«Оказавшись в обычной школе, мы автоматически попадаем в пространство, где все говорит учителю: он здесь главный, а дети его должны слушать», — выделили главную проблему типовых школ на дискуссии «Эволюция пространства школ» в рамках архитектурно-строительного форума «Казаныш». Недостаточно построить красивое и функциональное пространство — нужно, чтобы все участники учебного процесса умели им эффективно пользоваться. О том, как эволюционировало школьное строительство за последние 15 лет, что еще предстоит внедрить и можно ли при этом не сносить старые школы, — в материале «БИЗНЕС Online».
Ильсур Метшин: «Необходимо думать и о том, чтобы в педагогических колледжах и университетах создать креативную и интересную атмосферу. Чтобы учителя с первого курса формировались в среде, соответствующей новым школам»
«Школа всегда драйвер развития места»
Эволюцию школьного пространства вынесли сегодня на основную площадку форума «Казаныш». Как и накануне, дискуссия состоялась в концептуальном лектории экстрим-парка «Урам», в отделке которого использованы текстуры из металлопроката и теплоизоляционной фольги. Тема привлекла не только профессиональных архитекторов и студентов КГАСУ, но также застройщиков, представителей школ и местной власти, включая мэра города Ильсура Метшина.
«Среда формирует человека с детства. В детском саду, дома, в подъезде, в школе — важно окружение, — заявил в ходе дискуссии градоначальник. — Необходимо думать и о том, чтобы в педагогических колледжах и университетах создать такую же креативную и интересную атмосферу. Чтобы учителя с первого курса формировались в среде, соответствующей новым школам», — обозначил мэр новую задачу для властей города и республики.
Основными спикерами стали генеральный директор компании ED Architecture Елена Аралова, руководитель, основатель, старший партнер архитектурного бюро «Студия 44» Никита Явейн и депутат Госсовета РТ, директор АНОО «Международная школа Казани» Нияз Гафиятуллин. Аралова также выступила в качестве модератора беседы и предложила начать с обсуждения того, как строительство школ эволюционировало на протяжении последних 15 лет. Собственно, видно это даже по новым типовым проектам с бассейнами, обширными актовыми залами, коворкингами, студиями звукозаписи и прочими фишками, которые строят в Татарстане.
Описывая московский опыт, Аралова добавила, что там используют и технологии энергосбережения, и антивандальные решения в интерьерах, и системы RFID для точной инвентаризации. Мало того, что уже давно не вспоминают те времена, когда школьники мыли полы в своих кабинетах, — теперь там внедряют системы комплексной технологии уборки SWEP, когда насадки для швабр по мере загрязнения меняют на чистые, а потом просто стирают эти насадки. Появляется так называемый «растущий дизайн» — когда по мере необходимости сносят какие-то пространства и формируют новые…
«Школа всегда драйвер развития места. Она увеличивает, создает сообщество, улучшает качество среды, приводит положительную миграцию в город. Школа — это мощный социальный инструмент. Здания всегда теперь актуально насыщены, больше нам никто не позволит строить „пустышку“. Конечно, это другая энергетическая эффективность, экономичность, и самое главное — это экономическая целесообразность», — резюмировала Аралова. И, сославшись на общение с одним из топ-менеджеров «Татнефти», добавила его позицию по поводу применения иностранного опыта. «Привезли из Финляндии — засунули, оттуда привезли — сюда засунули. Так нельзя! Школы нужно отрастить, как дерево. Она должна учитывать нашу культурную идентичность, локальность людей, язык, культуру», — привела спикер слова своего так и не названного собеседника из нефтянки. Оценивая местные учебные заведения, можно действительно сказать, что они «отращены» и вписаны в общий концепт, резюмировала она.
Описывая республиканский опыт, Гафиятуллин отметил, что сектор частных школ в Татарстане развивается не столь динамично, как в Москве. Конечно, специфика региона имеет хорошие примеры — школы для одаренных детей, специализированные школы (инженерные, IT, химико-биологические) и полилингвальные школы «Адымнар». Но в целом и муниципальные образовательные учреждения очень качественные и конкурентоспособные.
«Хорошие школы мы строить научились, так или иначе концепцию делать научились. У нас сейчас становятся важными другие вопросы. Например, инклюзивность — развиваются инклюзивные проекты для детей с ограниченными возможностями. Сейчас мы видим развитие проектов очагами, классами, но нужно очень серьезное обсуждение — как сделать так, чтобы таких детей могли вовлечь как можно больше. Второй тренд — семейное образование. Есть позиция, что с этим надо бороться и, наоборот, как можно больше детей оставлять в школе. Моя позиция такая, что этот процесс необходимо координировать, поддержать и найти форму, устраивающую всех — и детей, и систему образования, и родителей. Это могут быть центры, различные онлайн-площадки», — прокомментировал депутат.
Нияз Гафиятуллин отметил, что пространственные решения должны сочетаться с профессионализмом учителей
20 образовательных сценариев и гимназия на Рублевке
В общем, инновации инновациями, но все они неизбежно сталкиваются с нормативами. И далеко не всегда фантазии выдерживают это столкновение с реальностью. Говоря о наиболее важных вопросах образования, Гафиятуллин отметил, что пространственные решения должны сочетаться с профессионализмом учителей.
«Оказавшись в обычной школе, мы автоматически попадаем в пространство, где все говорит учителю, что он здесь главный, а дети его должны слушать. Нам нужно что-то делать с этой программирующей установкой», — подчеркнул Гафиятуллин. Он задался вопросом, можно ли вводить инновации в школах, не расширяя пространство и сохраняя вместимость уже существующих площадей. И тут же ответил на свой вопрос, показав план школы, где нет классических кабинетов, а пространство поделено на функциональные комнаты для занятий различного формата, не только лекций. «Такие пространства программируют совсем другие образовательные сценарии, совсем другие установки для детей и учителей», — объяснил он.
Классический лекционный формат, знакомый всем нам со школьной скамьи, — это только один из 20 сценариев обучения детей. «Дети могут обучаться самостоятельно, работать друг с другом, один на один с учителем, в командах. Но мое любимое — перформанс по истории», — привел Гафиятуллин примеры других форматов. И архитектура школы должна давать учителю возможность применять различные сценарии. «Я счастливый директор, потому что нам дали построить школу так, как мы ее видим. История успеха начинается с этого», — заметил спикер.
Немаловажной в образовании XXI века Гафиятуллин видит работу учителей в командах, междисциплинарные занятия, совместные уроки по разным предметам. А сложившаяся в XX веке стандартная организация классов ограничивает переход к инновациям, подчеркнул он. Объединение кабинетов и создание небольших рабочих зон провоцируют учителей и учеников общаться друг с другом и смотреть на предметы под новым углом. «Обращайте, пожалуйста, внимание, как архитектура влияет на функционал, и наоборот», — обратился спикер к присутствующим проектировщикам. В конце он привел в пример Международную школу Казани, где стеклянные перегородки вовсе не мешают учебному процессу, где есть лекционный зал, а библиотека служит «ресурсной комнатой».
Явейн из бюро «Студия 44» построил свое выступление вокруг реально существующих проектов своей команды. В первом примере он показал, как в новой балетной школе в условиях тесной городской застройки Москвы удалось сохранить фрагменты исторического здания, «передачу памяти» и даже построить собственный театр на 400 посадочных мест. Учебная и жилая части здания условно разделены танцевальными залами, которые сливаются в единое пространство в одном большом светлом атриуме. «Фактически мы опустили первый этаж на 3–4 метра. Но зелень, архитектура и свет не дают почувствовать себя как в подвале. Мы как бы „украли“ один этаж», — пошутил Явейн.
Далее он рассказал о гимназии в сердце московской Рублевки. Несмотря на удаленность от мегаполиса, территория проектирования оказалась небольшой, однако «Студии 44» удалось реализовать там несколько идей. Во-первых, это не одно тяжеловесное здание-кирпич, а комплекс, больше напоминающий жилую застройку — 15–20 домиков по три-четыре этажа. Во-вторых, учебные здания развернуты фасадами к центральной площади, которая служит главной зоной рекреации школы. В-третьих, отдельно стоящий спортзал может функционировать как самостоятельной спорткомплекс. «Получается совершенно другая идеология обучения», — заключил архитектор, как бы продолжая мысль Гафиятуллина.
Тянуть эксклюзивные проекты школ в регионах девелоперы пока не могут — это все-таки не Москва
Как школьно-проектные инновации сталкиваются с нормативными реалиями
Все эти красочные презентации вызвали у корреспондента «БИЗНЕС Online» серьезный когнитивный диссонанс. Новые школы строятся в соответствии с последними инновациями — ура, товарищи. Дети жителей какой-нибудь Рублевки будут учиться фактически в кампусе — и это, конечно, радует всех остальных. Но попытка построить подобную школу за бюджетный счет «не на Рублевке» упрется в те самые нормативы и лимиты финансирования, так что все архитектурные фантазии останутся на бумаге.
Вдобавок тысячи уже существующих типовых школ не меняют свой облик десятилетиями. Может, пора заняться их реновацией? Об этом спикеров спросила корреспондент «БИЗНЕС Online».
«Прежде чем начать такую работу, надо как-то привести в порядок нормативную базу», — прямо ответил Явейн. Он отметил, что аттестационные схемы «жесточайшие» и регламентируют все мелочи до такой степени, что не позволяют отступать от плана типовой школы. Хотя, конечно, реконструкция существующих школ позволила бы выделить треть площадей для общегородских культурных центров — и это позволило бы создать те самые «дворцы пионеров», что способствовали дополнительному образованию детей в старые добрые времена.
Гафиятуллин добавил, что процесс реновации не обязательно должен охватывать все здание разом. Можно начать буквально с одного крыла, четырех кабинетов, чтобы показать, как это может быть. «Проблема не в ремонте школ. Надо учителей готовить. Можно сколько угодно пространства перестраивать, но, если учитель не готов, оно не будет работать», — объяснил он.
«На самом деле нас этот вопрос всегда волнует», — поддержал посыл Гафиятуллина мэр Казани Метшин. «Дети и преподаватели одинаково любимы и уважаемы во всех школах», — отметил он.
Конечно, обновление материальной базы необходимо — и это востребовано всеми. Стоит открыть бассейн в какой-то школе, как сыпятся запросы, а когда появится бассейн в следующей школе, описал ситуацию градоначальник. Но это все-таки не всегда реально. Даже преобразование школьных столовых, которыми вот уже не первый год занимается Казань, — сложнейшая проблема. Из 162 муниципальных школьных столовых отремонтировали 142, превратив их в школьные рестораны. В обновленных пространствах приятно находиться, они служат не только местом приема пищи, но и общественным пространством с розетками и Wi-Fi. «У нас охват горячим питанием был только 37 процентов. Сегодня 82 процента детей питаются горячим сбалансированным питанием», — рассказал градоначальник о результатах работы. На этом город не остановится — следующим этапом станет обновление спортивных и актовых залов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.