«Им интересно увидеть настоящие, а не искусственные зеленые деревья, не поливаемые газоны, траву, реки», — говорил на этой неделе руководитель госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов, размышляя над перспективами привлечения в республику массового туриста из арабских стран и Ирана. Пока таковой больше делает ставку на Армению, Азербайджан и Грузию. Востоковед и постоянный автор «БИЗНЕС Online» Азат Ахунов делится своими наблюдениями и предложениями по этому вопросу.
«На недавней пресс-конференции руководитель госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов объяснил, что надо сделать, чтобы подвигнуть массового арабского или иранского туриста приехать отдыхать в нашу республику»
Халяль-отели делятся на пять лун
Татарстан делает ставку на туристов-мусульман с Ближнего Востока. На недавней пресс-конференции руководитель госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов объяснил, что надо сделать, чтобы подвигнуть массового арабского или иранского туриста приехать отдыхать в нашу республику. Говоря иначе, речь идет о так называемом халяль-туризме. Но есть ли необходимость в строгом соблюдении халяльных стандартов во всем? Для начала надо разобраться, что они из себя представляют.
В марте 2019 года министр промышленности и торговли России Денис Мантуров выступил с заявлением о том, что может быть введен отдельный государственный стандарт качества «халяль». Таким образом, вопрос стандартизации и систематизации халяльной продукции теперь становится одним из приоритетов федеральных властей.
В России индустрия гостеприимства «халяль» находится в самом начале пути, при этом, согласно данным Ростуризма, спрос на подобные услуги растет. В 2015 году Ростуризмом была представлена программа «халяль-френдли», и Россия стала позиционироваться как площадка для развития халяль-туризма. К примеру, по итогам 2016-го только иранский турпоток в РФ вырос почти на 70% благодаря проекту «Русское гостеприимство», в рамках которого реализуется направление халяльного туризма.
В настоящее в России лишь единичные отели можно назвать полностью халяльными. По аналогии с общепринятой, европейской, у нас в стране существует своя неофициальная система сертификации объектов размещения, разработанная международным центром стандартизации и сертификации «Халяль» совета муфтиев РФ.
Халяль-отели делятся на пять лун. Одна луна дается, если в номере отсутствуют картины, изображающие людей или животных. Должно иметься расписание времени намазов, а также информация о ближайших мечетях и предприятиях общественного питания «халяль». Две луны — за возможность заказа халяльного завтрака и за отдельную молельную комнату в здании отеля. Три луны — если в отеле имеется отдельная кухня «халяль». Четыре луны — помимо вышеуказанных услуг, на территории отеля расположены раздельные зоны отдыха с персоналом одного пола с гостями. Пять лун — отель полностью халяльный и соответствует исламским нормам.
«Арабы и иранцы хотят чего-то особого — полуевропейского и полувосточного, и в этом плане Казань может неплохо «выстрелить»
Welcome to Tatarstan?
Чем может привлечь Татарстан стандартного туриста с Ближнего Востока? Прежде всего своим благоприятным в их понимании климатом и природой. Уже весной практически весь Ближний Восток и страны Магриба начинают превращаться в одну большую раскаленную сковородку. Не говоря уже о летних месяцах, когда оставаться на открытом воздухе становится опасным для жизни. Испепеляющая жара — одно, но ситуацию усугубляет еще и высокая влажность — практически все эти страны омываются морями. По ощущениям, это примерно то же самое, что круглосуточно находиться в парной.
Жители Ближнего Востока так же, как и все, сильно страдают от зноя и духоты. Спасают кондиционеры, которые делают людей заложниками закрытых помещений — просто прогуляться и подышать свежим воздухом невозможно. Поэтому те, кто побогаче, уезжают на лето в северные широты. «Север» в понимании типичного араба — это Турция, Горный Ливан, а в последнее время взрывной рост визитов в страны Закавказья — бывшие советские республики — Азербайджан. До пандемии арабы и иранцы продвинулись еще севернее — до Украины, да так заметно, что местным рестораторам пришлось срочно вводить в меню халяльные борщи и галушки.
В отличие от Кавказа (Армении, Азербайджана, Грузии), Узбекистан, Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Туркменистан гости с Ближнего Востока вниманием не жалуют — статистика выдает цифры, стремящиеся к нулю. Единственная фишка — это соколиная охота в Казахстане, которая интересует единичного, элитного туриста из стран Персидского залива. В остальном полный игнор.
Скорее всего, подобное связано с тем, что в понимании гостей с Ближнего Востока это такой же восточно-мусульманский мир, которого у них и так с избытком. Древние дворцы, мечети и медресе? Можно ли этим удивить жителей стран, большинство из которых являются музеями под открытым небом? Арабы и иранцы хотят чего-то особого — полуевропейского и полувосточного, и в этом плане Казань может неплохо «выстрелить».
Директор казахстанской ассоциации «Центр развития городского туризма» Татьяна Верницкая рассказывает, что власти пытались сделать ставку на платежеспособного иранского туриста, ввели безвизовое посещение на две недели, но народ не поехал. Эксперт добавила, что туристы чаще всего сравнивают Астану с Казанью. «У нас одинаковое количество отелей, что и в Казани, но у нас совершенно разный подход к туристам. Казань впереди нас идет по экскурсионной программе, качеству дорог, но у нас есть богатая история. Мы точно так же можем привлечь этим туристов», — считает Верницкая.
Не в этом ли секрет возможного успеха Казани? Европа в восточной упаковке? Синкретика в архитектуре, синтез старого и нового, Востока и Запада, парки, модерновые общественные пространства, торговые центры, интересная и непривычная кухня с разрешенными религией ингредиентами.
Ну и, само собой, природа. «Им интересно увидеть настоящие, а не искусственные зеленые деревья, не поливаемые газоны, траву, реки», — утверждает руководитель госкомитета РТ по туризму. Да, все так. Но это не должно превращаться в экстремальный туризм. Хорошо побывать в лесу, полюбоваться с высокого берега Волгой, но лучше перемещаться на колесах, а не пешком. Ну и не забывать о завтраке, обеде, полднике и ужине.
Гости с Ближнего Востока любят купаться (точнее, плескаться), но не любят холодной воды. А для иранцев это еще и возможность на время позабыть об ограничениях, принятых в их стране, — там существуют только раздельные пляжи со строгим мусульманским дресс-кодом.
Нужны ли раздельные пляжи в нашем случае? Для особо религиозных да. Но мой собственный опыт показывает, что те же арабы без проблем посещают и общественные пляжи. Одни женщины купаются в буркини, а другие — в обычных купальниках и даже раздельных. Мужчины — кто в длинных шортах и футболке, а кто в стандартных узких плавках.
В Турции этот вопрос решают просто: вешают табличку «Семейный пляж», и дело с концом — всех устраивает. У нас можно сделать то же самое — выделить семейную зону, например, на «Камском море». Или попробовать включить в программу посещение аквапарка. Восточные люди любят любое активити.
Чем еще можно привлечь гостей с Востока? Экскурсии в Болгар и Свияжск? Да, но в меру, без фанатизма, без подробных и глубоких экскурсов в историю.
Важная часть для туристов — это шопинг. Почему? Брендовой одежды и обуви на Востоке полно, но стоит она дорого и продается в основном в специализированных элитных бутиках. Другая крайность — широкая распространенность «реплик», или подделок, которые, как правило, приобретают неимущие. Восточный человек любит красиво и модно одеваться, но не готов отдавать за это большие деньги. Поэтому арабы штурмуют в Стамбуле магазины среднего ценового сегмента типа LC Waikiki, скупая товар мешками.
Возможно ли такое в Казани? Наверное, да. Несмотря на уход западных брендов, в торговых центрах пока есть на что посмотреть и есть что примерить — средний ценовой сегмент представлен достаточно широко. Слабый рубль на руку иностранцам — в переводе с валюты ценники могут выглядеть для них вполне привлекательно.
«В целом планы по привлечению туристического трафика с Ближнего Востока вполне перспективны. При грамотной организации — прямые чартерные рейсы, облегченный визовый режим — это может дать свой результат»
Плюсы есть, а минусы?
Страны Закавказья (Азербайджан, Армения, Грузия) — бывшие советские республики — уже прошли этот путь и накопили огромный опыт в плане приема гостей с Ближнего Востока.
Сравнение статистических данных по этому региону показывает, что на первые места по числу туристов с Ближнего Востока выходят граждане Ирана и Саудовской Аравии, за ними следуют туристы из Омана, Ирака, ОАЭ, Кувейта и других стран.
Если взять общие цифры, то, например, только популярный среди иностранцев Азербайджан на самом пике в допандемийный 2019 год посетили всего 3,17 млн туристов. В 2022-м жители 178 стран побывали в Азербайджане 1 млн 602,3 тыс. раз, что в 2 раза больше, чем в 2021-м, но не дотягивает до уровня предыдущих годов.
Для сравнения: в 2022-м Татарстан посетили 3,7 млн туристов, что на 12% больше, чем в предыдущем году. Все это говорит не только о привлекательности нашего региона, но и о большом, растущем потенциале.
Эксперты по туризму отмечают три фактора, привлекающие туристов в страны Закавказья: прекрасный ландшафт, высокий сервис и приемлемые цены. Но, помимо этого, на рост туристического потока с Востока повлиял облегченный визовый (или безвизовый) режим для туристов, удобные и недорогие прямые чартерные рейсы, снижение налоговой нагрузки для туроператоров. Все это в итоге привело к тому, что удалось перенаправить часть арабо-иранского потока с турецкого направления на кавказское.
Рост людского потока с Ближнего Востока не только увеличил доходы туристической отрасли, но и создал свои проблемы. Торговцы, таксисты, отельеры, владельцы съемных квартир взвинтили цены на свои услуги, тем самым уменьшив их доступность и вызвав раздражение местного населения. Те стали обвинять арабов в разных грехах: в нечистоплотности, в том, что они везде сорят и не убирают за собой мусор. Особенное возмущение вызвал тот факт, что отдельные наиболее горячие персонажи стали приставать к местным женщинам, принимая их за девиц легкого поведения. Следуя принципу «спрос рождает предложение», пошла в рост соответствующая сфера услуг, что ранее было нехарактерно для этих достаточно традиционных культур.
Все это объясняется достаточно просто. В путешествия отправляется наиболее продвинутая, авантюрная и легкая на подъем часть населения арабо-мусульманского общества. Традиционалисты остаются дома. Потому эти люди в какой-то мере лишены тормозов, хотят погулять, сменить обстановку, вырваться хотя бы на время из рамок общепринятых условностей. Есть и такие, которые полагают, что за пределами исламского мира все правила шариата отменяются. Отсюда порой возникает желание пуститься во все тяжкие.
В целом планы по привлечению туристического трафика с Ближнего Востока вполне перспективны. При грамотной организации — прямые чартерные рейсы, облегченный визовый режим (по аналогии с чемпионатом мира по футболу 2018 года) — это может дать свой результат. Особый акцент надо делать на семейный туризм, что поможет избежать ряда возможных недоразумений и вообще выгоднее в материальном плане. И Татарстан здесь способен стать пилотным регионом, удачный опыт которого позже можно будет масштабировать на всю Россию.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.