«Нужны ли руководству лежащие в снегу дети с просьбой о школе? Я думаю, что нет», — говорит директор созданного в конце 2022 года Института пространственного планирования РТ. Право разработки и согласования главных градостроительных документов от глав муниципальных районов планируют передать на уровень региональных властей, иначе бессистемную застройку окраин Казанской агломерации «человейниками» не остановить. Тем временем застройщики уже слышат от Олега Григорьева первые «нет» на хаотичное строительство тысячи новых «квадратов» жилья. Подробности — в интервью «БИЗНЕС Online».
Олег Григорьев: «В перспективе каждый расчетный район Татарстана получит комплексный показатель, по которому руководство республики сможет судить о текущей ситуации для принятия управленческих решений»
Институт пространственного планирования РТ: почему и для чего создан?
В конце ноября в Татарстане заработал новый Институт пространственного планирования РТ, который возглавил выходец из Казани Олег Григорьев. Курирует новую структуру вице-премьер РТ Рустам Нигматуллин и министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РТ во главе с Маратом Айзатуллиным.
Создать новую структуру поручил президент Республики Татарстан Рустам Минниханов после того, как в марте 2021 года родители из четырех поселков под Казанью уложили детей в снег, чтобы достучаться до руководства республики с просьбой о школе. Нашумевшим видеороликом заинтересовались не только федеральные СМИ, но и Генпрокуратура России.
Штаб-квартиру для института власти Татарстана подыскали в июле того же года, выкупив здание бывшего ресторана «Парус», построенное экс-владельцем стройкомпании «Фон» Анатолием Ливадой. Сегодня там продолжается капитальный ремонт.
Новое рабочее место для сотрудников Института пространственного планирования РТ откроется к весне 2023-го, а пока работники трудятся в здании министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ.
Олег Григорьев — уроженец села Изгары Чистопольского района Татарской АССР. В 1980 году окончил Казанский государственный инженерно-строительный институт. Трудовую деятельность начал архитектором в проектном институте «Казгражданпроект». Затем занимал должность главного специалиста отдела градостроительства Госкомархстроя ТАССР, а после директора республиканского научно-методического и проектного центра архитектуры и градостроительства Госкомархстроя Татарстана.
В начале нулевых возглавлял проектную мастерскую, которая занималась проектированием массовой жилой застройки для строительных компаний Казани, среди которых «Сити строй», «Унистрой», «Фон».
С 2011 года работал первым заместителем директора ГАУ «Институт генплана Москвы». Под его руководством разрабатывались генеральные планы нескольких городов России, он возглавлял разработку нового генплана Казани до 2040-го. Сегодня Григорьев сохраняет за собой должность советника Института генплана Москвы, на которой продолжит курировать ранее начатые проекты.
Институт пространственного планирования РТ призван устранить накопленную за десятилетия рассогласованность развития Казани и пригорода, размещения мест проживания и труда. В первую очередь градостроителям предстоит сбалансировать территории Казанской агломерации, чтобы люди не стояли в ежедневных утренних и вечерних автомобильных пробках.
В институте уже работают 70 человек, в дальнейшем их количество увеличится до 100. Работники преимущественно из Казани, но имеются и специалисты из Москвы. Институт сотрудничает и со студентами вузов — двух учащихся КГАСУ уже приняли на стажировку по направлению транспортного и балансового моделирования.
Первые задачи института, математический анализ, мастер-планы. С каким инструментами Григорьев вернулся в Татарстан?
— Олег Дмитриевич, цель поставлена — сбалансировать жилую застройку в РТ, так называемом адовом кольце вокруг Казани. С чего начнете?
— Одна из первых задач — создать в Татарстане государственную информационную систему обеспечения градостроительной деятельности, в которую укладываются градостроительные документы, данные по объектам улично-дорожной, инженерной инфраструктуры, объектам капитального строительства, результаты расчетов на транспортной модели. Это пул данных, которые по мере накопления позволят оценивать обеспеченность инфраструктурой и градостроительный потенциал территории. В перспективе каждый расчетный район Татарстана получит комплексный показатель, по которому руководство республики сможет судить о текущей ситуации для принятия управленческих решений. Например, Куюки и Царево получат минусовой показатель транспортной доступности.
Тема неконтролируемой застройки бывших сельхозугодий в соседних с Казанью районах республики обострилась в 2019 году, на этапе обсуждения проекта генплана Казани до 2040-го. Тогда мэр столицы республики Ильсур Метшин на примере застройки села Куюки Пестречинского района выразил опасения по поводу высоких темпов строительства жилья без социальной инфраструктуры вокруг столицы РТ и невозможность решить транспортный вопрос.
«Жилье чуть ли не вполовину дешевле, чем в Казани, но там никогда не будет решен транспортный вопрос. И об этом нужно говорить жителям, — сказал Метшин, заявив, что из-за малой ширины дорог ГИБДД не согласует автобусные маршруты. — Об этих вещах нужно заранее говорить. Данные вопросы не будут решены, и жизнь людей превратится в ад. Я обращаюсь к жителям, которые идут за якобы дешевым квадратным метром: он встанет втридорога».
Так за хаотичной застройкой Казанской агломерации закрепилось емкое название «адово кольцо».
Вторая срочная задача — разработать мастер-план Казанской агломерации, который позволит посмотреть на ситуацию в целом и предложить решения проблем, невзирая на административные границы. Институт генплана Москвы подготовил генплан для Казани, правила землепользования и застройки, местные нормативы градостроительного проектирования. Внутри Казани это отрегулировали. Но у соседних районов собственные планы, не согласованные с Казанью. Мастер-план позволит найти баланс развития территорий, корректировать Стратегию социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, градостроительные документы Казани и соседних районов.
— Какие для этого нужны инструменты?
— Математические модели транспорта, модель баланса размещения жилья, рабочих мест и социальных объектов. Это позволит просчитать предельную нагрузку на каждую территорию в части строительства жилья, рекомендовать объем и размещение мест приложения труда, очередность строительства дорог, жилых объектов, привязанную к возведению дорог и инженерной инфраструктуры, школ, детских садов, запуска маршрутов общественного транспорта.
«Например, Куюки и Царево получат минусовой показатель транспортной доступности»
— Мастер-планы каких территорий еще в работе института?
— Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра. Предстоит заново переосмыслить эту территорию с учетом сегодняшней ситуации, когда возрос спрос на производственные площадки и логистику. Пока здесь только причальная стенка и железнодорожная ветка, но недостаточно нарисовать планировку территории, определить производственные и логистические площадки — нужно понимать, для кого это делается.
— Рядом только Нижние Вязовые, чуть дальше Иннополис. Откуда брать рабочих?
— Это и предстоит определить по ходу разработки мастер-плана, поэтому главные вопросы: «А кто туда поедет? Где там жить? Зачем там жить?» Стоит комплексная задача, связанная не только с рабочей силой, но и с транспортной доступностью, инженерной, социальной инфраструктурой этой части республики.
«Для города айтишников подготовим отдельный мастер-план. В перспективе город планирует увеличить территорию в 4 раза, а число жителей — до 300 тысяч человек»
О планах Иннополиса на 300 тыс. жителей, платных городских дорогах и марийском Волжске как части Казанской агломерации
— Что ждет Иннополис?
— Для города айтишников подготовим отдельный мастер-план. В перспективе город планирует увеличить территорию в 4 раза, а число жителей — до 300 тысяч человек. Муниципалитет вовремя задумался о перспективах роста. Новый город начали строить в 2012 году по генплану планировщика Сингапура Лиу Тай Кера — и то, что планировали, уже отличается от реализованного. Надо актуализировать как генплан, так и правила землепользования и застройки.
В 2022 году там начали застройку коммерческого жилья, но что там будут делать нерезиденты экономической зоны «Иннополис»? Как только такое жилье построят в ощутимом объеме, маятниковый трафик в сторону Казани сразу вырастет. Повысится нагрузка на мост через Волгу, расширенное Горьковское шоссе, которое будет загружаться еще и потоками «Большого Зеленодольска». В итоге эта магистраль вновь захлебнется к 2030-му.
— А как же дорога-дублер? Какие еще рассматриваете варианты решения проблемы?
— Их несколько, но по всем есть свои вопросы. Например, строящийся дублер Горьковского шоссе пока дошел только до экорайона «Серебряный бор», а участок до М7 будет дорогостоящим из-за пересечений с железной дорогой. Это отрезок, по которому пока нет ясности.
Вдоль высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань планировали четырехполосную автодорогу на въезде в Казань. Проект ВСМ пока отложили, хотя рабочая документация готова уже до Владимира, участки были в резерве.
В далекой перспективе — еще один мост через Волгу от Большого казанского кольца в створе улицы Тихорецкой с выходом в районе села Студенец Верхнеуслонского района.
Этот мостовой переход остался за рамками 20-летнего действия генплана Казани, но необходимость такого перехода там указана. Эта связь через Волгу нужна и для Казани, и для Иннополиса. Потому коридор новой дороги от М7 до Волги надо охранять от застройки, фиксировать в ПЗЗ. И делать это нужно уже сегодня.
— Какова вероятность того, что дорога – дублер Горьковского шоссе от «Серебряного бора» до М7 будет платной?
— Такие варианты будут рассматриваться.
— Войдет ли территория города Волжска из Республики Марий Эл в состав Казанской агломерации?
— Это предстоит определить. При подготовке генплана Казани – 2040 Волжск не вошел в орбиту Казанской агломерации: по данным сотовых операторов, в 2017 году город ежедневно покидали менее 20 процентов жителей для поездки в Казань. Это низкий трафик.
В начале 2023 года мы заново проанализируем не только сведения сотовых операторов, но и производственные связи казанских предприятий, исследуем загрузку улично-дорожной сети агломерации в зависимости от времени года.
— Полученные сведения будете обрабатывать в Казани или Москве?
— В Казани, но пока с участием московских специалистов. Расчет на то, чтобы подтянуть опыт аналитиков института до московского уровня. В 2023 году поработаем вместе, а в 2024-м выйдем на работу без сторонних экспертов.
«Коридор новой дороги от М7 до Волги надо охранять от застройки, фиксировать в ПЗЗ. И делать это нужно уже сегодня»
«Генплан надо упрощать, но при этом усложнять правила землепользования и застройки»
— Какая юридическая сила у мастер-планов?
— В Градкодексе РФ мастер-план не существует, но за 11 лет работы в Институте генплана Москвы их мы сделали с десяток. Этот документ хорош тем, что делается вне административных границ и разделения на социально-экономическое и пространственное планирование территорий, как это предусмотрено действующим законодательством.
— А что не так в России с генеральным планированием?
— Генеральный план замкнут в административных границах и переусложнен по составу. Например, генплан Казани готовили пять лет, два из которых ушло на решение вопросов, связанных с территориями лесного фонда, правку кадастровых ошибок, пересечений границ. Для сокращения сроков подготовки генплана надо отдельно вести кадастровую работу по границам. Это касается и размещения объектов местного значения. Объекты должны показывать, но без привязки к территории. Через год эту информацию можно выбрасывать, потому что жизнь меняется быстрее. Поэтому Институт генплана Москвы в функциональных зонах Казани указал только объем потребных социальных объектов без указания места. На уровне генплана иное бессмысленно.
Генплан надо упрощать, но при этом усложнять содержание правил землепользования и застройки (ПЗЗ) и придавать им «проектное» содержание, закрепляющее решения генерального плана. Сегодня это только территориальные зоны с регламентами разрешенного использования. Ищем варианты состава ПЗЗ, не запрещенные Градкодексом. В Казани, например, в ПЗЗ применены подзоны для транспортных и инженерных коммуникаций. Теперь, получая градостроительный план земельного участка, собственник не может застроить территорию под инфраструктуру. Это резерв для коммуникаций. Это работает, хотя в Градкодексе статус подзон четко не прописан и на кадастровый учет их пока поставить невозможно.
«Разработка ПЗЗ должна выполняться при участии муниципалитетов, населения, надо советоваться, проводить публичные слушания и обсуждать площадки, на которых можно строить жилье и выполнять спущенный сверху план ввода жилья»
«Нужны ли руководству лежащие в снегу дети с просьбой о школе? Я думаю, что нет»
— Забежим вперед — представим, что первые мастер-планы института готовы. Какие дальнейшие действия?
— Будем использовать единый материал мастер-плана по частям: вносить отдельные поправки в генплан и ПЗЗ Казани, отдельно поправки — в схемы территориального планирования и ПЗЗ районов. Все это в соответствии с едиными стандартами цифровой градостроительной документации, которые сейчас разрабатываем и которые будут утверждены на республиканском уровне.
— Одним словом, нужна цифровизация градостроительства. А насколько к этому готова Казань?
— Столица республики на шаг впереди. Тут уже работает комплексная муниципальная геоинформационная система, созданная по итогу подготовки Институтом генплана Москвы нового электронного генерального плана, ПЗЗ, местных нормативов градостроительного проектирования. Эта система вменяема, разобрана по слоям, состыкована с генпланом и ПЗЗ. Но проекты планировок пока оставляют желать лучшего, нет электронного архива и общих требований к электронному документу. Так что и Казани есть над чем работать.
— Каждому муниципалитету РТ ежегодно спускают план ввода жилья, по которому судят об эффективности руководителя. Насколько большие у института полномочия, прислушаются ли к рекомендациям, запретам?
— Необходима передача прав разработки и согласования правил землепользования и застройки от муниципальных органов на уровень субъекта, кабинета министров Татарстана. Конечно, разработка ПЗЗ должна выполняться при участии муниципалитетов, населения, надо советоваться, проводить публичные слушания и обсуждать площадки, на которых можно строить жилье и выполнять спущенный сверху план ввода жилья. Так уже работает Москва, Московская и Нижегородская области.
Территории, где пока нельзя строить жилье из-за отсутствия инфраструктуры, необходимо «заморозить» до появления транспортной и инженерной инфраструктуры. Администрация Казани уже работает в таком режиме с территорией «Восточной дуги» Казани.
— А как замораживать, если у застройщиков уже на руках пакеты разрешений?
— Институт уже готовит решения по этапам застройки. Например, в 2023 году застройщик планировал начать строить на площадке 180 тысяч квадратных метров, но, исходя из транспортной ситуации, обеспечить инженерными сетями пока возможно не более 10–15 тысяч. Каждый следующий этап необходимо синхронизировать со стройкой дорог, социальных объектов. Все это поддается математическим расчетам.
И даже если у застройщика все решено и утвержден соответствующий проект планировки, регулировать темпы застройки можно и на стадии выдачи ГПЗУ.
— К вам прислушиваются? Есть ли у руководства республики политическая воля?
— Политическая воля есть, как и понимание того, что в итоге недовольные жители придут жаловаться к ним. Нужны ли руководству лежащие в снегу дети с просьбой о школе? Я думаю, что нет.
— Чем займется институт после подготовки мастер-плана Казанской агломерации?
— Камской и Альметьевской агломерациями, а затем подготовим мастер-план всей территории Татарстана с разработкой решений по транспортной и инженерной инфраструктуре, использованию балансовой, а также других моделей для территории региона.
— На выходе новый генплан Набережных Челнов. Видели документ? Что скажете?
— Видел, но не готов комментировать.
Зарплаты, годовой бюджет института, связь с Хуснуллиным и Файзуллиным, планы по выходу на федеральный уровень
— Юридически институт создали в начале 2022 года, но работа началась только с середины ноября. С чем связана задержка?
— С организационными моментами, связанными с федеральным и республиканским законодательством.
— Что скажете о заработной плате работников института?
— Не сильно отличается от московского уровня — это главное условие, которое я озвучил при трудоустройстве.
— Какой лимит финансирования на 2023 год?
— Свыше 350 миллионов рублей, в которые включены предстоящие работы, заработная плата. Это скромная сумма. Для сравнения: годовой бюджет аналогичного нижегородского института составляет около 2 миллиардов рублей, бюджет Института генплана Москвы — 3–4 миллиарда рублей.
— До 2022-го вы работали в Москве. Почему согласились вернуться в Казань и возглавить новый Институт пространственного планирования?
— Ирек Энварович (Файзуллин — министр строительства, архитектуры и ЖКХ РФ — прим. ред.) сделал предложение, от которого я не смог отказаться. Да и моя семья по разным причинам не переезжала в столицу.
— Вас называют креатурой Марата Хуснуллина и другом Ирека Файзуллина. Это так?
— Как сотрудник Института генплана Москвы, я работал с Маратом Шакирзяновичем по многим московским объектам. Но нужно сказать, что таких, как я, у Марата Шакирзяновича половина России. Поэтому назвать меня его креатурой — это преувеличение. С Иреком Энваровичем мы знакомы со студенческих времен, работали вместе в Татарстане.
— Каким вы видите будущее Института пространственного планирования? Это будет аналог Института генплана Москвы?
— Нет, в чистом виде перенести московский опыт в Татарстан невозможно — тут нет таких объемов. Например, из 800 человек только транспортом в Институте генплана Москвы занимаются 250. Это вал работы, связанной с метрополитеном, автодорогами, московскими центральными диаметрами. В пиковые периоды сотрудники месяцами работали без выходных, чтобы стройка шла без задержек. И, разумеется, у Республики Татарстан своя специфика и задачи, не во всем похожие на московские.
По мере накопления опыта в РТ постепенно выйдем и на федеральный уровень. Такие мысли есть, но на деле это произойдет не раньше, чем через пять лет. Главная задача — Татарстан.
Инфографика: «БИЗНЕС Online»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 77
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.