требуют урегулирования и развития инфраструктуры.
— Как все это сказывается на работе регоператора?
— Затраты на уборку мусора, не относящегося к твердым коммунальным отходам, не включены в тариф, который утверждается государственным регулятором. Это дополнительные затраты для УК «ПЖКХ». Не против оплатить, но надо понимать, внутри какой «мусорной» цепочки это работает. Пока ответа на данный вопрос нет.
Этот вопрос задают прокуратура, госкомитет по тарифам, минстрой, минэкологии, районы. И самый простой путь — списать недоработки на счет регионального оператора, поэтому УК «ПЖКХ» находится в эпицентре событий. Но по закону масса организационных моментов — в первую очередь установка контейнерных площадок — лежит на плечах муниципальных образований.
— Давайте уточним: за что по закону отвечают муниципальные власти, районы Татарстана?
— За ведение реестра контейнерных площадок, контроль и обустройство этих площадок. Самый понятный пример: за пределами жилых массивов (в районах, сельской местности — прим. ред.) у 95 процентов контейнерных площадок нет даже твердого основания, это грунт.
Сегодня УК «ПЖКХ» настраивает совместную работу всех участников процесса для стабильной работы схемы обращения с отходами. И неважно, кто руководитель компании: Петров, Сидоров, Васечкин. Моя главная задача — создание системы, которая позволит дальше развивать отрасль в зоне ответственности компании. Региональный оператор не должен, условно говоря, бегать с тряпкой от площадки к площадке, как это было в 2021 и 2022 годах. Это ручное управление, но не система обращения с отходами. Конечно, бегаем и сегодня, и не меньше, чем в предыдущие годы, но бегать надо системно.
«Реестр для каждого района позволит оцифровать работу по образованию и движению отходов. Это должно стать реальным рабочим инструментом, поэтому я возлагаю большие надежды на реестр»
«Тому пример — отсутствие площадок в 227 поселениях»: как УК «ПЖКХ» прикрывает недоработки других участников процесса
— В апреле компания отказалась от начисления за вывоз отходов в 227 населенных пунктах (всего в РТ более 3 тысяч поселений). Там нет инфраструктуры и рейсов мусоровозов, то есть мусор вы не вывозите, хотя это не значит, что его нет. Как решается эта проблема?
— Да, начислений нет, а отходы есть — жители вывозят мусор на ближайшие контейнерные площадки по дороге на работу или в магазин и формально нарушают схему обращения ТКО. В 227 населенных пунктах полностью отсутствуют контейнерные площадки и дороги. Задача муниципалитетов — сделать эти площадки, определить места для сбора отходов в этих поселениях или за их пределами. Задача УК «ПЖКХ» — приехать и вывезти накопленные отходы. Есть и большие трудности с подъездом к площадкам — в половину указанных поселений невозможно проехать.
Нас никто не заставлял приостанавливать начисления. Но, к сожалению, главный вопрос пока остается открытым — контейнерных площадок как не было, так и нет. Нужны дороги, контейнерные площадки — тогда по графику приедут мусоровозы. Ну а пока проблемы не решены, инициатива УК «ПЖКХ» приостановить начисления, безусловно, отвечает чаяниям потребителей. Но все участники отрасли — и власти, и регоператор, и жители — должны видеть план и задачи по строительству площадок.
Мы в компании объективно понимаем, что сейчас в республике есть и более значимые социальные задачи. Но реформа полностью не заработает, пока все ее участники не станут действовать слаженно. Давайте работать вместе и создавать комфортные условия для жителей.
— Насколько компанию слышат в правительстве, городах, районах?
— Видим понимание в республике, Казани и районах, но надо достраивать отношения. Мгновенно это не происходит. Со своей стороны местами перегибаем, может, чуть больше требуем в моменте, чем должны. Но собственными вынужденными действиями компания зачастую прикрывает другие проблемы. Яркий пример — с отсутствием площадок в 227 поселениях, потому что мусор жителей этих населенных пунктов компания продолжает вывозить из других мест накопления отходов.
— Когда появится реестр контейнерных площадок западной зоны?
— Завершили разработку реестра в апреле — это видение компании, наш вариант, который затем будет рассмотрен в районах. Надеюсь, рассмотрение пройдет оперативно, возможно, скорректируют места накопления и привязку к поселениям, по необходимости пройдут сходы жителей. Реестр для каждого района позволит оцифровать работу по образованию и движению отходов. Это должно стать реальным рабочим инструментом, поэтому я возлагаю большие надежды на реестр. Например, в Московской области такой реестр создавали больше года, а согласовали за два месяца.
— Какие еще отличия в области государственного регулирования сферы обращения с отходами можете отметить в Татарстане и Подмосковье?
— Не будем сравнивать — я просто привел пример из собственного опыта. Считаю неконструктивным сравнивать, сталкивать кого-то лбами. Не стоит говорить, что где-то в нашей сфере дела обстоят лучше, а где-то хуже. Там такой опыт, тут другой. Не лучше, не хуже — другой.
В Татарстане я приобрел за это время положительный опыт. Это позволило иначе смотреть на обязательства регионального оператора, отношения с властями, их критику. Это отмечаю и я, и команда.
— Критикуют тоже конструктивно?
— Зачастую да, в компании умеют признавать ошибки.
«Полигон «Восточный» находится ближе к жилым массивам, поэтому, конечно, оказывает на них определенное влияние»
«Запах на полигоне остается, но полигон — это не детское кафе»: что с ароматами «Химической», «Восточного» и строительными отходами
— I квартал запомнился не только мусорными завалами в западной зоне РТ, УК «ПЖКХ» была в центре и других конфликтов. Так, Росприроднадзор обвинил компанию в удушающем зловонии на территории микрорайона «Салават Купере» из-за полигона «Химическая». Как оцениваете ситуацию на этом полигоне? На сколько месяцев хватит его мощности?
— Мощности хватит на полгода. Мы находимся в постоянном контакте с природоохранным комплексом республики. По предельно допустимым концентрациям нарушения единичные. Наращиваем объемы пересыпки мусора грунтом, делаем на поверхности полигона замок, сокращаем запах добавлением одоранта — отмечу, что этот способ экологичен и хорошо себя зарекомендовал.
Запах на полигоне остается, но мы принимаем все необходимые меры. Тем не менее мне сложно оценивать влияние полигона на общую ситуацию вокруг «Салават Купере». От объекта до жилого комплекса 6 километров, что более чем в 2 раза превышает нормы, установленные СанПиН. Расстояние немалое, чтобы стопроцентно вина была только на УК «ПЖКХ».
— Откуда сегодня везут отходы на полигон «Химическая»?
— Из Казани, Зеленодольского района, в конце апреля также завозили мусор из Пестречинского района.
— А где захоранивают отходы в других районах?
— Там работают лицензированные полигоны, включенные в территориальную схему.
— Не утихает и недовольство жителей жилых комплексов у Мамадышского тракта, поселков Самосырово, Вознесение со стороны полигона «Восточный». Какая там обстановка?
— Полигон «Восточный» находится ближе к жилым массивам, поэтому, конечно, оказывает на них определенное влияние.
Региональный оператор не должен, условно говоря, бегать с тряпкой от площадки к площадке, как это было в 2021 и 2022 годах. Это ручное управление, но не система обращения с отходами. Конечно, бегаем и сегодня, и не меньше, чем в предыдущие годы, но бегать надо системно.
— Начался строительный сезон. Как быть со строительными отходами, которые не относятся к ТКО?
— Если у вас три мешка со старыми обоями и кусками отвалившейся штукатурки, то никаких проблем — несите в ближайший контейнер. Если делаете масштабную перепланировку, когда образуется много строительных отходов — заказывайте бункер отдельно.
— Ну и вывалят обломки стен в ближайшем овраге или подбросят в бункеры населения...
— К сожалению, нередки случаи, когда люди заказывают вывоз строительных отходов через сайты объявлений, а по факту водители сбрасывают мусор в бункеры УК «ПЖКХ», расположенные преимущественно в поселках.
Чтобы такого не было, надо создавать инфраструктуру для переработки строительных отходов. И это коммерческая задача, которая на сегодняшний день не решена. Пока надо стабилизировать обстановку с накоплением ТКО, а во втором полугодии начнем думать и над утилизацией отходов, не относящихся к ТКО.
«У «РТ-Инвеста» и других игроков отрасли уже работают комплексы сортировки и переработки с высокой долей российских комплектующих»
«Инвестиционную программу выполним в 2025 году»: что с «Восточным» и тремя межмуниципальными полигонами
— Какие инвестиционные планы у компании на 2023 год?
— Построить и запустить в октябре-ноябре вторую очередь полигона «Восточный». Сегодня прилагаем для этого титанические усилия. В мае проведем конкурс на проектирование межмуниципального полигона «Алексеевский».
— Второй участок мусорного полигона «Восточный» планировали сдать в 2022 году, но этого не произошло из-за попадания в подлетную зону. Минприроды РФ обещало отрегулировать этот вопрос через орнитологов. Получилось ли?
— Разработан и проходит согласование проект порядка орнитологической экспертизы. Пока ведем подготовку, которая позволит за 2–3 месяца завершить работы после орнитологической экспертизы и получения разрешения на строительство. В работе находится наиболее технологичный, трудоемкий и финансово затратный этап — поставка и монтаж очистных сооружений фильтрата.
В 2023 году планируется вложить более 900 миллионов рублей. Из них 90 процентов (844 миллиона) уйдет на строительство второй очереди полигона ТКО «Восточный», остальные — на проектные работы полигона в Алексеевском районе Татарстана.
— В планах компании открыть еще два межмуниципальных полигона — в Арске и Верхнем Услоне. Что с этими проектами?
— Пока не начинаем проектировать из-за проблем с земельными участками. Нет понимания точек «посадки» объектов. Просим, обращаемся — пока в районах утверждают генплан, меняют виды разрешенного использования участков. Открыть полигон сегодня — это не яму выкопать, а колоссальная подготовительная, проектная работа.
— Татарстан отстает от изначальной инвестпрограммы в западной зоне?
— Программа форматируется, а заключенное республикой соглашение с публично-правовой компанией «Российский экологический оператор» ускорит воплощение. Финансовая модель — на завершающей стадии, источниками финансирования станут тарифы, деньги ППК «РЭО», кредиты и собственные средства регионального оператора.
В структуре регионального оператора в западной зоне Татарстана, подконтрольной АО «РТ-Инвест», находится три компании: ООО «УК „ПЖКХ“», ООО «Чистый город» и ООО «ПЖКХ».
Согласно данным базы «Контур.Фокус», по итогам 2022 года компании показали следующие результаты:
- ООО «УК „ПЖКХ“»: выручка — 3,2 млрд рублей, чистый убыток — 209,6 млн рублей;
- ООО «Чистый город»: выручка — 1,9 млрд рублей, чистая прибыль — 80,3 млн рублей;
- ООО «ПЖКХ»: выручка — 1,5 млрд рублей, чистая прибыль — 434,4 млн рублей.
— А кредиты под какой процент дают?
— Под 12 процентов годовых.
— На сколько лет инвестпланы компании уже отстали от заложенных в параметры реформы?
— Думаю, что инвестиционную программу выполним в 2025 году, как и планировали изначально. Это реалистичный срок. Стабилизировали работу в данном направлении и двигаемся дальше.
— Возможно ли за два года воплотить заявленные проекты?
— Почему за два? Впереди еще половина 2023-го. Параллельно со строительством «Восточного» проектируем указанный выше полигон «Алексеевский». Это не миллиарды, проектные работы стоят 70–80 миллионов рублей.
У «РТ-Инвеста» и других игроков отрасли уже работают комплексы сортировки и переработки с высокой долей российских комплектующих, которые позволяют после адаптации проекта строить на новом месте. Дополнительных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ не требуется.
«Сегодня УК «ПЖКХ» готова выставлять сетки для сбора ПЭТ-тары, дуального сбора отходов. Контейнеры обеспечим, модернизируем и будем модернизировать мощности сортировки»
Инфраструктуру создадут без денег республики, «сетчатый» скандал в Казани, планы на сортировку и экономику замкнутого цикла
— На первом публичном мероприятии в 2022 году вы заявили, что без денег и господдержки реформы не будет. Какие есть движения в этом направлении? Татарстан готов финансировать реформу из бюджета?
— Источники я озвучил — в перечисленном списке нет денег РТ.
— Республика может помочь инфраструктурой?
— Думаю, да. Это классика: подключение к сетям, строительство дорог.
— «Российский экологический оператор» даст Татарстану деньги только при условии раздельного сбора отходов. Какая работа идет в этом направлении?
— Добавлю, что и другие критерии там жесткие. Банки тоже не дают деньги просто так. Уже завершили подготовку финансовой модели — это источники, стоимость денег и то, как будем эти деньги возвращать. А это связано с отбором вторичных материальных ресурсов, заявленными объемом и массой этих отходов.
— Как сегодня обстоят дела с сортировкой отходов в Казани, западной зоне?
— Пока продолжаем развивать и эксплуатировать станцию сортировки мусора на Васильченко и даже увеличили объемы отбора с 7 до 12 процентов.
В западной зоне Татарстана предстоит организовать полноценное раздельное накопление отходов на мусорных площадках. Надо повышать процент отбора, который начинается «с земли», баков для сухих и мокрых отходов, разных машин для вывоза и выстраивания логистики мусоровозов.
Сегодня УК «ПЖКХ» готова выставлять сетки для сбора ПЭТ-тары, дуального сбора отходов. Контейнеры обеспечим, модернизируем и будем модернизировать мощности сортировки. Например, в Казани будем обновлять таблички на контейнерных площадках, хотя формально это задача органа местного самоуправления, управляющей компании. На табличках будет информация о том, куда и что выбрасывать, контакты, QR-код со ссылкой на чат-бот в «Телеграме».
— Как говорят участники рынка, не без давления регоператора УК «ПЖКХ» в Казани с начала года загнобили сборщиков пластиковых бутылок. Как прокомментируете эту ситуацию?
— Удивились, когда прочитали об этом. Никто ни на кого не давил.
Глобально причина в другом: на вторсырье в 3–4 раза упали цены, коммерсантам стало нерентабельно этим заниматься. Знаю о ценах по работающим сортировочным комплексам в Казани и Московской области. Но УК «ПЖКХ» свои контейнеры не бросает, потому что падение цен на вторсырье заложено в стресс-модель. Для компании также важно и нужно загружать собственную сортировочную линию, развивать инфраструктуру, потому что регоператор прозрачно показывает, куда и что перемещается.
Создать сбор вторсырья на высокой цене нетрудно, но что делать, когда рынок упал? Поэтому произошедшая «просадка» показала несовершенство этой схемы. Ведь в итоге предприниматели бросили свои сетки, а поток жалоб на невывезенные отходы пошел в адрес регоператора.
«Для компании также важно и нужно загружать собственную сортировочную линию, развивать инфраструктуру, потому что регоператор прозрачно показывает, куда и что перемещается»
— Что предложил регоператор взамен сеток коммерсантов?
— Закупили и уже устанавливаем 700 желтых сетчатых контейнеров для сбора ПЭТ-тары, часть машин будет вывозить только эти отходы.
Надо наладить не только сбор вторичного сырья, но и переработку. На словах говорят о создании экономики замкнутого цикла, а мощных объектов переработки в Татарстане нет. И сегодня это невозможно сделать без привлечения кредитов, потому что это нерегулируемая тарифами сфера.
Надо идти в рынок, объясняться с банками, профильными предприятиями. Эта работа уже началась в Подмосковье, надеюсь, начнется и в Татарстане.
Ключ к успеху «мусорной» реформы — не простая утилизация мусора, а нулевое захоронение и новые товары из отходов. В этом цель.
«За минувший год изменилась ментальность — стал лучше слышать регион, республику, людей. Я этим проникся и больше времени провожу в Казани»
О нормативах для бизнеса, обновлении команды и совмещении работы в УК «ПЖКХ» с другими должностями группы «РТ-Инвест»
— В Татарстане остаются проблемы с нормативами для бизнеса. Какой позиции придерживаетесь по этому вопросу?
— Есть два типа площадок: общего пользования и закрытые. Последними управляет конкретный хозяйствующий субъект. Считаю, при формировании общей модели движения отходов по контейнерным площадкам первые должны работать по нормативу, вторые по факту. Но главное условие — четкая схема движения отходов, когда юрлицо не будет подбрасывать собственный мусор на общие контейнерные площадки. Такого быть не должно. Поэтому сначала выстроенная схема, потом оплата по факту.
Пока с бизнесом находим компромисс. Не выходя за рамки закона, подбираем пересекающиеся сферы деятельности для снижения платы по нормативу. В республике масса добросовестных предприятий, с которыми регоператор уже решил этот вопрос таким способом.
— В июле исполнится год с момента вашего назначения на должность руководителя УК «ПЖКХ». Как обновили состав управленческой команды регоператора? С чем это связано?
— Практически все подразделения регоператора остались в том же виде. Да, с кем-то не сложилось — расстались по обоюдному согласию. Не ставил задачу кого-то уволить, за все время работы я только в единичных случаях предлагал уволиться.
— Какие отличия в области государственного регулирования сферы обращения с отходами можете отметить в Татарстане и Москве?
— В столице РФ реформа в полной мере началась 1 января 2022-го — на три года позже других регионов. За это время город посмотрел на происходящее, подготовил информационную систему, в том числе с нашими рекомендациями. В Москве реформа стартовала с реестра контейнерных площадок, который сейчас только корректируют. Напомню, в Татарстане соответствующую работу начали в середине реформы, поэтому регоператор местами делал это излишне настойчиво и даже неуклюже. Признаю свои ошибки, они бывают у каждого руководителя, но хочу еще раз отметить, что для хода реформы реестр необходим.
— Вы продолжаете совмещать руководство УК «ПЖКХ» с другими должностями группы «РТ-Инвест»? Как это сказывается на работе в Казани?
— Продолжаю, но совмещение руководства в Казани, Москве и Подмосковье не сказывается на качестве работы в Татарстане. Тем более бо́льшую часть времени провожу в республике. За минувший год изменилась ментальность — стал лучше слышать регион, республику, людей. Я этим проникся и больше времени провожу в Казани.
Визитная карточка компании
Год создания — июнь 2016-го.
Направление работы — обращение с отходами.
Количество сотрудников — 400 человек.
Визитная карточка руководителя
Петров Дмитрий Владимирович — генеральный директор ООО «УК „ПЖКХ“». Родился в 1981 году в Москве.
Образование: Московский инженерно-физический институт (2005).
Карьера:
С 2020 года по настоящее время — гендиректор ООО «Спецтранс», регионального «мусорного» оператора в северо-западном округе Москвы.
С 2022-го по настоящее время — генеральный директор ООО «УК „ПЖКХ“».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 108
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.