ДЕРИПАСКА ЧУТЬ ЛИ НЕ РАЗОРИЛСЯ

Передвижения в первой десятке двух «золотых сотен» довольно любопытны. Так, прошлогоднего лидера Владимира Лисина (НЛМК, 2012 - $15,9 млрд., 2011 - $24 млрд.) сдвинул с первого на второе место Алишер Усманов ("Металлоинвест", 2012 - $18,1 млрд., 2011 - $17,7 млрд.). Причем, что особенно интересно, в прошлом году Усманов занимал в рейтинге Forbes лишь пятую позицию, и вот - прыгнул в лидеры.

Самый, наверное, упоминаемый теперь в России олигарх (благодаря прошлогоднему громкому скандалу в «Правом деле» и участию в президентских выборах 4 марта 2012-го) Михаил Прохоров спустился с третьего места ($18 млрд.) в 2011 году на седьмое в 2012-м ($13,2 млрд.). Не из-за своего ли увлечения политикой? Впрочем, вряд ли он потратил на выборы сразу $5 миллиардов. Скорее, он не связан нефтянкой и другим сырьевым бизнесом, которые бешено растут на волне кризиса доллара.

Олег Дерипаска («Базовый элемент») вообще вылетел из первой десятки в 2011 году (6-е место, $16,7 млрд.) и оказался в новом рейтинге только на 14-й позиции (14-е место, $8,8 млрд.). В общем, по меркам Forbes, чуть ли не разорился! Зато Вагит Алекперов («Лукойл») с прошлогоднего 8-го места ($13,9 млрд.) поднялся на пятое - и это несмотря на то, что несколько потерял в личном состоянии ($13,5 млрд. в 2012-м).

Дерипаску в первой десятке заменил, впрочем, заняв здесь последнее место, Леонид Михельсон ("Новатэк", 2012 - $11,9 млрд., 2011 - $9,1 млрд.), который в прошлом году в рейтинге Forbes занимал только 15-е место.

==table21==

ТАТАРСТАНЦЫ В ТОП-200

Вообще-то, в число татарстанских почти миллиардеров надо бы включить и Рустама Тарико. Однако водочный король и владелец банка «Русский стандарт» родился у нас, в Мензелинске, и он этнический татарин. Да и не забывает свою родину – напомним, что не так давно купил в РТ один из заводов "Татспирпрома".

В рейтинг журнала Forbes он впервые попал в апреле 2004 года, занял тогда в «золотой сотне» 86-е место - с состоянием $280 миллионов. С тех пор поднялся до 67-го места и увеличил состояние до $1,5 миллиарда. Впрочем, прошлый год был для Тарико более удачным: тогда, по версии Forbes, он занял 51-е место, обладая личным состоянием $1,9 миллиарда.

Отметим, что ни один из татарстанских участников Топ-200 не дотянул до миллиардного состояния. До заветной планки не хватает всего каких-то $50 - 150 миллионов.

Алексей Семин - председатель совета директоров ASG инвестиционной группы компаний, в прошлом году в рейтинге Forbes оказался (впервые в своей карьере он был замечен аналитиками журнала) на 109-м месте, в нынешнем году занял 103-е место. Состояние Семина, по данным журнала, не изменилось - $950 миллионов. Знающие люди считают, что состояние Алексея Владимировича сильно переоценено. Ведь Forbes в своих оценках опирается на данные закрытого паевого фонда, куда упакованы земельные фонды Семина (именно они высоко и оценены). Но как бы то ни было мы имеем дело с действительным феноменом, и он связан не только с некой виртуализацией миллиардера, но прежде всего с легализацией состояния известного предпринимателя. Семин при всех издержках, которые приносит статус долларового миллиардера (а они в левой России огромны), прошел путь, который многим подпольным татарстанским его коллегам еще надо пройти…

Ну и по сложившейся традиции ударную татарстанскую группу в двух «золотых сотнях» России представил ТАИФ. Эта крупнейшая частная промышленно-инвестиционная компания РТ достаточно закрытая, так что даже оценки Forbes можно считать отчасти символическими: неслучайно фамилии трех представителей ТАИФ идут подряд, друг за другом, да и четвертый почти рядом - 114-е, 115-е, 116-е и 126-е места.

И оценка состояния приблизительная, ибо у троих таифовцев, попавших в рейтинг, совершенно одинаковая: личное состояние Рустема Сультеева, Радика Шаймиева и Альберта Шигабутдинова Forbes оценил в $850 миллионов (в прошлом году у всех было $550 млн.). Очевидно, это связано с безусловным ростом капитализации ТАИФ, чьи якорные бизнесы демонстрируют большие прибыли (ТАИФ-НК и «Нижнекамскнефтехим»). Хотя, когда мы говорим о ТАИФе и его акционерах, всем очевидно, что тут мы как раз имеем дело с обратным феноменом по сравнению с Семиным – ТАИФ стоит явно значительно больше, нежели суммарные состояния его акционеров.

Интересно, что Forbes включил Айрата Шаймиева в список как человека, представляющего ТАИФ (хотя он не входит в органы управления этой компании и не значится в акционерах), его состояние оценивается в $800 миллионов (c 2011 года не изменилось). На самом деле он занимается дорожным бизнесом, будучи во главе «Татавтодора».

Дмитрий Неманов - руководитель пресс-центра ТАИФ, на предложение газеты «БИЗНЕС Online» оценить место руководителей компании ответил следующее: «Без комментариев. Но, как правило, - я не говорю про этот именно рейтинг - практически все рейтинги не точны, не соответствуют действительности».

Самое главное впечатление от рейтинга Forbes - это то, что далеко не факт, что в Топ-200 Forbes попали все татарстанцы, которые могли бы в нем присутствовать. В республике найдется минимум с десяток человек, которые контролируют значительные ресурсы и наверняка давно уже создали состояние, сопоставимое с другими участниками рейтинга. Напомним, что самый «бедный» из них имеет состояние в $450 млн. – речь идет о главе Национальной контейнерной компании Виталии Южилине. Надо полагать, что такие весомые фигуры, как, например, Шафагат Тахаутдинов, Николай Колесов или Айрат Хайруллин, вполне могли бы опередить предпринимателей такого уровня. Весь вопрос в том, как считать, а в России крупные капиталы, как известно, далеко не всегда легко подсчитать.

Комментарии

Максим Петров - управляющий директор казанского офиса инвесткомпании «Дженерал Инвест»:

- Я считаю, что основные фигуры, да, попали в рейтинг. Конечно, список всегда можно расширить. Мы, конечно, не ходим и не спрашиваем, у кого сколько денег, но по ощущениям - те татарстанцы, которые есть в рейтинге Forbes, попали туда справедливо. Возможно, есть и еще кто-то. Наверное, мы сможем об этом судить чуть позже, когда эти люди станут нашими клиентами. Но и тогда мы не сможем раскрыть вам эту информацию.

Рустем Ганеев - председатель совета директоров «Консалтинг.ru»:

- Список достаточно условный. Если внимательно изучить принцип, по которому формируется рейтинг, то видно, что за основу берутся не столько личные капиталы, сколько капиталы тех компаний, к которым они относятся. Реально определить, кто чем владеет, достаточно сложно. Но судя по тем цифрам, которые аккумулируются в экономике Татарстана, количество представленных в Forbes миллиардеров занижено.

Марат Сафиуллин, проректор по вопросам экономического и стратегического развития КФУ, экс-министр экономики РТ:

- Рейтинг - это весьма субъективное мнение. При составлении рейтинга Forbes используется очень много косвенной информации и оптимистических оценок. Например, если сравнивать наши ценные бумаги с аналогами на Западе, то у наших компаний потенциально может получиться очень большая капитализация. Хотя реально если кто-то захочет конвертировать активы, у него получится совсем другая сумма.

На мой взгляд, в данном вопросе есть желание подогреть некий, возможно, политический интерес. Нельзя сказать, что методика неправильная, но на национальные особенности надо делать скидку. Мы сами также по нашей научной методике делаем оценки рыночной стоимости нерыночных компаний – у нас стоимость получается кратно меньше.

P.S. Когда текст был уже опубликован, мы получили комментарий от бизнес-структур Алексея Семина. Приводим их текст:

Роберт Хайруллин, генеральный директор ЗАО «Управляющая компания «АС Менеджмент»:

- Журнал "Forbes" – широко известное международное деловое издание. Различные рейтинги, которые составляются редакцией, оцениваем положительно, поскольку ими пользуемся. Понятно, что журналу "Forbes" создавать рейтинги в России чрезвычайно сложно. В отличие от стран с развитой экономикой, у нас в стране скрывать доходы считается правилом «хорошего тона». Ножурналисты находят возможности для подсчета активов. Однако рейтинг были бы другим, если бы наши состоятельные люди считали в порядке вещей раскрывать всю информацию. Это в полной мере относится и к оценке места в рейтинге Алексея Семина. Если составлять объективные показатели крупнейших состояний Татарстана, то Алексей Семин находился бы в начале второй двадцатки. Почему журнал "Forbes" ставит Семина выше? Потому что структура инвестиционных активов, принадлежащих Алексею Семину компаний предельна открыта, прозрачна и доступна для журналистского анализа.