«Для меня техника в отличном, рабочем состоянии», — доложил суду и. о. главы МЧС РТ Тахир Каримуллин. На допросе он разъяснил, как ставил подписи по исполнению контрактов и определял, что пожарные машины отремонтировали качественно. Проще говоря, почти на глаз, не считая небольшой обкатки. Но Каримуллина это не смущает, ни одной жалобы именно к нему о поломке машин не поступало. О том, для чего и. о. министра спросили, как он устроился в МЧС, признает ли ведомство ущерб и куда теперь обвиняемый Вячеслав Алчин отправляет отремонтированные пожарные машины, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
На протяжении 40 минут в Набережночелнинском городском суде допрашивали в качестве потерпевшего и. о. главы МЧС РТ Тахира Каримуллина
И. о. министра об ущербе: «Вы знаете, я это ни отрицать, ни утверждать не могу»
На протяжении 40 минут в Набережночелнинском городском суде допрашивали в качестве потерпевшего и. о. главы МЧС РТ Тахира Каримуллина. На этот раз — по уголовному делу подрядчика «спасательного ведомства» Вячеслава Алчина, который, по версии следствия, несколько лет недобросовестно чинил пожарные машины по госконтрактам.
Обвинение уверено, что в 2017–2018 годах МЧС России по Татарстану заключило с Алчиным несколько госконтрактов на капитальный ремонт 129 пожарных автомобилей. На ремонт 80 грузовиков деньги были выделены из бюджета РТ по поручению президента республики Рустама Минниханова по программе «Пожарной технике — вторую жизнь». Но вместо капитального ремонта в «Сигналдортрансе», выяснили следователи, в 2018–2020 годах проводился текущий ремонт, а реальная стоимость выполненных работ была значительно ниже, чем прописали в контрактах. Алчин при этом якобы подделал акты приема выполненных работ — по ним читалось, что работы были выполнены в полном объеме. Ведомству насчитали ущерб в 306 млн рублей.
Каримуллин уже не в первый раз допрашивается в суде, на той неделе его пригласили дать показания по уголовному делу замминистра ЧС Татарстана Олега Степущенко. И. о. министра допросили по эпизоду с установкой некачественных оповещателей для населения на случай ЧП. Ущерб, подтвердил в суде Каримуллин, оценен в 42,8 млн рублей. Но само министерство сумму не считало, потерпевший обозначил, что она ему стала известна из материалов уголовного дела.
Подобное Каримуллин сказал и в суде над Алчиным. «Следователь мне предъявил документы эксперта — представителя КАМАЗа, который говорит, что заявленный объем работы выполнен не был», — начал Каримуллин. Потом уточнил, что гражданский иск подан от лица МЧС РТ на 306 млн рублей на основании заключения двух экспертов (еще представителя минфина РТ). Они и подтвердили, что бюджетные средства были использованы неэффективно. Ведомство и лично сам Каримуллин как должностное лицо возразить не могут.
Но, когда гособвинитель Артур Князев спросил, поддерживает ли Каримуллин свой иск, тот ответил неоднозначно. «Вы знаете, я его ни отрицать, ни утверждать не могу. Мною был подан иск, учитывая заключения экспертов», — объяснил он, не настаивая на своих требованиях.
Вячеслав Алчин при этом якобы подделал акты приема выполненных работ — по ним читалось, что работы были выполнены в полном объеме. Ведомству насчитали ущерб в 306 млн рублей
«Отказов техники, тем более при тушении пожара, вообще не было!»
Князев попросил и. о. министра пояснить, что именно организация «Сигналдортранс» должна была ремонтировать в рамках госконтракта. «Капитальный ремонт техники. Что конкретно, не могу [сказать], я не технический работник автомобильной отрасли. Там перечень работ указан», — оправдывался Каримуллин.
Но потом перечислил в общих чертах составляющие пожарного авто: «Двигатели, другие агрегаты, ходовая часть, кузовная часть, тормозные системы, система охлаждения, далее отсеки для пожарно-технического вооружения, то есть это к кузовным работам можно отнести. Ну вот я так думаю». Как проводится процедура капитального ремонта пожарных автомобилей, Каримуллин пояснить не смог.
— Выполнялась какая-либо работа по ремонту техники? — спросил Князев.
— Выполнялась, технику-то мы вживую видели. Уходила ржавой, чуть ли не на трейлере отогнанная техника, а приезжала — блестит, все агрегаты работают! Эти автомобили ставили в боевой расчет. Они эффективно используются в ходе тушения пожара. Внешне для любого обывателя или даже меня в лице как эксплуатирующей организации, хотя мы ее не эксплуатировали, мне понятно, что техника представлена в надлежащем, отличном состоянии. Есть видеосъемки процесса передачи отремонтированной техники с участием руководства республики. Там стоит на параде как новая техника! Другое дело же техническая составляющая. То, что дает эксперт, — это скрытые какие-то работы, которые я ни подтвердить, ни опровергнуть не могу. Для меня техника в отличном, рабочем состоянии, — ответил Каримуллин.
— Это [создавали] видимость? — уточнил гособвинитель.
— Ну почему видимость? Смею заверить, что с 30 апреля 2019 года я нахожусь в этой должности, ни одного официального заявления в мой адрес в части поломки этой техники не поступало. Какие-то были незначительные моменты, связанные с гарантийным ремонтом, но это тоже не ко мне поступало, а непосредственно в федеральную противопожарную часть, и якобы они там устраняли. Вот что мне известно. Отказов техники, тем более при тушении пожара, вообще не было!
Адвокаты Алчина и сами признали, что поломки действительно были, но не по его вине
Хотя ранее «БИЗНЕС Online» рассказывал со слов источников, что инцидент все же был. Несколько лет назад по телефону экстренных служб пришло сообщение о небольшом пожаре в одном из дачных домиков недалеко от поселка Боровое Матюшино. Диспетчер отправил на место две пожарные машины, одна из которых встала буквально на выезде из своего гаража. Пожар удалось легко потушить, обошлось без жертв и серьезного ущерба. Но, когда начали разбираться, выяснилось, что грузовик только вышел из ремонта. А выполнял работы «Сигналдортранс». Впрочем, адвокаты Алчина и сами признали, что поломки действительно были, но не по его вине.
Каримуллин: «Я вообще в этой системе с 1982 года…»
Адвокат Алчина Эдуард Гайнуллин ошарашил и. о. министра вопросом: «А вы когда и при каких обстоятельствах трудоустроились в МЧС?» Последовало 6-секундное молчание, после которого Каримуллин удивленно сказал: «Как при каких обстоятельствах? Подал заявление после выхода на пенсию…»
Гайнуллин попросил его сориентировать по времени, тот ответил. Рассказал, что с 31 мая 2019 года назначен и. о. главы МЧС РТ и по сей день исполняет эти обязанности. Поведал он адвокату и то, что раньше работал первым заместителем начальника главного управления МЧС РФ по РТ. «Я вообще в этой системе с 1982 года по 31 декабря 2018-го», — добавил он. Уволился и спустя четыре месяца перешел на службу в республиканское министерство.
Каримуллин, отвечая на вопросы адвоката, сказал, что лично с Алчиным знаком, виделись один раз. Они встречались, когда вопрос касался исполнения контракта — были моменты, которые требовалось обсудить на уровне и. о. министра.
«У меня о нем (Алчине — прим. ред.) были самые положительные впечатления, поскольку, когда еще был в должности первого заместителя министра, когда первый раз вручение техники происходило, было настолько шикарно! Я подобного в своей практике не встречал, чтобы такой объем работы, я имею в виду, сразу в таком количестве… Но это заслуга руководства республики, что принято решение о выделении денежных средств на ремонт. Я на мероприятии его видел, тогда мы еще знакомы не были», — добавил он.
— Можете ли вы сказать, что работы, которые провели в «Сигналдортрансе», не соответствуют госконтракту? — спросил Гайнуллин.
— Если бы у меня была такая информация, я бы был инициатором этого процесса. Во всяком случае я бы не подписал документы по исполнению контракта и финансированию того или иного автомобиля, — ответил Каримуллин. И. о. министра добавил, что, по его мнению, результаты исполненного госконтракта привели к желаемому результату, который ставило перед собой МЧС.
«Сигналдортранс», несмотря на уголовное дело, продолжает работу. Более того, Алчин помогает новым присоединенным к России территориям. «Сегодня побывал в компании «Сигналдортранс». Она единственная в стране ремонтирует пожарную технику», — рассказал у себя в соцсетях Руслан Нигматулин
Сомнений, что машины нуждались в капремонте, нет
Федеральная судья Миляуша Гайсина уточнила: если специалисты МЧС РТ отбирают пожарные машины, которым требуется ремонт, то кто определяет объем работ? Каримуллин отметил, что этим занимаются те же специалисты. Напомним, ответственным за внесение предложений по ремонту был начальник управления материально-технического обеспечения ГУ МЧС РФ по РТ Виталий Галкин. И он тоже проходит в качестве обвиняемого в злоупотреблении должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ). В своих действиях, по мнению СКР, он допустил ряд нарушений, которые сыграли важную роль в распределении госконтракта.
«Может быть увеличен данный список?» — спросила судья. «Я так понимаю, может быть как увеличен, так и уменьшен, — ответил Каримуллин. — В ходе проведения дефектовки могут определить какие-то неисправности и так далее. Допускается. Факт согласуется. Денежные средства оплачиваются после подписания актов. Акты подписываются после приемки техники, причем там небольшая даже обкатка предусмотрена или в часах, или в километрах. И, после того как убедятся, что техника исправна, подписываются акты и уже направляются нам в министерство, на основании чего мы уже готовим финансовые документы».
— «Сигналдортранс» выиграл тендер, а у вас есть сведения о том, что данные автомобили, которые были направлены на ремонт, нуждались в капитальном ремонте? — задала вопрос Гайсина.
— У меня нет в этом сомнений. Во-первых, они более 10 лет в эксплуатации. Потом, визуально если посмотреть, там сквозные ржавчины и так далее… — отметил и. о. министра.
Алчин все это время многозначительно молчал и потирал руки, вероятно, от волнения. Кстати, «Сигналдортранс», несмотря на уголовное дело, продолжает работу. Более того, Алчин помогает новым присоединенным к России территориям. «Сегодня побывал в компании „Сигналдортранс“. Она единственная в стране ремонтирует пожарную технику, — рассказал у себя в соцсетях депутат горсовета Набережных Челнов Руслан Нигматулин. — На днях мне позвонил директор Вячеслав Георгиевич Алчин. Говорит: хочу передать пожарную машину Луганской Народной Республике, но не знаю, как организовать». Автор отметил, что подаренный «ЗИЛ-131» только что прошел капремонт. «В отличном состоянии. А в новых регионах России сейчас огромная потребность в технике», — добавил Нигматулин.
Факт, что «Сигналдортранс» на сегодняшний день единственная компания в России, которая специализируется на капитальном ремонте пожарных машин, подтвердил «БИЗНЕС Online» сам Алчин после заседания. Но сейчас, судя по данным «Контур.Фокуса», активных контрактов у компании нет.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.