«Слухи-то ходят», — рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» о выпуске нового календаря экс-владелец Набережночелнинского кранового завода Марс Тимербулатов. Уголовное дело в отношении него было возбуждено в октябре прошлого года, его обвиняют в уклонении от уплаты налогов. В Елабужском городском суде стартовало судебное следствие — прокурор зачитал лишь половину обвинительного заключения, но в деле уже всплыли любопытные подробности из расследования. О том, как именно, по версии следствия, Тимербулатов пытался навредить бюджетной системе страны, кто ему в этом помогал и кто управляет НЧКЗ сейчас, — в материале «БИЗНЕС Online».
Судебный процесс по делу бывшего гендиректора Набережночелнинского кранового завода Марса Тимербулатова, которого обвиняют в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере, неслучайно проходит в соседнем от автограда городе
Дело на 154 миллиона
Судебный процесс по делу бывшего гендиректора Набережночелнинского кранового завода Марса Тимербулатова, которого обвиняют в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере (ст. 199 УК РФ), неслучайно проходит в соседнем от автограда городе. Дело в том, что АО «НЧКЗ» зарегистрировано в Тукаевском районе, в селе Суык-Су, и относится к территории Елабужской межрайонной налоговой.
Напомним, Тимербулатов был задержан в октябре 2021-го в аэропорту Бегишево, куда он прилетел из Калининграда. По версии следствия, он уклонился от уплаты налогов на 404 млн рублей. Якобы с 2016 по 2019 год Тимербулатов представлял в налоговую инспекцию декларации с фиктивными сведениями по сделкам с 9 «техническими» контрагентами, в результате чего уклонился от уплаты налогов на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций. Однако в ходе расследования сумма уменьшилась до 154 млн, а количество «технических» контрагентов сократилось до 6. А самого бизнесмена выпустили из-под стражи.
В суд Тимербулатов приехал в сопровождении нового адвоката – Марата Мухтарова из казанского бюро «А2К»
В суд Тимербулатов приехал в сопровождении нового адвоката. К слову, уже четвертого с тех пор, как им заинтересовались силовые структуры. Если ранее его интересы защищали казанцы Марат Заляев и Рустям Валитов, а после известный в Челнах Евгений Котов, то в Елабуге за столом адвоката был уже Марат Мухтаров из казанского бюро «А2К». Он, например, представлял интересы Амира Хайруллина — сына депутата Госдумы Айрата Хайруллина, который погиб в результате крушения вертолета. Также в активе Мухтарова защита интересов миллиардера Алексея Семина. Иными словами, защитника Тимербулатов выбрал более чем известного в республиканской адвокатской системе.
В здании суда Тимербулатов скинул с себя куртку ярко-оранжевого цвета, натянул медицинскую маску и занял место в первом ряду в зале судебного заседания. Его дело находится в производстве федеральной судьи Марины Совковой. Сторону обвинения в суде представляет помощник городского прокурора Семен Гришин, который, например, занимался расследованием крупного ДТП в промзоне Елабуги с участием вахтового автобуса и припаркованного на обочине грузовика.
Сторону обвинения в суде представляет помощник городского прокурора Семен Гришин
Общаться с корреспондентами «БИЗНЕС Online» Тимербулатов не захотел. На вопрос о возможном новом выпуске эротического календаря, ставшего визитной карточкой завода, он лишь тихо усмехнулся и покачал головой: «Хех! Слухи? Слухи-то ходят…» Более того, экс-гендиректор НЧКЗ вовсе просил суд удалить прессу из зала, но судья ходатайство не удовлетворила.
Отвечая на традиционные вопросы суда, Тимербулатов тоже был немногословен, а иногда и вовсе лишь утвердительно кивал. Он рассказал, что родился 11 октября 1971 года, у него среднее техническое образование, женат, несовершеннолетних детей нет. Сейчас в статусе безработного. Он также напомнил, что ранее провел 18 дней в СИЗО, но потом мера пресечения была изменена на запрет определенных действий.
В процессе судебного заседания он периодически постукивал пальцами по груди. Такое характерное движение делают люди с сердечными заболеваниями. Сам он, напомним, ранее также рассказывал, что перенес сложную операцию на сердце с заменой клапанов.
Перед стартом заседания на стол судьи помощники занесли три стопки томов дела
«Разработал преступную схему…»
Перед стартом заседания на стол судьи помощники занесли три стопки томов дела. А прокурор, когда ему передали слово для зачитывания обвинения в адрес Тимербулатова, попросил у суда разрешения делать это с места, учитывая большой объем.
Объем действительно впечатляющий. В общей сложности Гришин около 5,5 часа зачитывал обвинительное заключение. Суд трижды уходил на перерыв на 5, 10 минут и час, чтобы тот мог попить воды и перевести дыхание. Но из 100 страниц заключения зачитать удалось лишь 55. После суд объявил перерыв до 28 декабря — по расписанию в зале уже должно было идти следующее заседание.
Но и в озвученной части обвинения всплыли новые любопытные подробности дела. Прокурор напомнил, что с 1 января по 25 апреля 2016 года (более точное время следствием не установлено) в не установленном следствием месте Тимербулатов в нарушение ст. 57 Конституции РФ и положений Налогового кодекса законодательства, «следуя возникшему преступному умыслу из корыстных побуждений, в целях незаконного уменьшения налоговых обязательств перед бюджетной системой Российской Федерации решил уклониться от уплаты НДС, подлежащих уплате АО „НЧКЗ“». Сделал он это «в особо крупном размере с целью незаконного распоряжения по своему усмотрению той частью денежных средств, которые в виде налогов подлежали уплате в бюджетную систему РФ».
«Реализуя свой преступный умысел, направленный на неуплату НДС в особо крупном размере, Тимербулатов, осознавая общественную опасность своих противоправных действий, предвидя наступление последствий в виде причинения имущественного вреда бюджетной системе РФ, разработал преступную схему с использованием полностью подконтрольных ему ООО „Машпром“, ООО „ТПК „Ресурс“, ООО „Монтаж НЧКЗ“, ООО „Втормет ПТО“, ООО „Таткран“ и не подконтрольного ему ООО „Малахит“, — сообщил Гришин. — Он привлек директоров, не осведомленных о преступных намерениях Тимербулатова, к процессу создания фиктивного документооборота с целью имитации хозяйственных связей и создания видимости соблюдения требований статей 169, 171, 172 НК РФ».
В ходе расследования обнаружились тесные связи между Тимербулатовым и некоторыми руководителями «технических» контрагентов. Так, например, зарегистрированный в январе 2014 года «Машпром» учредил Арсений Хохлов — зять экс-гендиректора НЧКЗ, «Монтаж НЧКЗ» учредила в 2006-м Виктория Смыслова — сестра жены Тимербулатова, а «ТПК «Ресурс» — Алла Барабанова, которая ранее работала на НЧКЗ.
«Реализуя свой преступный умысел, Тимербулатов с целью необоснованного завышения расходов, заранее зная, что компании поставляли товары и выполняли работы лишь частично, изготовил договоры, счета-фактуры и иные документы первичного учета по их взаимоотношениям с АО „НЧКЗ“. Они содержали печати и подписи директоров. Исходя из документов, НЧКЗ якобы приобретал и оплачивал работы и товары разных организаций. В связи с этим НЧКЗ предоставлен налоговый вычет в соответствии с подпунктами 1, 2 статьи 171 НК РФ», — объяснял выгоду таких связей прокурор.
По его словам, Тимербулатов создал видимость осуществления деятельности за счет иных средств, якобы привлеченных от этих 6 компаний в целях исполнения работ и поставки товаров для заказчиков кранового завода. Однако в действительности поставки товаров и работы выполнены лишь частично. В оставшейся части товары на НЧКЗ не поставлялись, а работы выполняли силами своего общества и с привлечением физических лиц, во взаимоотношениях с которыми НЧКЗ не обладал правом производить вычеты по НДС.
С января 2016-го по март 2019 года обязанности по обработке первичной документации, ведение бухгалтерского учета и подготовки налоговой отчетности НЧКЗ были возложены на бухгалтеров, которые в соответствии с возложенными на них обязанностями составляли налоговые декларации по НДС. Их содержание они согласовывали с Тимербулатовым и направляли их в налоговую Елабуги.
«Тимербулатов, реализуя свой преступный умысел, направленный на неуплату НДС с НЧКЗ в особо крупном размере, умышленно предоставлял счета-фактуры, изготовленные от имени контрагентов», — сказано в обвинении. Так, например, 29 января 2016 года была изготовлена счет-фактура от ООО «Малахит» на общую сумму 2,6 млрд, в том числе НДС в размере 393,9 миллиона. Исходя из содержания, НЧКЗ якобы приобретал оборудование, товары и работы организации. В связи с этим НЧКЗ предоставлялись права на уменьшение налогооблагаемой базы.
После гособвинитель начал детально зачитывать все фиктивные, по версии обвинения, счета-фактуры НЧКЗ с контрагентами. Следующее судебное заседание, вероятно, также начнется с них.
Набережночелнинский крановый завод был одной из самых успешных и известных компаний автограда. В мае этого года предприятие ждало 25-летний юбилей
Что сегодня происходит с НЧКЗ?
Набережночелнинский крановый завод был одной из самых успешных и известных компаний автограда. В мае этого года предприятие ждало 25-летний юбилей. Продукция НЧКЗ пользовалась большим спросом не только в России, но и за рубежом. Среди заказчиков были такие гиганты, как «Газпром», РЖД, «Роскосмос», «Росатом», «Норильский никель», «Татнефть», «Вертолеты России», Объединенная судостроительная корпорация, КАМАЗ и многие другие. Часть заказов также шла от минобороны РФ.
Крах Набережночелнинского кранового завода начался параллельно с возбуждением уголовного дела. У компании стали возникать финансовые сложности, и первыми это ощутили работники, часть которых была сокращена, некоторые ушли сами. В декабре 2021 года на завод нагрянула госинспекция труда. Поводом для проверки стали заявления и обращения бывших сотрудников о нарушении их трудовых прав. В том числе жалобы поступали по поводу окончательного расчета при увольнении. После выяснилось, что НЧКЗ задолжал своим рабочим 13 млн рублей. Параллельно на компанию посыпались иски в Арбитражный суд РТ от бывших партнеров.
В конце 2021 года НЧКЗ подал документы в налоговую инспекцию о намерении банкротить себя. Чуть позже было подано заявление в АС РТ от челябинского предпринимателя Артема Турбина с требованиями в 400 тыс. рублей и введения процедуры наблюдения. Тогда завод объявил о сокращении еще 130 рабочих. В апреле этого года АС РТ признал компанию несостоятельной. На НЧКЗ ввели конкурсное производство, арбитражным управляющим назначен Вакиль Абдрашитов. В реестр требований кредиторов заявилось более 30 компаний, общий долг составляет 700 млн рублей. Среди них, например, Банк Казани (заявил иск на 155 млн), ПАО «Совкомбанк» (100 млн), ПАО «Промсвязьбанк» (97,5 млн), Газпромбанк (94,3 млн) и др. Следующее собрание кредиторов состоится 20 декабря в Казани.
Крах Набережночелнинского кранового завода начался параллельно с возбуждением уголовного дела. У компании стали возникать финансовые сложности, и первыми это ощутили работники, часть которых была сокращена, некоторые ушли сами
Сегодня имущество завода уже выставили на торги. С молотка планируют продать главный корпус АБК с учебным центром и прилегающей территорией площадью 11 тыс. кв. м, здание ПНС в 281 «квадрат», земельный участок в 17,3 тыс. кв. м и право аренды на землю в районе БСИ в 550 кв. метров. Все лоты объединены в один с начальной стоимостью 100 млн рублей.
Параллельно с банкротством в начале 2022 года НЧКЗ зарегистрировал новое юрлицо. Но это уже не акционерное общество, а ООО. Организацию оформили 12 января, прописали в Тукаевском районе, в элитном поселке Белоус. Единственный учредитель и гендиректор ООО — Генар Давлетшин. Уставной капитал — 4 млн рублей. Других компаний, судя по системе «Контур.Фокус», за ним не числится. Старый сайт НЧКЗ закрыли, но действует новый с небольшим отличием в веб-адресе.
По номеру телефона, указанному на нем, ответил автоответчик: «Здравствуйте, вас приветствует Набережночелнинский крановый завод. Покупая у нас двухбалочный кран, вы получаете техническое обслуживание в подарок. Подробности — в отделе продаж. Мы имеем все необходимые сертификаты и разрешения для изготовления и возведения грузоподъемных механизмов под ключ». Что говорит о том, что предприятие функционирует, но уже без Тимербулатова. «Вы сейчас позвонили в общество с ограниченной ответственностью „НЧКЗ“. Это совсем другое лицо. Там собственник и генеральный директор совсем другой. Нас ничего не связывает [с заводом Тимербулатова]. Только названия похожие», — рассказал «БИЗНЕС Online» специалист кол-центра завода.
Судя по данным «Контур.Фокуса», сам Тимербулатов в августе переадресовал свое ИП, созданное в 1999 году в Челнах, в Еткульский район Челябинской области.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.