«Сложность работы в нашем парламенте заключается в том, что у «Единой России» есть конституционное большинство, поэтому подавляющее количество законопроектов КПРФ не проходит», — говорит коммунист Артем Прокофьев, представляющий Татарстан в Госдуме РФ. В ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» депутат рассказал об особенностях работы парламента в период СВО, федеральном бюджете на 2023 год и перспективах развития туристической отрасли, которой занимается как член рабочей группы.
Артем Прокофьев: «В партии идет системная работа перед каждым заседанием, мы прорабатываем повестку, делаем анализ по каждому законопроекту и определяемся по голосованию»
В чем измеряется эффективность работы депутата Госдумы?
— Артем Вячеславович, политолог Алексей Мартынов и директор центра политического анализа Павел Данилин представили рейтинг «Коэффициент полезности депутатов Госдумы» по итогам исследования, которое проводилось с сентября по декабрь 2022 года. В этом рейтинге вы занимаете 432-е место из 443. Чем вы это объясните?
— Я не знаю, о каком рейтинге идет речь. Но насколько я знаю, рейтинги составляли бывшие представители «Молодой гвардии» партии «Единая Россия», которые сегодня представляют якобы независимые структуры. Естественно, у них всегда в топе ЕР. И члены партии власти потом начинают тиражировать, какие они красавчики. Но если вы пообщаетесь с людьми, то получите совершенно другую оценку.
— В чем надо мерить эффективность депутата Госдумы?
— Несколько направлений работы. Первое — работа по текущей парламентской повестке. Конечно, ключевое — это рассмотрение вопросов в Госдуме, представление интересов избирателей. У КПРФ принципиальная позиция по очень многим вопросам, причем своей принципиальностью мы отличаемся не только от «Единой России», но и от других парламентских партий. По многим вопросам, которые угрожают интересам наших граждан, только КПРФ консолидированно выступает против. Например, ужесточение административного и уголовного законодательства, которое проходит у нас последовательно, введение таких дополнительных элементов контроля, как единая биометрическая система данных на всю страну и так далее.
Или, например, бюджет страны на 2023-й. Мы четко даем анализ этого бюджета и поясняем, почему мы были против его принятия. Кстати, начало года уже показало правоту нашей партии. Даже тот дефицит, который был обозначен в размере почти 3 триллионов рублей, только за первые два месяца года уже превышен.
В партии идет системная работа перед каждым заседанием, мы прорабатываем повестку, делаем анализ по каждому законопроекту и определяемся по голосованию. Выступаем, отстаиваем нашу точку зрения, задаем вопросы. В этом плане фракция коммунистов работает очень слаженно. Да, у нас нет большинства в парламенте, но тем не менее даже имеющееся количество позволяет продвигать интересы наших избирателей. А я считаю, что мы отражаем интересы большей части избирателей, чем представлены пропорцией в Госдуме.
Второе направление — работа в рамках комитета парламента и взаимодействие с нашей республикой. Например, я член комитета по туризму и развитию туристической инфраструктуры. Мы очень плотно работаем с госкомитетом по туризму, министерством экономики, министерством строительства, архитектуры и ЖКХ, агентством инвестиционного развития, министерством транспорта и дорожного хозяйства и другими органами исполнительной власти Республики Татарстан. Недавно у нас было заседание рабочей группы. У нас по каждому нацпроекту создана рабочая группа указом раиса Татарстана. У рабочей группы по туризму есть определенные результаты. Как вы знаете, Казань и республика уже преодолели допандемийный показатель турпотока. Сейчас решается вопрос выделения средств на проекты, связанные с корпорацией «Туризм.РФ», а также средств по нацпроектам и, конечно, частных инвестиций. Все депутаты от Татарстана по этому направлению активно работают, мы все взаимодействуем. К примеру, с Максимом Анатольевичем Топилиным ведем большую работу по реализации проекта «Великий Волжский путь». Это крупный проект, его не так просто сдвинуть, но совместно с другими регионами мы это делаем.
Третий блок — это работа с избирателями. Например, в конце марта в Нижнекамске мы провели прием граждан, встретились с активом. Работа с обращениями граждан — это тоже наша важная деятельность, потому что не всегда у них есть возможность достучаться до властей, особенно до федеральных. Мы эту работу ведем активно по всему Татарстану. И в Госдуме проводим прием населения, не ограничиваясь только нашей республикой. Это направление позволяет нам доносить имеющуюся проблематику и решать проблемы граждан. Пусть не все проблемы и не сразу, но по совокупности данная работа имеет свои результаты, и есть много примеров их решения.
— Этих трех направлений достаточно для определения эффективности работы депутата?
— Много разных показателей, например привлечение федеральных средств. Но национальный проект по туризму по цифрам изначально небольшой. На 2023-й на всю страну заложено всего 48 миллиардов рублей, и это на 18 процентов меньше по сравнению с прошлым годом.
«И в Госдуме проводим прием населения, не ограничиваясь только нашей республикой»
«Коммунисты поднимают вопросы, которые не могут поднимать другие депутаты»
— Что вам удалось сделать в рамках этих трех блоков за прошедший год?
— Коммунисты поднимают многие вопросы, которые не могут поднимать другие депутаты. Из последнего — это взаимоотношения с федеральным центром в плане налогообложения нефтяной отрасли. Серьезные изменения, которые затрагивают доходную часть региональных бюджетов. У нас даже дошло до прямой стычки с председателем комитета по бюджету Андреем Макаровым на пленарном заседании, потому что без обсуждения, в течение двух дней приняли изменение налогообложения регионов, которое затрагивает прежде всего регионы-доноры. И встает вопрос рентабельности нефтяной отрасли в целом. Для Татарстана это серьезнейший вопрос. Я и Азат Ягафаров эту тему поднимали в формате и поправок, и вопросов, и выступлений. Мы и министру энергетики РФ данную проблему обозначили, чтобы ситуацию выправить. Знаю, сейчас идет обсуждение дополнительных мер для поддержки отрасли.
И так по всем вопросам: и при принятии бюджета РФ, и по законодательству о местном самоуправлении. Кстати, принятие закона о местном самоуправлении пока заморозилось, прошло только первое чтение. А реформа должна была ликвидировать поселковые советы депутатов. Это коснулось бы и Татарстана.
— А почему коммунисты против реформы?
— Потому что это вопрос организации власти внутри регионов, и они должны быть самостоятельны в этом вопросе. Термин даже такой — самоуправление! Если раньше в федеральных законах прописывали «общие принципы организации власти в регионах», то сейчас, к сожалению, это уже не общие принципы, а руководство. Я считаю это покушением на то, как субъекты, местное самоуправление могли бы себя реализовывать. Ну какая разница, сколько депутатов сформируют у себя регион на местном уровне?! Тем более что они деньги за эту деятельность не получают. По сути, это общественная нагрузка. И зачем здесь директивно что-то навязывать?
— Как считаете, зачем хотели ликвидировать поселковые советы депутатов?
— Мне кажется, решили выстроить вертикаль реализации федеральных полномочий. Но авторы этого решения не просчитали все его последствия. Например, ликвидация несколько тысяч представителей только в Республике Татарстан. Думаю, они даже не вникали во все это. Идея, может быть, и понятна: общая мобилизация страны, рычаги управления. Но они и так есть! Считаю, такие перегибы порождают проблемы, не повышая эффективности. И с этим надо бороться.
Что касается работы в комитете по туризму, то за 2022 год по нацпроекту мы привлекли в республику 530 миллионов рублей, из них почти 374 миллиона федеральных средств. На 2023-й — около 609 миллионов рублей, из них федеральных — 493 миллиона. Кроме того, еще ждем на 2023 год условий по выделению денег на некапитальные средства размещения (кемпинги, глэмпинги) и строительство или реконструкцию гостиниц, санаториев от 120 номеров. Конечно, привлечение денег — это дружная командная работа, здесь есть заслуга и депутатов разного уровня, и кабинета министров РТ, и госкомитета по туризму, и предпринимателей, которые участвуют в конкурсах со своими проектами.
— Работа с населением — это большая и важная часть работы парламентариев. За депутатами-единороссами закреплены определенные территории — избирательные округа. А вы единственный коммунист, представляющий РТ в Госдуме. Какая территория закреплена за вами?
— Вся территория Татарстана, и мы ведем прием населения по всему региону. За прошлый год и I квартал текущего мы приняли 618 обращений граждан. Стараемся проводить приемы во всех частях нашей республики.
— И по всем направлениям принимаете вопросы граждан, а не только по направлению своей работы в комитете Госдумы — по туризму?
— Конечно, по всем вопросам! Работа в комитете — это только одна из многих составляющих работы депутата.
«Сложность работы в нашем парламенте заключается в том, что у «Единой России» есть конституционное большинство»
КПРФ разработала проекты Избирательного и Трудового кодексов, Конституции РФ
— «Удается ли коммунистам проводить свои законопроекты в Госдуме или единороссы все блокируют?» (Леонид Петрович) Все ваши выступления там напрасны, выходит?
— Этот вопрос часто задается. Когда партия не имеет большинства, возникает вопрос об эффективности ее работы, если она не может провести свои решения. Тем не менее из 714 законопроектов, рассмотренных Госдумой за текущий созыв, 110 внесено КПРФ, из них 48 принято. Конечно, зачастую они идут в соавторстве с представителями других партий — и с «Единой Россией», и со «Справедливой Россией» и так далее. Например, законопроекты об особенностях исполнения кредитных договоров для мобилизованных на СВО, об отходах производства и вторичной их переработке, о Байкале и др.
Но при этом я не думаю, что в ближайшее время нам удастся убедить большинство по ряду принципиальных вопросов. Например, наша партия разработала Избирательный кодекс РФ, я входил в рабочую группу разработчиков. Законопроект внесен в Госдуму, он прошел обсуждение. Все политические партии поддержали его ключевые положения, кроме «Единой России». К каждым выборам вносились изменения в тот или иной закон, выборы не проходили 2 раза по одним и тем же правилам. Мы предлагаем ввести кодификацию и устранить такие неприемлемые вещи, как электронное и многодневное голосование. Предлагаем вернуть членов комиссии с совещательным голосом, которые были ключевыми в контроле над ходом голосования со стороны общества. В таких вопросах очень сложно добиться поддержки большинства.
Сейчас мы разрабатываем Трудовой кодекс, и я тоже вхожу в рабочую группу. В нашей стране масса проблем с точки зрения трудового законодательства: по переработке рабочего времени, непрозрачной системе оплаты труда, системе безумных штрафов работников, необоснованным увольнениям, фактическому запрету эффективных профсоюзов. Тем более с внедрением новых технологий меняется структура экономики. Конечно, тоже будет сложно убедить большинство, мы это понимаем. Это работа стратегическая, но ее важность не отменяется. Запросы наших избирателей, с которыми шли на выборы, мы все равно продолжим отрабатывать, вносить и биться за их принятие. Пусть и не сразу они будут приняты.
Также КПРФ разрабатывает проект новой Конституции РФ. Мы же понимаем, что нелегко добиться ее принятия, но тем не менее эту работу ведем. Сложность работы в нашем парламенте заключается в том, что у «Единой России» есть конституционное большинство. Вот, например, Компартия неоднократно вносила законопроект о детях войны. В последний раз в марте этого года. И что делает ЕР? Она просто не участвует в голосовании! Голосовать против ей, наверное, стыдно, поэтому она вообще не голосует, и законопроект не проходит.
— Почему единороссы не голосуют? Там большие деньги предполагаются?
— Это не такие большие деньги. Я не понимаю действия «Единой России» даже с точки зрения экономического обоснования.
— Наверное, ЕР считает ваш законопроект популистским?
— В обществе очень большой запрос на данный закон. Почти на каждом приеме граждан этот вопрос поднимается.
— Какую доплату предлагали сделать коммунисты?
— 5 тысяч рублей в месяц. Более того, порядка четверти субъектов уже приняло законы о детях войны на региональном уровне с разными уровнями поддержки. А в Татарстане не приняли. Кроме финансов, предлагаются и такие меры поддержки, как социальное, медицинское, курортно-санаторное обслуживание.
«Доходы от нефтяной отрасли упали на две трети относительно 2022 года. Но у государства, во-первых, есть инструменты, как влиять на эти цены. Второе направление — это настройка внутри страны, налогообложение на сверхдоходы»
«Нет подлинной мобилизации ресурсов для обеспечения экономического роста»
— «Что изменилось в Госдуме после начала СВО? Некоторые депутаты говорят, что все „слились в патриотическом порыве“, дескать, не до оппозиционности. Но не приведет ли нас это к новым ошибкам? Какие законопроекты КПРФ не поддерживает?» (Илья Григорьев) Какая обстановка в ГД после начала спецоперации, о чем дискутируют депутаты?
— Первое, что изменилось, — это напряженная работа Госдумы по изменению законодательства, касающегося экономики. На страну обрушился водопад санкций, и это серьезный вызов. Пришлось в экстренном порядке править законодательство, чтобы защитить экономику и выстроить механизмы ее охраны от возможных посягательств в будущем. Удалось предотвратить самые плохие сценарии развития событий в экономике и социальной сфере, которые вынашивали западные страны, вводя санкции.
Второе — это изменение режима работы Государственной Думы. Телетрансляции пленарных заседаний были отменены в силу рассматриваемых вопросов, и только в преддверии отчета правительства в конце марта их вернули.
Что касается всеобщего одобрения, то оно касалось лишь противостояния внешним вызовам, которые угрожают нашей стране. А по другим вопросам мнения были очень разными. Ключевой документ, который принимает Госдума, — это ежегодный бюджет страны. Наша партия принципиально разобрала проект бюджета на 2023-й, обозначила его проблемы и то, к чему они могут привести. Понятно же, что нет подлинной мобилизации ресурсов государства для обеспечения экономического роста. Наша партия и открыто это заявляла, и фиксировала в своих предложениях руководству страны, совету безопасности. Мы выступали против изменения законодательства о местном самоуправлении, выборах, против изменений в уголовно-процессуальном законодательстве. Например, в закон внесли норму, что можно не зачитывать приговор целиком. И против этой инициативы консолидированно выступила только наша партия. Другой пример — закон о биометрических данных. Мы не понимаем, зачем собирать все биометрические данные в одном месте. Из последнего — наказание за дискредитацию добровольцев СВО. По оценке нашей партии, предложенные формулировки носили неясный правовой характер, и мы законопроект не поддержали.
Конечно же, по важным для общества вопросам позиция КПРФ часто отличается от позиции «Единой России». Принципиальная позиция нашей партии была, есть и будет.
— Какие перспективы у нас с федеральным бюджетом на 2023 год?
— Нашей партией предлагалось несколько мер для изменения подходов к формированию доходной части бюджета. По оценке специалистов, это могло бы увеличить доходную часть до 33 триллионов рублей. Сейчас она планируется в объеме 26 триллионов. Понятно, что конъюнктура может влиять на эти цифры, но все равно разница говорит сама за себя. Мы предлагаем, например, введение прогрессивной шкалы налогообложения для граждан, когда богатые платят подоходный налог больше людей со среднем достатком, а бедные не платят вовсе, а также перенастройку налоговой системы для отраслей экономики. А не так, чтобы ущемлять регионы, как сейчас это делают. Разве так надо искать средства? Для этого есть системные подходы, в том числе реализованные во многих развитых странах мира. К сожалению, все это принято не было и мы имеем дефицит бюджета. Для меня очень важно, чтобы не пострадали субъекты, в том числе Татарстан. Зачем искать в регионах какие-то дополнительные доходы, которых нет? Например, доходная часть бюджета нашей республики — 343 миллиарда рублей. Разве это такие огромные деньги, чтобы здесь искать источник пополнения федерального бюджета? Есть другие инструменты, и наша партия их предложила.
— Какие прогнозы по бюджету?
— Прогноз — надо корректировать экономическую политику, иначе может быть очень плохое состояние бюджета к концу года. Что уж говорить, если за два месяца превзошли годовой дефицит? Тревожная ситуация. Но у правительства есть возможность в 2023-м провести соответствующую корректировку. Например, для нефтяной отрасли правительством было предложено снизить скидку на нефть относительно мировых рынков, для чего были применены специальные налоговые инструменты. Проблема только в том, что по факту это делается опять за счет регионов. Думаю, у правительства по первым двум месяцам года произошло осознание, что экономическую политику надо корректировать. На отчете правительства на данную тему много вопросов звучало, посмотрим, что будет на практике.
— Какой был ответ на эти вопросы?
— Они же ряд мер принимают, например изменение налоговой политики. Доходы от нефтяной отрасли упали на две трети относительно 2022 года. Но у государства, во-первых, есть инструменты, как влиять на эти цены. Второе направление — это настройка внутри страны, налогообложение сверхдоходов.
— Может, лучше сократить непрофильные расходы госкомпаний? Например, зачем госкомпаниям содержать спортивные клубы с миллиардными бюджетами? А вы сразу хотите в карман бизнеса залезть…
— Многие вопросы, касающиеся давления на малый и средний бизнес, КПРФ поднимала. Например, мы были против расширения обязательного применения контрольно-кассовой техники по любому поводу в отличие от других партий.
Что касается госкомпаний и акционерных обществ, в которые преобразовываются унитарные предприятия, то там начинается рост расходов, с которыми надо работать. Мы, например, выступили против акционирования ФГУП «Росморпорт». Нам говорят, что просто преобразуется, и все, но мы-то знаем, что потом начинается — рост выплат и так далее. А в «Газпроме» сколько осталось государственной доли? В итоге только 50 процентов. У нас не было бы многих проблем, даже, может быть, не потребовалась бы перенастройка налоговой системы, если бы государству удалось сохранить реальные управленческие рычаги в нефтегазовой сфере, энергетике и прочих отраслях.
— Вы не считаете, что России нужна новая НЭП, чтобы бизнесу дать свободу?
— Доходную часть бюджета можно увеличить, просто грамотно перенастроив налоговую систему. У нас стремятся найти и сосчитать каждую копейку именно в малом и среднем бизнесе, не думая о том, что администрирование тоже стоит денег. А где страна недополучает триллионы, там шоры на глазах.
«Геннадий Андреевич Зюганов всегда уделял и уделяет внимание безопасности нашей страны и оборонно-промышленному комплексу»
«Помните, была попытка сделать базу НАТО в Ульяновске? Именно так начинается проникновение»
— Как в Госдуме обсуждались вопросы обеспечения солдат СВО всем необходимым? Почему нет то одного, то другого?
— Вопросы у депутатов есть по этому поводу. По данной причине в том числе не было трансляций. И сейчас часть заседаний проходит без трансляций. Наша партия в этом направлении ведет большую работу не только с точки зрения законодательных инициатив и взаимодействия с министерством обороны, но и сама формирует поддержку. Недавно мы отправили в Донбасс 107-й гуманитарный конвой. КПРФ первой начала такую гуманитарную работу. Эта работа у нас ведется на системной основе, создан специальный штаб.
— У КПРФ есть своя позиция по СВО? Почему мы вступили в этот конфликт, чем он должен завершиться?
— У КПРФ всегда была своя позиция по обеспечению безопасности страны. Помните, была попытка сделать базу НАТО в Ульяновске? Именно так начинается проникновение. Неслучайно же американские базы в 80 странах мира. Заигрывание с Западом, предательство нашей дружбы на постсоветском пространстве. Я считаю, мы вели себя беспечно. Наша партия всегда обращала внимание на все происходящее с точки зрения безопасности государства. И к расширению НАТО на восток мы всегда относились однозначно отрицательно, хотя многие не видели в этом опасности для России. Почему мы довели ситуацию до необходимости СВО? Не все можно сказать в публичном пространстве, но тем не менее объективная опасность для нашей страны возникла не вчера, а гораздо раньше.
Вопрос безопасности касается не только внешней политики, но и внутренней. Мы все помним, как закрывали военные училища, что происходило с промышленными мощностями. Например, я помню, каких усилий стоило председателю ЦК КПРФ Геннадию Зюганову сохранить уникальный пороховой завод в Пермском крае. В противном случае неизвестно, что было бы с ракетостроением в России. Вопросов много, и позиция КПРФ в отличие от позиций других партий всегда была принципиальной и последовательной в вопросе обеспечения безопасности нашей страны.
— Что у вас в партии говорят об итогах СВО, чем она должна закончиться?
— Позиция партии — обеспечить безопасность страны, наших граждан, и для этого должны быть приняты соответствующие меры. Дополнительные детали я озвучить не могу.
— Чиновники приходят в Госдуму с отчетом о том, что происходит в ходе СВО?
— Естественно, отчитывается и правительство, и все профильные министерства. И вопросы им депутаты задают. Во многом это касается закрытых статей бюджета и комитета Госдумы по обороне, который рассматривает подобные вопросы в закрытом режиме. Но у вас не должно быть и тени сомнения в том, что вопросы СВО там обсуждаются.
— Почему весь народ занимается снабжением мобилизованных на СВО? Куда все резервы делись? Эти вопросы надо задавать на высшем уровне.
— Вопросы задаются. И ответы мы получаем, правда не всегда они удовлетворяют нашу партию. В комитете по обороне КПРФ представляет генерал Виктор Соболев. И Геннадий Андреевич Зюганов всегда уделял и уделяет внимание безопасности нашей страны и оборонно-промышленному комплексу. Многие производства удалось сохранить в том числе благодаря его личному вмешательству.
— Какую личную позицию заняли парламентарии по отношению к СВО? Ездят туда?
— Когда есть такая необходимость, то формируется группа депутатов, и они выезжают. А в формате туризма поездок быть не должно! Депутаты ведут большую работу по гуманитарным конвоям. Более 400 членов нашей партии участвуют в СВО, много добровольцев. К сожалению, есть и погибшие. Другим партиям давать оценку я не буду.
— У вас есть военная специальность, в армии служили?
— Нет, потому что я учился в аспирантуре, защитил диссертацию, являюсь кандидатом политических наук.
«Я напомню, к кому пришлось обратиться в критический для России момент, когда либеральные реформаторы довели страну до дефолта в 1998 году. К КПРФ!»
«Даже президент РФ признал, что капитализм зашел в тупик»
— «Не кажется ли вам, что наконец-то Россия поворачивает на рельсы модернизированного социализма, мы как бы вспомнили свое прошлое и стараемся теперь взять все лучшее, что было в ту эпоху? Это частично и возврат к образованию, и даже в какой-то мере к экономике с госзаказами и планированием». (Ильдус)
— Когда председатель нашей партии выступал на отчете правительства, он сказал: «Даже президент РФ признал, что капитализм зашел в тупик. Я 20 лет ждал этого признания!» Конечно, сама ситуация показывает порочные явления, которые породил капитализм. Кстати, по ситуации в той же оборонной сфере ответ на многие вопросы — капитализм. Самый успешный пример развития экономики за последние 150 лет — это ленинско-сталинская модернизация, когда рост был почти 14 процентов. В наше время рост свыше 10 процентов в течение 25 лет обеспечил Китай под руководством Компартии. Инструменты, которые дает социализм для развития, показывают свою результативность. Но у нас в стране мы не видим никакого поворота в социально-экономической политике. И об этом наша партия четко заявляет. Ну о чем мы можем говорить, если у нас среднегодовые темпы роста менее 1 процента десятилетиями?! Даже мировая экономика в целом растет в разы быстрее. А значит, мы отстаем. Как мы можем говорить о каком-то развитии, благополучии общества?
Да, были поддержаны инициативы КПРФ о стратегическом планировании и федеральный закон о промышленной политике, но законы были приняты еще в 2014 году. С точки зрения практической реализации мы не видим реальных шагов. Законодательное обеспечение — это одно, но очень многое зависит от того, какую политику будет вести правительство. У экономического блока никакого поворота к социалистическим инструментам мы не наблюдаем. Поэтому я не сказал бы, что поворот к социализму реализуется. Но запрос на него есть, он растет.
— Но разве КПРФ предложила новую модель экономики?
— Модель экономики предложена в наших программных документах — это и «10 ключевых шагов», и «20 неотложных мер», которые были представлены во время избирательных кампаний. Но они подразумевают национализацию ключевых отраслей — транспорт, связь, РЖД, добыча природных ресурсов. И на этой основе новую индустриализацию.
— У вас нет сильных экономических теоретиков!
— В Госдуме наши депутаты академик Владимир Кашин, Николай Арефьев плотно работают в этом направлении, другие наши товарищи. И я напомню, к кому пришлось обратиться в критический для России момент, когда либеральные реформаторы довели страну до дефолта в 1998 году. К КПРФ! Юрий Маслюков, представитель нашей партии, возглавил министерство промышленности и торговли. РФ в кратчайшие сроки была поставлена на рельсы экономического роста. Был заложен самый успешный период постсоветского роста промышленности страны.
— Но сегодня теоретической экономической модели у КПРФ нет!
— Как раз практика показала, что КПРФ — единственная партия, которая имеет и теоретические предложения, и практический опыт выхода из кризиса, причем не только советский, но и постсоветский. У советских экономистов есть ученики, продолжатели их дела, в том числе среди депутатов Госдумы.
«Вот мы собрали рекордный урожай зерновых — 150 миллионов тонн. Что сейчас с этими запасами, как быть нашим аграриям в этих условиях? И как они дальше будут развиваться, исходя из сложившейся ситуации?»
«Важно не то, что нам на словах сказали, а что на практике будет выполнено»
— «Недавно председатель правительства РФ отчитывался перед Госдумой. Какие вопросы задали ему коммунисты?» (Хайруллин Э.) Как вообще КПРФ относится к правительству Мишустина, насколько оно эффективно проводит экономическую политику?
— По сравнению с предыдущими составами правительства нынешнему оценка выше. Надежда на то, что правительство все-таки сможет справиться с вызовами, которые обрушились на страну, у нашей партии сохраняется. Но вопросов к его работе, конечно, очень много. На этом заседании была обозначена проблема и недостаточного экономического роста, и запоздалости решений по многим направлениям. Например, в программных документах КПРФ была заявлена необходимость отвязки от международных валютных систем. Если бы все это делалось заранее, мы могли бы избежать потерь и заморозки резервов, которые сегодня произошли. Международная валютная система изначально США выстроена так, что ты обязан накапливать резервы в их валюте, хранить у них же. То есть мы продаем ресурсы, и у них же виртуально отображается, что они нам что-то заплатили, но они также всем этим пользуются и контролируют все ресурсы. Ну это как?! Данная проблема появилась не в 2022 году, а раньше. Наша партия ставила вопрос изменения этой политики, чтобы направить инвестиции в нашу экономику для обеспечения ее развития. Но нам говорили, что надо накапливать на черный день, а когда он наступил, оказалось, что все наши деньги уже не наши. Почему здесь такая запоздалая реакция?
— Коммунисты Мишустину вопросы задавали во время его отчета?
— Конечно! Заранее мы письменно направили 20 вопросов по ключевым моментам, также состоялась встреча руководства партии с премьер-министром и его заместителями, плюс к тому на пленарном заседании Госдумы было задано несколько вопросов.
В 2022 году утечка капитала из России составила 250 миллиардов долларов, или 19 триллионов рублей. Да, часть — это плата за импортные товары, но это же только часть. Экспортерам опять дали возможность хранить средства в зарубежных банках. А какая надежность такого хранения в нынешних условиях? Тоже вопрос непонятной запоздалости. Где инструменты, чтобы обеспечить запуск промышленности в полной мере, даже исходя из предложенного проекта бюджета? Все эти вопросы обозначались.
Что касается сельского хозяйства, то такой вопрос задал Николай Коломейцев на заседании Госдумы. Вот мы собрали рекордный урожай зерновых — 150 миллионов тонн. Что сейчас с этими запасами, как быть нашим аграриям в подобных условиях? И как они дальше будут развиваться, исходя из сложившейся ситуации? Как аграрии должны что-то закупать, если денег за урожай не получили? Также звучал вопрос поддержки инвалидов, по демографической ситуации и много-много других.
— Ответы Мишустина вас не удовлетворили?
— Посмотрим, как это будет реализовываться. Здесь же важно не то, что нам на словах сказали, а что на практике будет выполнено. Именно этого мы ждем от исполнительной власти нашей страны. Такого, что «одобрям-с», естественно, нет и не было со стороны нашей партии. Это можно посмотреть своими глазами на сайте Госдумы.
«Мы понимаем, что здоровье наших граждан — это принципиальный вопрос, поэтому надо завозить препараты, которых у нас нет. Но, конечно, надо и обеспечить самодостаточность нашей страны по ключевым направлениям»
«Государство закрывает те проблемы ЖКХ, которые зачастую создает бизнес»
— «Почему Госдума хочет запретить ввоз лекарств в Россию, не зарегистрированных у нас в стране, но зарегистрированных ВОЗ? И так в стране не хватает нормальных препаратов, вы еще добавляете огня». (Гриша)
— Да, этот вопрос рассматривался на заседании Госдумы. Наша партия не поддержала данное изменение. Этот вопрос надо переадресовать другим политическим силам, которые поддержали такое решение. Мы понимаем, что здоровье граждан — это принципиальный вопрос, поэтому надо завозить лекарства, которых у нас нет. Но, конечно, нужно и обеспечить самодостаточность страны по ключевым направлениям. Подобную работу необходимо проводить, но политика запретов не приведет к тому, что у нас появятся отечественные препараты. Это же большая системная работа. Почему наша фармацевтика была разрушена? Почему мы даже помогали другим странам в развитии медицины, а сами сегодня завозим дженерики из Индии? Это большой вопрос к тем, кто формулировал такие экономические подходы, что мы все купим за нефтедоллары.
— «Как вы считаете, необходимо ли обслуживание многоквартирных домов вернуть в зону ответственности государства в лице муниципалитетов? Не правильнее ли, чтобы обслуживал тот, кто в конечном итоге отвечает и за безопасность жильцов, и за содержание домов, и за благоустройство?» (Елена)
— Вопросы ЖКХ мы на каждом приеме от граждан слышим. Мы проводим соответствующие круглые столы и слушания в Госдуме, готовим рекомендации для правительства и регионов. Вопрос Елены очень созвучен с предложением КПРФ, чтобы муниципальные и государственные унитарные предприятия занимались этой темой, потому что конечную ответственность несет государство. И оно закрывает те проблемы ЖКХ, которые зачастую создает бизнес. А главное сегодня — остановить ликвидацию МУПов и ГУПов. Даже те немногие инструменты, оставшиеся у государства, хотят ликвидировать. Как муниципалитет должен работать, если ликвидируют МУПы? Это очень пагубная политика, которая породит еще больше проблем. Конечно, государство должно нести ответственность за проблемы в сфере ЖКХ и решать их. А не так, что прибыль получает частный бизнес, проблемы же потом падают на государство. Приватизация прибыли и национализация убытков — такого подхода быть не должно. Соответствующее предложение у нашей партии есть, законопроект подготовлен.
— «Запланировано ли развитие поселков, малых городов? Я живу в поселке Васильево РТ, езжу на работу в Казань, предприятий в поселке нет, общественный транспорт старый, дороги разбитые, кустарные магазинчики… 35 километров от Казани, а такое ощущение, что никому нет дела до самого большого поселка в республике». (Лариса)
— К нам на прием в Казани приходили представители сразу нескольких поселков города. Эти жилые массивы требуют особого внимания, что понимает и мэрия столицы РТ. В отчете мэра была озвучена информация, что возобновят программу «Поселок», которая впервые принята в 2001 году. Прозвучало, что у нас 200 тысяч человек живут в частном секторе Казани. Но думаю, больше, потому что не все прописаны по месту жительства. И там целый пласт проблем — это и социальная инфраструктура, и дороги, и благоустройство.
— «Почему не решаются проблемы в Борисоглебске? Нет школы, детского сада, фельдшерского пункта». (Наталья)
— По этой проблеме мы сейчас работаем, в частности по школе. Из-за того что в поселке нет школы, детсада и учреждения здравоохранения, жители вынуждены всегда куда-то ехать, и транспортная проблема, которая там тоже есть, еще больше обостряется. Если в Казани переполнена ближайшая школа или детсад, то можно пойти в соседнюю, а в поселке это большая проблема, им приходится ехать в город.
— Где выход из этой ситуации?
— Когда первоначально данная проблема появилась, в Татарстане разработали программу «Поселок», которая отчасти проблемы решила, например с дорогами. Сейчас очевидно, что такая программа тоже необходима. И решать проблему надо в рамках развития Казанской агломерации, потому что все должно быть взаимосвязано. И все нужно просчитать. Кстати, наша фракция в Казанской городской Думе инициировала проведение 17 апреля круглого стола по проблемам поселков, чтобы все обсудить и выйти на решение вопроса.
— А где деньги под это найдете?
— Если мы будем только говорить «Где деньги?», то они никогда не появятся. Проблема есть — ее надо решать. Нужно искать подходы к решению. Мы должны спасти Казань от тех проблем, в которые погрузились многие другие крупные города страны. А главное — надо обеспечить людям комфортную жизнь.
«Программа по крупным гостиницам уже была, а сейчас будет новый ее этап на 20 тысяч номеров»
«Великий Волжский путь» объединит туристический потенциал регионов Поволжья
— «Вы являетесь членом комитета по туризму и развитию туристической инфраструктуры. Сейчас ситуация благоприятно сложилась для развития внутреннего туризма. Какие шаги предпринимают депутаты Госдумы, чтобы использовать этот момент?» (Маршида) Расскажите о проекте «Великий Волжский путь».
— Инициатором проекта «Великий Волжский путь» выступила Республика Татарстан. На сегодняшний момент есть федеральная составляющая и межрегиональная. На прошлом Петербургском экономическом форуме было подписано соглашение между пятью регионами: Татарстан, Чувашия, Марий Эл, Ульяновская и Самарская области. Но уже появились и другие желающие, например Нижегородская область. Даже создана рабочая группа при Госсовете РФ. Этот проект в октябре 2022 года попал в перечень поручений президента России по итогам заседания президиума Госсовета РФ по вопросам туризма. Попал он и в постановление Государственной Думы по итогам правительственного часа, посвященного туризму. То есть этот проект уже закреплен в федеральных поручениях и решениях, есть межрегиональное соглашение. Созданы рабочие группы, ведущие данный вопрос, — одна при Госсовете РФ, другая — при минэкономразвития, в которую вхожу я и Максим Топилин.
— Что подразумевает проект «Великий Волжский путь»?
— Во-первых, объединение туристического потенциала регионов Поволжья, а он огромен: это и объекты ЮНЕСКО, и крупнейшие туристические центры страны, и сам потенциал по количеству населения, и решение транспортного вопроса. Причем это не только круизные теплоходы, как говорили первоначально, но и скоростной транспорт. Татарстан предлагал 25 новых скоростных судов, чтобы связать ближайшие туристические центры. Плюс развитие средств размещения, в том числе в малых туристических городах, расположенных на Волге.
На сегодняшний день РТ заказала четыре новых судна, два из которых уже в стадии реализации. У нас в Зеленодольске корабли строят, Нижний Новгород делает на своих мощностях, Чебоксары получили два новых «Валдая», Самара заказала себе водный транспорт. Идет обновление флота, и надо все это синхронизировать, и, конечно, нужна федеральная составляющая. По поводу этого проекта мы проводили несколько встреч с заместителем министра экономического развития РФ Дмитрием Вахруковым, который сейчас отвечает за развитие туризма. Большой вклад в продвижение проекта внес Максим Топилин. Мы надеемся, что общими усилиями этот проект будет реализован. У него огромный потенциал с точки зрения притока средств в экономику регионов-участников. Конечно, проект будет охватывать больше пяти регионов, уже стоит вопрос о включении всех волжских регионов, начиная от Астрахани, и есть даже интерес со стороны тех, кто расположен на Каме.
— Сколько денег требуется на проект?
— Зависит от конечного масштаба. На сегодняшний день мы договорились, что министерство экономического развития РФ представит свой план развития этого проекта.
— Пока дорожной карты еще нет?
— План в процессе разработки, он должен быть готов в ближайшее время. Знаете, что важно понять? Что часто происходит недооценка туристической отрасли. А на самом деле это довольно серьезная отрасль, она взаимодействует с 50 другими, от нее очень большой экономический эффект. По оценкам экономистов, туризм идет следом за строительством по эффекту, который дает каждый вложенный в отрасль рубль. В Татарстане за 2022 год туризм — это услуги на 40 миллиардов рублей. И развитие идет в положительной динамике. По итогам прошлого года у нас было 3,7 миллиона туристов, допандемийный показатель превышен. Пока не все регионы смогли это сделать.
— После закрытия западных границ во внутреннем туризме должен быть бум развития.
— Да, бум. Еще важно, что если раньше применялись инструменты стимулирования в виде кешбэка, то сейчас это прежде всего поддержка строительства новых средств размещения, чтобы обеспечить доступность. Потому что спрос надо удовлетворять, не допускать дефицита. Вокруг Казани уже есть модульные гостиницы. В 2023 году через конкурс будет распределяться еще поддержка на строительство 5,5 тысячи номеров на страну. В ближайшее время ждем условий и по быстровозводимым модульным гостиницам, и по крупным — от 120 номеров. Будет субсидирование инвестиционных проектов по кредитам. Наша республика тоже планирует принять участие в этих программах. Программа по крупным гостиницам уже была, а сейчас появится новый ее этап на 20 тысяч номеров. Кстати, ориентация на трехзвездочные гостиницы, чтобы обеспечить доступность. Поэтому даже при снижении финансирования нацпроекта по туризму на 18 процентов, думаю, итоги должны быть хорошими.
У минэкономразвития есть видение, что будет развиваться прежде всего туризм на автомобильном транспорте — это в пределах 600–700 километров от крупных городов. В связи с этим параллельно со строительством гостиниц будет идти создание новых точек притяжения в этих же границах: парки развлечений, круглогодичные аквапарки и так далее. Но это, наверное, будет уже в следующей версии нацпроекта по поддержке туризма.
— Где расположатся новые точки притяжения в Татарстане?
— Один из таких проектов будет в Лаишевском районе. Это крупный инвестиционный проект, о чем ваша газета писала. Его проектирует корпорация «Туризм.РФ». Пляжи, марина на Каме и более 700 номеров. Есть проект с «Тюбетей Tower» в Камском Устье. Проект комплекса с термами рядом с Казанью и много чего еще. Все это в потенциале новые точки притяжения.
— Вы сказали, что в 2023 году привлечено на туризм Татарстана 493 миллиона рублей федеральных средств, на что они пойдут?
— Первое — благоустройство центров городов для туристов: в Казани — Старо-татарская слобода, в Елабуге — исторический центр. На эти цели совокупно выделено 308,6 миллиона рублей. Второе — обустройство пляжной инфраструктуры — почти 144 миллиона рублей. Третье — фестиваль «СоТворение», на который выделяется 40 миллионов рублей федеральных денег.
— «Есть ли внимание в республике к локации „Истоки Казанки” (Арский район, деревня Апайкина Гарь)? Если нет, оценивал ли кто-нибудь перспективность места в плане туризма? Если да, какие планы?» (Эльдар) Казанка со своими объектами может войти в проект «Великий волжский путь»?
— Надо предметно посмотреть. Вопрос конкретно по этой территории мы обсудим на заседании рабочей группы.
«КПРФ неоднократно ставила вопрос о бесплатном школьном питании, потом это предложение поддержал президент РФ. На последнем отчете правительства наша партия озвучила предложение ввести бесплатное питание и для старшеклассников и письменно также направила наши предложения»
«Решения многих вопросов КПРФ годами, но все-таки добивается»
— «Коррупционная история со школьным питанием в Альметьевске, поставка низкокачественной продукции в муниципалитеты, в систему школьного питания в Лениногорск, в Азнакаево и другие районы требует тщательного анализа и предупредительных мер уже сегодня и завтра. Почему тендеры не прозрачные, а родители — бесправные наблюдатели процесса?» (Фанис)
— В Татарстане была проделана большая работа по поводу школьного питания. Я удивлен, что в Альметьевске произошла такая история. Для меня это новая информация, буду предметно разбираться. В свое время были задействованы и родительские сообщества, и депутатский корпус разного уровня, чтобы проверить качество школьного питания и в детских лагерях отдыха. Я сам, будучи депутатом Госсовета РТ, много раз выезжал на проверки. И обратную связь от родителей мы постоянно получали. Ситуация во многом, я считаю, выправилась. Если опять появились такие случаи, то обязательно проверим. Второй момент — КПРФ неоднократно ставила вопрос о бесплатном школьном питании, потом это предложение поддержал президент РФ. На последнем отчете правительства наша партия озвучила предложение ввести бесплатное питание и для старшеклассников и письменно также направила наши предложения.
— Когда будет индексация пенсий работающим пенсионерам? (Валентина)
— Вопрос задается абсолютно правильно, потому что в этом решении отсутствует не только справедливость, но даже и экономический смысл. Наша партия готовила соответствующую законодательную инициативу, но она была отклонена, к сожалению. С аналогичной инициативой выступала и «Справедливая Россия», но она тоже оказалась отклонена. Расчеты показывают, что даже экономический эффект полностью компенсирует затраты на эту индексацию. Потому что сегодня пенсионеры, которые работают, зачастую уходят на серый рынок труда. И наши расчеты никто не опроверг!
— Ваш законопроект не принят, дальше что?
— Мы эту работу будем продолжать. Решения многих вопросов мы годами, но все-таки добиваемся. Например, по бесплатному школьному питанию. Да, это решение принял президент, но почву для него готовила КПРФ. Или, например, Болонская система образования. Наша фракция постоянно этот вопрос поднимала, и вот в последнем послании президента мы услышали, что разделение обучения по-болонски надо заканчивать.
— То есть свои инициативы вы не бросаете?
— Не бросаем, но, к сожалению, иногда на реализацию уходят годы.
«Думаю, наш состав кабинета будет представлен в 2024 году, к очередным выборам президента. У нас на все позиции правительства есть подготовленные люди»
КПРФ выставит своего кандидата на выборы президента РФ в 2024 году
— У КПРФ есть теневой кабинет министров?
— Такой кабинет был представлен на президентских выборах несколько раз. Думаю, наш состав кабинета будет представлен в 2024 году, к очередным выборам президента. У нас на все позиции правительства есть подготовленные люди.
— А своего кандидата на пост президента России КПРФ представит в 2024 году?
— КПРФ выдвигала своего кандидата на пост президента страны еще до того, как «Единая Россия» появилась. Партия всегда участвует в выборах и имеет собственного кандидата.
— Есть ли вообще смысл проводить выборы президента в условиях жесткого противостояния с Западом?
— Безусловно, есть. Выборы очень важны — это связь с обществом, и нельзя отказываться от выборной демократии, прикрываясь какими-то аргументами. К выборам наша партия готовится, будет широкое обсуждение наших кандидатов.
— «Почему вы как депутат Государственной Думы не откажетесь от перелетов по стране в бизнес-классе и не пересядете в экономкласс? Каждый ваш перелет Москва – Казань – Москва обходится примерно в 100 тысяч рублей. В пересчете на год выходит более 5 миллионов только по одному депутату». (Лев Валерьевич)
— Я не знаю, откуда такие цифры. Мы летаем и экономклассом, и другими категориями. Но и в бизнес-классе не такие цифры. Мы летаем по проездным, и перелет стоит менее 20 тысяч рублей. Почему-то считается, что именно Госдумой тратится много средств. А на самом деле какие-нибудь непубличные подведомственные учреждения расходуют больше. Вот там надо наводить порядок.
— Вы свою декларацию публиковать планируете?
— Руководство нашей партии примет решение, в какой форме декларации будут обнародованы. Это случится в ближайшее время.
— Вы считаете, есть логика в отказе от публикации деклараций? Или просто прикрылись СВО?
— Вопросы есть, и партия их поднимала. В частности, могут возникнуть сложности с точки зрения прозрачности и ответственности. А вообще все декларации все равно сдаются в прежнем виде. От деклараций освободили только депутатов местного уровня, которые не получают деньги из бюджета.
— Вы довольны работой татарстанского отделения КПРФ?
— Отделение активно работает, мы взаимодействуем. Я стараюсь максимально посещать заседания Госсовета РТ, взаимодействовать с фракцией.
— «Когда вы были в Госсовете РТ, вы являлись яркой политической фигурой, пробуждали сонное царство татарстанского парламента своей оппозиционностью, своим нежеланием всеобщего „одобрям-с” и „чего изволите-с”. Но вот в Госдуме вы как будто потерялись: вас не видно и не слышно… Что случилось?» (Айнур Сабиров)
— Есть объективные причины снижения информационной активности. Так, Госдума закрывала большую часть заседаний, не было трансляций. Также из-за санкций удалили мой YouTube-канал. Кроме того, в центре внимания сейчас депутаты из комитетов по обороне, международным делам и комитета по делам СНГ.
— Партия молодым депутатам доверяет выступать?
— Партия выступлениям не препятствует, наоборот, поддерживает. Я выступал и на многих пресс-подходах нашей фракции, и по законопроектам, и в рамках правительственного часа по моему профилю. Выступал и от фракции, и от комитета.
— Артем Вячеславович, спасибо за обстоятельный разговор. Успехов вам!
Прокофьев Артем Вячеславович родился 31 декабря 1983 года в Казани. Окончил с отличием КГУ по специальности «политология» (2006), аспирантуру КГУ (2009). Кандидат политических наук (2009, диссертация на тему «Трансформации политических режимов Грузии, Киргизии и Украины (сравнительное исследование)»).
2002–2004 — заместитель председателя политического клуба студентов РТ при Лиге студентов РТ.
С 2006-го — член российской ассоциации политической науки (РАПН).
2006–2007 — организационная и информационно-аналитическая работа в штабах КПРФ на региональных выборах — Пермский край (2006), Санкт-Петербург (2007).
2007–2009 — помощник депутата Госдумы ФС РФ О. А. Куликова.
2007–2010 — заведующий сектором политических технологий отдела ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний. Работа на федеральных и региональных выборах: выборы Госдумы ФС РФ 2007-го; выборы президента РФ в 2008 году; единые дни голосования 2008–2010 годов.
2008–2013 — кандидат в члены Центрального комитета КПРФ.
С 2011-го — заместитель заведующего отделом ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний.
С 2009-го — депутат Госсовета РТ IV и V созывов, член комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам.
С 2013-го — член Центрального комитета КПРФ, член комиссии по международным вопросам.
С 2014 года — второй секретарь татарстанского регионального отделения КПРФ.
С сентября 2021-го — депутат Государственной Думы РФ VIII созыва, член комитета по туризму и развитию туристической инфраструктуры.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.