Через пять лет Казанский цирк должен стать не просто местом, где свое искусство показывают дрессировщики, клоуны и акробаты, но объектом культурной жизни, способным проводить смелые эксперименты, в том числе с коллегами из смежных отраслей. Такой видит свою ближайшую задачу его новый директор — Эльмира Булатова. На интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» она поделилась мыслями о значении циркового искусства, казанской цирковой школе и привлечении зрителя.
Эльмира Булатова: «Мне в Казани хорошо. Здесь хорошая аура, люди потрясающие — добрые, отзывчивые. А самое главное — здесь все так вкусно!»
«Все искали какие-то подводные камни: кто стоит за мной?»
— Эльмира Хамидовна, вы к Казани уже привыкли? Как вам наш город?
— Полностью насладиться городом не получается в связи с тем, что много работы, кроме того, я молодая мама, моему ребенку 6 месяцев. Но мне в Казани хорошо. Здесь хорошая аура, люди потрясающие — добрые, отзывчивые. А самое главное — здесь все так вкусно! (Смеется.)
— Когда вам поступило предложение возглавить Казанский цирк, ребенка еще не было, но он уже был в реальных планах. Это не смутило ни вас, ни минкульт РТ?
— Я была одним из претендентов и, когда приезжала на собеседование попробовать свои силы, не сказала, что нахожусь в положении. А когда мне позвонили и сказали, что мою кандидатуру согласовали и утвердили, я честно призналась, что в положении, но, если мне будет оказана такая честь, готова приступить к обязанностям спустя небольшое время. Я приехала в Казань с маленьким ребенком и сразу приступила к работе.
— О чем вас спрашивали на собеседовании? О том, как вы видите развитие цирка?
— Задавали вопросы, как при приеме на государственную должность. Задавались самые правильные, я считаю, вопросы, связанные и с опытом работы, и по хозяйственной деятельности в том числе. Ведь руководитель учреждения в первую очередь хозяйственник, а цирк — это большой имущественный комплекс, который включает в себя здание цирка и общежитие для гастролирующих артистов. Да, меня спрашивали о том, как я вижу развитие цирка, какие программы, но наряду с этим задавали вопросы и о материально-технической базе, и о хозяйственной деятельности цирка. Для директора цирка, мне кажется, это очень важно.
Я не могу сказать, что для меня собеседование было простым. Когда я приехала в Казань, мне говорили, что здесь все по блату, по знакомству. И все искали какие-то подводные камни: кто стоит за мной?
— Ваше имя — Булатова Эльмира Хамидовна — уже наводит на размышления, что кто-то местный за вами стоит…
— Булатова Эльмира Хамидовна — потому что я татарка. Но, если бы назначали только по национальному признаку, наверное, не задавали бы столько сложных вопросов. Даже для меня, человека с юридическим образованием и проработавшим много лет в цирковой области, это собеседование было сложным.
— Эдгард Запашный был удивлен, что вас назначили, не посоветовавшись с ним. Он сказал, что вас не знает…
— Я не знаю, как это комментировать, потому что отработала с ним достаточно долгое время — сначала в цирке братьев Запашных, а потом в Большом Московском цирке я была советником Эдгарда Вальтеровича. У нас были хорошие рабочие отношения.
«Большой Московский цирк имеет большой штат артистов, у них есть очень хорошие программы»
— Советником по каким вопросам вы были у Запашного?
— По основной деятельности цирка.
— А сегодня вы наладили отношения с Запашным?
— Знаете, я ни с кем и не ссорилась. Недавно мы встречались с Эдгардом. Большой Московский цирк имеет большой штат артистов, у них есть очень хорошие программы. Когда я вступила в должность, отправила заявку в Большой Московский цирк на программу «УФО. Цирк с другой планеты», поставленную Аскольдом Запашным. Ответа на мою заявку долго не было, и я позвонила Эдгарду. Он предложил обсудить вопросы сотрудничества при встрече. На ней мы обсудили исключительно рабочие моменты и не поднимали тему моего назначения.
— А как складываются отношения Казанского цирка с компанией «Росгосцирк», о которой упоминал Эдгард в комментариях к вашему назначению?
— В настоящий момент никак. У меня состоялся непростой разговор с директором компании «Росгосцирк» Сергеем Григорьевичем Беляковым. Пока мы не можем с ними сотрудничать, потому что не вписываемся в их гастрольный график. У них большая логистическая карта: много цирков, программ.
А Казанский цирк сегодня живет по своему графику работы, мы сами его выстраиваем. При этом мы учитываем особенности региона и предпочтения нашего зрителя. Например, многие сегодня не хотят ходить на программы с участием животных, и мы даем им такую возможность — отработали два спектакля без животных. Люди разные, но, поскольку Казанский цирк — государственное учреждение, мы должны учитывать потребности и пожелания всех зрителей. Но пока мы не можем принимать программы «Росгосцирка», потому что график работы на 2023 год у них уже сформирован и они не будут его ломать ради одного города.
— Выходит, предыдущий директор Казанского цирка с «Росгосцирком» не договаривался о гастролях на 2023-й? Почему Казани нет в их графике?
— Когда я пришла в Казанский цирк, планов работы даже на ближайшие два месяца не было. К сожалению, цирк работал без годового плана.
— А сегодня план на год есть?
— До января 2024-го план есть.
«Сегодня уже в продаже билеты на новогоднюю сказку «Морозко». Автор идеи — Евгений Шевцов, режиссер — Юлия Кашкина. Я же была руководителем и учредителем частной компании, и этот проект мы реализовывали в Москве»
«Сотрудники сейчас часто говорят: «Такого у нас раньше не было…»
— «Какие программы нас ждут в 2023-м? Есть ли возможность планировать на год в наше время?» (Ильгиз Муллануров)
— Когда есть план, легче живется: под план можно заранее формировать свои финансовые потребности. Сегодня уже в продаже билеты на новогоднюю сказку «Морозко». Автор идеи — Евгений Шевцов, режиссер — Юлия Кашкина. Я же была руководителем и учредителем частной компании, и этот проект мы реализовывали в Москве. Так как времени на постановку мало, я решила показать этот спектакль в Казани. Прекрасная костюмированная постановка с участием животных. От традиционного циркового представления проект отличается тем, что это синтез драматического и хореографического искусства, а также спорта. Кстати, роль лягушек исполняют казанские спортсменки синхронного плавания. И воздушных гимнасток мы набрали в Казани, а с цирковым балетом нам помогает Казанский институт культуры. Главные герои — Настенька и Иванушка — воздушные гимнасты из Москвы, а все остальные персонажи сказки — это местные актеры, прошедшие кастинг. И декорации делает казанская компания.
— Ваша компания в Москве продолжает работать?
— Да, конечно. Там родилось два прекрасных цирковых проекта, очень востребованных зрителем. Не бросать же все, и я передала эти проекты своим партнерам.
— В этой компании есть артисты? Или только постановщики представлений?
— Постановщики и управленческий персонал. Частная компания не предполагает в штате большого количества артистов, это может себе позволить только государственный цирк.
— У вас есть намерения эту постановочную группу пригласить в штат Казанского цирка?
— Давайте смотреть правде в глаза — ребята сюда не поедут. Это первое. Во-вторых, у меня и нет такой задачи. Я верю, что в Казани есть творческие молодые люди, которые в силах осуществить любые планы.
— Вы не из тех руководителей, кто «по-новому метет»?
— Я одна приехала! И у меня нет идеи набрать новый штат, уволив всех прежних. У меня есть идея убедить людей жить по новым правилам во благо цирка. Не скрою — есть люди, которые уволились, но их всего трое. Сначала сотрудники относились ко мне с недоверием, но сегодня мы живем и дышим одним воздухом. Сотрудники сейчас часто говорят: «Такого у нас раньше не было…»
«Такого здания больше нет, оно уникальное. Я родом из Свердловска (ныне Екатеринбург) и 11 лет работала в Екатеринбургском государственном цирке, там совсем другое здание»
— Нынешним штатом цирка вы довольны? Можно сказать, что команда у вас есть?
— Да, конечно, команда есть. Но я тот человек, который никогда довольным не бывает, в первую очередь собой… Сотрудники вообще молодцы, это их заслуга, что мы план перевыполняем. Я же только с этого мая руковожу цирком. Образ любимого цирка создан всеми предыдущими поколениями сотрудников и руководителей, и я не имею права его хуже сделать.
— Отдельная должность «художественный руководитель» в цирке будет? Или вы сами и за директора, и за худрука?
— Каждый должен заниматься своим делом. Директор — это в первую очередь управленец, он дает направление деятельности, и я никогда не полезу в манеж, не буду руководить творческими работниками, говорить им, что хорошо, а что плохо. Для этого есть специалисты в данной области. Например, для программы «Дыхание льда» приглашались балетмейстеры, постановщики. То же самое — для программы «Мост», которая идет сегодня: приезжал и режиссер Белорусского цирка, и балетмейстер-постановщик.
Если говорить о планах на будущее, когда у нас появится собственная труппа и программа, то, конечно, будут привлекаться творческие специалисты.
— А как вам здание цирка, в каком оно состоянии?
— Это прекрасный реконструированный цирк! Что может быть лучше?
— Вы ничего не хотите поменять? Например, что-то в фойе?
— В фойе точно нет. Мы начинаем разработку брендбука, сейчас принимаем заявки на конкурс. Я считаю, не хватает отражения сути названия. Казанский цирк — это все-таки чисто территориально. Не хватает национального колорита.
— Само здание цирка у нас узнаваемое — такая «летающая тарелка». Может быть, еще где-то такие построили в советское время?
— Нет, такого здания больше нет, оно уникальное. Я родом из Свердловска (ныне Екатеринбург) и 11 лет работала в Екатеринбургском государственном цирке, там совсем другое здание.
«На конец февраля – март мы запланировали экстрим-программу под рабочим названием «На грани». Например, мотоцикл в шаре, катушки Теслы (это когда человек молнии бросает), номера на канате»
«На все лето приглашаем цирк Никулина с программой «Все будет хорошо!»
— Вернемся к плану на 2023-й… Что будет после Нового года?
— Мы планируем проекты с различными организациями. Фестиваль света «Нур» позволил нам привлечь нового зрителя, который совершенно не наш. Получили много положительных отзывов на сайте цирка, особенно от тех, кто не ходит в цирк с животными.
В Болгаре проводилась реконструкция рыцарских боев, и у нас возникла идея совместно с компанией «Агентство путешествий в прошлое» провести исторический фестиваль в цирке. И на 4–5 февраля мы его запланировали. Будет не только реконструкция поединков средневековых воинов, но и мастер-классы в фойе, и демонстрационные стенды. Причем категория воинов — от четырех лет!
— Это как раз ваш контингент.
— Да! Думаю, для цирка это будет событие.
На конец февраля – март мы запланировали экстрим-программу под рабочим названием «На грани». Например, мотоцикл в шаре, катушки Теслы (это когда человек молнии бросает), номера на канате. Будут номера и с хищниками — пригласим из Белорусского цирка дрессировщика Сергея Нестерова. Покажем и такой оригинальный номер, как маленькие люди с дрессированными мейн-кунами. Будет и клоун.
Как ни фантазируй, но в основе все равно будет классическая цирковая программа. Да, цирк должен развиваться, но, считаю, сохраняя традиции. Ведь традиции — это всеми любимые жанры. Можно сделать постановку из любого номера, но в основе все равно будет лежать трюк. А зрители приходят посмотреть на возможности человека.
Программы «На грани» не существует, мы ее соберем из отдельных номеров и сами поставим в цирке.
— Постановщик будет местный?
— Пока не местный, приглашенный специалист. Но с этой программы мы хотим начать совместное творчество приглашенного и местного постановщиков. Своего постановщика нужно вырастить. Может быть, даже конкурс проведем.
— Что еще планируете?
— Сегодня много пожеланий, чтобы мы сделали что-нибудь для совсем малышей. Дети полутора-двух лет не могут выдержать все представление. И сегодня у нас идет разработка цирковых беби-спектаклей. Действие будет построено на вовлечении детей в игру. Но пока не знаю, когда поставим такую программу.
В апреле мы планируем сделать перерыв. А в мае хотим повторить клоунский спектакль «„Циркус live“. Шапито в прямом эфире», который шел у нас в октябре этого года. Для него мы перегородили зрительный зал, выделив два сектора. Тем самым хотим показать, что цирк может быть площадкой-трансформером. Было огромное количество положительных отзывов! Спрашивали, когда его можно увидеть еще раз. И мы планируем в мае показать еще четыре спектакля.
Апрель и май мы оставили для подготовки к летнему сезону.
«С 1 июня по 27 августа мы приглашаем цирк Никулина с программой «Все будет хорошо!» режиссера Евгения Шевцова. Это настолько яркая и легкая программа! Каждый номер как отдельный спектакль»
— Летом будет что-то особенное?
— На все лето — с 1 июня по 27 августа — мы приглашаем цирк Никулина с программой «Все будет хорошо!» режиссера Евгения Шевцова. Это настолько яркая и легкая программа! Каждый номер как отдельный спектакль. Считаю, каждая программа должна оставлять послевкусие. Послевкусие от программы «Мост» Белорусского цирка — доброта, а от программы «Все будет хорошо!» — восхищение.
— Чем порадуете осенью?
— В сентябре Бурятский цирк привезет в Казань две программы, которые будут идти по пять дней. Одна — этнический спектакль, который знакомит с бурятскими легендами и мифами, вторая — современный пластический цирковой спектакль «ЗАМ-ЛАЙФ». Мы также планируем в этот период пригласить бурятских ремесленников с мастер-классами. Получится мини-фестиваль бурятской культуры.
С конца октября и в ноябре у нас пойдет программа «Этот удивительный город», все действие которой строится на базе гигантских фонтанов. Вроде бы классический цирковой номер — гимнасты на ремнях, но, когда снизу запускаются фонтаны, совсем другое зрелище получается. Или, например, батут: во время исполнения привычных трюков на артиста падает водопад, и это совсем другое действие.
Затем будет перерыв до Нового года, а примерно с 20 декабря 2023-го по середину января 2024-го у нас пойдет новогодняя сказка «В тридевятом царстве».
Такой у нас годовой план.
«Я считаю, в цирке должно быть местное шоу. Казанский цирк должен и программой оправдывать свое территориальное название»
«В цирке должно быть местное шоу»
— «Зачем Казанскому цирку нужна своя труппа и собственные программы? Это же большие затраты, а стоимость билетов вряд ли можно повышать адекватно затратам». (Андрей Федоров)
— Я считаю, в цирке должно быть местное шоу. Казанский цирк должен и программой оправдывать свое территориальное название. Казань — туристический город, и приезжие должны видеть в местном цирке оригинальную программу с местным колоритом. А для того чтобы эта программа здесь работала постоянно, должна быть своя труппа. И это экономически намного выгоднее, чем приглашать артистов со стороны. Во-первых, это долгий репетиционный период. Это ж какие затраты! Во-вторых, на дорожных расходах много теряем. А местные артисты постоянно на базе цирка, их содержание будет не дороже, чем приглашенных.
— «Если у Казанского цирка будет своя труппа, то из артистов каких жанров она должна состоять?» (Альмир)
— Говоря о труппе, наверное, многие подразумевают, что она будет состоять из артистов всех жанров. Но это невозможно, да и не стоит такого делать! Нужен только базис: балет, воздушные гимнасты, жонглеры. Балет украшает любой номер, а у воздушных гимнастов может быть любое амплуа: на полотнах, ремнях, воздушных аппаратах. Многие цирки нуждаются в новых номерах, и можно обмениваться не целыми программами, а отдельными номерами. Хорошие номера всегда востребованы.
— А оркестр у Казанского цирка есть?
— У Казанского цирка потрясающий оркестр! Когда у нас гастролировал мюзикл, вокалисты дали высокую оценку нашим музыкантам. Правда, многие коллективы приезжают с фонограммами, тогда наш оркестр играет до представления, в антракте.
«У Казанского цирка потрясающий оркестр! Когда у нас гастролировал мюзикл, вокалисты дали высокую оценку нашим музыкантам»
— Сколько стоит пригласить программу другого цирка? За что еще платите — за проживание, транспорт, содержание животных?
— Платим абсолютно за все! Поэтому и билеты у нас довольно дорогие. В среднем одна программа стоит 8–9 миллионов рублей. Когда приезжают хищники, они едят отборное мясо…
— Цирк тоже обязан проводить тендеры на закупки? Как вы программы закупаете?
— Слава богу, на оплату программ конкурсы не проводятся. Что касается творческих единиц, в рамках №ФЗ-44 мы имеем право без конкурса сами решать, кого из артистов приглашать, кто будет изготавливать цирковой реквизит. И осуществляем закупку у единственного поставщика.
— У Казанского цирка нет своей мастерской по производству реквизита? Это все-таки дело ответственное, от его качества безопасность артистов зависит.
— Своей мастерской нет, и пока не имеется такой необходимости. Мы сотрудничаем на принципах аутсорсинга с компанией, которая работает с ТЮЗом. То есть мы берем опытных людей. У нас есть свой костюмер, но костюмерная очень маленькая.
— А для животных условия нормальные?
— Вот для животных как раз условия отличные. Мы же находимся под контролем Россельхознадзора и ветеринарных служб. Когда гастролирует цирк с животными, эти контролирующие органы приезжают к нам и проверяют не только документы на животных, но и условия их содержания. С 1 января 2022 года все цирки подлежат лицензированию. У нас она есть, и свою деятельность мы осуществляем в рамках этой лицензии. А ее требования очень строгие!
«Вот для животных как раз условия отличные. Мы же находимся под контролем Россельхознадзора и ветеринарных служб. Когда гастролирует цирк с животными, эти контролирующие органы приезжают к нам и проверяют не только документы на животных, но и условия их содержания»
«Ввели расширенную систему скидок и льгот»
— Какой годовой бюджет Казанского цирка, сколько цирк зарабатывает на билетах и сдаче помещений в аренду?
— В год в виде субсидии нам выделяют порядка 75 миллионов рублей. А госзаданием предусматривается, что мы должны заработать, например, в этом году порядка 125 миллионов. По доходам план мы перевыполняем. Цирк — самое доходное учреждение культуры. Причем помещения в аренду мы не сдаем.
— Выходит, цирк по-прежнему популярен у населения?
— А куда еще можно пойти всей семьей с детьми разного возраста? Кукольный театр? ТЮЗ? Вряд ли. Только цирк интересен и доступен всем.
— Сколько представлений вы должны показать за год по госзаданию?
— 120 представлений в год. Также у нас есть госзадание по подготовке учеников в цирковой школе.
— Вы заработали 125 миллионов рублей, а куда они идут?
— Более 40 процентов идет на выплату заработной платы, остальное — на потребности цирка: текущий ремонт, приобретение расходного материала и, конечно, на программы.
— В грантовых программах наш цирк участвует?
— Пока не участвовали ни в каких грантах. У меня как у частной компании такой прецедент был — мы получили грант министерства культуры РФ в области развития циркового искусства. Мы, конечно, хотим поучаствовать, потому что у нас очень много планов. А постоянно ходить с протянутой рукой — это просто уже некрасиво. Значит, надо защитить свой проект и получить грант. Планируем подать заявку уже в ноябре.
«У нас не самые дешевые билеты, и это обусловлено тем, что мы постоянно приглашаем артистов других цирков и содержим два больших имущественных комплекса — сам цирк и гостиницу для приезжих артистов»
— Какая у вас стоимость билетов и будет ли она подниматься?
— Начну с того, что у нас не самые дешевые билеты, и это обусловлено тем, что мы постоянно приглашаем артистов других цирков и содержим два больших имущественных комплекса — сам цирк и гостиницу для приезжих артистов. Несмотря на то что государство субсидирует цирк, часть расходов лежит на нас самих. Но мы не хотим быть обузой для бюджета и прикладываем все усилия к тому, чтобы быть рентабельными. У нас нет цели зарабатывания денег, наша задача — выполнение функции, возложенной на нас государством, но тем не менее мы стараемся быть безубыточными. Поэтому цена билета у нас не самая дешевая — от 700 до 1,8 тысячи рублей. Когда я пришла, цены уже были такими.
Но с программой «Мост» мы ввели расширенную систему скидок и льгот. Льготные категории у нас — и пенсионеры, чего раньше в цирке не было, и многодетные семьи. Даже ко дню рождения человек может приобрести билет со скидкой. Тем самым мы делаем цирк более доступным. Дети до пяти лет посещают цирк бесплатно, а сопровождающие их бабушки-дедушки теперь могут купить на себя билет со скидкой. Многодетным мы скидку предоставляем на общий чек. Я считаю, это большое наше достижение, мы нашли в себе силы пойти на такие льготы. Правда, некоторые сотрудники долго упирались: зачем это нам надо, вы же видите, что в цирк и так хорошо ходят?.. Действительно, я удивилась, что в Казани так много детей приходят на представление. В Москве по-другому: с одним ребенком человек пять взрослых приходят, а тут огромное количество детей. Я была поражена, глядя в зрительный зал! А мне ответили: Татарстан — многодетная республика… Я считаю, это заслуга республики. Значит, здесь хорошо живется.
Знаете, некоторые люди только раз в год посещают цирк — не могут себе позволить смотреть каждую программу. Поэтому мы и льготную политику меняем, и увеличиваем перерывы между программами. Чтобы люди успевали соскучиться по цирку.
Цирк не театр, где есть постоянная труппа и репертуар, который можно демонстрировать годами. В цирк зритель на одну и ту же программу не пойдет 3–4 раза. У нас функция другая.
— А какая у цирка функция?
— Цирки ведь даже в программу «Пушкинская карта» не входят.
— То есть государство считает, что цирк — это чисто развлечение, к прекрасному вы не приобщаете и просвещением подрастающего поколения не занимаетесь?
— Видимо, так считают. Но я с этим абсолютно не согласна. Министерство культуры Татарстана ходатайствовало перед минкультом России, чтобы Казанский цирк включили в эту программу. Но решения пока нет.
Сегодня мы проживаем непростое время. Когда объявили частичную мобилизацию, у нас шел мюзикл «Алладин», и люди начали сдавать билеты: у кого-то папу призвали, у кого-то брата — не до веселья. Я была в командировке, мне звонят сотрудники: что делать? Я им сказала: делайте что угодно, но чтобы люди в цирк пошли, даже бесплатно пускайте. Считаю, было важно вытащить людей из этого состояния. И ведь у нас получилось! Люди сходили на представление, а потом благодарили: спасибо за то, что вы есть, вы на два часа погрузили нас совсем в другой мир, а главное — мы были вместе со всей семьей… Считаю, сегодня у цирка социальная функция.
Я так рада, что в Татарстане реализуется программа поддержки семей мобилизованных в части посещения учреждений культуры по карте «Батыр», благодаря которой люди могут бесплатно их посетить. Мы были одним из первых учреждений, которые стали принимать участие в этой программе. Именно сейчас у цирка такая функция — отвлекать людей, дарить им позитивные эмоции, вселять надежду, что все будет хорошо. За выходные по карте «Батыр» проходят 30–50 человек, и столько благодарности от них! В цирк обычно приходят всей семьей, а сегодня и бабушек-дедушек с собой берут. Смотришь на них, и сердце радуется: значит, не зря ты работаешь…
«Казанский цирк очень любят! Раньше часто бывали аншлаги, а для любого циркового артиста или менеджера самое главное — это полные залы. Реакция на приглашение такая: «В Казань? Обязательно поедем!»
«Реакция на приглашение такая: «В Казань? Обязательно поедем!»
— «Есть ли какая-то система цирков в России, как это было в СССР? Или сегодня каждый сам по себе? Какую помощь можно ждать от „Росгосцирка“?» (Алмаз)
— Как таковой системы всех цирков в России не существует. Сегодня есть и государственные цирки, и частные. «Росгосцирк» — это не госструктура, а самая крупная в мире компания, объединяющая 38 стационарных цирков по всей стране. Это филиальная система с центром управления в Москве.
— Казанский цирк туда не входит?
— Нет, Казанский государственный цирк — самостоятельный, мы подчиняемся министерству культуры Татарстана.
— «Как Казанский цирк котируется среди цирков страны? К нам любят приезжать другие цирки?» (Ленар)
— Казанский цирк очень любят! Раньше часто бывали аншлаги, а для любого циркового артиста или менеджера самое главное — это полные залы. Реакция на приглашение такая: «В Казань? Обязательно поедем!» И только потом мы обсуждаем финансовые условия.
— Выходит, в Казани благодарная публика?
— Настолько благодарная, что происходит обмен положительной энергией между артистами и зрителями. Знаете, в нашем цирке зрители в конце представления встают и стоя аплодируют. Это настолько редкое явление сегодня в цирках! Я такого давно не видела.
— Какая средняя заполняемость цирка?
— Самый пик заполняемости — это, конечно, Новый год. Средняя заполняемость по году — 50–60 процентов зала. Случается, и сезон не самый посещаемый, и события в мире влияют, и, честно говоря, программы бывают не самые удачные. Но и аншлаги часто происходят — все 2 тысячи мест занимают.
Сегодня идет работа по привлечению на нашу площадку интересных мероприятий, чтобы к нам и молодежь приходила. В сентябре в Казани состоялся фестиваль света «Нур», и одна из площадок была в цирке. Изумительная инсталляция! За три дня цирк посетили 4 тысячи зрителей, и это в основном молодежь. Было приятно, когда они говорили: «О, какой у нас клевый цирк!»
— Вы свои площади сдавали в аренду под это мероприятие?
— Нет, это был совместный проект по поручению министерства культуры РТ, чтобы мы оказали содействие. Молодежь, которая приходит в цирк, такая хорошая! Но есть и другая молодежь, которая безобразничает у цирка по ночам. Мы постоянно живем в состоянии стресса: то стекло разобьют, то стену граффити распишут. А здание-то у нас — памятник архитектуры. Мы и заявление в полицию писали, и камеры видеонаблюдения у нас есть, но нарушителей так и не установили. Кроме того, на площади Тысячелетия нет общественных туалетов, и все углы у цирка загажены, вонь летом стоит такая, что даже туристы жалуются. Нам даже на сайт об этом пишут. А мы что сделать можем?! Мы обращались в комитет по благоустройству Казани, чтобы туалеты установили, но нам ответили, что не планируется пока. Надеемся на реконструкцию площади, чтобы ее благоустроили надлежащим образом.
«Иммерсионный спектакль — экскурсия по цирку будет обязательно»
— «Каковы мировые тенденции в сфере цирковых представлений? Это больше цирк зверей, акробатов, силовиков, фокусников или кого?» (Макс)
— У прекрасного нет эталона, потолка, оно всегда должно развиваться. Возьмем, к примеру, Цирк дю Солей: у них своя философия, но порой не сразу поймешь описание программы.
— А это надо — еще и разбираться, что они имеют в виду?
— Иногда надо. Хотя, конечно, в цирк люди приходят, чтобы разгрузиться. Жизнь и так тяжелая сейчас.
В Макао я была на шоу «Дом танцующей воды». Такого шока от увиденного я никогда не испытывала. Смотришь — идет корабль, бушует море, а потом щелчок — и все сухо! Меня поглотило не мастерство артистов и не сюжет, а технологии: как все это сделано? А вот в Китае цирк по сюжету довольно примитивный, хотя местные зрители принимают все на ура. Наш зритель такого не принял бы, я нашу публику называю «докторами цирковых наук». На нашем сайте бывают и такие отзывы: «Пришли в цирк, а там смотреть нечего…» Артисты два часа трудились, показывали свои возможности, а им смотреть нечего! И я четко поняла, что людям надо давать отдыхать от цирка, чтобы они соскучились по нему.
— Как, по-вашему, что должен делать цирк — удивлять, расслаблять, давать надежду?
— Цирк как явление должен дарить людям веру в добро, прекрасное. Цирк перестанет быть востребованным только тогда, когда люди утратят веру в чудо, волшебство, мечту, доброту, а я надеюсь, что этого никогда не произойдет.
— «В Казань приезжает цирк из Минска, а это уже заграница. С какими еще странами есть договоренности о гастролях?» (Миляуша)
— В августе этого года мне выпала честь быть членом жюри международного фестиваля циркового искусства «Эхо Азии» в Нур-Султане. Там были номера из Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Казахстана. Я даже не предполагала, что в этих странах есть такие потрясающие номера. И у нас с коллегами родилась идея создать программу с номерами из всех азиатских стран СНГ, а также из Татарстана. Причем было предложено представить по два номера в этническом стиле. Сейчас эта возможность обсуждается. Получается, что цирк объединяет страны!
— Есть какие-то сроки проведения этого шоу?
— Предполагалось, что программа будет создана в течение 2023 года, чтобы в 2024-м уже начать ее прокатывать. Для нас это не очень сложно — нужно создать всего два номера. Можно пригласить жонглеров и воздушных гимнастов – выпускников нашей цирковой школы и с ними что-то сделать в татарском национальном стиле.
Но пока мы взяли паузу в этом вопросе, поскольку слишком много дел одновременно. То же самое с иммерсионным спектаклем – экскурсией по цирку. Экскурсия будет обязательно, она есть в наших планах, но пока все наши ресурсы брошены на Новый год.
— Как родилась идея экскурсии по цирку? И как это будет реализовано?
— Было очень много запросов от туристов: мы хотим попасть за кулисы цирка. А просто экскурсия — это скучно. Спектакль рассчитан на группу человек в 30, и для них будет построен маршрут по цирку с локациями, начиная с гардероба.
— Тогда уж и тигр в клетке должен быть…
— Режиссер придумал такой ход: заводим зрителей в конюшню, где в каждом стойле — столики, а официанты предлагают посетителям меню, в котором — морковка, капуста, овес. И, конечно, какие-то копытные в стойле стоять будут.
«Цирк должен стать одним из значимых учреждений культуры Татарстана, где проходят не только цирковые представления, но и различные мероприятия, созданные в цирке совместно с другими творческими коллективами»
«Цирк должен стать одним из значимых учреждений культуры Татарстана»
— «Как вы видите будущее Казанского цирка? Над стратегией его развития уже идет работа? У нас в республике любят стратегии разрабатывать…» (Борис)
— Конечно, стратегия развития на пять лет у нас есть, она одобрена. Мы ее представили в министерство культуры РТ в сентябре текущего года.
— Замечания, дополнения были высказаны?
— Да, например, было предложено разработать брендбук. Объявлен конкурс, а работы будет рассматривать комиссия из представителей учреждений культуры Татарстана. Вы знаете, я люблю проверки и замечания, ведь не ошибается только тот, кто не работает. Никто не может быть идеальным, а замечания — нам в помощь. Я уже 25 лет в цирковой отрасли, и, возможно, на что-то глаз уже замылился. Стратегия развития включает в себя и улучшение материально-технической базы, а у нас гостиница не в очень хорошем состоянии, требует ремонта.
— Согласно вашей стратегии, каким должен быть цирк через пять лет?
— Уже должна быть своя труппа и собственное постоянно действующее шоу в Казанском цирке. Цирк будет дооснащен современным мультимедийным и световым оборудованием. Цирк должен стать одним из значимых учреждений культуры Татарстана, где проходят не только цирковые представления, но и различные мероприятия, созданные в цирке совместно с другими творческими коллективами. И мы уже встали на этот путь. Сегодня представления в цирке даются только по субботам и воскресеньям, а в будни для зрителей ничего не происходит. Хотелось бы задействовать и какие-то будни. И это вполне можно осуществить в содружестве с другими коллективами, например с фольклорными. Через пять лет цирк не должен восприниматься только как цирк, это должен быть интересный объект культурной жизни, где происходят смелые эксперименты.
— «Наверное, у каждого цирка должна быть программа – визитная карточка. Что могло бы быть лицом Казанского цирка, как видите вы? Только, пожалуйста, не Сабантуй! Он уже всем порядком надоел». (Дания Исмагилова)
— А я Сабантуй люблю. Наверное, потому, что он мне не приелся (смеется). Лично я считаю, что программа должна быть основана на татарских мифах и легендах — такое сказочное представление. Чтобы было понятно, что мы находимся именно в Татарстане.
«Цирковая школа Казанского цирка — единственная в стране! И она сегодня в рабочем состоянии»
«Цирковая школа не дает те результаты, которые хотелось бы получить»
— «В советское время в Казани была цирковая школа, работает ли она сегодня? Есть ли по-прежнему желающие обучаться? Укомплектована ли преподавателями? Выпускники школы работают по этой профессии? Есть ли у вас в планах развивать школу?» (Артур Абдуллин)
— Цирковая школа Казанского цирка — единственная в стране! И она сегодня в рабочем состоянии.
— Она вам подведомственна?
— Да, я являюсь директором школы. Еще есть художественный руководитель, но пока наши взгляды немного расходятся. Цирковая школа не дает те результаты, которые мне хотелось бы получить. Я хочу, чтобы выпускники школы оставались в цирке и на их базе создавались бы номера. Процесс пока в полнейшей стагнации, ничего не происходит. Школе уже 25 лет, дети учатся прекрасные, номера для них ставят хорошие, хотя есть вопросы к хореографической постановке и музыке. А самое главное — там занимаются дети, из которых в дальнейшем получатся громкие цирковые имена. Последние 5–7 лет громких имен не было. А ведь выпускники школы работают в знаменитых цирках, в свое время завоевывали престижные награды за рубежом. И вот уже много-много лет выпускники не участвуют даже в российских конкурсах, не приносят той былой славы, которая была раньше.
— А нынешний художественный руководитель школы там давно?
— С основания, 26 лет.
— Наверное, у него глаз замылился…
— Наверное. Преподавательский состав прекрасный, но не укомплектован — не хватает порядка 10–12 преподавателей узкой специализации. Планируем доукомплектовать цирковыми артистами, вышедшими на пенсию. Они в Казани есть, но почему-то не идут к нам работать.
— Сколько детей там обучается, с какого возраста?
— С пяти лет туда принимают. Еще года три-четыре назад учащихся было более 200, но с каждым годом становится все меньше и меньше. И в этом году было всего две выпускницы.
— Школа действует как спортивная секция?
— Как дополнительное образование. Там учатся 10 лет — с 5 до 14.
«Школе уже 25 лет, дети учатся прекрасные, номера для них ставят хорошие, хотя есть вопросы к хореографической постановке и музыке. А самое главное — там занимаются дети, из которых в дальнейшем получатся громкие цирковые имена»
— Каким цирковым профессиям там учат?
— Учат на артиста цирка разных жанров, узкой специализации нет. Дают базовую предпрофессиональную подготовку. К сожалению, среди выпускников нет мимов, клоунов. А мне бы хотелось, чтобы этому ремеслу детей обучали. Не все же дети физически так развиты, что могут в воздухе работать, быть супергибкими и бесстрашными.
— А стратегия развития цирка касается и школы?
— Конечно, мы же единое целое.
— И что она должна представлять из себя через пять лет?
— Школа должна стать кузницей кадров. И чтобы ее выпускники не уезжали из Казани. Многие уезжают в Москву не только из-за заработка, но и потому, что здесь не могут себя реализовать — нет предложений. И в этом вопросе многое зависит от руководителя. Лично я очень люблю, когда ко мне приходят с идеями. Мне только остается провести анализ и либо принять проект в реализацию, либо обоснованно и вежливо отказать.
— Вы интересовались, где сегодня работают выпускники цирковой школы?
— Они все очень хорошо устроились. Часть работает в Китае, часть — в цирках компании «Росгосцирк», часть — в других зарубежных странах. Зачем им надо возвращаться в Казань, если у них и так все хорошо? Наша задача — вырастить коллектив из молодняка. А бывших выпускников мы будем ждать, когда они выйдут на пенсию, чтобы пригласить преподавать в нашей школе.
«Средняя заработная плата по цирку — 52 тысячи рублей. Считаю, это достойно»
«Была возможность наложить бронь на своих сотрудников, но они отказались»
— В каком году мы увидим собственное представление Казанского цирка?
— Если ничего не случится, то, думаю, года через полтора-два. И, конечно, это станет большим событием в городе. Только на костюмы заложен бюджет порядка 25 миллионов рублей.
— «Если собственная программа должна появиться уже через полтора года, откуда возьмете своих артистов, ведь воспитанники школы еще не подрастут? Какими „коврижками“ будете заманивать артистов в труппу из других цирков?» (Имамова С.)
— Стабильной работой, что очень важно в наше время. И, конечно, достойной зарплатой. Кстати, сегодня мы платим агентам, через которых работаем со сторонними артистами, а если этих затрат у нас не будет, эти средства перетекут в зарплаты собственных артистов.
— Какая сегодня у цирковых зарплата?
— Средняя заработная плата по цирку — 52 тысячи рублей. Считаю, это достойно.
— Наверное, из московских цирков в Казань на такую зарплату не поедут?
— А кто работает в Москве? Все приезжие! Когда смотришь паспортные данные гастролирующих у нас артистов, понимаешь, что география обширная — вся наша страна. Москва ведь не кузница кадров.
— Поиск нужных артистов вы уже начали?
— Да, уже есть список. Но пока вопрос с финансированием не решен, приглашать мы не можем. Нельзя давать людям ложные надежды.
— То есть плюсом к 70 миллионам государственных субсидий должен быть отдельный бюджет для создания собственной программы?
— Именно так, согласно смете концепции программы. Конечно, она может обсуждаться и корректироваться, мы же понимаем нынешнюю ситуацию. Но о цирке, считаю, не надо забывать, потому что мы выполняем определенную функцию именно в сложившейся ситуации.
— Как повлияла частичная мобилизация на цирк в целом? Может быть, возникла нехватка каких-то специалистов?
— Мы столкнулись с тем, что некоторые молодые люди уехали из страны.
— Какие конкретно специалисты уехали у вас?
— Главный герой из новогодней программы «Морозко» — пришлось его заменять. А из Казанского цирка в срочном порядке уволился очень хороший звукорежиссер. К этому по-разному можно относиться, но я советский человек, и для меня понятие патриотизма и Родины не пустой звук. И я не понимаю, зачем молодые люди бегут. Причем маму с папой они с собой не забирают. Но это не массовое явление в Татарстане, а только единичное. Значит, здесь не так все плохо с молодежью. Более того, у нас была возможность наложить бронь на своих сотрудников, но они отказались. В Москве побольше уехавших. Не думаю, что это их политическая позиция. Видимо, страх их гнал.
— Газету «БИЗНЕС Online» как для себя открыли?
— Прочитала интервью в вашей газете. Мне очень нравится именно такой стиль — чуть-чуть едкий, без излишнего сахара. С тех пор читаю, когда появляется такая возможность.
— Эльмира Хамидовна, спасибо за интересный разговор. Успехов, удачи вам и всему коллективу цирка!
Булатова Эльмира Хамидовна родилась 15 мая 1977 года в Свердловске. Окончила Уральский государственный юридический университет (юриспруденция, юрист).
Имеет 25-летний опыт работы в сфере циркового искусства: работала в Екатеринбургском цирке, в цирке братьев Запашных, Большом московском цирке, была учредителем и гендиректором компании Art Community.
С 16 мая 2022 года — директор Казанского цирка.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.