«Я ждал, что премию дадут Флере Гизатуллиной, потому что больше всех заслуживала она. Кому-то, скорее всего, не угодила», — так оценивает итоги присуждения госпремии им. Тукая в 2023 году один из ее лауреатов прошлых лет, писатель Вахит Имамов. И в целом литературное сообщество возмущено тем, что комиссия проигнорировала решение союза писателей РТ, выдвинувшего на награду 91-летнюю поэтессу Флеру Гизатуллину. Татарстанские власти между тем в срочном порядке присвоили ей звание народного поэта республики. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Накануне республиканские власти пытались до последнего держать интригу вокруг присуждения Тукаевской премии. Вчера документ оказался в доступе только в тот момент, когда награды уже были розданы победителям Рустамом Миннихановым на торжественном мероприятии в театре оперы и балета
«Часто руки ломаю, у меня кости очень слабые»
Накануне республиканские власти пытались до последнего держать интригу вокруг присуждения Тукаевской премии. Обычно утром 26 апреля, в День родного языка, на сайте президента РТ появлялся соответствующий указ с именами лауреатов этого года. Но вчера документ оказался в доступе только в тот момент, когда награды уже были розданы победителям Рустамом Миннихановым на торжественном мероприятии в театре оперы и балета.
Впрочем, все это было лишь секретом Полишинеля, комиссия по присуждению главной премии Татарстана в области культуры и искусства собиралась еще в понедельник, а на следующий день «БИЗНЕС Online» назвал имена лауреатов — это поэт Шавкат Сибгатуллин (Шаукат Гадельша), художница Наиля Кумысникова и архитектор Фирдавис Ханов.
Двух последних наша редакция называла в числе фаворитов, анализируя список претендентов. Однако главной неожиданностью было отсутствие в списке награжденных 91-летней поэтессы Флеры Гизатуллиной, которую второй год подряд выдвигал союз писателей РТ. Автор десятков поэм, литератор-шестидесятник считалась на этот раз безоговорочным фаворитом — ее кандидатуру выбрало профильное объединение коллег по цеху, да и солидный возраст, казалось бы, гарантировал успех.
Художница Наиля Кумысникова
Однако, по мнению одного из членов комиссии по присуждению Тукаевской премии, в этому году сработал «административный ресурс». Мы уже писали, что кандидатуру начальника управления строительства и архитектуры исполкома Нижнекамского муниципального района Ханова лоббировал лично глава федерального минстроя Ирек Файзуллин. Что же до награждения Гадельши, кстати, тоже уважаемого в литературном мире поэта, то здесь татарстанские власти устроили реверанс в сторону сибирских татар, словно исправляя свои же ошибки после недавних новостей о том, что ученые РАН признали сибирско-татарский язык отдельным языком, фактически сделав первый и серьезный шаг к отделению сибирских татар от общего татарского этноса.
Что же до награждения Гадельши, кстати, тоже уважаемого в литературном мире поэта, то здесь татарстанские власти устроили реверанс в сторону сибирских татар
Гизатуллина получила «только пять голосов, за нее голосовали творцы, но не чиновники», рассказал газете источник, знакомый с ситуацией. Напомним, помимо руководителей творческих союзов республики, в комиссию по присуждению госпремии им. Тукая входят, например, вице-спикер Госсовета РТ Марат Ахметов, председатель комитета Госсовета РТ по образованию, науке, культуре и национальным вопросам Айрат Зарипов, глава Общественной палаты РТ Зиля Валеева и т. д.
Кстати, еще во вторник в разговоре с «БИЗНЕС Online» Гизатуллина сказала, что спокойно отнесется к решению жюри, а саму ее больше беспокоит сломанная на днях рука. «Если не дадут премию, это не будет шоком, люди уже привыкли ко всему, — сказала Флера-апа. — Переживать не буду, я росла сиротой, когда родилась, умерла мама, отец погиб в Донбассе, я росла среди волков в лесу, под побоями мачехи, в 16 лет была на шахтах Сибири. Не осталось ни одного лишения, которое бы я не испытала, но, слава Аллаху, жива».
Правда, поэтесса посетовала, что «никому нет дела до ее здоровья». «Часто руки ломаю, у меня кости очень слабые, все время сижу и работаю дома, никто обо мне не заботится, не спрашивает: „Как дела?“» — говорит Гизатуллина и добавляет, что ее 9 раз выдвигали на Тукаевскую премию с 1980 года, когда она стала членом союза писателей РТ.
Публика, среди которой была значительная часть республиканского истеблишмента, увидела пролог целого спектакля, который поставил специально к мероприятию режиссер Айдар Заббаров
«Даст Аллах, продолжу дело, я еще молод и красив, как видите»
В общем, ситуация вышла щекотливая, прежде всего в этическом плане. И республиканские власти нашли, пусть и несколько неуклюжий, но выход из положения, который и предложили на самой торжественной церемонии в день рождения Габдуллы Тукая на сцене ТАГТОиБ им. Джалиля.
Интересно, что Заббаров занял место рядом с Миннихановым, демонстрируя нынешние позиции в республике 31-летнего постановщика, недавнего лауреата премии президента России для молодых деятелей культуры
Правда, для начала Минниханов и публика, среди которой была значительная часть республиканского истеблишмента, увидела пролог целого спектакля, который поставил специально к мероприятию режиссер Айдар Заббаров. Звезда актерской труппы театра им. Камала Эмиль Талипов в образе Тукая появляется в Казани и отправляется в редакцию газеты «Йолдыз» («Звезда»)… Интересно, что Заббаров занял место рядом с Миннихановым, демонстрируя нынешние позиции в республике 31-летнего постановщика, недавнего лауреата премии президента России для молодых деятелей культуры.
Далее было собственно награждение, на сцену по очереди поднимались Кумысникова, Сибгатуллин и Ханов. Правда, почему-то право ответного слова дали только последнему. «Я на этот конкурс вышел не только по своему желанию, но и по желанию своего министерства и союза архитекторов. Хотел разбудить интерес людей к профессии архитектора. Мы, как и все творческие коллективы, занимаемся творчеством, создаем красоту, удобства для людей. У людей благодаря нам развивается совсем другая культура, — сказал 71-летний нижнекамский архитектор. — Я более 45 лет работаю в этом направлении, из них 25 лет — главным архитектором Нижнекамска, за это время было возведено 60 моих объектов. Спасибо народу, перед ним склоняю голову, спасибо раису народа, так как многие проекты появились благодаря его программе, спасибо членам комиссии за достойную оценку, спасибо мне самому, так как с большими сложностями, испытаниями довелось мне подняться на эту сцену. Даст Аллах, продолжу дело, я еще молод и красив, как видите».
Далее было собственно награждение, на сцену по очереди поднимались Кумысникова, Сибгатуллин и Ханов. Правда, почему-то право ответного слова дали только последнему
После церемония награждения не завершилась, а продолжилась. И Минниханов наградил Гизатуллину, на сцену вышла скромно улыбающаяся пожилая дама в шляпке, которой присвоили звание народного поэта Татарстана. Источники «БИЗНЕС Online» говорят, что это решение — прямое следствие итогов голосования по премии им. Тукая, а документы на звание «оформили за ночь». В итоге главным везунчиком в этой истории оказался поэт-песенник Наиль Касимов, автор текста хита татарской эстрады «Су буенда учак яна» («У реки горит костер»). Чтобы награждение Гизатуллиной не выглядело утешительным призом для конкретного претендента, было решено сделать народным поэтом РТ и другого литератора из шорт-листа кандидатов на Тукаевскую премию – 2023.
Любопытно, но, по словам информированного собеседника газеты, обычно народными поэтами РТ становятся именно лауреаты госпремии им. Тукая…
Минниханов наградил Гизатуллину, на сцену вышла скромно улыбающаяся пожилая дама в шляпке, которой присвоили звание народного поэта Татарстана
«Гизатуллину оскорбили, мне очень жаль»
Опрошенные «БИЗНЕС Online» татарстанские писатели возмущены тем, что их мнение фактически не учитывается при присуждении награды имени главного национального литератора всех времен.
«Союз писателей РТ официально выдвинул Флеру Гизатуллину, ее много раз выдвигали от различных организаций. Доходила до комиссии, потом ее разворачивали. В этом году все ждали, фактически у нее не было конкурентов, что она получит Тукаевскую премию, — напомнила нашему корреспонденту Фаузия Байрамова. — Здесь надо учитывать и творческую, и моральную сторону. С творческой точки зрения Флера-апа лучше многих. Несмотря на солидный возраст, она продолжает работать, пишет на народные темы. Какова судьба нации, такова и судьба Флеры-апы, она пыталась это воспроизвести и в поэзии. С моральной точки зрения тоже нехорошо, когда человеку, которому за 90 лет, даешь надежду, что он получит премию, и тут же сильно расстраиваешь. Это стыдно, обманывать пожилого человека сродни обману ребенка».
Байрамова даже предложила членам союза писателей Татарстана собрать 1 млн рублей для Гизатуллиной — именно таков сегодня денежный эквивалент премии им. Тукая: «Скинулись бы, кто сколько может, по 100 рублей, по 1 тысяче. 300 членов союза писателей могли бы нужную сумму собрать за день».
Одновременно писательница и национальный активист Байрамова, которую тоже не раз «отводили» от премии им. Тукая, высоко оценивает и нынешних лауреатов. «Что касается сибирского татарина Шавката Гадельши, то он на самом деле хороший поэт. Я не согласна с мнением, что ему дают премию только из-за того, что он сибирский татарин. Единственный, кто из сибирских татар ее до этого получал, — это Якуб Занкиев за прозу. Так что, во-первых, Гадельша — хороший поэт, во-вторых, премии достойны и сибирские татары, — считает Байрамова. — И Кумысникова, и Ханов — это тоже достойные кандидаты, они работают на нацию».
Мансур Гилязов: «Сидят люди в этой комиссии, ни один из них, кроме Ркаила [Зайдуллы] и Фарида [Бикчантаева], не видел ни одного фильма, снятого нами»
А вот лауреат Тукаевской премии, главный редактор газеты «Мәдәни җомга» Вахит Имамов не скрывает возмущения. «Я ждал, что премию дадут Флере Гизатуллиной, потому что больше всех заслуживала она, — уверен Имамов. — Кому-то она, скорее всего, не угодила, может, где-то что-то не то сказала. А ведь премию надо за талант давать! Поэзия Шавката Гадельши рядом с Флерой-апой даже рядом не стоит, извините, но это так. Тут политический шаг, но поезд уже ушел, московский институт языкознания (институт РАН, признавший сибирско-татарский язык отдельным самостоятельным языком, — прим. ред.) свое решение уже сказал, и все. Мы даже татарский язык защитить не смогли, для этого необходимы были настоящие депутаты, которые от народа, а не от партии. Гизатуллину оскорбили, мне очень жаль».
«Флера Гизатуллина огромный вклад внесла, — считает и драматург Мансур Гилязов. — Значит, разговор идет не об искусстве, а о политике». Напомним, что он и сам выдвигался в этом году на Тукаевскую премию вместе с режиссером Ильдаром Ягафаровым за фильмы «Куктау», «Байгал», «Исәнмесез?!» («Живы ли вы?!»).
«Сидят люди в этой комиссии, ни один из них, кроме Ркаила [Зайдуллы] и Фарида [Бикчантаева], не видел ни одного фильма, снятого нами, — возмущается Гилязов. — Они не знают творчества ни одного человека, которому они дали премию. Что это за комиссия такая?» Он считает ошибкой свое выдвижение в этом году: «Послушал Ильдара [Ягафарова] и Никиту Михалкова, он сказал: „Ребята, вам надо получать премии, вы же закладываете новый вид искусства“». Напомним, ранее «БИЗНЕС Online» писал, что глава союза кинематографистов России отправлял письмо в комиссию по присуждению Тукаевской премии в поддержку Ягафарова и Гилязова.
«Это отношение к кинематографу, кинематографа не будет. Это не за Кумысникову и других, а против нас, — в сердцах говорит наш собеседник. — Кинематограф не нужен никому. В том числе фильм о Тукае кто будет снимать? Опять москвичи, опять халтура? Все, руководство республики определилось с этим направлением в искусстве, кинематографа не будет. Якуты, буряты, башкиры поднимаются, у них там процветает кинематограф, а мы в заднице. У нас только спорт, и все».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 29
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.