«Мы испытываем сложности с поставками импортных компонентов, запчастей, оборудования. Но сокращения конкурентного давления не произошло. С полок никуда не делись бренды, принадлежащие западным бенефициарам», — подводит итоги года генеральный директор АО «Нэфис Косметикс» Дина Лаврикова. Санкции поставили под угрозу выпуск жидких моющих средств. Компания запаслась азиатским сырьем, но предлагает построить такое производство в Татарстане: проект оценивается в 40 млрд рублей, без господдержки его не реализовать. О том, почему татарстанский бренд сокращает присутствие в жестких дискаунтерах и как на завод повлияла мобилизация, Лаврикова рассказала в интервью «БИЗНЕС Online».
Дина Лаврикова возглавила АО «Нэфис Косметикс» в декабре 2020 года
О герое
Дина Лаврикова возглавила АО «Нэфис Косметикс» в декабре 2020 года. Выпускница Казанского государственного технологического университета начала строить карьеру на предприятии в 2004-м с должности менеджера по развитию рынка. Через 6 лет стала руководителем департамента контроля стандартов работы, а в 2012-м — коммерческим директором. Должность директора по продажам Лаврикова заняла в 2014 году. На посту гендиректора сменила Рустема Нуреева. По данным справочного сервиса «Контур.Фокус», выручка компании в 2021-м выросла на 20% и составила 18,9 млрд рублей. Чистая прибыль — 1,6 миллиарда.
Об отсутствии компонентов для производства жидких моющих средств
- Мы столкнулись с огромным количеством сложностей. Часто говорят о второй стороне медали, что все трудности рождают одновременно и возможности. Вначале мы полагали, что так и будет. Нам постоянно твердили: «Уход крупных мультинациональных компаний даст глоток свежего воздуха российскому бизнесу». Сейчас я думаю, что проблем гораздо больше.
- Санкции носят характер одностороннего избиения. Мы испытываем сложности с поставками импортных компонентов, запчастей, оборудования. Но сокращения конкурентного давления не произошло. С полок никуда не делись бренды, принадлежащие западным бенефициарам. Можно зайти в любой магазин и убедиться в этом.
- Вся жидкая группа (жидкие средства для мытья посуды, гели и капсулы для стирки) очень уязвима. В России нет основного компонента для производства поверхностно-активных веществ (ПАВ). Конечно, мы нашли альтернативы, переключились на других поставщиков и производителей, в основном из Китая. Отмечу, что есть отличное китайское сырье. Стереотип о том, что Китай — это низкое качество, уже не работает. Но это направление тоже непростое, требуются серьезные финансовые вложения. Мы создали большой товарный запас, построили дополнительные емкости для хранения сырья, «заморозили» там деньги. Это не совсем правильно с точки зрения эффективности бизнеса, но оправданно с точки зрения текущей ситуации.
- Стоит отметить, что в этом году «Нэфис Косметикс» занял первое место по доле рынка средств для мытья посуды, обогнав транснациональных конкурентов. Доля компании в России в данной категории достигла 35% в натуральном выражении за первое полугодие 2022-го.
- Остаться без этого сырья — огромные риски. Внутри РФ нет ни одного завода, несмотря на то что у нас есть нефть, которая может лежать в основе производства ПАВ. Это то, над чем нам нужно вместе подумать, чтобы замкнуть циклы.
- Себестоимость продукции выросла. Рост не только в части импортных компонентов, российское сырье тоже поднялось в цене. Мы понимаем, что и наши партнеры-поставщики столкнулись со сложностями и ростом цен. Все это не могло не отразиться на росте затрат. Но в большей части это касается импорта, потому что массовое переключение на Китай привело к «замораживанию» денег на время логистики.
«Нужна помощь государства, чтобы обеспечить безопасность производства товаров массового потребления»
О нужде в заводе для производства альфа-олефинов
- Мы выносили эту проблему на заседание совета директоров «Татнефтехиминвест-холдинга». Предлагали производить альфа-олефины для ПАВ на мощностях «Нижнекамскнефтехима». Но производители нефтехимии столкнулись со своими сложностями. Каждый занимался обеспечением бесперебойной работы собственного бизнеса. В то время мало у кого были мысли о наращивании мощностей. Все думали, как бы удержать текущую ситуацию в руках. Вопрос не сдвинулся, и я понимаю почему. Стране нужен отдельный завод по производству ПАВ. Потому что на них производят практически все жидкие средства для стирки, мытья посуды и прочую продукцию.
- Речь идет о переработке минимум 50 тыс. т сырья в год. Требуются большие финансовые вложения. По нашим расчетам, это около 40 млрд рублей. Без господдержки никто не сможет реализовать такой проект, даже если у инвестора есть опыт и компетенции. У нас они точно есть. Нужна помощь государства, чтобы обеспечить безопасность производства товаров массового потребления.
- Мы сможем это реализовать, у нас есть опыт ввода таких заводов. Но все упирается в финансирование. Необходимы льготные кредиты.
- Часто подобные бизнесы затеваются, но потом не находят прикладного характера, потому что нет сбыта продукта. Здесь не та история, 30–40% полученного сырья мы можем использовать под свое производство. В целом рынок ЖМС растет. А вот рынок сухих средств из года в год сокращается, идет переключение с порошка на гели и капсулы для стирки.
Об уходе от жестких дискаунтеров и 20-процентном падении производства
- В связи с известными событиями в начале года на предприятии произошел спад производства. Особенно заметно это было в марте — практически две трети месяца ничего не производили и не отгружали. Мы объявили о росте цен и начали вести длительные переговоры с сетями по отгрузке продукции с новой ценой. Если бы мы этого не сделали, то через непродолжительный период нечем было бы платить зарплату, налоги и не на что закупать сырье, невозможно было бы вкладывать деньги в длительную логистику. Каждый день шло огромное количество переговоров, убеждали партнеров в том, что это нужно сделать. У нас рынок не дотационный, финансовых вливаний в наш бизнес нет. Даже вопрос целевого обеспечения решается с трудом. Если бы мы не приняли эти меры, случился бы крах одного из крупнейших заводов России.
- Опять-таки это уязвимая позиция для всего рынка. Что бы нам сказали наши потребители?! Мы бы тотально зависели от Procter & Gamble и Henkel, которые продолжают существовать и поставлять товар на полки.
- Все же мы смогли договориться, наши партнеры нас услышали, в конце марта деятельность восстановилась. Мы не догоним того отставания, которое случилось за данное время в натуральном выражении. Мы в этом году (речь идет о 2022-м — прим. ред.) потеряем примерно 20% производства по тоннажу.
- По экспорту традиционно мы работали в странах постсоветского пространства. Из-за укрепления рубля (я не считаю это плохим фактором) мы стали неконкурентны по ценам с другими марками. Снижать цены там тоже бессмысленно, потому что любое снижение было на грани убытка, нельзя вести бизнес в таких условиях. Сейчас экспорт не на нуле, но сократился на 40–50% по разным направлениям.
- Мы ушли от жестких дискаунтеров. При текущих условиях и ценах, которые они просят у нас, вести бизнес смысла нет. Мы сократили объемы продаж в этом сегменте, там еще более тотальное падение — около 80%. У нас нет цели собрать объем производства, формируя на этом убытки.
«Очень важно уделять внимание своим сотрудникам: разговаривать, объяснять. Иначе при отсутствии информации люди заполнят свободное пространство негативом»
О господдержке
- Ни одна из программ господдержки в 2022 году не подошла под наше предприятие. Хотя мы ощутили повышенное внимание государственных структур. Все интересовались нашим бизнесом, было много визитов на предприятие. Но разработка отдельной программы требует времени. Я надеюсь, что результатом этого станет внедрение индивидуальной программы развития.
- Будет эффективным внедрение субсидирования ценовой разницы при экспорте. Это можно сделать на базе реализованных программ по субсидированию транспортной логистики на экспорт. Я думаю, данная проблема актуальна для многих.
- Сейчас появилось модное понятие «стратегирование». Нужно наблюдать за всеми процессами, анализировать, принимать огромное количество решений. Пришло время смелых руководителей, которые не боятся идти на риски. Бизнес в принципе — это риск.
- Очень важно уделять внимание своим сотрудникам: разговаривать, объяснять. Иначе при отсутствии информации люди заполнят свободное пространство негативом.
О мобилизации
- Частичная мобилизация забрала много рабочего времени, одна проблема сменилась другой. Очень многие наши службы приложили усилия, чтобы разобраться во всех деталях организации. От нас были призваны всего 19 человек. Несколько уже вернулись — оказались многодетными отцами или не подошли по военным специальностям. Всем семьям мобилизованных мы выплатили по 30 тыс. рублей.
«Мы отправили 13 фур с бытовой химией для жителей Донбасса. Обеспечили бытовой химией центры временного содержания для вынужденных переселенцев»
О помощи жителям Донбасса и мобилизованным
- «Нэфис Косметикс» всегда уделял особое внимание благотворительности. Уже больше 15 лет мы помогаем больницам и домам-интернатам — отправляем необходимую бытовую химию. Да, мы не часто говорим об этом, ведь благие дела не всегда требуют огласки.
- Второй год продолжаем проект по открытию благотворительных пунктов горячего питания для малоимущих. Сегодня таких пунктов уже 6 в городе. Любой человек, кому нужна помощь, может прийти и поесть абсолютно бесплатно. «Нэфис Косметикс» оплачивает обеды, готовят их в нескольких городских кафе.
- Мы отправили 13 фур с бытовой химией для жителей Донбасса. Обеспечили бытовой химией центры временного содержания для вынужденных переселенцев. Также компания начала отгрузку бытовой химии для всех семей мобилизованных из Татарстана. Общий вес гуманитарной помощи составил уже 310 тонн.
- Мы посчитали правильным помочь мобилизованным ребятам из РТ. В ноябре в центре мобилизации на казанском танковом полигоне мы построили прачечный комплекс, оборудованный стиральными машинами и сушильной комнатой. Также мы передали 10 стиральных машин на нужды мобилизационного центра в «Казань Экспо».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 29
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.