«МНЕ ПОЗВОНИЛИ И СКАЗАЛИ, ЧТО Я ДОЛЖНА СБЕРБАНКУ 350 МИЛЛИОНОВ»

Ранее суду уже были представлены бывшие директора фирм бизнес-империи Сергея Николаева, рухнувшей в 2008 году после вскрывшейся кредитной аферы. Так вот, директора этих фирм были действительно «редкими кадрами»: например, директор фирмы ООО «Полистройл» Ксения Андронова до того, как стать руководителем фирмы, и прежде чем приступить к заключению кредитных договоров на миллионные суммы, работала в Сбербанке в хозчасти и отвечала за тряпки. Другой управленец Николаева, директор ООО «БулгарРегионСнаб» Юлия Егорова, на которую также было оформлено огромное количество кредитов, работала в компьютерном салоне, который располагался в заброшенном бомбоубежище.

Очередная «кадровая находка» Николаева – Ольга Грачева, которая вчера в суде рассказала о бизнесе своего шефа и о том, как однажды утром 2008 года ей неожиданно позвонили из Авиастроительного районного суда.

- Мне сказали, что я должна Сбербанку 350 миллионов рублей, - объясняла свидетельница так, как будто говорила о чем-то обыкновенном, что может произойти со всяким, хотя такой долг не висел даже на известном экс-главе Верхнеуслонского района Александре Тимофееве.

О событиях, которые предваряли иск Сбербанка на эту сумму, Грачева рассказывала неохотно. Выяснилось, что долгое время она работала бухгалтером в «Спорткафе» на улице Ершова – это заведение общепита принадлежало «Софт-трейду». Затем события развивались по старой схеме – однажды к ней пришел Николаев и предложил стать учредителем фирмы ООО «Полистройл».

- Для меня до сих пор вопрос: зачем я согласилась на эту должность? - вздохнула Грачева. – Возможно, потому что я хорошо относилась к Сергею Викторовичу…

По всей видимости, у Грачевой действительно были весьма доверительные отношения с Николаевым – ведь ей ни дня не пришлось работать в новой должности. Она не знала, чем занимается фирма, учредителем которой она была, не знала, имеется ли на балансе фирмы имущество, кто ведет бухгалтерию. Но на этом доверительные отношения между Грачевой и основателем группы компаний «Софт-трейд» не закончились – однажды фиктивный учредитель ООО «Полистройл» не глядя подписала кредитный договор на 10 млн. рублей в Советском отделении Сбербанка на улице Петербургской. Бывший бухгалтер «Спорткафе» верила, что Николаев сможет расплатиться…

6.jpg
Суд продолжает удивляться кадровым кульбитам Николаева

ПОДДЕЛАННЫЕ ПОДПИСИ

Откуда же взялся долг в 350 млн. рублей, если Грачева лично подписала договор лишь на 10 миллионов? Афера вскрылась, когда девушка стала работать в главном офисе «Софт-трейда» - там она считала зарплату сотрудникам других фирм Николаева, оставаясь при этом учредителем одной из них.

- Подняв старые договоры, я выяснила, что от моего имени были заключены и другие кредиты – их было около десяти штук, - вспоминала Грачева. – Подписи были кем-то подделаны. Я пошла к Николаеву, и он сказал мне, что не может помочь, сказал, что мы «проели» все деньги.

После того как кредитная афера вскрылась, а Сбербанк подал иск к Грачевой, пытаясь взыскать с нее 350 млн. рублей, была проведена почерковедческая экспертиза, которая установила, что подписи в кредитных договорах ставила не она. Сбербанк вынужден был пойти на попятную и отозвать иск. В настоящее время Грачева руководит собственной фирмой. Никто уже не вспоминает о том, что она продукт системы Николаева, и лишь некоторые признаки этой «кузницы кадров» ее выдают – в суде Грачева затруднилась сказать, в чем разница между «физлицом» и «юрлицом». Но, по всей видимости, это не мешает ее бизнесу.

ФИКТИВНЫЕ ФИРМЫ НИКОЛАЕВА

Также в суде была заслушена Людмила Симонова - бывший юрист группы компаний «Софт-трейд», которая работала бок о бок с Николаевым с января по декабрь 2008 года в главном офисе на улице Набережная. Выяснилось, что в качестве залога дочерние фирмы Николаева оставляли банку металлоизделия, средства связи и коммуникаций, вычислительные приборы, технические средства, оборудование для видеоконференций, прокат черных металлов – полчаса ушло только на то, чтобы зачитать список залогов, оставленных Сбербанку.

После того как афера вскрылась, выяснилось, что имуществом, которое фирмы «Софт-трейда» оставляли в залог, в момент заключения кредитной сделки они не обладали. Между тем стоимость каждого залога оценивалась банком на суммы от 20 до 160 миллионов. К слову, имущество, оставляемое в залог, появлялось не просто из воздуха – его находили в газете с объявлениями и приписывали как свое, причем продукция всегда выбиралась дорогостоящая. Интересно, что эти обстоятельства, в принципе, ставят под сомнение работу СБ банка и риск-менеджмента эпохи правления Захарова… И после всего этого кто будет утверждать, что топ-менеджеры банка «ничего не знали»?..

Кроме того, юрист подтвердила, что ООО «Софт-трейд» имело несколько дочерних компаний — «Автотранссервис», «Дин+», «БулгарРегионСнаб» и «Маштехкомплект». Все эти взаимосвязанные предприятия не имели права брать кредит такой величины, и становится ясно, что все они были учреждены специально для отвода глаз. Вопрос о том, как об этом не смогли догадаться сотрудники Сбербанка, до сих пор остается открытым.

Газета «БИЗНЕС Online» продолжает следить за процессом по ГК «Софт-трейд».