В казанской галерее современного искусства «БИЗОN» продолжается выставка Young Art, объединившая работы трех молодых амбициозных художников — Ивана Волкова, Софьи Кобозевой и Кирилла Манчунского, Все эти авторы сотрудничают с 11.12 Gallery, одной из старейших частных галерей Москвы, базирующейся в центре современного искусства «Винзавод». Ее основатель, бизнесмен и коллекционер Александр Шаров, продюсирует и продает работы художников, имея за плечами богатый опыт сотрудничества с российскими и зарубежными дилерами. «БИЗНЕС Online» Шаров рассказал, где находит молодые таланты, как продвигает современное искусство в регионах и почему не вмешивается в работу авторов.
Александр Шаров: «Хороший материал всегда трогает, и ты понимаешь, что, наверное, его купил бы или выставил»
«В случае с Young Art нужно было грамотно и красиво заполнить пространство»
— Александр, сейчас в казанской галерее «БИЗОN» идет выставка Young Art с участием трех ваших художников — Ивана Волкова, Кирилла Манчунского и Софьи Кобозевой. Как вы начали сотрудничество с этими авторами и чем они вас зацепили?
— Хороший материал всегда трогает, и ты понимаешь, что, наверное, его купил бы или выставил. Это основной критерий. Ваня и Кирилл написали мне на почту. Я посмотрел их работы и пригласил в галерею на разговор. Софье написал сам, увидев ее картины на сайте «Шар и крест». Со всеми ребятами обсудили условия сотрудничества и начали работать.
— В этом году у вас уже был громкий совместный проект с «БИЗОNом» под названием «Незваные гости», в столицу РТ привезли работы Дамира Муратова, Рината Волигамси и Василия Слонова. Тогда это были уже состоявшиеся звезды российского современного искусства, сейчас — молодые и подающие надежды. Это определенная стратегия работы с казанскими партнерами?
— Мы с казанскими партнерами сразу решили, что стартуем с известных имен, а дальше будем выбирать работы по их наличию и удачной компоновке в пространстве «БИЗОNа». Важно, чтобы экспозиции были неразмазанными и сбалансированными. На двух этажах можно разместить много работ, и нам это позволяют.
— Три молодых, амбициозных художника в пространстве «БИЗОNa» иронично осмысляют триггерные точки повседневности. Какое зрительское впечатление у вас рождается от увиденного?
— Я смотрю на результат изнутри и не могу оценивать его как зритель. Мне либо нравятся композиция и наполнение выставки, либо нет. Я выполняю свою работу и должен быть ею доволен. В случае успеха чувствую удовлетворение. В случае с Young Art нужно было грамотно и красиво заполнить пространство. Я мог выбрать по три-четыре работы каждого автора, но тогда было бы скучно, уныло и не очень цельно. А так есть история, которую можно посмотреть и оценить. Чем больше на выставке экспонатов, тем проще понять, о чем думает и говорит автор. Поэтому мы привезли в Казань много работ.
«В случае с Young Art нужно было грамотно и красиво заполнить пространство»
«Свой стиль, индивидуальность — это критерий отбора в 11.12 Gallery»
— Кураторы Young Art рассказывают, что стоимость работ Кирилла Манчунского доходит до 250 тысяч рублей, Ивана Волкова — до 200 тысяч, Софьи Кобозевой — более 300 тысяч. По каким критериям полотна оцениваются и кто в основном их покупает?
— Покупают абсолютно разные люди — молодые и пожилые, мужчины и женщины, бизнесмены, актеры, коллекционеры… Все зависит от того, кому работа понравилась. У человека должны совпасть желание и возможность. Цены во многом зависят от статуса художника. В прошлом году работы Вани и Кирилла стоили гораздо дешевле. Сейчас у них уже были персональные и коллективные выставки, Кирилл и Софья поучаствовали в международной ярмарке Cosmoscow. Поэтому интерес к ним растет и работы неплохо продаются.
У каждого из ребят есть свой стиль, индивидуальность — это критерий отбора в 11.12 Gallery. Однако моя оценка, как и само современное искусство, субъективна. Нет объективного критерия, по которому можно решить, что эта картина стоит столько-то, а эта — в 5 раз дешевле. Но работа молодого автора априори не может стоить так же, как работа художника с солидным багажом выставок и аукционов. Нужно начинать с небольших цен и дальше вкладывать в мастера. Я этим и занимаюсь — продюсирую, придумываю истории, договариваюсь с институциями. А художники творят.
«Я могу обсудить с автором тематику выставки, но не вмешиваюсь в творческий процесс»
— Вы приглашаете художника, исходя из материала, который он предоставляет вам на момент знакомства. Но со временем автор эволюционирует, его творчество часто меняется. Как галеристу в таких случаях поддержать мастера, но не дать ему уйти в чуждую и, возможно, не очень перспективную сторону?
— Я могу обсудить с автором тематику выставки, но не вмешиваюсь в творческий процесс. Иначе это будет уже не его работа, а моя. Часто бывает так, что человек заказывает картину художнику, а потом просит «убрать там, дорисовать здесь…» и произведение превращается в коллективный винегрет. Ничего хорошего из этого не получается (если мы, конечно, не делаем копию). Правильный подход — обрисовать автору то, что ты хочешь, а дальше — его дело. Если работа мне не нравится или не вписывается в концепцию экспозиции, я просто не беру ее на выставку. Но принуждать художника к чему-либо нельзя. В этом случае исчезает творческий процесс.
Александр Викторович Шаров — российский галерист, коллекционер и бизнесмен. Основатель и владелец галереи 11.12 Gallery. Родился в Москве. Обучался в Московском техническом институте связи и информатики по специальности «инженер». В начале 1990-х годов начал заниматься бизнесом, сопряженным с упаковкой продуктов питания, и позже открыл собственное производство.
В 2008-м основал галерею «Арт-квартал» в Барвихе, в 2011 году переименовал в ее 11.12 Gallery (дата рождения Шарова) и перевез в центр современного искусства «Винзавод», а в 2012-м открыл филиал галереи в Сингапуре. В 2009–2010 годах возглавлял галерею в Фениксе (Аризона) в США.
11.12 Gallery продвигает современное отечественное искусство в России и за рубежом. Галерея регулярно участвует в заграничных арт-ярмарках в России, Европе, Азии и США. Среди них: Art Central (Гонгконг), DA! Moscow (Россия), Context Art Miami (США), Art Miami New York (США), MonikerArtFair (США), Art Wynwood (США), Art Chicago (США), Cosmoscow (Россия), Art Tbilisi (Грузия), «Арт Москва» (Россия), Art Stage (Сингапур), Art Beijing (Китай), «Арт Манеж» (Россия), Art Vilnus (Литва).
— Вы не раз с грустью отмечали, что за рубежом практически не знают российского современного искусства, сетовали, что на англоязычных сайтах нет внятной информации о наших художниках и ценах на их работы. Почему так происходит?
— Потому что мы не появляемся в зарубежном арт-пространстве. Как только станем полноправными участниками крупных ярмарочных событий — нас заметят. Пока же многие не знают, как правильно общаться с западными партнерами. Как о русских авторах заговорят, если они не представлены в сети? В большинстве случаев информация о художнике есть только на русском языке (и лишь иногда на английском), контакты и цены на его работы не указаны. Иностранец в такой ситуации теряется: ну увидит он картинку, и что дальше? Наша галерея такие вещи всегда прописывает.
— В нынешних условиях у российских художников есть возможность показать себя в мировом выставочном пространстве?
— До последних событий наши мастера ездили на многие заграничные ярмарки. Но с этим и раньше было сложно, а сейчас практически невозможно: на выставку русского художника за рубежом просто никто не придет. К тому же это очень дорогое удовольствие. Участие в заграничной ярмарке — колоссальный труд: нужно все отвезти, оплатить, продемонстрировать и вернуть обратно. «Хотелки» есть у всех нас, вопрос, насколько они реальны. Да, сегодня есть онлайн-выставки, NFT, виртуальное искусство. Но мы работаем в живом, реалистичном формате. Клиентура за границей у 11.12 Gallery была и остается. Если ситуация изменится — продолжим работать на зарубежном рынке. Нет — останемся на российском.
Александр Шаров и художник Иван Волков
«В Москве больше 10 миллионов жителей, думаете, все готовы адекватно воспринимать соntemporary art?»
— В начале 2022-го у 11.12 Gallery было полтора десятка постоянных авторов. Сколько их сейчас и на каких условиях они с вами сотрудничают — готовят определенное количество работ для выставок?
— Пока художников столько же. В прошлом году мы пригласили двух ребят, в позапрошлом, несмотря на пандемию, — трех. А так состав меняется нерегулярно. Может год пройти без новых авторов, а можем и взять кого-то. Все зависит от ситуации и нашего видения. У 11.12. Gallery есть выставочный план, по которому работают художники. Все знают, когда следующая выставка, и готовятся к ней. Я не заставляю авторов работать в одиночку (мол, «открываемся через неделю, приноси работы, развешивай и делай что-то»), а заранее обговариваю с ними тематику и количество экспонатов. Любая выставка — это совместный труд, и зритель видит лишь финальную часть большой работы.
— Открытие новых имен — кредо 11.12 Gallery. Как вы находите молодых художников, по каким критериям их отбираете?
— Мы с командой мониторим социальные сети, посещаем выставки — ищем таланты всеми возможными способами. Часто художники пишут нам на почту, многие лично приносят свои работы, а также рекомендуют работы своих друзей. Желающих много, но галерея не резиновая, поэтому авторы проходят серьезный отбор. У меня нет задачи забить пространство полотнами и художниками. Мы делаем акцент на качестве современного искусства, выбираем тех, кто устраивает нас. У галереи должно быть свое лицо, а его, как известно, формируют авторы и произведения.
— А еще у вас есть репутация галериста, который в основном предпочитает региональных авторов, а участники нынешней выставки в Казани живут и работают в Москве.
— Для меня неважно, откуда художник, главное то, что он делает. Так сложилось, что большинство моих авторов — выходцы из регионов. Случай Софьи, Ивана и Кирилла тоже совпадение. А Кирилл, кстати, родом из Казахстана.
— С прошлого года вы активно делаете региональные выставочные программы. Готова ли публика в регионах и, в частности, в Казани к восприятию современного искусства?
— О публике скажу так. В Москве больше 10 миллионов жителей, думаете, все готовы адекватно воспринимать соntemporary art? Нет. Просто в столице чуть больше людей, интересующихся современным искусством, а интенсивность и число культурных мероприятий не сравнимы с другими городами.
«В Москве больше 10 миллионов жителей, думаете, все готовы адекватно воспринимать соntemporary art? Нет. Просто в столице чуть больше людей, интересующихся современным искусством, а интенсивность и число культурных мероприятий не сравнимы с другими городами»
— Как вы думаете, кто из ваших художников более интересен в регионах и почему? И много ли картин продается за пределами столицы за время выставок?
— Я не знаю, кто приходит на выставки в регионах. Мы занимаемся выставочной деятельностью, но она нацелена на извлечение коммерческой выгоды. Художникам надо покупать краски и холсты, оплачивать мастерские и просто жить. Поэтому функции пиара, демонстрации, оценки и продажи работ выполняет галерея. Мы ориентируемся на потенциальных клиентов и думаем, чем их заинтересовать. А что происходит, например, в Казани, лучше спросить у сотрудников «БИЗОNа».
За пределами столицы покупают мало работ. Можно вообще ничего не продать. Прослойка людей, интересующихся совриском, и в Москве небольшая, а в регионах еще меньше. В узком кругу ценителей к тому же должны найтись три-пять человек, готовых потратить приличные деньги на современное искусство и потом с ним жить. Как правило, все хотят купить (заказать) что-то в Москве или другом крупном городе. Это кажется более статусным, так что, когда привозишь произведения в регионы, люди ментально не готовы прийти в галерею и купить их. Им проще сделать это в столице.
Работа художника Кирилла Манчунского на групповой выставке Young Art в галерее современного искусства «БИЗON» в Казани
«Я в своей галерее царь, барин, помещик, деспот, тиран»
— Вы как-то сетовали, что в России прослойка людей, интересующихся современным искусством, не увеличивается. Почему так происходит?
— Чтобы прийти на выставку современного искусства в любом городе, о ней надо услышать или прочитать. Поток рекламной информации должен быть максимально интенсивным. Если он слабый или его нет, никто не придет. А уже дальше все зависит от зрителя. Человек может открыть дверь, посмотреть, сказать: «Ой, смотреть-то нечего», — развернуться и уйти. От этого никто не застрахован. Но, если зритель зашел и остался, значит, ему интересно. Возможно, он захочет больше узнать о современном искусстве и даже купить картину. Мы не можем заставить никого это сделать. Человек должен сам принять решение.
— В последние 15–20 лет выставки современного искусства в России проводятся регулярно, но ситуация не меняется. Возможно, нужно что-то менять в сфере образования?
— Если уже в школе у ребенка будет общее представление о сontemporary art, это существенно расширит его кругозор и с детства сформирует интерес к живописи, скульптуре, графике.
— А что в вашем понимании «современное искусство»?
— То, что мне нравится. Я в своей галерее царь, барин, помещик, деспот, тиран. Выбирайте любой эпитет. Как хочу, так все и делаю. Художник может попросить меня взять на выставку ту или иную работу, но последнее слово всегда остается за мной.
«Моя профессия — инженер: я оканчивал институт связи. А 11.12 Gallery скорее хобби, которое затянуло и переросло в бизнес»
— Профессия галериста — одна из старейших. В разные эпохи она трансформировалась, но при этом галерист всегда был посредником между художником и зрителем. Каковы особенности этой работы сейчас?
— Моя профессия — инженер: я оканчивал институт связи. А 11.12 Gallery скорее хобби, которое затянуло и переросло в бизнес. Нас, галеристов, в принципе мало — в Москве не больше 25–30. Руководству галереей не обучают в вузах, у нас нет профессионального союза. Мы инициативные люди, деятели искусства, которые по велению души организовали пространство и сотрудничаем с художниками.
У меня в галерее все ребята сообразительные, воспринимают информацию с полуслова, и проблем не возникает. Хочется, чтобы они создавали, придумывали, творили. Среди прочих авторов творец выделяется своей уникальной идеей. Если вы видите картину и говорите: «Ой, она похожа на то-то», — значит, художник уже не первооткрыватель. Холсты, кисти и краски одинаковые у всех, но кто-то создает шедевры, которые узнаются из множества произведений. Это главный критерий. По нему работы автора замечают, выставляют в музее и покупают.
— Есть, по-вашему, перспективы для популяризации современного искусства в нынешней России?
— Я не занимаюсь статистикой и прогнозами. Пока мы качественно работаем, интерес к современному искусству будет расти, и наоборот. Все должно эволюционировать и меняться, но так, чтобы человеку было интересно к нам приходить. Кого-то contemporary art радует, кого-то злит, и он думает: «Скорее бы их всех уже закрыли». Повторюсь: для меня галерея — это хобби. Я провожу здесь все выходные и могу задержаться до 11 ночи, если ко мне приезжают клиенты или знакомые. Надо приехать сюда рано утром — приеду, надо сделать в Казани выставку — лечу и делаю. Общение с художниками, дилерами, руководителями ярмарок — непрерывный процесс, который занимает все свободное время. Но мне действительно интересно этим заниматься.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.