«Сегодняшняя ситуация характеризуется повышенным предложением неликвидных объектов», — говорят эксперты о рынке продажи коммерческой недвижимости Набережных Челнов. Тенденция такая: в городе продаются площади, но скупать их некому. Не покупают активы самого богатого депутата горсовета Хариса Шарафуллина, челнинского лендлорда Алексея Миронова, владельцев сети «Бинхартс» и бывшее здание магазина французской сети спорттоваров Decathlon. В 2023-м ТЦ Челнов уже активно восстанавливаются после стресса от ушедших брендов, заполняя площади федеральными новичками, но спроса на них пока так и нет. О том, какие объекты находятся в продаже, почему их не покупают и как обстоят дела на рынке коммерческой недвижимости в автограде, — в нашем материале.
В прошлом году летом Decathlon объявил о приостановке поставок на российский рынок и закрыл все местные магазины на фоне СВО. Часть недвижимости в России сеть арендовала, часть была у нее в собственности
Последний из французов: в Челнах продают Decathlon
В Набережных Челнах ищут хозяина для здания, в котором с 2014 года работал магазин спортивных товаров Decathlon, на проспекте Яшьлек. По словам нашего источника в сфере недвижимости, это единственный в Татарстане объект, который находится в собственности французской сети спорттоваров. Бренд ушел из России на фоне спецоперации.
Площадь челнинского гипермаркета — 4,7 тыс. кв. метров. Генеральный директор компании A-Development Марат Ахмеров в разговоре с нашим корреспондентом оценил стоимость актива почти в 300 млн рублей. Отметим, что продажа здания будет непростой, т. к. все сделки с иностранным капиталом сейчас должен одобрить премьер-министр РФ Михаил Мишустин.
«Это достаточно крупный торговый центр, который находится все-таки не в гуще жилмассива, а, я бы сказал, на стыке частного сектора, промзоны и окраины жилой зоны. По моим прикидкам, цена за „квадрат“ может быть 50–60 тысяч рублей. Умножаем 60 тысяч рублей на 4,7 тысячи квадратных метров — получаем 282 миллиона. Если мы говорим о продаже, — пояснил эксперт. — Если речь об аренде, то это 600 рублей за „квадрат“ в месяц».
На вопрос о том, кому могут быть интересны площади французов, Ахмеров отметил, что рассчитывать лучше на закамских игроков, казанцы сюда вряд ли станут вкладываться.
«Кому может приглянуться? Думаю, это может быть компания, связанная с отделочными материалами, продуктами питания, — это в первую очередь. Особенно если Decathlon рассмотрят аренду, формат ретейл-парка. Ну или можно перепрофилироваться под автосалон. Площадь и высота потолков позволяют», — объяснил спикер.
В прошлом году летом Decathlon объявил о приостановке поставок на российский рынок и закрыл все местные магазины на фоне СВО. Часть недвижимости в России сеть арендовала, часть была у нее в собственности. Площадь собственных российских активов, писал РБК, ссылаясь на данные консалтинговой компании CORE.XP, составляет не менее 135 тыс. кв. метров. В эти «квадраты» входит и челнинский объект. В начале года стало известно, что французы намереваются продать весь свой бизнес целиком, хотя возможен вариант отдельной продажи объектов. Весь бизнес в России, сообщает РБК, оценивается экспертами в 13–15 млрд рублей. Полагаться, что его купят целиком, не стоит.
Возникают сложности и с крупными федеральными или же московскими компаниями, которые не так часто обращают свой взор на местные торговые центры
Аренда коммерческой недвижимости больше не востребована
Рынок коммерческой недвижимости Набережных Челнов сильно перенасыщен. События последних лет — спецоперация, пандемия — стали причиной роста стоимости арендной платы, а сокращение количества иммигрантов и рост стоимости стройматериалов сделали возведение новых ТЦ практически невозможным. Остро стоит вопрос продажи объектов — многие предложения годами не снимаются с сайтов бесплатных объявлений.
«Рынок аренды растет, но сейчас нет такой востребованности на него. Аренда больше не дает такого выхлопа, как раньше, — рассказал директор ТЦ „Глобус“ Сергей Вахрушев в беседе с корреспондентом „БИЗНЕС Online“. — Себестоимость в строительстве у нас очень высокая, с учетом того что в 2022 году материалы в разы подорожали — на 200–300 процентов. Дорожает рабочая сила: увеличился отток иммигрантов, который до сих пор не восстановился из-за приграничных сложностей. Сейчас окупаемость одного объекта в 1 тысячу „квадратов“ — минимум 15 лет. Дешевле, чем 90–100 тысяч за „квадрат“, никто продавать уже не будет».
Подскочившие цены на аренду подтверждает и сервис Avito: в 2023 году средняя стоимость выросла на 67% и составила 50 тыс. рублей в месяц. Цена 1 кв. м в торговом центре — 625 рублей.
Возникают сложности и с крупными федеральными или же московскими компаниями, которые не так часто обращают свой взор на местные торговые центры. Автоград интересен в основном небольшим и средним дискаунтерам, таким как «Чижик» (кстати, он уже зашел в РТ и открылся в Челнах) и «Монеточка». Но не обошлось и без хорошей новости: спецоперация показала, что на место иностранных брендов быстро приходят республиканские.
«Уход Zara и всех остальных открыл дорогу нашим местным предпринимателям. Если раньше люди одевались у иностранных брендов, то сейчас они пошли к нашим. Я сам вижу развитие татарстанских брендов», — подытожил Вахрушев.
Проблем доставляет и удаленность Челнов от региональной столицы, из-за чего крупные инвесторы осторожнее относятся к вложениям в местные объекты и требуют с них сверхдоходность в короткий промежуток времени.
«Чем отдаленнее населенный пункт от столицы региона, тем выше требования у покупателей и инвесторов: окупаемость должна быть ниже, а доходность — выше. Есть еще один риск: съезд федеральных арендаторов заместить тяжелее, чем в столице, из-за особенностей менталитета челнинцев. Отсюда и требования к повышенной доходности», — рассказал гендиректор АН «РеАгентство» Юрий Чикиров.
Рынок коммерческой недвижимости после СВО чувствует себя так же, как и прочие виды экономики — они все взаимосвязаны, считает он. ТЦ зависят от покупательной способности населения, а она явно не повысилась. «В Челнах, если говорить о торговых центрах, они имеют в основном районное значение и „кормятся“ с покупателей близлежащих домов. Здесь нет такого, что люди массово выезжают в торговый центр в выходные дни», — говорит Чикиров.
Рынок торговой недвижимости в сегменте качественных ТЦ Челнов представлен сегодня 17 объектами — это более 255 тыс. кв. м общей площади и 185 тыс. арендуемой
Чем челнинские ТЦ заместили ушедшие бренды: первые в городе Love Republic и «Л'Окситан»
2022 год рантье, пережившие пандемию, встретили относительно спокойно. Большинство представителей торговых центров в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» критического оттока арендаторов не заметили или достаточно быстро заполнили освободившиеся места новыми брендами.
Полпред российской гильдии управляющих и девелоперов по Татарстану Елена Стрюкова поделилась с нами статистикой: рынок торговой недвижимости в сегменте качественных ТЦ Челнов представлен сегодня 17 объектами — это более 255 тыс. кв. м общей площади и 185 тыс. арендуемой. При этом доля вакантных помещений составляет 12%, что крайне мало. Для сравнения: в Казани этот показатель находится на уровне 22%. То, что ТЦ Челнов массово продаются, не говорит о плачевной ситуации у них. Судя по объявлениям о продаже, эти объекты заполнены практически полностью, хотя ситуация от объекта к объекту может значительно отличаться. По ее оценке, в 2023–2024 годах в Челнах будет введено не менее 26 тыс. кв. м торговых площадей без учета стрит-ретейла.
В целом 2022-й принес много изменений в данный сегмент экономики. Районные торговые центры и региональные рынки торговой недвижимости показали большую устойчивость к макроэкономическому кризису, а состав их арендаторов снова претерпевает изменения, вектор которых на этот раз не определен. Замещение покинувших страну брендов идет крайне медленно и пока с заметной потерей в качестве и разнообразии.
ТРК «Сити-Молл» на протяжении последних трех лет держит процент заполняемости на уровне 92–95% без резких скачков
Сосед ТЦ «Куб» — ТРК «Сити-Молл» — на протяжении последних трех лет держит процент заполняемости на уровне 92–95% без резких скачков. В 2022-м здание покинули Westfalika и Kari, а на их места быстро заехали федеральные и местные компании, а в нынешнем году ТРК планирует провести ряд громких открытий.
Все спокойно и в ТВК «Тулпар», который держит уровень заполняемости на 98% и даже успел заселить к себе двух «федералов» — «Магнит Косметик» и Sinsay.
У ТРЦ «Торговый Квартал» занято 95% площадей. По словам менеджера по маркетингу и рекламе Карины Гайнутдиновой, 2021 год, пандемия и ее последствия в значительной степени не повлияли на заполняемость. «Период пандемии больше сказался на трафике посетителей. Но в 2023-м трафик уже выровнялся с показателями 2019 года», — добавила она. На освободившиеся после начала спецоперации площадки заехали DNS, «Л'Окситан», Adamas, Francesco Donni. Ныне ТК ведет переговоры с Kari, «Твое», Zenden, Ergonova, «ХочуПури» и «Перчини».
Из «Омеги» ушел лишь магазин Cstore
ТЦ Sunrise City в 2022 году покинули Pull& Bear, Bershka, Stradivarius, Acoola и H&M. По словам представителя компании, освободившиеся площади уже практически заполнены новыми арендаторами, но точные цифры они пока называть не готовы. На месте Stradivarius уже открылся российский фешен-ретейлер Love Republic, а площадку H&M поделили на несколько частей, одну из которых займет международный спортивный ретейлер ANTA SPORTS и Sela Mom and Monsters — лайфстайл-бренд для всей семьи.
Из «Палитры» ушли дисконт-магазины Adidas и Reebok
«Магазины бренда Bershka возобновят работу под названием Ecru, а Pull & Bear станет DUB. Кроме этого, торговый центр Sunrise City покинула сеть детской одежды Acoola. На ее месте уже в апреле открывается региональный фешен-ретейлер Romantic, а также магазин детской одежды „МИЯ ТУТ“. Летом на цокольном этаже ожидаем открытия большой арены виртуальной реальности WARPOIN на 500 квадратных метров с двумя зонами для игр», — ответил ТЦ Sunrise City на запрос нашего корреспондента.
Что касается ТЦ «Омега» и ТЦ «Палитра», они пострадали не так сильно, т. к. среди арендаторов превалируют местные бренды. Из «Омеги» ушел лишь магазин Cstore, а из «Палитры» — дисконт-магазины Adidas и Reebok. На наш запрос в ТЦ на момент публикации не ответили.
Львиную долю торговых площадей реализует ГК Eurogroup печально известного бизнесмена Алексея Миронова
Миронов никак не может распродать свои активы
«БИЗНЕС Online» изучил самые крупные и дорогие объекты, которые продаются в городе, — всего на сумму в 2,5 млрд рублей. По данным Avito, с прошлого года количество предложений сократилось на 29%, а вот стоимость выросла на 16%.
Львиную долю торговых площадей реализует ГК Eurogroup печально известного бизнесмена Алексея Миронова. Он сбывает самую дорогую коммерческую недвижимость города — всего на 1,5 млрд рублей.
Представители ГК Eurogroup объяснили «БИЗНЕС Online» продажу своих объектов политикой компании: девелопер строит, развивает, а затем продает заполненные коммерсантами здания. Правда, продажа стоит уже как минимум с 2021 года — все это время объявления на сайте Avito просто обновляются. Как и цены.
Сейчас у проживающего в Москве предпринимателя выставлено на продажу четыре готовых арендных бизнеса на проспекте Мира — центральной трассе города. Географически объекты стоят напротив одной из крупнейших торговых зон — ТЦ «Омега», позади них — жилой массив 7-го комплекса, автобусные остановки, высокий пешеходный трафик.
Торгово-офисный центр Eurogroup (его название на картах — бизнес-центр «На Мира») можно номинально считать жемчужиной на витрине Миронова — за него покупатель заплатит рекордные 920 млн рублей. Площадь здания — 8,8 тыс. кв. метров. Первые этажи заняты продуктовыми магазинами и алкомаркетами, кафешками, на втором — деловые центры и магазин одежды, а 1,4 тыс. кв. м третьего этажа пустует. Интересен и подход к продаже: Eurogroup отпускает здание блоками. Самый дешевый продают за 172 млн рублей, самый дорогой — за 387 млн рублей. Окупаемость у каждой части разная и варьируется от 9 до 13 лет.
ТОЦ City Line — четырехэтажное здание с торговыми и офисными арендаторами. Его якорный объект — магазин «Евромебель», чье название гордо висит на вершине здания
Чуть дальше по улице расположен ТОЦ City Line — четырехэтажное здание с торговыми и офисными арендаторами (проспект Мира, 24ж). Его якорный объект — магазин «Евромебель», чье название гордо висит на вершине здания. Здесь же располагается и секонд-хенд — редкое для Челнов явление. Площадь здания — 2,6 тыс. кв. м, 255 из которых свободны. Стоимость объекта — 232 млн рублей, окупаемость — 10 лет.
Следующее ТЦ площадью 2,6 тыс. кв. м находится около City Line. Среди арендаторов числятся банки, кофейня, продуктовый и мебельный салон. Цена у объекта, почти идентичная соседу, — 231,8 млн рублей, но у него хуже окупаемость — 14 лет.
Еще у одного объекта продается только второй этаж площадью 1,8 тыс. кв. м (проспект Мира, 24к). Здесь на первом этаже базируется отделение пенсионного фонда, «Почта России», налоговая инспекция, два банка, а на втором — магазин одежды и обуви «Семья». За здание просят 162,3 млн рублей, которые отобьются через 12 лет. Еще два года назад Миронов продавал здание площадью 6,96 тыс. кв. м целиком за 692 млн рублей, вероятно, часть купили.
«Сокровищем» можно назвать относительно новый ТЦ «Куб» стоимостью 200 млн рублей. Объявление о продаже появилось еще в начале 2022 года, но за 310 млн рублей
ТЦ «Куб» владельцев «Бинхартс» и бюджетный ТЦ «Фокс»
Оставшуюся часть ТЦ на рынке реализует на Avito агентство недвижимости «Агентство регионального развития» («АРР»). Комментировать объекты продажи корреспонденту «БИЗНЕС Online» там отказались.
«Сокровищем» можно назвать относительно новый ТЦ «Куб» стоимостью 200 млн рублей. Объявление о продаже появилось еще в начале 2022 года, но за 310 млн рублей. Здание площадью 3,4 тыс. кв. м принадлежит боссам сети кофеен «Бинхартс»: Эльвиру Шарафетдинову, Петру Антипову, Артему Лебедеву, Марселю Марданшину. Все помещения, по словам представителя «Куба», полностью заполнены арендаторами. Рядом другой торговый центр — «Сити Молл» и оживленный проспект Чулман, майдан и выход на набережную Табеева. Хороший трафик, как уверяют продавцы, обеспечен. В ходе подготовки материала объявление было снято с размещения, возможно, объект наконец продали.
Одним из самых бюджетных объектов в нашем списке стал ТЦ «Фокс», который расположился между Московским проспектом и Машиностроительной улицей. Здание построили в 2010 году, на продажу выставили уже в 2021-м. Площадь трехэтажного «Фокса» — 2,1 тыс. кв. м, она практически полностью занята арендаторами: продавцами разных мастей, салоном красоты и фитнес-центром. Стоимость — 110 млн рублей. По данным «Контур.Фокуса», здание принадлежит Валерию и Аннарозе Бутаковым. Как нам пояснила Аниса Хуснуллина, которая является совладельцем объекта, причиной продажи стал переезд: владельцам трудно управлять объектом на расстоянии.
Одним из самых бюджетных объектов в нашем списке стал ТЦ «Фокс», который расположился между Московским проспектом и Машиностроительной улицей
«Лет 10–11, как будут работать, — рассказала нам совладелица о возможной окупаемости объекта. — Я предприниматель с 1993 года и могу сказать: ничего само по себе не работает. Хоть мешок денег поставь — ничего не будет, если ты не готов приложить усилия. Материя создается от ваших действий, просто идея не работает. Кто за пять лет окупит, а кто-то и за 20 — у кого какой подход. Можно строить иллюзии и говорить о быстрой окупаемости, но зачем человека в заблуждение вводить?»
С тоской в голосе Хуснуллина сообщила, что не хотела бы, чтобы здание после продажи превратилось в обыкновенный рынок: владельцы годами развивали объект в разных направлениях, запуская туда и салон красоты, и фитнес-клуб. «Хотелось бы, чтобы пришел инвестор, который бы думал не только о прибыли, но и о людях. Но если нет — его выбор, мы не вправе указывать ему».
ООО «Дом мебели» реорганизовали в 2019 году. Формальным наследником можно назвать ООО «УК Дом Мебели», зарегистрированное в 2016-м
Привет из 80-х: ТЦ «Дом мебели» и ТЦ «Меркурий» семьи Гомберг
Преклонный возраст и усталость от бизнеса стали причиной продажи и ТЦ «Дом мебели» на Московском проспекте. Само здание построили в 1989 году, а непосредственно ЗАО «Дом мебели» основала челнинская бизнесвумен Ирина Назаренко в 2001-м. В 2012 году к списку управляющих, по данным «Контур.Фокуса», присоединилась Ольга Федорова, а ЗАО поменяли на ООО. В 2013-м компания объявила себя банкротом, к ней был приставлен конкурсный управляющий. ООО «Дом мебели» реорганизовали в 2019 году. Формальным наследником можно назвать ООО «УК Дом Мебели», зарегистрированное в 2016-м. Генеральным директором остается Федорова, которой принадлежит 0,02% в доле здания, а в списке учредителей числятся еще 6 человек: Минсария Исмагилова (50,99%), Ксения Греб (17,68%), Наталия Греб (17,68%), Тамара Маликова (4,76%), Гульнур Бикбова (4,67%), Галина Бамбурова (4,18%).
Продать здание пытаются с 2017 года, когда скоропостижно скончалась Назаренко. Тогда торговую площадь выставили на продажу за 180 млн рублей. Покупателя за эту цену не нашлось. Повторно здание на продажу выставили в марте 2022-го за 205 млн рублей. Но и в этот раз интереса к приобретению никто не изъявил и цену понизили до 115 миллионов. Продать здание доверили сразу двум агентствам недвижимости — АРР и «Этажам».
Потенциальный покупатель в случае успешной сделки получит одно из крупнейших по площадям зданий в нашем списке на 8,1 тыс. кв. метров. Внутри — полностью заставленная мебельными отделами площадка. В нагрузку идет земельный участок на 5,6 тыс. кв. м, административно-бытовой корпус и производственно-хозяйственный блок с арендаторами.
«Владельцев очень много, они люди в возрасте. Им ведение бизнеса не совсем интересно, многим он перешел по наследству, поэтому они пришли к общему мнению — продать „Дом мебели“», — рассказал нам источник, знакомый с ситуацией.
В трехэтажном здании на 2,2 тыс. кв. м располагается «Пятерочка», пекарня, около 20 арендаторов — в основном мелкие розничные магазины. Заполняемость, как говорят продавцы, — 100%
ТЦ «Меркурий» можно назвать «старичком» во всех смыслах. История здания на улице Шамиля Усманова уходит корнями еще в советский период. Его построили в 1984 году, оно входило в систему «Спорткульттоваров» и являлось едва ли не единственным магазином в Челнах, где можно было найти музыкальные инструменты, магнитофоны, дефицитные аудиозаписи и грампластинки. Ныне объект находится в распоряжении ООО «Юность». Его владельцы — Гузель Махиянова (56,2%, она же директор), Константин Гомберг (31,5%), Светлана Гомберг (9,8%), Михаил Гомберг (2,5%). Семья Гомберг владеет в Челнах также четырехзвездочным отелем KamaRooms и рестораном Boho.
В трехэтажном здании на 2,2 тыс. кв. м располагается «Пятерочка», пекарня, около 20 арендаторов — в основном мелкие розничные магазины. Заполняемость, как говорят продавцы, — 100%. На продажу объект первоначально выставили в далеком 2016 году за 110 млн рублей. Новому владельцу обещали окупаемость в 10 лет и возможность расширить площадь здания до 4 тыс. кв. метров. Покупателей это не заинтересовало, и стоимость постепенно снижалась. Нынешняя цена объекта упала до 76 млн рублей. Продают объект на Avito сразу с двух «рук» — через ООО «Капитан», которым владеет Константин Гомберг, и риелторов АРР.
Сообщение о продаже ТЦ «Панорама» появилось на сайтах-агрегаторах в конце мая 2022 года
Самый богатый депутат горсовета продает сразу три ТЦ
Самый богатый депутат горсовета города и владелец ООО «Шар ХХ» Харис Шарафуллин выставил на продажу сразу три интересных торговых площадки — ТЦ «Панорама», ТЦ «Султан» и ТД «Деметра».
Сообщение о продаже ТЦ «Панорама» появилось на сайтах-агрегаторах в конце мая 2022 года. Цена — 200 млн рублей. За эти деньги покупатель получит не все здание, а только 2-й и 3-й этажи — 1-й находится в распоряжении банка «Авангард». Объект располагается у ключевой магистрали города — проспекта Мира. Рядом рестораны и бары, чуть поодаль — ТЦ «Глобус», через дорогу — бульвар Энтузиастов с его кофейнями и точками общепита. Площадь в 2 тыс. кв. м заполнена на 95%. «Якорем» выступает сеть магазинов по продаже школьной одежды Brossko. Как указывают продавцы в анкете, торговый центр пользуется большим спросом у посетителей.
В отличие от многих других торговых центров, в «Панораме» практически никогда не было федеральных арендаторов — только республиканские и городские. «У нас основной „якорь“ — это Brossko и магазин „Четыре глаза“ из Ижевска, который торгует оптикой. Все остальные — местные, как „Карандаш“. Мы с федеральными компаниями, если не считать еще „Белвесту“, не работаем», — рассказал директор ТЦ «Глобус» (здание также принадлежит «ШарХХ») Вахрушев.
За ТД «Деметра» Шарафуллина на Боровецком бульваре тянется шлейф скандалов. Это последнее коммерческое здание, построенное на бульваре, которое изначально планировали сделать ночным клубом. После протестов местных жителей и вмешательства тогдашнего мэра Челнов Василя Шайхразиева объект переквалифицировали в дом детского творчества, а в дальнейшем он уже превратился в привычную торговую площадку. В 2015-м прокуратура подала иск в суд с требованием закрыть «Деметру». В этот же период здание выставили на продажу за $1 млн, а в 2016 году его приобрел Шарафуллин, как нам рассказал Вахрушев.
За ТД «Деметра» Шарафуллина на Боровецком бульваре тянется шлейф скандалов. Это последнее коммерческое здание, построенное на бульваре, которое изначально планировали сделать ночным клубом
Площади двухэтажного здания ТД «Деметра» на 1,1 кв. м заполнены на 100%. Внутри магазин косметики, алкомаркет и аптека. Снаружи — фруктовый ларек. Сам торговый комплекс окружен жилыми массивами, потому «начинка» у него самая что ни на есть идеальная. На продажу объект на сайты-агрегаторы выложили через несколько дней после начала спецоперации. Цена — 100 млн рублей.
Помимо него, в продаже находится построенный в 2005 году небольшой (653 кв. м) ТЦ «Султан» в 59-м комплексе. Торговые площади арендованы на 100%, основные же арендаторы — алкомаркет, продуктовый магазин и салон красоты. Просят за все практически символические 39 млн рублей.
По словам Вахрушева, объекты выставили на продажу, чтобы проверить спрос на рынке. Найдется покупатель — отлично, вырученные средства уйдут на другие проекты. А вкладывать, судя по всему, есть куда. Как стало известно от источника, близкого к Шарафуллину, тот планирует инвестировать огромную сумму в новый объект, отсюда и желание сбыть активы. Но что он из себя представляет, этот «новый бизнес», наш собеседник не раскрыл.
Сам Шарафуллин в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» также не пожелал комментировать продажу объектов.
«Арендаторов ныне очень сложно найти в связи с недавними событиями. Предложений на рынке много, а вот найти на них покупателя достаточно трудно»
Как сбыть коммерческую недвижимость в Челнах
Сбыть многие неликвиды возможно, но здесь встает вопрос дисконта, который предложит продавец, считает Чикиров. «Продается все, важна лишь цена. Выставить можно и по заградительным ценам, авось купят. Предварительно можно сказать так: это мало. Емкость рынка у Челнов высокая», — подытожил он.
По словам руководителя АН «ФАРД» Ильнара Нурхаметова, коммерческая недвижимость постепенно стабилизируется после тряски в 2022-м. «Экспонирование от 10–15 крупных ТЦ — это нормальное состояние рынка недвижимости. Сегодняшняя ситуация характеризуется повышенным предложением неликвидных объектов», — отметил риелтор.
Сбыть застоявшиеся объекты возможно, уверен он, но для этого необходимо выставить корректную стоимость или иметь хорошие перспективы для покупателя.
«На рынке нежилой недвижимости есть правило трех „Л“: это локация, локация и еще раз локация. Объект должен быть качественным, без юридических рисков, с хорошим техническим состоянием и хорошей экономикой. Разумеется, для предпринимателей, которые покупают помещение для ведения своей деятельности, важна в том числе и стоимость объекта. Чем она ниже, тем лучше. Если мы говорим об инвесторах, то им важна разумная норма доходности, то есть совокупность факторов: стоимость объекта на день покупки, арендная ставка, ликвидность», — рассказал Нурхаметов и отметил, что дальнейшая коррекция на рынке коммерческой недвижимости будет зависеть от политической ситуации в стране и мире.
Руководитель АН «Этажи» Дмитрий Абушахманов уверяет, что нынешняя ситуация — отголосок «сытых» времен, когда строительство и приобретение торговых площадей давали хорошую прибыль, а время окупаемости объектов было намного короче нынешнего. Массовый же сбыт объектов — попытка «окешить» состояние и инвестировать его в более выгодные объекты.
«Когда все приобретали коммерческую недвижимость, был очень хороший спрос. Он сохранялся до последних событий — пандемии и так далее. У многих просел заработок после этого, вот они и продают в надежде заработать. Многие вкладывают в иностранную недвижимость — в Дубае, Турции. Где-то люди просто устали от бизнеса, хотят отдохнуть. Арендаторов ныне очень сложно найти в связи с недавними событиями. Предложений на рынке много, а вот найти на них покупателя достаточно трудно», — говорит Абушахманов.
Предугадать будущее сложно, но картина планомерно восстанавливается, и, скорее всего, считает он, все будет стабильно.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.