«Какие три процента? – спросил Минниханов. - Неправильно это. Три процента от объема – это же вообще много». И тут же поручил «собрать банки» и обсудить снижение комиссии |
НЕОДНОЗНАЧНЫЙ ВОПРОС
Сегодня на заседании республиканского парламента тема оплаты госуслуг неожиданно всплыла в новом ракурсе. Депутат Валентина Липужина, выслушав отчет премьера Ильдара Халикова о работе правительства в 2011 году, задала, по ее собственному признанию, «очень приземленный вопрос».
«Ильдар Шафкатович, вы заявили об электронных услугах – замечательное новшество! – начала Валентина Николаевна. – Но люди еще не успели его как следует освоить, как тут же ввели комиссионный сбор в три процента. И люди со скромным доходом идут на почту, где сегодня очень большие очереди, чтобы там оплатить коммунальные услуги, ибо там не берутся комиссионные. Может быть, поспешили с этим вопросом?»
Напомним, сегодня через инфоматы и портал государственных и муниципальных услуг можно получить 88 электронных услуг и интерактивных сервисов: оплата штрафов за нарушение ПДД (около 32% подобных штрафов оплачивается электронными платежами), оформление загранпаспорта, оплата налогов, постановка в очередь на детский сад, запись на прием к врачу и пр. Этим проектом республика чрезвычайна гордится (вполне заслуженно), главный идеолог всего этого - вице-премьер Николай Никифоров - неоднократно докладывал об этих успехах лично Дмитрию Медведеву…
И именно в апреле, как выясняется, комиссия за эти услуги выросла.
«Хочу сказать, что три процента – это максимальная планка, она колеблется от одного до трех процентов, - осторожно сказал Халиков. – Но это неоднозначный, непростой вопрос. Подумаем».
Однако неожиданно в разговор вмешался президент РТ. Судя по всему, он был крайне удивлен.
«Какие три процента?» – переспросил Минниханов.
«Это по банковскому обслуживанию, Рустам Нургалиевич. Раньше республика сама оплачивала за население ту сумму, которая есть. В этом году…», - отметил премьер.
«Почему человек идет в отделение и там не платит комиссию? Какие три процента?» – вновь повторил глава республики и посмотрел уже на Евгения Богачева - председателя Нацбанка РТ.
«Банк берет», – развел руками Богачев, так сказать «отец» всех рыночных банков и их лоббист.
«Неправильно это. Три процента от объема – это же вообще много».
Минниханов поручил Богачеву «собрать банки» и обсудить снижение комиссии.
«Иначе это будет тормозом в электронных услугах. Я понимаю, какой-то незначительный сбор может быть. Но при условиях, когда человек платит бумажкой и электронным способом, последний вариант должен быть более привлекательным».
«Не более одного процента», - сказал Богачев, приняв сторону президента и населения. Государственник в нем победил без всяких сомнений.
«Это много - один процент», - отрезал президент.
«…НО НЕ МЕНЕЕ ДЕСЯТИ РУБЛЕЙ»
Как пояснили газете «БИЗНЕС Online» в минсвязи РТ, сегодня эквайринговые услуги на портале предоставляют два банка – «Русский стандарт» и «АК БАРС» Банк. Последний начал оказывать данные услуги с начала апреля, выиграв при отборе кредитных организаций. «Предложения «АК БАРС» Банка и банка «Русский стандарт» по эквайрингу были лучшими, - отметили в пресс-службе. - Банки-партнеры определяются по результатам открытой процедуры отбора. В итоге привлекается банк, предоставивший предложение о наименьшем размере комиссии».
«В апреле были полностью унифицированы условия платежей для любых карт любых банков на портале госулуг uslugi.tatarstan.ru и введена комиссия на оплату наличными в инфоматах», - сообщила газете «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь министерства информатизации и связи РТ Ольга Стрыхарь.
По ее словам, комиссия при безналичной оплате любых услуг на портале uslugi.tatarstan.ru, включая оплату штрафов за нарушения ПДД, составляет 2,5% (но не менее 10 рублей). Размер комиссии при оплате услуг ЖКХ снизился - до 1% (но не менее 10 рублей).
Комиссия в данном случае формируется из обязательной части, взимаемой международными платежными системами (Visa, MasterСard, American express и т.д.), и комиссии банка эквайрера, предпроцессингового центра, оператора портала государственных и муниципальных услуг РТ.
Комиссия за оплату госуслуг через инфоматы выросла до 2,5 - 3%, что делает электронные платежи неконкурентоспособными по сравнению с оплатой через почтовые отделения |
ЧЕРЕЗ ИНФОМАТЫ - ДОРОЖЕ
Комиссия при оплате любых услуг наличными через инфомат составляет 3% (но не менее 20 рублей), сообщила Стрыхарь. Полноценная комиссия в инфоматах оправдана не только высокими затратами на их обслуживание - инкассацию, оплату аренды в местах установки, оплату услуг связи и интернета, фискализацию, техническое обслуживание и замену расходных материалов. По ее словам, при отсутствии комиссии бремя оплаты затрат на осуществление платежей ложится на бюджет Республики Татарстан, т.е. за каждый оплачиваемый штраф комиссия возмещается за счет всех налогоплательщиков Республики Татарстан вне зависимости от того, нарушали они ПДД или нет. То есть, если у вас, например, нет автомобиля, вы платите за то, чтобы нарушитель мог оплачивать свои штрафы без комиссии.
Размер комиссии при оплате банковской картой меньше, чем при оплате наличными, так как это не требует расходов на инкассацию и обслуживание.
Как пояснила Стрыхарь, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации комиссиями не облагаются только государственные пошлины - ни на портале uslugi.tatarstan.ru, ни в инфоматах как при оплате наличными, так и банковскими картами.
К таким платежам относятся госпошлина за оформление заграничного паспорта, погашение налоговой задолженности физических лиц, госпошлина за регистрацию актов гражданского состояния, госпошлина за регистрацию автомобиля и за выдачу водительского удостоверения, внесение взносов в ПФР РФ, оплата штрафов Роспотребнадзора. Благотворительные взносы также принимаются без комиссии.
ЛИШНИЕ ПОСРЕДНИКИ?
Детали электронных платежей и комиссий «БИЗНЕС Online» прокомментировал эксперт.
Дмитрий Еремеев – президент группы компаний FIX (разработчик системы «Открытая Казань»):
- «Уронить» комиссию можно, и очень сильно. При проведении платежей через платежные системы участвуют два банка – банк-эмитент, выпустивший карту плательщика, и банк-эквайер, обслуживающий систему, получающую платеж. При проведении платежей платежные системы Visa или MasterCard самостоятельно определяют вознаграждение банков. В случае с коммунальными платежами они твердо устанавливают комиссию банка-эмитента – она не может быть ниже 0,6 процента. Банк-эквайер тоже получает вознаграждение – размер он устанавливает самостоятельно. В случае, к примеру, с платежами в системе «Открытая Казань» общая комиссия составляет 0,9 процента.
Я бы мог еще отметить, что в системе госуслуг есть посредник – московский Uniteller, комиссия которого составляет 0,2 процента. Эта компания обеспечивает безопасность платежей. Но в случае с ЖКХ этот посредник просто лишний – ведь никому не придет в голову со чужой карты оплачивать свою «коммуналку».
Но есть другой вариант платежей – это система as-on-as, когда и банк-эквайер, и банк-эмитент – один и тот же. В этом случае платежная система – Visa или MasterCard – уже не регулирует процесс, то есть не устанавливает комиссию. И она может быть равна 0 процентов. Но мы с вами говорим все-таки о платежах за госуслуги, где люди пользуются картами разных банков. Я бы мог предложить снизить комиссию, создав в Татарстане мультипроцессинговый центр, который проводил бы платежи по схеме as-on-as с картами любых банков. Ведь на самом деле в России всего несколько крупных банков-эмитентов пластиковых карт, два крупнейших татарстанских банка также выпускают собственные карты. Такой центр позволил бы снизить комиссию до 0,3 процента - в случае коммунальных платежей. Мало того, можно было бы реализовать платежи через сотовый телефон, через систему Qiwi с минимальной комиссией.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 151
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.