На неделе стало известно о планах импорта в Россию автомобилей из Ирана, на что отечественный минпромторг уже отреагировал словами о том, что любые поставки подразумевают обязательное «прохождение сертификации транспортного средства». Что из себя представляет иранский автопром, готов ли он предложить российскому автомобилисту должное качество и комфорт? Подробности — в материале постоянного автора «БИЗНЕС Online», востоковеда Азата Ахунова.
На минувшей неделе Москва и Тегеран договорились об экспорте в Россию иранских автомобилей Saipa. Сторонами был подписан контракт на экспорт 45 тыс. автомобилей на общую сумму $450 миллионов
Договорились или нет?
На минувшей неделе Москва и Тегеран договорились об экспорте в Россию иранских автомобилей Saipa. Сторонами был подписан контракт на экспорт 45 тыс. автомобилей на общую сумму $450 миллионов. Ранее другой иранский автоконцерн Iran Khodro сообщил, что планирует к концу марта поставить в Россию 2 тыс. автомобилей.
Новость хорошая, особенно в условиях «автомобильного голода» и взлетевших до небес цен на транспортные средства.
Но тут же раздался глас российского минпромторга, который заявил, что поставки иранских автомобилей в РФ пока невозможны, поскольку «одним из основных условий для поставок импортных автомобилей, в том числе из Ирана, и их эксплуатации на территории Российской Федерации является прохождение сертификации транспортного средства».
Персидский автопром с 60-летней историей — важная отрасль экономики страны. Ежегодно доход от нее составляет до 10% ВВП исламской республики
В Иране автомобиль — это не роскошь, а…
Персидский автопром с 60-летней историей — важная отрасль экономики страны. Ежегодно доход от нее составляет до 10% ВВП исламской республики. По дорогам Ближнего Востока колесит множество машин, собранных именно в Иране. Более того, некоторым маркам удалось закрепиться и на мировом рынке.
Три крупнейших автозавода Ирана — Iran Khodro, Saipa и Pars Khodro — в среднем производит около 900 тыс. единиц автомобильной техники в год. Власти ставят задачу поднять общий объем производства до 1,2 млн автомобилей в год.
Кроме трех крупных предприятий, имеется и отверточное производство — компания Kerman Motor (KMC), которая выпускает под своими брендами (MVM, Fownix и KMC) перелицованные китайские Chery и JAC. Все довольны: иранцы рапортуют об успешном импортозамещении, а предусмотрительные китайцы благодаря такой схеме избегают вторичных санкций. Кстати, KMC также строит планы по проникновению на российский рынок. Стоит напомнить, что китайский JAC — это отец-прародитель отечественного «Москвича» нового поколения.
Наши чиновники много говорят об импортозамещении, но мало что делают. В Иране эта проблема решена. Почти все продукты — иранского происхождения. Люди покупают Peugeot, Renault и Samand местного производства. Те, кто беднее, перемещаются на мопедах и велосипедах местного производства. Все чиновники передвигаются исключительно на местных автомобилях, но уже представительского класса.
Патриотизм помогают воспитывать и заградительные пошлины на иномарки — одни из самых высоких в мире. Импортные тарифы на автомобили составляют от 55 до 95%, а транспортные средства стоимостью более $40 тыс. запрещены для ввоза в Иран. Тем не менее в год в страну в среднем ввозится до 60 тыс. импортных авто.
Вместе с тем автомобиль Samand — это практически национальный бренд. Полиция, таксисты, чиновники предпочитают передвигаться именно на этом варианте иранского автопрома. Иранцы гордятся своим отечественным автомобилем, но на самом деле Samand — это не что иное, как слегка подретушированный Peugeot 405. Когда французы сняли эту модель с производства, иранцы подсуетились и выкупили все права на нее. Немного изменив внешний вид, они не стали трогать внутренности: двигатель, подвеска — почти все это осталось от Peugeot.
Автомобиль для иранца — это почти дом родной: из-за хронических пробок, особенно в больших городах, среднестатистический житель страны проводит в автомобиле по много часов ежедневно
«Машинами заставлены все улицы»
Автомобиль для иранца — это почти дом родной: из-за хронических пробок, особенно в больших городах, среднестатистический житель страны проводит в автомобиле по много часов ежедневно. За рулем можно увидеть как мужчин, так и женщин, никаких гендерных и религиозных предрассудков. Машинами заставлены все улицы, проезды, переулки, да так, что не то чтобы проехать — пешком пройти невозможно. Но иранцы каким-то образом умудряются протискиваться на своих автомобилях сквозь искусственные баррикады, «словно верблюд через игольное ушко».
Иранцы относятся к своему автомобилю и как к храму. Особенно в священный для шиитов месяц Мухаррам, когда вся страна находится в месячном трауре по невинно убиенному третьему шиитскому имаму Хусейну, внуку пророка Мухаммеда. Прошло уже 14 веков, а иранцы до сих пор не могут простить себе то, что не смогли уберечь его от смерти.
В Иране этот вопрос не подлежит обсуждению — шиизм сидит в крови, обычаях, традициях и менталитете народа. Простые иранцы, выражая свою сопричастность, обклеивают машины наклейками «Йа, Хусейн!» («О, Хусейн!»), разливают по капоту красную краску, стилизуя ее под разбрызганную кровь шиитского имама. В это время в стране отменяются все увеселения, которых и так немного, по всему Ирану проводятся траурные мероприятия, шествия, демонстрации.
Машинами заставлены все улицы, проезды, переулки, да так, что не то чтобы проехать — пешком пройти невозможно
«Иранский «Скакун» до сих пор бегает по дорогам России и Беларуси»
Хочешь узнать реальную ситуацию с иранскими машинами в России — заходи на сайты бесплатных объявлений типа Avito или Auto.ru. Если взять Iran Khordo Samand, то только на первом сайте представлено 2,8 тыс. автомобилей. В основном продают машины середины 2000-х, но есть и совсем свежие — производства 2022 года. Разброс цен большой: от 60 тыс. рублей за совсем древние, битые «старички» и до 1,5 млн за «нулёвые» машины прошлого года.
Все это остатки былой роскоши, в Россию автомобили Iran Khodro Samand поставлялись напрямую из Ирана в 2004–2009 годах (по другим данным, в 2006–2009 годах — прим. авт.). Некоторое время бренд входил в число самых продаваемых дешевых иномарок. Многие помнят этот надежный и неприхотливый автомобиль по запоминающемуся шильдику в виде головы лошади. Samand в переводе с персидского означает «скакун».
Поставки автомобилей были прекращены из-за введения в РФ экологических норм «Евро-4», которым иранские седаны не отвечали, ну и из-за западных партнеров тоже, которых Россия тогда старалась лишний раз не нервировать. Например, в 2005 году случился скандал с реализацией на российском рынке Peugeot 206, произведенных иранским заводом Iran Khodro, которые были дешевле французских машин на $1,5–3 тысячи. Французская сторона подняла шум, и в итоге московское управление федеральной антимонопольной службы (УФАС) России вынесло решение, запрещающее продавать на территории России автомобили Peugeot 206 иранской сборки. С 2006 года Iran Khodro начал поставлять в Россию исключительно «Саманды». Отсюда, видимо, и путаница со временем проникновения иранцев на российский рынок. Всего было реализовано около 12 тыс. экземпляров «Самандов».
Иранский «Скакун» до сих пор бегает по дорогам России и Беларуси. Если почитать отзывы на специальных автомобильных форумах, то создается впечатление, что это автомобиль всех времен и народов.
«Очень удобный в целом. Внутри сидеть приятно и просторно. Без излишеств — ровно в меру. Тяговитый движок 1,8 литра. Несмотря на малую полную мощность (и низкий налог) — до оборотов 4000 едет не хуже 120–130-сильных. Оцинкован по крышу. Отлично управляется. Даже через 7 лет комплектация не выглядит бедной, высокий клиренс», — пишет один из счастливых обладателей «Саманда» 2007 года.
«Просторный и удобный салон. При езде на дальние расстояния спина не устает. Хорошо заводится даже при минус 40 градусах без всяких подогревов. Высокий клиренс, энергоемкая подвеска, двойная оцинковка кузова», — вторят ему другие автолюбители.
Самая богатая версия Samand LX оснащалась ABS, электроприводом передних сидений, русифицированным бортовым компьютером с голосовым управлением, парковочным радаром и легкосплавными колесными дисками. В 2008 году спереди начали устанавливаться подушки безопасности.
За эти годы Россия сильно продвинулась во многих направлениях. Навряд ли, даже учитывая сложное положение российского автопрома и непрекращающиеся санкции, власти дадут добро на импорт морально и технически устаревших «Самандов». Да и потребитель стал другим — более требовательным к качеству и комфорту. На этот случай иранцы держат в рукаве козыри — рестайлинговые варианты отца-основателя под марками Soren и Dena. И главный их довод — это цена. У себя на родине «Саманд» продается за $6–8 тыс., а его обновленные версии — за $7–11,5 тысячи.
Кроме того, Iran Khodro имеет в своей линейке более современные модели, например седан Tara, представляющий собой доработанную версию Peugeot 301/Citroen C-Elysee 2012 модельного года. Этот автомобиль — «одноклассник» LADA Vesta, KIA Rio и Skoda Rapid.
Компания Saipa готова предложить седан С-класса Shahin, построенный на платформе Toyota, хотя этот бренд в основном вдохновляется корейской KIA.
Президент Татарстана Рустам Минниханов осенью прошлого года посетил в Тегеране завод крупнейшей иранской автомобилестроительной компании Iran Khodro
«Иранцы заинтересованы в новых рынках»
Продукцию иранского автопрома успешно поглощает локальный рынок, идет успешный экспорт в соседние страны. Однако, учитывая рост объема производства, иранцы заинтересованы в новых рынках, но как поведет себя российская сторона — не будет ли искусственно затягивать процесс сертификации иранской продукции?
Президент Татарстана Рустам Минниханов осенью прошлого года посетил в Тегеране завод крупнейшей иранской автомобилестроительной компании Iran Khodro. На встрече с руководством автозавода Минниханов отметил, что республика может быть интересна иранским партнерам в вопросах автомобилестроения ввиду наличия уже подготовленного персонала и производств компонентов.
Видимо, речь идет о новом партнере для «Соллерс-Елабуга». Почему нет? Была же в прошлом в целом успешная история сотрудничества с GM, Fiat, Ford, сейчас развиваются партнерские отношения с китайским JАС. И в данном случае Татарстан мог бы стать своего рода хабом для проникновения на российский рынок продукции иранского автопрома.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.