«У Рустама Нургалиевича желание — сделать самую красивую мечеть. Поэтому идет долгий поиск лучшего. Как только определятся по эскизу и проекту, его сделают быстро. Тем более это будет всенародная стройка с участием всех и вся», — заявил «БИЗНЕС Online» зампредседателя Госсовета РТ Марат Ахметов накануне в Москве, в Колонном зале Дома Союзов, на закрытии праздничных торжеств по случаю 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией. О том, как выбирают эскиз будущей мечети в Казани, насколько часто в Татарстане бывает депутат Максим Топилин и почему министр культуры РТ Ирада Аюпова собирала комплименты собравшихся, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Марат Ахметов: «Мы живем в непростые годы, учитывая события на Украине. Стране еще больше нужно объединение, единение вокруг президента нашей страны, вокруг наших лидеров. А такие мероприятия как раз ведут к этому»
«У Рустама Нургалиевича желание — сделать самую красивую мечеть»
Все должно возвратиться на круги своя. Так и празднование 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией, начавшееся весной с открытия выставки в Госдуме, завершилось накануне в Колонном зале Дома Союзов в Москве выставкой и концертом. К вечеру ждали высоких гостей во главе с вице-премьером РФ и председателем оргкомитета празднования Маратом Хуснуллиным. Пока же гости, подкрепившись на фуршете, не спеша прогуливались по выставке под аккомпанемент доносившихся мелодий и песен с репетиции финального концерта.
Сразу приметили зампредседателя Госсовета РТ Марата Ахметова, который, казалось, никуда не спешил.
— Стало ли 1100-летие принятия ислама фактором для единения уммы? — поинтересовались мы.
— Год очень продуктивно прошел! Страна в таком мероприятии реально нуждалась, — уверенно ответил он.
По словам Марата Готовича, одним годом праздник не закончится. А стимул к объединению надо продолжить и в будущем.
— Мы живем в непростые годы, учитывая события на Украине. Стране еще больше нужно объединение, единение вокруг президента нашей страны, вокруг наших лидеров. А такие мероприятия как раз ведут к этому, — рассуждал Ахметов.
Мы поинтересовались и о том, когда же в Казани построят Соборную мечеть, первый камень которой заложили как раз во время главных празднеств в честь 1100-летия принятия ислама.
— Идет поиск удачных проектов. Место определено. У Рустама Нургалиевича желание — сделать самую красивую мечеть. Поэтому идет долгий поиск лучшего, — туманно ответил Ахметов. — Как только определятся по эскизу и проекту, его сделают быстро. Тем более это будет всенародная стройка с участием всех и вся.
— И как долго будете строить? Лет 10? — спросили мы. Напомним, ранее появилась информация, что ТИГП занимается проектом культового сооружения без участия архитекторов, победивших в недавнем конкурсе.
— Я пока год называть не стану… — осторожничал Ахметов, будто боясь сглазить, однако добавил, что, скорее всего, с эскизом определятся в I квартале 2023 года.
Полпред РТ в РФ Равиль Ахметшин в этот день находился в приподнятом настроении, охотно шутил. По его словам, все запланированные мероприятия проведены. Причем не только построены дороги и открыты выставки, но и велась активная просветительская деятельность.
— Люди начали интересоваться историей, как был принят ислам, как все происходило. Это большой фактор объединения не только мусульман, но и других конфессий. Сегодня у нас здесь есть и православные, и буддисты. Это показывает, что Бог един, только посланники разные, — заулыбался Равиль Калимуллович.
Ирада Аюпова: « Надеемся, все люди, которые будут в зале, постараются осознать глубину и величие наших традиций. Это не точка, а многоточие. И какие-то проекты будут продолжены»
«Камень уже положили. Раз положили, значит, начали»
Министр культуры РТ Ирада Аюпова в этот день привлекала всеобщее внимание. Одетая в длинное зеленое платье с национальными элементами, шикарной укладкой и улыбкой, она собирала комплименты. По словам министра, этим вечером не стоит ставить точку в праздновании 1100-летия.
— Событие показывает общероссийскую значимость нашего духовного наследия. Мероприятие, которое показывает богатство нашей культуры. Надеемся, все люди, которые будут в зале, постараются осознать глубину и величие наших традиций, — отметила министр культуры. — Это не точка, а многоточие. И какие-то проекты будут продолжены.
Впрочем, Ирада Хафизяновна тоже не стала раскрывать секрет, когда же в Казани построят Соборную мечеть.
— Хочешь рассмешить Бога — расскажи ему о своих планах, — ответила она.
— Тогда мечеть можно строить и 20 лет…
— Думаю, что не так долго… — многозначительно заметила Аюпова.
— Камень уже положили. Раз положили, значит, начали. Сейчас идут проектные работы. Когда нарисуем — будем строить. В Татарстане если начали, то обязательно завершат! — заверил нас муфтий РТ Камиль Самигуллин. — Все по воле Аллаха происходит.
Хазрат в этот вечер был нарасхват: общался то с коллегами по умме, то с журналистами. Он отметил, что не все, что хотели, вошло в план празднования 1100-летия, зато все, что вошло, реализовано. «Самое главное — мы начали писать рукописный Коран, — с гордостью рассказал он. — Это впервые в истории России официально, под надзором международной комиссии. Понятно, что это не работа одного дня. Может, пара лет нам еще понадобится». Также, по его мнению, важно, что Россия заявила о себе как о части мусульманского мира. «Мусульмане в России коренные. Нас нельзя сравнивать с Европой, где мусульмане приезжие. Мы здесь родились, выросли. У нас нет второй родины. Это год единения. Надеемся, следующие 1000 лет будем жить в мире и дружбе», — с улыбкой сказал Самигуллин.
Президент федерации тенниса России Шамиль Тарпищев (справа)
«Мы понимали, что получаем сильного федерального игрока в его лице. Это был в том числе наш выбор!»
Настоящее единение в этот вечер демонстрировали депутаты Госдумы от Татарстана. Почти все были здесь — как те, чьей родиной является республика, так и те, кому партия власти сказала «надо».
Например, Татьяна Ларионова вспоминала о своей работе с первым президентом РТ Минтимером Шаймиевым в фонде «Возрождение». «Мы возрождали Болгар прежде всего как место добровольного принятия ислама в России. За 12 лет мы видели, что людей с каждым годом приезжает все больше», — отметила она. Теперь, видимо, число желающих приобщиться к исламу еще вырастет: как известно, 60% выделенного на праздник бюджета, или 1,6 млрд рублей, «закатали в асфальт», а именно — в 49 км дороги до Болгара.
При этом Ларионову особо радует, что Болгар признан ЮНЕСКО. «Мир признал универсальную ценность и древнего Болгара, и ислама как веры добра, веры, которая может объединить людей», — с гордостью говорила она.
Молодой, но опытный депутат от ЛДПР Ярослав Нилов, курирующий Татарстан, признался корреспонденту «БИЗНЕС Online», что регулярно ездит в республику и даже ставил опыт региона по сельхозкооперации в пример на совещании с премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным.
— Общаетесь с депутатами от Татарстана? — поинтересовались мы.
— Да, они очень дружные. В других регионах депутаты могут не только не дружить, но и воевать! — покачал головой Нилов.
— На одной из пресс-конференций Владимир Жириновский как-то сказал: «Казань опухла, живет как на свадьбе». Вы тоже так считаете? — попытались спровоцировать мы.
— Я думаю, он это сказал не в качестве упрека, а потому, что Казань действительно красавица, есть что посмотреть, — дипломатично прокомментировал Нилов. — А татары — очень трудолюбивый народ.
Бывший министр труда и соцзащиты РФ, а ныне глава думского комитета по экономической политике Максим Топилин тоже не потерялся, а освоился среди однопартийцев. Он признался, что теперь в Татарстан мотается почти каждую неделю, а в прошлом году в Казани побывала и его семья.
Заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин (в центре)
— Я знаю много людей, которым Казань кажется комфортным городом. А раз люди посещают республику, то они знакомятся с исламом. Республика является законодателем мод в плане межконфессионального мира, отношений, уважения, — отметил Топилин.
— Откройте секрет, как же вы стали депутатом от Татарстана?
Максим Анатольевич заулыбался. Но пробегавший мимо однопартиец Олег Морозов быстро нашел ответ: «Когда решение принималось, мы понимали, что получаем сильного федерального игрока в его лице. Это был в том числе и наш выбор!»
Что касается праздника, то, по его мнению, ислам становится связующим фактором между Россией и исламским миром. «Татарстан, Дагестан, Башкортостан и другие регионы могут стать новым каналом выхода России на внешнюю арену», — считает Морозов.
Депутат Айрат Фаррахов подчеркнул, что это не просто «очередной праздник». «Это важное историческое событие. Сам факт добровольного принятия. Я думаю, это было впервые в истории, когда религия добровольно принималась. И только сегодняшние события показывают, что исламские страны не отвернулись от России», — заявил он.
Рустам Минниханов поблагодарил всех, кто участвовал в праздновании 1100-летия принятия ислама
«Люди, которые любят, ценят и добром вспоминают свою малую родину»
Были среди гостей вечера и те, кто еще не так давно трудился в республике, а теперь работает в федеральном министерстве. Например, скромный замминистра промышленности РФ Альберт Каримов и открытый замминистра науки и высшего образования РФ Айрат Гатиятов. «Два года было тяжело, в последний год стало полегче, потому что еще больше коллег присоединилось к нашему сообществу», — признался Гатиятов. Он рассказал, что его министерство тоже внесло свой вклад в празднование 1100-летия ислама: через издательство «Наука» выпустили книги, например издание «Мечети России». Татарский язык, по его словам, он тоже не забыл: в семье говорит на родном языке и детей приучает.
Еще один перебравшийся в столицу татарстанский чиновник — замглавы Росмолодежи Дамир Фаттахов. Он уже тоже освоился в Москве и в этот вечер уверенно держался.
— «Татарская партия» в Москве существует?
— Я бы не назвал это партией, это люди, которые любят, ценят и добром вспоминают свою малую родину, и это их объединяет, — ответил он.
По словам Фаттахова, в Росмолодежи тоже стараются привить традиционные ценности подрастающему поколению. «Надо на собственном примере демонстрировать уважение к истории, в первую очередь к культуре, традициям других народов, межконфессиональному миру и сотрудничеству», — заявил Фаттахов.
Представители других народов в этот вечер также были в Доме союзов — как иностранные делегации, так и из кавказских республик, например бывший глава Дагестана Владимир Васильев или председатель парламента Чечни Магомед Даудов. Собрались здесь и религиозные деятели. Как отметил чуть позже на концерте Хуснуллин, по состоянию здоровья не смогли приехать Талгат Таджуддин и Исмаил Бердиев. Зато те, кто все-таки появился, получили благодарственные письма от премьер-министра РФ. Среди них муфтий — шейх Равиль Гайнутдин, председатель духовного собрания мусульман Альбир Крганов…
После награждения всех ждал зур концерт
Сначала все они вместе стояли на сцене, а потом отправились слушать концерт. «Сегодня, в День Героев Отечества, хочу напомнить, что мусульмане России своими поступками доказали приверженность национальным интересам. В условиях специальной военной операции наряду со всем российским народом показывают храбрость и приверженность общему делу», — заявил здесь Хуснуллин. Он подчеркнул, что на каждом лежит «колоссальная ответственность за сохранение традиционных ценностей, за страну и ее будущее». «Мы вместе сможем преодолеть любые трудности и преграды», — добавил он.
Президент РТ Рустам Минниханов поблагодарил всех, кто участвовал в праздновании 1100-летия принятия ислама. Отдельные слова благодарности он сказал президенту России Владимиру Путину за то, что праздник был федеральным, а также Хуснуллину за то, что мероприятия проведены достойно и активно. Также он отметил, что задействованы все российские духовные лидеры, а также партнеры из стран исламского мира. «То, что вы сегодня здесь с нами, дорогого стоит», — отметил Минниханов. После этого все важные гости сели смотреть зур концерт с участием Рузиля Гатина, Эльмиры Калимуллиной и Алины Шарипжановой.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 74
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.