Первый год без ковида обернулся для бизнеса Татарстана обманутыми надеждами: март отметился уходом зарубежных компаний, резкими скачками курса рубля, недоступными кредитами и бегством айтишников. Сентябрь запомнится мобилизацией и поиском новых зарубежных бизнес-партнеров, а декабрь — очередными скачками на валютном рынке. О том, в каком состоянии экономика республики вошла в 2023 год, — в материале «БИЗНЕС Online».
Уход партнеров ударил по всем секторам российской экономики. Своих станков не оказалось у судостроительной компании «Ак Барс», на КАМАЗе, Казанском авиастроительном заводе, вертолетном заводе и других предприятиях
Исход зарубежных компаний
Санкциями в адрес России Евросоюз «постреливал» еще с 2014-го, когда был присоединен Крым и начались бои в Донбассе. Но после 25 февраля минувшего года и европейцы, и США, и весь Запад начали масштабную санкционную кампанию, в том числе вынуждая свои компании, десятилетиями выстраивавшими присутствие в РФ, свернуть бизнес.
В итоге к началу сентября 2022 года 34% иностранных компаний, работавших в России, ограничили деятельность в стране, 15% решили покинуть ее через передачу новому собственнику российского подразделения и 7% заявили о полном уходе с отечественного рынка без продажи бизнеса. Об этом говорится в исследовании центра стратегических разработок (ЦСР) «Картина иностранного бизнеса: уйти нельзя остаться». Как сообщает со ссылкой на исследование РБК, страну покинуло 600 крупнейших фирм.
Уход партнеров ударил по всем секторам российской экономики — от ретейла до медицины. Банкиры были вынуждены перепрограммировать банкоматы, которые могли превратиться в «тыквы» без западного ПО, а аграрии сбились с ног в поисках импортной сельхозтехники, притом что цены на запчасти выросли до 100%. И главное — локомотивы промышленности, например Татарстана, остались без станков. В сентябре министр промышленности и торговли РТ Олег Коробченко на встрече с директором департамента станкостроения и тяжелого машиностроения минпромторга России указал на проблемы отрасли в республике. Своих станков не оказалось у судостроительной компании «Ак Барс», на КАМАЗе, Казанском авиастроительном заводе, вертолетном заводе и других предприятиях.
Без критически важного оборудования осталась и энергетическая отрасль. Чего только стоит удар, который по «Татэнерго» нанесла американская General Electric, отказавшаяся отгрузить турбину Заинской ГРЭС. Рухнул проект модернизации на 36 млрд рублей. В свою очередь СИБУР болезненно расстался с Siemens, которая должна была запустить ПГУ на 250 МВт на КОСе, но бросила проект на финишной прямой.
Зарубежное оборудование и ПО, установленное на критической инфраструктуре и предприятиях, — это мина замедленного действия. Пока производители держатся на старых запасах, закупленных до начала спецоперации. Но рано или поздно придется его менять, в противном случае начнутся системные сбои, которые будут расти как снежный ком.
Планы автозавода «Москвич» (бывший «Renault Россия») начать серийную крупноузловую сборку автомобилей «Москвич-3» вызывают у экспертов смех
Чего добились в импортозамещении?
Уход зарубежных партнеров обострил проблему срочной замены зарубежных товаров на свои. Новые производства, на создание которых уходили годы, если не десятилетия, потребовалось открыть в кратчайшие сроки. Но одним для рывка мешает нехватка оборудования, другим — проблема с кадрами и технологиями, у третьих нет сырья, которое производилось только на Западе. Предприятия с перекрытым импортом стали похожи на персонажа фантастического фильма «Матрица» Нео, едва выбравшегося из технококона. От их «тел» отсоединили «провода», по которым поставлялись импортные комплектующие, и предприятия стали беспомощными, как младенцы. «Почему у меня болят глаза?» — спрашивал Нео у своего проводника в мир «Матрицы» Морфеуса. «Ты раньше никогда ими не пользовался», — отвечал тот. Примерно так же чувствуют себя и заводы, впервые вынужденные работать без опоры на импортные технологии и оборудование.
Есть отрасли, которые физически не могут оперативно наладить производство с опорой только на российскую базу, например, автомобилестроение. Планы автозавода «Москвич» (бывший «Renault Россия») начать серийную крупноузловую сборку автомобилей «Москвич-3» вызывают у экспертов смех. Внешний вид новинки и ее технические характеристики полностью повторяют китайский кроссовер JAC JS4, который в несильно разобранном виде поставляется в Москву, где собирается вновь. Так какой смысл менять шильдики? Точно так же на елабужском заводе производство Ford Transit с 28-процентным уровнем локализации заменит поставка из Китая готовых машинокомпектов JAC Sunrise. Правда, в Татарстане планы по локализации все же составлены, например, производство дизельных двигателей и электронных блоков управления планируется локализовать в мае 2024 года, заявили в пресс-службе ПАО «Соллерс».
Семейный ЖК «Яратам»* — дома, где поселится ваша любовь, сдадут уже в этом году. Почему его все так ждут?
Реклама. ООО «Дивиэм групп». Застройщик ООО СЗ Ай-Кью Девелопмент, проектные декларации на сайте наш.дом.рф
Другим отраслям процедура очистки от импортных поставок далась легче. Меньше всего от нехватки иностранных компонентов пострадали производители продуктов питания. Агропромышленные компании Татарстана намерены наращивать объемы производства и захватывать рынки: молокозаводы наращивают переработку, а производители яиц планируют значительно нарастить мощности по их производству. Как будет решаться проблема поставок племенного поголовья тех же кур-несушек, впрочем, пока неизвестно. До сих пор их завозили в основном из Европы.
А вот на оборонные предприятия республики по понятным причинам обрушился девятый вал госзаказа. Расцвет переживает, к примеру, Зеленодольский завод им. Горького — в этом году предприятие построило 10 судов, в том числе 8 военных кораблей. Сумма заключенных контрактов превысила 100 млрд рублей. С заводом, в частности, подписано соглашение о строительстве первого в России инновационного судна на водородном топливе со сдачей в 2023-м, запланирован выпуск четырех «Метеоров-2020» для Татарстана, идут переговоры о поставках с другими регионами.
В авиастроении тоже намечается подъем: в связи с отказом Запада поставлять в Россию авиационную технику и комплектующие планируется производство на Казанском авиазаводе им. Горбунова 40 лайнеров Ту-214, проект создания которых давным-давно заморожен. Как заявил генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь, первые самолеты КАЗ должен выпустить уже в наступившем году, а в последующем — наладить производство 10 «тушек» в год.
Также Академия наук РТ уже несколько лет совместно с некими «профильными организациями республики» разрабатывает средние и даже тяжелые БПЛА. На первом этапе в 2023-м предполагается выпустить 300 аппаратов, а вообще — до 2 тыс. в год. Их производство планируется запустить в 2026 году на 12 тыс. га в «Смарт Сити Казань». Инвестиции в старт проекта — 1,4 млрд рублей, и 250 млн уже привлечено. Потенциальные покупатели — военные, МЧС, логистические компании.
Сделаны первые шаги в производстве средне- и малотоннажной химии. СИБУР и «Алабуга» готовятся построить индустриальный парк «Этилен-600» с объемом инвестиций в 1,3 трлн рублей. Рядом с «Казаньоргсинтезом» появится два кластера по переработке полимеров.
Даже в производстве компьютеров республика делает шаги вперед — в 2023-м в ОЭЗ «Иннополис» ICL откроет завод по монтажу материнских плат. Предприятие планирует выпускать по 10 млн материнских плат в год, правда на импортных компонентах, но лиха беда начало.
В том или ином виде всей промышленности Татарстана придется перезагрузиться. В 2022-м для многих эта процедура только началась, первые итоги можно будет подводить в конце 2023-го.
В декабре глава минцифры РФ Максут Шадаев заявил о том, что страну покинули 100 тыс. IT-специалистов, это 10% от общего штата отрасли
Как утолить кадровый голод?
Начало спецоперации запустило первую волну бегства из России части образованного и обеспеченного класса, частичная мобилизация — вторую. Сколько всего россиян нашли приют в соседних странах, неизвестно. Но самую болезненную брешь на рынке труда пробила релокация айтишников. В декабре глава минцифры РФ Максут Шадаев заявил о том, что страну покинули 100 тыс. IT-специалистов, это 10% от общего штата отрасли.
Дефицит кадров привел к росту зарплат. По данным компании HeadHunter, на 18% выросли предложения для специалистов сферы добычи сырья, на 14% — в IТ и телекоме. Нехватка сотрудников обострилась среди рабочего персонала, а также в строительстве и транспортно-логистической сфере.
Жестокий кадровый голод пока не породил институты переподготовки для закрытия вакансий в наиболее проблемных сферах. IT-компании довольствуются выпускниками вузов и лоббируют разнообразные льготы для уехавших из страны специалистов, которые продолжают работать в отечественных компаниях дистанционно.
Потеряв одних партнеров, отечественный бизнес находится в поиске других. Разведку боем в этом направлении проводит и Татарстан, например, в конце года делегация из республики во главе с президентом РТ Рустамом Миннихановым посетила Азербайджан
Где искать новых партнеров?
Потеряв одних партнеров, отечественный бизнес находится в поиске других. Разведку боем в этом направлении проводит и Татарстан. В конце года делегация из республики во главе с президентом РТ Рустамом Миннихановым посетила Азербайджан, а до этого в РТ прибыл премьер-министр Беларуси Роман Головченко. С пристрастием республиканские власти и промышленники прощупывают годами находящийся под санкциями Иран, расширяя сотрудничество в сферах нефтехимии, машиностроения, сельского хозяйства и продовольствия. Явный признак активизации бизнес-связей Татарстана с Исламской Республикой — в ноябре авиакомпания Nordwind запустила прямой рейс Казань – Тегеран.
В ноябре и декабре Минниханов посетил Бахрейн и Катар. Впрочем, Татарстан не первый год смотрит на Восток. В отличие от других регионов России, которым еще только предстоит сделать разворот.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 35
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.