Мастер-план развития 22-тысячного Менделеевска накануне представили в минэкономики РТ. Проектировщики петербургской «Урбаники» нашли болевые точки, плюсы и минусы спокойного городка, а также причины, по которым молодежь в последнее время уезжает из родных краев. Но потенциал роста у Менделеевска есть, и через 12 лет, если найдутся деньги, появится больше благоустроенных пространств, частных и многоквартирных домов, производств и бизнеса. Готовность градостроительных документов увеличивает шансы на участие в госпрограммах — в этом одна из целей почти что 200-страничного документа. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Глава Менделеевска Радмир Беляев пояснил, что сейчас разрабатывается генплан города, в основе которого и лежит мастер-план Менделеевска
«Документы нужны, чтобы власти принимали решение о выделении средств»
«Зеленый. Современный. Безопасный. Интересный», — таким представили будущее Менделеевска в мастер-плане развития города до 2035 года. Проект вышел из-под пера группы института «Урбаника» из Санкт-Петербурга. Инициаторами его разработки стал муниципалитет и АО «Аммоний», которое и оплатило работу. Общая стоимость проекта — 4,9 млн рублей. Мастер-план накануне показали в стенах министерства экономики Татарстана.
Глава Менделеевска Радмир Беляев пояснил, что сейчас разрабатывается генплан города, в основе которого и лежит мастер-план Менделеевска. «Для нас это теперь приоритетный документ при принятии тех или иных решений», — добавил глава района.
Город основан в 1868 году как поселение при химическом заводе купца и промышленника Петра Ушкова. С 1928-го он стал рабочим поселком Бондюжем. В 1967-м переименован в честь Дмитрия Менделеева, который в 1893-м работал на заводе. В состав вновь образованного города Менделеевска вошли поселок Бондюжский, деревня Бондюга, село Тихие Горы и поселок Ленино.
В настоящее время Менделеевск — административный, промышленный, культурный центр Менделеевского муниципального района, а также один из центров малотоннажной химической и нефтехимической промышленности Республики Татарстан. Бюджетообразующими предприятиями Менделеевска и Менделеевского муниципального района являются ОАО «Химзавод им. Карпова» и АО «Аммоний (ООО «Менделеевсказот»). Кроме того, активно растут территории опережающего экономического развития.
Город входит в Камскую агломерацию. Это полицентрическая агломерация, включающая в себя пять городов и один поселок городского типа, а также сельские территории между ними. Агломерация является второй по размеру в Республике Татарстан, ее общее население составляет, по разным оценкам, — от 950 тыс. до 1,1 миллиона.
На данный момент в Менделеевске проживают 21 840 человек. До 2018-го прирост численности населения слегка превышал убыль. Но с 2018-го численность начала сокращаться в среднем на 8,3% в год с наибольшим падением в 2020-м — на 13,8%. Причиной убыли стала пандемия коронавируса и миграционный отток. Сегодня в городе фиксируется стабильная убыль населения.
Чаще всего жители Менделеевска переезжают в другие города республики и страны. В 2020 году наблюдалась миграция в страны СНГ. Есть и маятниковая миграция: часть жителей работает в Челнах, Нижнекамске и Елабуге, а часть жителей вышеупомянутых городов трудится на АО «Аммоний».
Ключевым работодателем Менделеевска является АО «Аммоний», там же и предлагают самые высокие зарплаты — около 85 тыс. рублей. Хуже ситуация на старейшем химзаводе в городе им. Карпова, где доходы в 1,5 раза ниже.
В отличие от многих других городов в Менделеевске нет потребности в строительстве новых детских садов — здесь нет очередей. Из 1 570 мест занято только 1 341. Схожая ситуация и в школах — в них учатся 3 тыс. школьников при проектной численности 3 941 человек.
Как отметил глава Института пространственного развития РТ Олег Григорьев, после разработки мастер-плана Казанской агломерации в 2024 году придет очередь Камской агломерации. К этой работе привлекут и менделевских разработчиков. В перспективе же главной задачей станет переложить мастер-план в документы прямого действия. Прежде всего это правила землепользования и застройки и программы комплексного развития.
Для чего необходим мастер-план? «Мы хотели понять, каким будет развитие города. В городе есть дефицит кадров, но огромное количество молодежи покидает Менделеевск. Возвращаются единицы. Для понимания того, что нужно людям и чего они хотят, мы и начали разрабатывать и рассматривать на слушаниях мастер-план. Главный вопрос: что вызывает у людей необходимость переезда?» — рассказал о причинах создания мастер-плана заместитель генерального директора АО «Аммоний» Юрий Разбежкин.
Одна из ключевых причин переезда людей — образование. Молодежь уезжает на учебу в другие города, где и остается. Еще одна проблема — потребность в развитии комфортной среды.
Однако у проекта есть и иная важная функция. Такой мастер-план позволит упростить получение федерального финансирования в будущем за счет прозрачности и прогнозируемости, пояснил заместитель гендиректора «Дом.РФ» Антон Финогенов. «Документы нужны для того, чтобы федеральная власть принимала решение о выделении средств на основе четкого, прозрачного и понятного плана, где все связано между собой, комплексно обосновано. Вы уже сделали первый шаг, сократили много времени за счет того, что сами разработали мастер-план», — оценил он работу проектировщиков.
В самом городе крупнейшими работодателями являются АО «Аммоний» и химзавод им. Карпова
Образ жизни городка: «В двух часах от Казани на берегу Камы можем предложить готовый дом с 10 сотками»
В самом городе крупнейшими работодателями являются АО «Аммоний» и химзавод им. Карпова. Активно развивается ТОСЭР, промпарк «Менделеевск 2.0». Часть работников приезжают сюда из соседних городов, сами менделеевцы также ездят в Челны, Нижнекамск и Елабугу. Получается взаимный поток маятниковой миграции, объединяющей Камскую агломерацию.
«Работай, зарабатывай, сел в машину, два часа — и ты в Казани, если тебе чего-то не хватает в городе. У нас примерно такой подход», — описал общие принципы жизни глава района Беляев. Зарабатывать в Менделеевске получается чуть лучше, чем в среднем по Татарстану, средняя зарплата в городе — 53 тысячи.
Сегодня в Менделеевске вводится 15 тыс. кв. м жилья, из них 10 тыс. — ИЖС, 5 тыс. — МКД, уточнил Беляев. Судя по всему, речь идет о проектах Госжилфонда, поскольку, по данным «Дом.РФ», в Менделеевске нет коммерческой застройки. Хотя по плану в городе ежегодно должно сдаваться 30 тыс. кв. м жилья. Сейчас в городе 500 тыс. кв. м жилья, и потенциально к 2035 году площадь может вырасти наполовину. Понятно, что покупать квартиры не слишком-то богатым менделеевцам сложно, поэтому один из вариантов — арендное жилье, которое по сложившейся практике частично субсидируется предприятиями. Ну и, конечно, соципотека.
На уровне республики есть принятые решения о строительстве 20 тыс. кв. м жилья при необходимости, добавил Беляев.
«У нас в этом году строится первый комбинированный дом на 60 квартир. Из них 15 квартир — арендное жилье, остальные — это социальная ипотека. Но у нас и больше потенциал по МКД. Вообще, у нас есть интерес к среднеэтажной застройке. Сейчас смотрим совместно с компанией „Домкор“ таунхаусы. Для понимания — мы сейчас с ГЖФ проектируем дома в Тихих Горах — 10 соток земли, 75 квадратных метров дом с отделкой под ключ — 3,8 миллиона. То есть сегодня в двух часах от Казани на берегу Камы можем предложить готовый дом с 10 сотками, всей инфраструктурой за 3 миллиона 800. И еще по соципотеке — это очень хорошее предложение», — похвалился Беляев.
Один из потенциальных участков застройки — у берегов Камы. «23 километра Камы у нас, и там мы сейчас сформировали 420 участков под ИЖС. В том году только кинули клич — 120 участков ушли через аукцион с молотка, и сегодня идет динамичная застройка», — рассказал Беляев о застройке с видом на речные просторы.
Несмотря на протяженную побережную зону, на сегодняшний день у Менделеевска нет ни одного оборудованного выхода к Каме, отметил Беляев. Проблему должно решить строительство пляжа, лодочной станции и набережной за 70 млн рублей от республики. Второй проект — это глэмпинг от главы «Татпрофа» Сергея Рачкова. В этом году начнется строительство глэмпинга в Икском Устье, планируется восстановление причала к «Ижминводам» и лагеря «Юниор». Кроме того, предполагается переоборудовать существующий порт под принятие теплоходов и перевалку контейнеров.
Делается ставка и на маятниковую миграцию. Т. е. люди будут жить в Менделеевске, но при этом работать в больших городах
Каким будет Менделеевск в 2035-м: ставка на маятниковую миграцию, новое жилье и общественные пространства
А теперь взглянем, что прочат Менделеевску через каких-то 12 лет — если, конечно, на все это найдутся деньги.
Позиционирование города в агломерации. Менделеевск — первый маленький город и субъект Камской агломерации, который сделал себе мастер-план. В ходе доклада проектировщики уделили немало времени интеграции моногорода в агломерацию и его месту в ней. Представители «Урбаники» уверены: реализация мастер-плана позволит городу в будущем забирать потенциальных жителей у соседних поселений за счет нарастающих преимуществ.
Делается ставка и на маятниковую миграцию. Т. е. люди будут жить в Менделеевске, но при этом работать в больших городах. Отсюда и потребность в развитии транспортной инфраструктуры. Необходимо увеличение числа автобусных рейсов, модернизация железной дороги и организация регулярных пригородных рейсов, присоединение к водному маршруту, который соединяет Челны, Елабугу и Нижнекамск.
Население. Общая численность — 22,1 тыс. человек. В последние годы на фоне пандемии коронавируса смертность возросла до значений 90-х годов прошлого столетия, а естественный прирост сменился убылью. В Менделеевске стабильно снижается число населения трудоспособного возраста, растет количество пенсионеров. Благодаря мастер-плану, который в теории станет хорошим подспорьем в развитии города, убыль в перспективе сменится приростом и в 2035 году вновь вернется к «доковидным» показателям. Но в целом численность населения изменится незначительно.
Промышленность и занятость. В обозримом будущем структура экономики города не поменяется и останется монопрофильной. Основным сектором экономики будет обрабатывающая промышленность. Валовый территориальный продукт к 2035 году должен удвоиться — до 20 млрд рублей. Развивать промышленность и привлекать инвесторов собираются через четыре крупных промпарка: «Менделеевск 2.0», «Аммоний Агро», «Менделеевский» и «Барс». Модернизацию прочат хлебозаводу, а силикатный завод уступит место городским мастерским, где появится точка роста для самозанятых.
За счет автоматизации сократится число занятых в отрасли людей (минус 3%), но практически зеркально вырастет занятость в госструктурах (плюс 5,5%) за счет образования и здравоохранения. Небольшой рост покажут коммерсанты (плюс 1,3%).
Градостроительная политика. Менделеевск не монолитный город. Он разбит на несколько слегка удаленных друг от друга районов. Объединить их планируют с помощью создания единой велопешеходной и транспортной связи от поселка Камашево до Тихих Гор и Камы. Цель — сделать город компактным и удобным для проживания.
Жилье. Жилая среда будет развиваться по-разному в зависимости от района. Флагманами индивидуальной застройки станут два района — вдоль берега Камы на Тихих Горах и на севере от поселка Камашево. Эти территории пригреют у себя около 5 тыс. человек, а ИЖС будет занимать треть от всей жилой застройки города. Для среднеэтажных домов выделили район в конце улицы Тукая. Дальнейшее развитие города в этом направлении не предлагается. А вот улицу Чоловского планируют отдать под малоэтажную застройку.
К 2035 году обеспеченность жильем, по расчетам «Урбаники», увеличится с 23 кв. м на человека до 35 кв. метров. Тем не менее почти 11 тыс. человек продолжат жить в старом жилье. Анализ показывает, что основная доля существующего жилого фонда находится в относительно неплохом состоянии.
Бо́льшая часть дворовых территорий нуждается в реконструкции или модернизации. Во многих дворах нет пешеходных или детских площадок, спортивной инфраструктуры. Нередки ситуации, когда жилые комплекса заняты гаражами или ветхими хозблоками — их снос освободит место для строительства более полезных объектов.
Общественный транспорт. В Менделеевске часто проще пройтись на своих двоих, чем ждать автобус. Функционирующая система городского общественного транспорта низкоэффективна, считают проектировщики. Она не покрывает сеть улиц в полной мере и имеет большие интервалы движения.
Решить проблему предлагают двумя путями: классическим и оптимальным. При классическом варианте в городе будет два маршрута: кольцевой, покрывающий центральные районы, и радиальный — ему предстоит следовать от Тихих Гор до трассы М7. Оптимальный вариант предлагает работать «по требованию». Потребуется от одного до двух микроавтобусов. Их маршруты будут формироваться в режиме реального времени в зависимости от заявок пассажиров. Время ожидания не должно превышать 15–20 минут. Подача заявок может осуществляться как при помощи онлайн-сервисов, так и посредством звонков диспетчеру. В общем, просматривается некий клон челнинского «Челнока».
Общественные пространства. Набережной реки Тоймы пророчат стать основным местом отдыха на воде в городе. Там запланировали небольшой вертикальный парк с интерактивом: веревочные зоны, места для активного отдыха детей. Вишенкой на торте станет велопешеходный мост через реку. Другой водный объект, пляж на Тихих Горах, может получить реконструкцию причала и речной пирс для развития пассажирского судоходства. Зону предполагается сделать точкой входа для туристов.
В поселке Камашево могут обустроить многофункциональный спортивный центр на базе реконструированного стадиона «Химик», а руины усадьбы Ушковых обзаведутся парком. Восстанавливать здание нет смысла, но зато планируется, что локация может стать местом культуры и отдыха.
Улица Татарстан в нынешнем ее виде считается тупиковой для автомобилей, но вместе с тем и местом притяжения молодежи. Поэтому на публичных слушаниях люди практически без сопротивления разрешили проектировщикам «удалить» оттуда автомобилистов. Она станет продолжением улицы Интернационалистов.
Культура и туризм. Менделеевск собираются превратить в еще один туристический и культурный кластер, такой как Елабуга. Большое количество «зеленок», часовая доступность из соседних городов и богатое исторические наследие позволят обеспечить туристов немалым числом точек интереса. Основную ставку делают на базы отдыха и глэмпинги, агротуристические места и промышленный туризм по разрушенному Карпова. Еще одно необычное предложение от проектировщиков — развитие конных маршрутов от города до культурных мест.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 18
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.