«Все идет расчетным путем», — оценил состояние общественного транспорта в Татарстане министр транспорта и дорожного хозяйства Фарит Ханифов на сегодняшнем брифинге в кабмине РТ. В этом году финансирование достигнет новых рекордов, на четверть переплюнув прошлогодние 193 млрд рублей. Впрочем, цифру инвестиций в общественный транспорт глава минтдортранса не назвал, хотя пообещал лизинг районным МУПам. О том, кто виноват в образовании колеи и как будут бороться со смертностью на дорогах, — в материале «БИЗНЕС Online».
«Все идет расчетным путем», — оценил состояние общественного транспорта в Татарстане министр транспорта и дорожного хозяйства Фарит Ханифов на сегодняшнем брифинге в кабмине РТ
На дороги пойдет 250 миллиардов, а общественный транспорт по-прежнему в роли пасынка
В этом году по всей республике будет строиться дорог на 250 млрд рублей, заявил на сегодняшнем брифинге министр транспорта и дорожного хозяйства Фарит Ханифов. На региональные программы в том числе расписано 67,7 млрд рублей с учетом вложений по национальному проекту «Безопасные и качественные дороги».
«Это очень серьезная цифра, и наши дорожники будут справляться с этой задачей», — отметил он. Дорожный бюджет – 2023 и вправду круче прошлогоднего на четверть: в 2022 году докладывалось о небывалой ранее для Татарстана сумме в 193 млрд рублей.
А вот по общественному транспорту все по-прежнему. «Нужно решать этот вопрос комплексно. Вопрос этот муниципальный», — начал Ханифов. Татарстан подключился к двум программам. Автотранспорт будут брать в лизинг, и сегодня разрабатываются правила предоставления средств перевозчикам. «Лучше заключать контракты на два или три года, чтобы лизинговые компании были уверены, что транспортом будут пользоваться», — объяснил министр.
Брать новый транспорт в лизинг советовал Татарстану вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. Кабмин РТ как раз запустил льготную программу, на которую уйдет 44 млрд рублей из фонда национального благосостояния (ФНБ). Машины передадут региональным транспортным компаниям сроком на 7 лет под 6,8% годовых.
Вторая линия поддержки — так называемые казначейские кредиты, которая помогает брать муниципалитетам транспорт в опережение своих финансовых возможностей и пускать его в оборот.
По сельским перевозкам муниципалитеты получат 207 млн рублей. В прошлом году выделяли больше — 360 миллионов. «Дело в том, что не было оказано такого количества услуг», — объяснил Ханифов. Вообще, республика делает упор на модели с муниципальными перевозчиками. По словам министра, сейчас такой опыт пробуют Альметьевск и Набережные Челны. Делают расчеты по Зеленодольску и Бугульме.
Что касается общей суммы финансирования перевозчиков в текущем году, кажется, «все идет расчетным путем». А тем временем из-за недофинансирования уже с 1 мая в Зеленодольске один из маршрутов закрывает двери перед льготниками. Цифр поддержки общественного транспорта министр не назвал — может, все дело в том, что вопрос не по теме пресс-конференции? Но недаром же в кулуарах коллегии миндортранса РТ по итогам 2022 года перевозчики говорили, что министерства транспорта и дорожного хозяйства в Татарстане нет, есть министерство дорог… В общем, денег на автобусы в десятки и сотни раз меньше, чем на дорожное строительство.
Доля износа автобусов пяти лет и старше составляет 70%
Миллиардных вложений транспортникам никто в начале года и не обещал. Строя планы на 2023-й, власти РТ вели только словесные инвестиции. Тем временем доля износа автобусов пяти лет и старше составляет 70%. Путевое хозяйство городского электрического транспорта РТ требует ремонта — из 353 км изношено 189 километров. Далеко не в лучшем состоянии и сети — из 538,3 км непригодно 311 километров. Городам надо строить и 26,4 км новых путей. А это как сотни миллиардов — на дороги они есть, но на общественный транспорт пока не находится.
Нет пока новостей о системном обновлении общественного транспорта республики. Да, для МУП «Метроэлектротранс» за 642 млн рублей приобретут 25 новых троллейбусов. Этот подарок Казани приурочат к 75-летию с момента открытия троллейбусного движения. Но обновление подвижного состава должно идти постоянно. «Это не должна быть кампания к праздничной дате или событию, — говорил в марте начальник центра развития городских транспортных систем Российского университета транспорта Владимир Пащенко. — В ритмично выстроенной транспортной системе ежегодные расходы транспортных предприятий должны быть перекрыты доходами в полном объеме. Сделать это только за счет билетной выручки в Казани, как и в любом современном городе мира, невозможно. Поэтому часть расходов на транспортную работу должна покрываться за счет городского или республиканского бюджета с привлечением доступных инструментов федеральной поддержки».
Подрядчики перешли на новые ГОСТы и постоянно проверяют качество материалов в своих лабораториях. Но в любом случае дорогам нужен нормативный ремонт, все надо делать вовремя, однако это опять деньги
«Прошлый год показал, что асфальтобетон не выдерживает 40-тонные машины»
Но перейдем к дорожно-строительному счастью. На пресс-конференции снова вспомнили о бетонных дорогах: да, дорого, но долговечно.
«Новые материалы всегда нужно пробовать, потому что наука на месте не стоит», — сказал Ханифов. По его словам, в новейшей истории республики положительно себя показывает цементобетон. Набережные Челны и Нижнекамск построены как раз с помощью этого материала. «Это в свое время позволило отстроить там крупные заводы. А когда пришло время, сверху положили и асфальтобетон», — напомнил министр.
Ставим задачу — цементобетон использовать при реконструкции и ремонте дорог, которые ведут, например, к причалам, железнодорожным путям. Прошлый год показал, что асфальтобетон не выдерживает 40-тонные машины.
Прозвучал и вопрос о серьезной колейности на дорогах в Татарстане, которая очень ощутима этой весной. Замруководителя исполкома Казани по вопросам благоустройства Игорь Куляжев ответил просто: снова вопрос к качеству асфальтобетонных дорог. Подрядчики перешли на новые ГОСТы и постоянно проверяют качество материалов в своих лабораториях. Но в любом случае дорогам нужен нормативный ремонт, все надо делать вовремя, однако это опять деньги.
Хотелось бы больше ремонтировать, но бюджет нам этого не позволяет. Интенсивность транспортного движения растет ежегодно, процесс необратимый, поэтому колеи образуются быстрее, чем раньше.
Например, в столице РТ сейчас наблюдают 32 участка с серьезной колейностью. Страдают от этого улицы Камчатская, Щапова, Тази Гиззата, Айвазовского и др.
Есть и еще одна проблема — засилье фур. Стоит только им освоить дорожку, которая для этого не предназначена, — все, колея обеспечена.
«Как только делается дорога, туда все длинномеры и едут», — с долей возмущения высказался Ханифов. Проблему видят так: навигаторы у всех показывают кратчайший путь, и часто он выстраивается в обход федеральных трасс, по местным или региональным дорогам. Виноваты грузовые машины и отсутствие организации правильного движения с учетом мощности дорог. С этой ситуацией нужно бороться, сошлись во мнении участники брифинга.
В этом году завершается первый этап Вознесенского тракта — от улицы Гвардейской до проспекта Победы
Завершение первого этапа Вознесенского тракта, ремонт дорог и федеральные трассы-«вредители»
Расскажем об общих цифрах. По проекту «Безопасные и качественные дороги», который реализуется с 2018 года, уже отремонтировали 1 129 км дорог. По региональным дорогам в планах на 2023-й — достигнуть 51% нормативного состояния по Татарстану.
Масштабное дорожное строительство сильно аукнулось региональным дорогам: одно лечим, другое калечим! В республике 900 км дорог задействовано при строительстве крупных и федеральных трасс. «Многие из них не были рассчитаны на такой грузопоток», — сообщил Ханифов. Тяжелые фуры продавливают асфальт, образуются колеи и трещины, зимой все это оттаивает, замерзает, и покрытие расползается еще больше.
В этом году завершается первый этап Вознесенского тракта — от улицы Гвардейской до проспекта Победы. «Всех финансовых средств на завершение второго этапа — до трассы М7 — у нас не хватает на сегодняшний день, поэтому мы решили выполнить максимально трудоемкие задачи», — пояснил Ханифов. Тут собираются закончить развязку на М7 и создать все искусственные сооружения, например подземные переходы.
В этом году в районах и городах появится следующее:
- 16 подъездных дорог к садовым обществам;
- пять объектов по программе «Комплексное развитие сельских территорий»;
- пять подъездных дорог к детским оздоровительным лагерям;
- 16 подъездных дорог к фермерским хозяйствам.
Ямочный ремонт провели по Татарстану на площади 112 тыс. кв. метров. «Сейчас работ сделали больше, чем в прошлом году», — отметился Ханифов.
Кроме того, в Татарстане на 2023-й стоит задача сохранить достижение планки показателя смертности в ДТП в 7,51 человека на 100 тыс. жителей. «Необходимо снижать смертность на дорогах», — обозначил цель министр транспорта и дорожного хозяйства РТ. По его словам, для этого надо повышать уровень безопасности дорожного движения — устанавливать знаки и светофоры, строить тротуары и искусственные неровности, а также оборудовать разделительные полосы.
В этом году для безопасности дорог Татарстана планируется следующее:
- строительство тротуаров в 8 районах на общую сумму 100 млн рублей;
- обустройство искусственного освещения на 54 участках дорог общего пользования протяженностью более 67,5 км;
- установка металлического ограждения на 10,5 км на разделительной полосе автодороги Челны – Заинск – Альметьевск;
- устройство в 19 районах 85 искусственных неровностей, в просторечии — лежачих полицейских.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 57
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.