В эти дни в столицу РТ начинают прибывать первые гости масштабного форума «Россия – исламский мир: KazanForum», который состоится 18–19 мая. Ожидается, что в этом году он соберет как минимум 12 тыс. участников из 84 стран. «БИЗНЕС Online» составил подробный путеводитель для тех, кто хочет познакомиться с традициями ислама у татар. Маршрут может быть интересен и туристам, и горожанам. О том, какие мечети стоит посмотреть, как найти «угол неверных» и где закупиться халяль-сувенирами, — в обзоре нашего издания.
Этот путеводитель рассчитан на светских туристов любой веры, которым хотелось бы поближе познакомиться с местными традициями ислама
Предисловие
Мечеть Кул-Шариф в Казанском кремле, бесспорно, символ города, который притягивает взгляды всех туристов. Однако этот храм не единственный заслуживающий внимания. Всего в городе действует 70 мечетей: к сожалению, их история куда короче, чем могла бы быть. Ислам принят Волжской Булгарией в 922 году, однако после взятия Казани войсками Ивана Грозного в 1552-м все мечети были уничтожены. Вплоть до XVIII века татарам разрешалось строить только деревянные молельные дома без башенок-минаретов. Лишь в 1767 году указом императрицы Екатерины II было разрешено построить в Казани первую каменную мечеть.
Этот путеводитель рассчитан на светских туристов любой веры, которым хотелось бы поближе познакомиться с местными традициями ислама. Маршрут проходит по Старо-Татарской слободе: после взятия Казани татары могли селиться только за протокой Булак и озером Нижний Кабан. Подробнее об истории этого района и его достопримечательностях можно прочитать в еще одном путеводителе «БИЗНЕС Online».
Составить обзор мечетей нам помогла гид Айгуль Жданова, специализирующаяся на экскурсиях для практикующих мусульман. Перед началом прогулки следует иметь в виду, что со времен «коронавирусных» ограничений в мечети не допускаются большие группы туристов (только для намаза). При посещении мечети должны быть покрыты голова, плечи, колени — эти требования чуть строже для женщин и чуть мягче для мужчин. Омовение обязательно только для молящихся, главное — не забыть разуться на входе. Там же вы встретите ящики для пожертвований «садака». Однако пожертвование не обязательно должно быть в денежной форме: приветливо поздороваться, чем-то помочь — это тоже садака, напоминает Жданова.
Заходить в мечети можно в любое время, кроме времени намаза. Если вы слышите азан — призыв к молитве, — то лучше пойти прогуляться по окрестностям хотя бы 20–30 минут. Летом в Казани оптимальным будет утреннее время до 10:00 (кроме пятниц) и с 13:00 до 17:00. Исключение составляет только Кул-Шариф, в котором предусмотрена специальная галерея для туристов: эта мечеть бывает закрыта только во время пятничной молитвы.
Время на осмотр: 1,5 часа. Исторические казанские мечети совсем небольшие и расположены очень близко друг к другу.
Удобство движения: прогулка частично проходит по тротуарам улиц с оживленным движением — соблюдайте осторожность и переходите дорогу только в положенных местах.
Высота купола — 39 м, четырех основных минаретов — 58 метров. Стоимость строительства Кул-Шарифа оценивается в полмиллиарда рублей, средства пожертвовали около 40 тыс. благотворителей
Кул-Шариф
Самая большая мечеть Казани находится на значительном отдалении от задуманного нами пешеходного маршрута, поэтому мы рассмотрим ее отдельно. Храм был основан в 1996 году и воссоздан по подобию древней соборной мечети, стоявшей на Кремлевском холме до пришествия Ивана Грозного. Он носит имя последнего имама сеида Кул Шарифа, одного из предводителей обороны Казани. Высота купола — 39 м, четырех основных минаретов — 58 метров. Стоимость строительства Кул-Шарифа оценивается в полмиллиарда рублей, средства пожертвовали около 40 тыс. благотворителей. Открытие мечети состоялось в 2005 году, к 1000-летию основания Казани.
Основной зал Кул-Шарифа вмещает 1,5 тыс. молящихся, а на площади перед ним могут находиться до 10 тыс. человек — брусчатка на ней выложена специальным узором для размещения молельных ковриков. Это, пожалуй, самая удобная для посещения туристами мечеть Казани: благодаря специальной туристической зоне и балконам для осмотра здесь не придется разуваться, хотя голову и колени покрывать все еще нужно — платки и юбки вам предложат на входе. Также обратите внимание на музей исламской культуры и истории распространения ислама на территории Поволжья, который находится тут же.
Наш пеший маршрут начинается у старейшей каменной мечети в Казани — Аль-Марджани. Ее строительство началось в 1767 году
Точка старта: Аль-Марджани
Наш пеший маршрут начинается у старейшей каменной мечети в Казани — Аль-Марджани. Ее строительство началось в 1767 году, после визита в город Екатерины II: напомним, до этого на протяжении более чем 200 лет татарам разрешалось возводить только деревянные молельные дома. Стройка длилась пять лет, и в какой-то момент городские власти забеспокоились, что минарет окажется выше колокольни ближайшей церкви, о чем и написали в письме императрице. На это государыня ответила: «Я определила им место на земле, а в небо они вольны подниматься по своему усмотрению, потому что небо не входит в мои владения».
Предположительно, архитектором мечети был Василий Кафтырев, который также является автором множества других исторических зданий в Казани. Мечеть сочетает в себе традиционную средневековую татарскую архитектуру и провинциальное барокко. Изначально она называлась Господской, потом — Юнусовской по фамилии династии купцов Юнусовых, которые щедро вкладывались в содержание и расширение храма. Сейчас мечеть носит имя богослова, историка, этнографа, имама Шигабутдина Марджани, служившего в ней в 1850–1889 годах. А в советское время Аль-Марджани была единственной мечетью, которая не прекращала работу.
Со времен «коронавирусных» ограничений и до сих пор вход в мечеть для светских туристов закрыт, так что попасть внутрь и осмотреть интерьеры получится только у практикующих мусульман. Однако окружающая мечеть Старо-Татарская слобода, где исторически селились только татары, не даст заскучать: пешеходная улица Каюма Насыри наполнена музеями, кафе и сувенирными магазинами. Следующая точка экскурсии находится буквально в 300 м — выйдя из калитки Аль-Марджани, поверните налево.
Апанаевская мечеть была основана всего годом позже, чем Аль-Марджани. Ее строительство велось на средства купца Якуба Султангалиева, однако сейчас храм носит фамилию другой династии купцов — Апанаевых, которые жили неподалеку и содержали мечеть
Апанаевская мечеть
Апанаевская мечеть была основана всего годом позже, чем Аль-Марджани. Ее строительство велось на средства купца Якуба Султангалиева, однако сейчас храм носит фамилию другой династии купцов — Апанаевых, которые жили неподалеку и содержали мечеть. Архитектор здания с элементами русского «московского» барокко и татарского декоративного искусства неизвестен. Жданова рассказывает, что при строительстве Апанаевской мечети была допущена ошибка в расчетах, из-за чего торец здания оказался обращен не строго на Мекку, а с отклонением. Это отражается и во внутренней обстановке: молельные коврики постелены не параллельно стенам, а под углом.
Мечеть известна прежде всего своей религиозной школой, медресе, в котором учились выдающиеся татары: муфтий Галимджан Баруди, писатель Гаяз Исхаки, драматург Галиаскар Камал и другие.
В 1930 году мечеть была закрыта и сильно пострадала: минарет, своды залов были разрушены, декоративные элементы уничтожены. Вплоть до 1995 года в здании размещался детский сад, еще какое-то время — медресе «Мухаммадия». Полностью мечеть удалось восстановить только к 2011 году.
Выйдя из Апанаевской мечети, поворачиваем направо и идем до конца улицы Каюма Насыри. Либо можно свернуть на ближайшем углу, пройти по живописной узкой улочке Кунче и выйти на набережную озера Нижний Кабан. Летом это излюбленное место прогулок казанцев, здесь можно полюбоваться панорамой города, «зданием-парусником» татарского драматического театра им. Камала и красивейшими закатами. Возле театра переходим широкую улицу Татарстан и сворачиваем на Московскую. Уже с перекрестка будет видна следующая мечеть.
Двухэтажное здание увенчано куполом и трехъярусным минаретом, а внутреннее убранство отсылает к традициям Волжской Булгарии и Ближнего Востока
«Нурулла»
Когда-то на перекрестке улиц Московской и Парижской Коммуны находился Сенной базар — главный рынок для жителей Старо-Татарской слободы. По словам Ждановой, базар также называли «углом неверных»: рыночные торговцы были так увлечены своими делами, что не слышали азан и пропускали даже пятничную молитву. Поэтому в начале XIX века купцы Ибрагим и Исхак Юнусовы по завещанию отца построили здесь мечеть, и она стала называться Сенной. Автором проекта выступил архитектор Александр Песке: двухэтажное здание увенчано куполом и трехъярусным минаретом, а внутреннее убранство отсылает к традициям Волжской Булгарии и Ближнего Востока.
В 1928 году мечеть была закрыта, а здание стали использовать для жилья и офисов. Реконструкция началась в 1990-х. Значительный вклад в нее внес Нурулла Речапов, начальник отдела сбыта Казанского ликеро-водочного завода, имя которого теперь носит мечеть. Торговая история до сих пор продолжается на прилегающей улице Парижской Коммуны: в местных магазинчиках можно купить религиозные товары, восточные сладости, одежду местных брендов и халяль-продукты татарстанских производителей.
От «Нуруллы» продолжаем двигаться дальше по улице Московской до первого поворота налево. При желании можно пройти чуть дальше и заглянуть в сад им. Кирова с его легендарным фонтаном и гастрономическим кластером на улице Столбова. А наш маршрут сворачивает на улицу Худякова, проходит мимо церкви Тихвинской иконы Божией Матери и выходит на следующую мечеть.
Строительство мечети «Султан» на улице Тукая было начато в 1868 году Зиганши Усмановым, из-за чего постройку иногда называют мечетью Зиганши или Усмановской. А имя «Султановская» привязалось к ней после того, как опека над культовым сооружением перешла к сыну Усманова, Султану
«Султан»
Строительство мечети «Султан» на улице Тукая было начато в 1868 году Зиганши Усмановым, из-за чего постройку иногда называют мечетью Зиганши или Усмановской. А имя «Султановская» привязалось к ней после того, как опека над культовым сооружением перешла к сыну Усманова, Султану. Мечеть построена в традициях татарско-булгарской средневековой архитектуры, о чем свидетельствует, например, гладкий минарет. Любопытно, что изначально стены «Султана» были красными и только чуть позже их стали красить в зеленый.
В XX веке мечеть разделила судьбу всех своих собратьев: в 1931 году ее закрыли, минарет снесли. Восстановить башню удалось только в 1990 году, и в 1994-м мечеть снова открылась.
Кстати, если выйти из дверей мечети и повернуть налево, в прилегающем здании вы обнаружите популярное среди казанцев халяль-кафе «Урумчи», в котором можно попробовать уйгурскую кухню. Чтобы продолжить нашу прогулку, выходим из мечети направо, на улицу Тукая, — следующая точка находится в 350 метрах. По пути любуемся на эклектичную розовую усадьбу «Шакир-солдата», которая служила доходным домом в конце XIX века.
На перекрестке улиц Тукая и Парижской Коммуны находится целый мусульманский комплекс: резиденция муфтия Татарстана, административное здание духовного управления мусульман РТ, медресе «Мухаммадия». Рядом с ними стоит белоснежная Галеевская мечеть
Галеевская мечеть
На перекрестке улиц Тукая и Парижской Коммуны находится целый мусульманский комплекс: резиденция муфтия Татарстана, административное здание духовного управления мусульман РТ, медресе «Мухаммадия». Рядом с ними стоит белоснежная Галеевская мечеть — образец раннего классицизма конца XVIII века. Двухэтажное здание с минаретом посередине крыши было построено на средства купца Мусы Мамяшева. Ближе к концу XIX века она была расширена также за счет татарских купцов.
Расцвет мечети пришелся на время, когда ее имамом был знаменитый религиозный деятель, просветитель Галимзян Галеев (Баруди), имя которого сейчас и носит храм. Баруди служил в мечети с 1882 по 1917 год и основал медресе «Мухаммадия», которое известно в мусульманском мире даже за пределами России. В 1930 году мечеть закрыли, а минарет разобрали. В разное время в здании находились гостиница, дом колхозника, коммунальные службы, а в 1990-х — Российский исламский университет и женское общежитие медресе. Реставрация Галеевской мечети завершилась только в 2015 году.
Побродив по территории комплекса, выходим из ворот направо и идем по улице Тукая обратно к улице Татарстан. Перейдя дорогу, продолжаем двигаться прямо до ближайшего сквера — это Юнусовская площадь. Место окружено яркими памятниками татарской архитектуры: дом врача Николая Беркутова, дом Шамиля, дом Сафы Бахтеева. Пофотографировав их, сворачиваем на улицу Фатыха Карима и идем к виднеющемуся голубому минарету.
Сейчас мечеть татароязычная, в ней находится центр заучивания Корана — один из филиалов медресе «Мухаммадия»
«Зангар» (Голубая мечеть)
Этот район Старо-Татарской слободы когда-то считался самым бедным. Первая деревянная мечеть появилась здесь в 1778 году, а каменную в стиле классицизма начали строить в 1815-м. Строительство спонсировал купец Ахмет Аитов-Заманов. Во второй половине XIX века здание было расширено, а ближе к концу столетия у мечети появилось отдельное здание медресе.
В роковом для казанских мечетей 1930-м Голубую мечеть закрыли, ее минарет снесли, а в здании устроили коммунальные квартиры. Храм вернули верующим в 1993 году, в 2009-м был восстановлен и минарет. Любопытно, что в реставрацию вложились жившие в Казани граждане Турции, поэтому какое-то время пятничные проповеди проводились на турецком языке. Сейчас мечеть татароязычная, в ней находится центр заучивания Корана — один из филиалов медресе «Мухаммадия».
Следующие два участка прогулки могут показаться скучноватыми: во второй половине XX века этот район оброс промышленными предприятиями, многие исторические постройки пустуют или заняты офисами. Однако следующие две мечети стоят такой прогулки — они разительно отличаются от тех, что мы уже увидели. Предлагаем от «Зангар» вернуться на улицу Тукая, на Юнусовской площади повернуть направо и идти до перекрестка с улицей Ахтямова.
Долгое время мечеть «Борнай» стояла закрытой — духовная жизнь возродилась в ней только в 1994 году
«Борнай»
Деревянная мечеть, стоявшая на этом месте с 1799 года, сгорела в опустошившем окрестности пожаре 1862-го. Купец Мухамедсадык Бурнаев, который опекал ее на протяжении многих лет, почти сразу после пожара поставил здесь молельный дом, но решил не останавливаться на этом: он выкупил у городских властей участок земли и дал денег на строительство мечети из красного кирпича. Проект основного здания разработал архитектор Петр Романов, а вот минарет пристроили на три года позже другие авторы. В результате получилось низкое эклектичное здание национально-романтического направления с богато украшенным в стиле татарского средневековья минаретом.
В советские годы Бурнаевская мечеть закрылась позже остальных, только в 1939 году. Был даже шанс, что она останется единственной действующей, но эта честь досталась более древней Аль-Марджани. Долгое время мечеть «Борнай» стояла закрытой — духовная жизнь возродилась в ней только в 1994 году.
Выйдя из мечети, поворачиваем налево и идем до ближайшего перекрестка — и снова налево. Через 500 м поверните направо, на улицу Фаткуллина: здесь промышленный пейзаж наконец-то сменится зеленью сквера и частных садов. В 350 м от перекрестка стоит жемчужина нашей прогулки.
Самая нарядная мечеть Старо-Татарской слободы была построена в конце XIX века на месте старой деревянной, которая стояла здесь с 1804 года
Азимовская мечеть
Самая нарядная мечеть Старо-Татарской слободы была построена в конце XIX века на месте старой деревянной, которая стояла здесь с 1804 года. Как понятно из названия, ее строительство спонсировали купцы Азимовы, которые долгие годы покровительствовали этому приходу. Здание сочетает в себе европейские и восточные черты. Минарет мечети возвышается на целый 51 м, в окнах сохранились оригинальные витражи, а ворота украшены богатой резьбой. Чем дольше вы смотрите на нее, тем больше любопытных деталей открывается.
Как и Бурнаевская, эта мечеть закрылась позже остальных, в 1939 году. В советское время в ее стенах находились школа киномехаников и кинотеатр — возможно, благодаря близости к искусству Азимовская так хорошо сохранилась. В 1992 году мечеть была реконструирована и снова стала действующей.
На этом наша экскурсия завершается. При желании вы можете продлить ее, посетив Закабанную (ул. Хади Такташа, 26) или Розовую мечеть (ул. Мазита Гафури, 67) — добираться до них советуем на такси. Первая известна тем, что разрешение на ее строительство дал народный комиссар по делам национальностей Иосиф Сталин: постройка 1926 года отличается угловатым декором, типичным для начала XX века. Розовая появилась чуть раньше, в 1906 году, и выглядит более традиционно для мечетей, хотя есть и особенности: окна минарета вырезаны в виде цветков с пятью лепестками.
Когда осмотрите мечети Казани, советуем задуматься о поездке в древний город Болгар — столицу Волжской Булгарии
Если мало пешей прогулки
В казанских турагентствах богатый выбор экскурсий по мечетям города: трехчасовая на автобусе (стоимость зависит от размера группы и стартует от 140 рублей за человека), четырехчасовая индивидуальная на авто (7 тыс. рублей). Пешая, аналогичная нашему маршруту, стоит от 500 рублей за человека.
Когда осмотрите мечети Казани, советуем задуматься о поездке в древний город Болгар — столицу Волжской Булгарии. Там можно увидеть, как выглядели средневековые мечети, и прогуляться по их руинам, а также посетить сказочную Белую мечеть с ее колоннадой в восточном стиле и фонтанами. Автобусная экскурсия в Болгар стоит от 2 тыс. рублей на человека.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.