«Налоговое спокойствие» компании обратно пропорционально вниманию к ней со стороны налоговых органов. Как же не стать объектом пристального внимания при масштабировании бизнеса? Налоговый эксперт, к. э. н., управляющий партнер АФ «Палладиум» Альбина Губайдуллина рекомендует посмотреть на компанию и ее контрагентов «глазами налогового инспектора», ведь понимание налоговых рисков — первый шаг на пути их минимизации.
Альбина Губайдуллина: «Первым шагом на пути к разработке эффективной налоговой стратегии является базовое понимание основ налоговых режимов»
«Стены только в нашей голове»
Каждый предприниматель нацелен на масштабирование своего бизнеса и увеличение его рентабельности, но не каждый решается на развитие и бессознательно его сдерживает, опасаясь излишнего внимания со стороны налоговых органов, а иногда и опасаясь, что не сможет сохранить контроль над бизнесом либо не сможет систематизировать и структурировать процессы и погрязнет в «операционке». Но, как говорится в итальянской пословице, «стены только в нашей голове». Разберемся сегодня с основными налоговыми рисками, ограничивающими, на взгляд собственников бизнеса, его масштабирование, и способами их преодоления.
Несмотря на общую актуальность проблемы управления налоговыми рисками, российские и зарубежные риск-менеджеры эти риски видят по-разному. Для отечественных компаний самым важным является снижение угрозы предъявления претензий со стороны налоговой инспекции и доначисления налогов. Иностранные же компании под риском понимают еще и риск переплаты налогов. Именно такое, более широкое, понимание налогового риска стимулирует разработку оптимальной налоговой стратегии.
«Не всегда бухгалтер готов подсказать наиболее оптимальные способы налогообложения, разработать налоговую стратегию. Часто это вызвано необходимостью постоянного мониторинга налоговых изменений, а иногда и усложнением учета»
Безусловно, первым шагом на пути к разработке эффективной налоговой стратегии является базовое понимание основ налоговых режимов. Так, многие не знают о возможности использования вполне экономного режима налогообложения для индивидуальных предпринимателей — патентной системы налогообложения. К примеру, ИП-айтишник на УСН с базой дохода (6%) уплатит с дохода в 20 млн в год 1,2 млн рублей; если зарегистрируется в Иннополисе, то сможет сократить налог до 1% — 200 тыс. рублей, а если выберет патентную систему налогообложения, то заплатит за год лишь 60 тыс. рублей, которые еще сможет уменьшить на страховые взносы.
Проблема заключается в том, что не всегда бухгалтер готов подсказать наиболее оптимальные способы налогообложения, разработать налоговую стратегию. Часто это вызвано необходимостью постоянного мониторинга налоговых изменений, а иногда и усложнением учета. Например, при работе в партнерстве применение простого товарищества, позволяющего выйти за пределы УСН, негативно воспринимается финансовой службой ввиду специфики учета.
Для того чтобы дать налогоплательщикам возможность самостоятельной оценки налоговых рисков, Федеральная налоговая служба РФ разработала концепцию системы планирования выездных налоговых проверок, о связи которой с трендами налогового контроля мы рассказывали ранее.
«Масштабирование бизнеса выводит бизнес из комфортного налогового режима и толкает предпринимателей иногда на не вполне законные методы дробления бизнеса»
Деловая цель, экономическая целесообразность и реальность совершаемых действий
Вернемся к проблемам, связанным с разработкой налоговой стратегии при росте бизнеса. Так, популярная «упрощенка» ограничена численностью в 130 сотрудников и доходом в 2023 году в 251,4 млн рублей. А если показатели превысят, то возникает обязанность платить НДС и налог на прибыль, что ведет к снижению рентабельности и необходимости пересмотра отношений с поставщиками, подрядчиками и логистических цепочек. Так, масштабирование бизнеса выводит бизнес из комфортного налогового режима и толкает предпринимателей иногда на не вполне законные методы дробления бизнеса.
Важным в доказательстве отсутствия искусственного дробления бизнеса являются деловая цель, экономическая целесообразность и реальность совершаемых действий. Очень распространенный пример отсутствия экономической целесообразности с выплатой роялти по товарному знаку. Товарный знак, принадлежащий ООО, за минимальную стоимость (например 10 тыс. рублей) продается ИП. В дальнейшем ИП и ООО заключают лицензионный договор, по которому бывший владелец товарного знака ежемесячно платит новому владельцу товарного знака несколько миллионов рублей.
Противоположный пример. Компания по проектированию дизайна, которая также ведет полное сопровождение реализации проекта. Договоры на комплектацию она заключает в виде договоров поставки, что искусственно увеличивает выручку. Хотя фактически компания ищет поставщиков и заказывает индивидуальное изготовление определенных товаров согласно проекту. Фактически это посредническая функция услуги сопровождения. Между тем заключить агентский договор на соответствующие услуги с клиентом она не может, поскольку наценку на услугах придется показывать в виде агентского вознаграждения, размер которого нужно объяснить клиенту. Если же осуществить выделение отдельной бизнес-единицы на процедуру сопровождения, которая заключит агентский договор с подрядчиками, то данный вопрос решается и позволяет минимизировать риски прямого заключения контрактов с заказчиками и искусственного завышения стоимости работ.
«Периодическая проверка своей компании и ее контрагентов на соответствие заданным налоговой критериям — своеобразная налоговая профилактика, поскольку лучше до появления у налоговых органов вопросов обнаружить угрозу и оперативно ее обезвредить»
Лучше единожды затратить ресурсы и время на выстраивание системы контроля
Что же отличает реальное и обоснованное разделение бизнес-процессов от искусственного дробления бизнеса:
- Критерий самодостаточности компаний доказывается не отсутствием полной или частичной взаимозависимости, а свидетельствами наличия достаточных ресурсов для осуществления своих функций, финансовой и операционной самостоятельностью субъектов.
- Решение вопросов внутреннего финансирования: поскольку если основная цель — налоговая оптимизация, то распределение потоков будет исходить из режимов налогообложения и не всегда будет достаточным для осуществления нормальной деятельности и получения прибыли каждой бизнес-единицей, а отсюда весьма опасные внутригрупповые займы, векселя, а также отсутствие расчетов по операциям.
- Переосмысление порядка обособления имущества и владения им с учетом инструментов обеспечения владельческого контроля, поскольку распределение имущества между компаниями группы, управляемыми «доверенными» лицами в качестве участников, явно не добавляет безопасности и уверенности.
- Адекватность по отношению к текущему уровню налогового администрирования. Избыточно раздробленный, а потом искусственно сочлененный, с официальным и неоправданно агрессивным управленческим учетом, бизнес становится нежизнеспособным.
Желание бизнеса в процессе масштабирования минимизировать процедуры внутреннего контроля, исключить бумажную волокиту и сократить затраты дополнительных ресурсов вполне понятно. Но практика показывает, что лучше единожды затратить ресурсы и время на выстраивание системы контроля, чем потерять в разы больше на оспаривании претензий налоговиков.
Периодическая проверка своей компании и ее контрагентов на соответствие заданным налоговой критериям — своеобразная налоговая профилактика, поскольку лучше до появления у налоговых органов вопросов обнаружить угрозу и оперативно ее обезвредить.
Альбина Губайдуллина, к. э. н., управляющий партнер аудиторской фирмы «Палладиум», лектор МВА, эксперт по вопросам налогообложения и структурирования бизнеса.
Сайт: www.afpalladium.com
Тел: 8 (800) 500-78-11
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.