«Татарстан складской инфраструктурой абсолютно не обеспечен. Несмотря на то что Wildberries, Ozon, KazanExpress вышли на рынок, желающих арендовать склад в республике очень много, к нам такие обращения поступают. Для девелоперов, которые занимаются коммерческой недвижимостью, есть ниша для развития», — заявил накануне журналистам на брифинге по развитию электронной коммерции бизнес-омбудсмен РТ Фарид Абдулганиев. На этом фоне с 7 до 11% вырос процент селлеров на маркетплейсах в общей доле зарегистрированных в РТ субъектов МСП. О том, чем живет e-commerce в Закамье, — в материале «БИЗНЕС Online».
В 2022 году число республиканских продавцов удвоилось и составило 45,4 тыс., рассказал накануне на брифинге заместитель премьер-министра РТ, министр экономики Татарстана Мидхат Шагиахметов
«Татарстан складской инфраструктурой абсолютно не обеспечен»
В 2022 году число республиканских продавцов удвоилось и составило 45,4 тыс., рассказал накануне на брифинге заместитель премьер-министра РТ, министр экономики Татарстана Мидхат Шагиахметов. Их оборот продаж достиг 50 млрд рублей, что в 2 раза больше результатов 2021 года. «Это более чем в 3 раза превышает темпы роста выручки продавцов на маркетплейсах в целом по России», — подчеркнул министр. По данным ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в 2022 году объем интернет-торговли в России вырос на 29,5% до 5 трлн рублей. В 2023-м этот показатель прогнозируется на уровне 6,3–6,6 трлн рублей.
Шагиахметов вспомнил удачные кейсы привлечения в Татарстан e-com-компаний. Речь шла о логоцентре Wildberries и фулфилмент-центрах Ozon в Зеленодольском районе, а также складе KazanExpress в свияжском межрегиональном мультимодальном логистическом центре (СММЛЦ). Еще один пример — включение Татарстана в эксперимент с бондовыми зонами, что поможет доставлять товары быстрее.
Дополнил выступление главный смотрящий по e-com в Татарстане, бизнес-омбудсмен РТ Фарид Абдулганиев. По его словам, за год число объектов инфраструктуры в республике выросло на 44,5%, с 8,5 тыс. до 12,3 тыс. (сюда вошли пункты приема и выдачи заказов, фотостудии, офисы логистических компаний и т. д.). Доля продавцов на маркетплейсах в общем количестве зарегистрированных в Татарстане субъектов МСП и самозанятых выросла с 7% в 2021 году до 11% в 2022-м. В 2022 году они отправили в бюджет 3 млрд рублей налогов. Это 1,8% от ожидаемых по итогам 2022-го поступлений налога на прибыль. Кроме того, сфера e-com создала 100 тыс. новых рабочих мест в регионе за два года.
По словам Фарида Абдулганиева, за год число объектов инфраструктуры в республике выросло на 44,5%, с 8,5 тыс. до 12,3 тыс. (сюда вошли пункты приема и выдачи заказов, фотостудии, офисы логистических компаний и т. д.)
Каждый третий селлер в ПФО — из Татарстана: 45,4 тыс. продавцов республики составляют 27% от общего количества селлеров по ПФО. В ближайшие 5–6 лет темпы развития интернет-торговли в России останутся на очень высоком уровне по сравнению с другими отраслями экономики — 25–30% в год, добавил Абдулганиев. «Чтобы оставаться на лидирующих позициях, нам нужно уделять внимание подготовке кадров. В 2022 году мы совместно с операторами федерального проекта „Содействие занятости“ нацпроекта „Демография“ инициировали разработку стандарта обучения по профессиональной переподготовке граждан по специальности „менеджер по работе с маркетплейсами“. Данные бесплатные курсы оказались самыми востребованными в Татарстане по итогам 2022 года: 2 011 человек прошли обучение, все 100 процентов были трудоустроены. Это говорит о спросе», — сообщил бизнес-омбудсмен.
«Татарстан, к сожалению, складской инфраструктурой абсолютно не обеспечен. Несмотря на то что Wildberries, Ozon, KazanExpress вышли на рынок Татарстана, желающих арендовать склад в республике очень много, к нам такие обращения поступают»
Один из основных трендов в отрасли — рост интереса к складской инфраструктуре. Бизнес-омбудсмен подтвердил тезис, озвученный пару недель назад на конференции «Логистика будущего» в Казани: складов в столице и агломерации почти нет, и это важная точка роста. «Татарстан, к сожалению, складской инфраструктурой абсолютно не обеспечен. Несмотря на то что Wildberries, Ozon, KazanExpress вышли на рынок Татарстана, желающих арендовать склад в республике очень много, к нам такие обращения поступают», — рассказал Абдулганиев. Не хватает и небольших складов на территории городов. Даже в Казани спрос на них огромен. Для девелоперов, которые занимаются коммерческой недвижимостью, есть ниша для развития.
В логистическом бизнесе выигрывает тот, у кого лучше настроено перемещение товаров. Татарстан привлекает в регион крупных контейнерных перевозчиков, возлагая большие надежды на компанию FESCO. Абдулганиев напомнил, что в сентябре по маршруту порт Владивосток – город Казань был запущен первый контейнерный поезд FESCO. До конца 2022 года по этому маршруту было перевезено 1,8 тыс. контейнеров. Также FESCO начала осваивать новый маршрут, который связывает предприятия республики с портом Новороссийск, а через него с рынками Турции, Египта, стран Ближнего Востока и Индии.
Наиль Магдеев с гордостью поделился статистикой по селлерам: челнинские предприниматели создали 5,2 тыс. уникальных аккаунтов на маркетплейсах, за год их число выросло в 2 раза
«Понятно, что КАМАЗ — наше все»
О том, чем живет e-com в Закамье, рассказал мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев. Экономический локомотив автограда — ПАО «КАМАЗ», но муниципалитету «надо диверсифицировать экономику». «КАМАЗ — наше все, но мы, как и другие муниципалитеты, занимаемся развитием МСП. Сегодня 39 процентов бюджета Набережных Челнов формирует МСП. 45 процентов инвестиций — это малый и средний бизнес Челнов, — заметил Магдеев. — Сегодня в Челнах работает 25 тысяч субъектов МСП, а с учетом нанятых работников в этой сфере трудятся 90 тысяч человек. Это три КАМАЗа! Насколько малый бизнес и в плане экономики, и в плане занятости является мощной силой».
Магдеев с гордостью поделился статистикой по селлерам: челнинские предприниматели создали 5,2 тыс. уникальных аккаунтов на маркетплейсах, за год их число выросло в 2 раза. Мэр поблагодарил за обучение сотрудников, отметив, что его нужно продолжать в 2023 году. «Нас учили два или три дня, оторвали от работы. Погрузили в данный процесс, мы поняли, что такое маркетплейсы и с чем их едят. С этими знаниями и компетенциями мы пришли в свои районы и города», — отметил Магдеев.
Генеральный директор KazanExpress Линар Хуснуллин: «Выручка в 2022 году составила 18,6 миллиарда рублей, планируем в 2023-м вырасти до 37 миллиардов»
Завершил часовую оду e-com сооснователь и генеральный директор KazanExpress Линар Хуснуллин. Он рассказал об этапах роста компании в цифрах и фактах, наглядно подтверждая, что рынок электронной коммерции — поле для роста. «Выручка в 2022 году составила 18,6 миллиарда рублей, планируем в 2023-м вырасти до 37 миллиардов, — отметил Хуснуллин. — 27 февраля Forbes опубликовал списки самых дорогих IT-компаний России. Мы там, по-моему, единственные из Татарстана. „Яндекс“ занимает первое место, а второе и третье — Wildberries и Ozon». Хуснуллин отметил, что еще несколько лет назад рынок e-com исчислялся сотнями миллиардов, а не триллионами рублей, как сейчас. Коснулся гендир татарстанского маркетплейса и планов компании по открытию в СММЛЦ логоцентра на 120 тыс. «квадратов» полезной площади, а также упомянул «борьбу» за продавцов из других регионов.
«Может, даже будем строить им жилье, чтобы они приезжали сюда. Сейчас они живут в своих регионах и зарабатывают хорошие деньги. Можно переманить такого продавца в Татарстан, чтобы он был поближе к нам, мог делиться опытом. И это не столько про продавцов, сколько про передел рынка. Возникла новая ниша, и мы, татарстанские предприниматели, можем активно в ней работать, участвовать, заработать денег, переманить сюда, в регион, продавцов», — подытожил Хуснуллин. Однако новых подробностей о проектируемом «городе продавцов» в Верхнем Услоне не сообщил.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.