«Религиозное многоголосие и национальное единство» царило сегодня в Нацбиблиотеке РТ, где прошла конференция клуба «Валдай» «Религиозное многоголосие и национальное единство» царило сегодня в Нацбиблиотеке РТ, где прошла конференция клуба «Валдай» Фото: shaimiev.tatarstan.ru

Религиозное многоголосие и халяльный кофе-брейк

Любопытную картину наблюдал сегодня в Нацбиблиотеке РТ, где проходила конференция международного дискуссионного клуба «Валдай» «Религиозное многоголосие и национальное единство», корреспондент «БИЗНЕС Online». Пленарка форума должна была завершиться в 11:00, но из-за развернутого и содержательного выступления первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева она немного затянулась. Однако у столиков для кофе-брейка все же были люди, так, один известный в РТ исламский богослов дотошно интересовался у барышень за фуршетной стойкой: «Халяльная ли здесь мясная продукция в виде вырезок и колбаски?», на что получил утвердительный ответ: дескать, нам поставили жесткое условие — вся продукция должна соответствовать нормам шариата.

В это время  председатель совета развития клуба «Валдай», декан факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ Андрей Быстрицкий безуспешно пытался завершить пленарное заседание, но каждую такую попытку долгое время пресекал Шаймиев очередной шуткой, держа зал не хуже иного стендапера. Вообще, Быстрицкий в качестве модератора вел себя довольно скромно, в начале встречи он порадовался прекрасным видам из панорамных окон Нацбиблиотеки РТ, посетовал, что из-за ледяного дождя не все заявленные участники добрались до Казани, а так в основном хвалил каждого очередного участника дискуссии и скорее посматривал на них снизу вверх. Показали видеообращение президента РТ Рустама Минниханова, который, по словам главы его аппарата Асгата Сафарова, находится «в командировке». Затем уже сам Сафаров выступил с приветственным словом, после чего занял одно из кресел напротив аудитории, кстати, оказавшейся довольно представительной. Здесь можно было встретить многих представителей татарстанского политического бомонда (например, новоиспеченного члена Совета Федерации Александра Терентьева или депутата Госдумы Олега Морозова), едва ли не всех известных мусульманских деятелей республики, а также светских ученых-обществоведов.

Здесь можно было встретить многих представителей татарстанского политического бомонда. Например, новоиспеченного члена Совета Федерации Александра (на фото) Здесь можно было встретить многих представителей татарстанского политического бомонда. Например, новоиспеченного члена Совета Федерации Александра Терентьева (на фото) Фото: shaimiev.tatarstan.ru

«Не без промысла Божьего сегодня Россия становится форпостом борьбы за традиционные ценности»

Пленарка в том числе была посвящена достижениям Татарстана в части межнационального и межконфессионального мира. Об этом, в частности, говорил митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, а также муфтий РТ Камиль Самигуллин. «Вы спросили: как же мы здесь существуем? Но ведь мы же в Казани, — сказал владыка, несущий пасторскую службу в республике меньше двух лет. — Здесь все перемешалось за эти века. Мы даже не мыслим жить друг без друга. Спроси меня: Казань — православный город? Я отвечу — конечно, да. Казанская икона Божьей матери, замечательный Казанский собор, Благовещенский, наши святители, апостолы. Спросите наших братьев-мусульман: он мусульманский? Конечно же, это столица ислама, на северных рубежах исламского вероисповедания. Так и живем в этом котле, перевариваемся».  

Андрей Быстрицкий в качестве модератора вел себя довольно скромно Андрей Быстрицкий в качестве модератора вел себя довольно скромно Фото: shaimiev.tatarstan.ru

Далее Кирилл заговорил уже о более общих темах, но не менее важных, заметив, что «сегодня человечество столкнулось с беспрецедентными цивилизационными вызовами». И хотя митрополит не произносил слова «спецоперация», по сути, он говорил о причинах, которые вынудили Россию ее начать. «На наших глазах произошло продуманное и беспощадное изменение сознания значительной части населения стран, прежде бывших частью единого цивилизационного пространства, — сообщил спикер. —  Эта целенаправленная работа не ограничивается насаждением крайней русофобии, а включает подмену иных традиционных ценностей, сформировавшихся под влиянием христианства и других традиционных религий. Заметнее всего это подмена на уровне семейных отношений, узаконивание однополых союзов, превращение отцов и матерей в бесполых родителей №1 и 2, навязывание детям с младенческих лет отказа от идентификации своей личности, своим биологическим полом и многое другое, о чем страшно, по апостолу Павлу, и стыдно говорить вслух». При этом митрополит Казанский и Татарстанский напомнил, что «во все века грех оставался грехом, и всякий, делающий грех, делает и беззаконие». Однако сегодня находятся те, кто пытается подменять понятия.

Камиль Самигуллин: «Хвала Всевышнему, в России на государственном уровне нет исламофобии» Камиль Самигуллин: «Хвала Всевышнему, в России на государственном уровне нет исламофобии» Фото: dumrt.ru

«Сегодня мы видим, как грех и беззаконие становятся законом, как греховное падение не только не осуждается, а его носители не только не призываются к покаянию и исправлению, а наоборот, грех объявляется нормой, осуществляются законодательные попытки обеспечить право грешника на осуществление греха и на его пропаганду среди других людей», — негодовал спикер. В этих условиях, по мнению владыки Кирилла, «не без промысла Божьего сегодня Россия становится форпостом борьбы за традиционные ценности всего человечества».

«Хвала Всевышнему, в России на государственном уровне нет исламофобии. Более того, в этом году на федеральном уровне при поддержке президента мы отметили 1100-летие принятия ислама в Волжской Булгарии, — сказал в свою очередь муфтий Самигуллин. — И таким образом, Россия открылась для глобального мира с новой стороны: как часть исламского мира. На мероприятиях к 1100-летию мы показали традиции и научные школы российского ислама, которые развивались на наших землях на протяжении многих веков. Это чрезвычайно важно, потому что именно в отечественном богословском наследии мы черпаем идеи добрососедства и терпимости».

«Кириллиосом ласково называли его»: who is митрополит Кирилл?


Камиль хазрат напомнил, как в исключительных обстоятельствах исламские религиозные деятели страны проявляли в разные годы свою способность сплачивать людей и воодушевлять их. «Невозможно, например, переоценить величайший поступок муфтия ЦДУМ России Габдрахмана хазрата Расулева, который в 1942 году издал фетву с призывом мусульман к единодушной борьбе против фашизма и внес личные средства на строительство танковой колонны, — напомнил муфтий РТ. — И советские мусульмане, оставив в сторону все свои обиды на большевиков, последовали этому призыву и пошли на фронт защищать нашу общую Родину. Мусульмане, которые сегодня сражаются в зоне специальной военной операции, тоже должны знать, за что они ушли: чтобы защищать свою Родину, на которой свободно живут и исповедуют религию их единоверцы». Напомнил он в этой связи и об одной существующей проблеме. «Мы вынуждены наблюдать, как девочек в российских школах заставляют снимать платки, — заметил Самигуллин. — То есть со школьной скамьи мы внушаем нашим детям, что быть верующим и следовать законам Всевышнего — это неправильно. Но почему? Потому что это неприемлемо на Западе?»

Шаймиев напугал собравшихся тем, что собирается «выступать до завтра»Фото: shaimiev.tatarstan.ru

Далее слово предоставили еще одному именитому участнику дискуссии, генеральному директору Государственного Эрмитажа Михаилу Пиотровскому, но тот был довольно лаконичен. «Я думаю, прежде всего, самое важное — разные религии все вместе формируют основу нашего общества, — заметил он. — И здесь важны, конечно, идеи, желания, но очень важен механизм. Как это на самом деле может осуществляться не в проповеди, а на деле. Мне только что Минтимер Шарипович [Шаймиев] подарил замечательную книгу о результатах работы фонда [«Возрождение»], который восстанавливает памятники Татарстана. Всем хорошо известна совершенно потрясающая история Свияжска, Болгара, Казани. Через восстановление памятников вместе, рядом и происходит вот этот диалог и культур, и религий. Это основа, благодаря которой люди понимают, что это все общее и это можно делать вместе».

Минтимер Шаймиев: «Сегодня, спустя три с лишним десятка лет, в Татарстане действует более 1,5 тысячи мечетей и свыше 500 православных церквей. Вот такие цифры. И это не какой-то мелкий ремонт, это все восстановлено» Минтимер Шаймиев: «Сегодня, спустя три с лишним десятка лет, в Татарстане действует более 1,5 тысячи мечетей и свыше 500 православных церквей. Вот такие цифры. И это не какой-то мелкий ремонт, это все восстановлено» Фото: shaimiev.tatarstan.ru

К этому моменту пленарка едва перевалила за половину своего заявленного хронометража в полтора часа. И, в общем, торопились участники не зря, потому что всю ее вторую половину солировал первый президент Татарстана, в какой-то момент Шаймиев даже напугал собравшихся тем, что собирается «выступать до завтра». Впрочем, почти все из этого Минтимер Шарипович уже неоднократно рассказывал в разных аудиториях, включая показ оперы «Кара пулат» в исторических интерьерах Болгара, кажется, это нынешний главный пример для гордости госсоветника РТ.

Модератор как раз предложил Шаймиеву рассказать о том, как при его самом непосредственном участии в Татарстане добились нынешнего межнационального и межконфессионального согласия. В ответ первый президент Татарстана отвесил комплимент и клубу «Валдай», и президенту России, напомнив о его недавней громкой «валдайской речи». «Выступление Владимира Владимировича нацеливает на это (межнациональное и межконфессиональное единствоприм. ред.). Вообще, я должен сказать, что это настолько конструктивное выступление, касающееся не только внешней политики. Это и внутренние проблемы. И такое значение придать необходимости единства конфессий, отсюда и единство народов», — заметил Шаймиев. В то же время первый президент РТ считает, что сегодня нужно «не только констатировать, но и взяться, конечно, за возрождение духовности на основе единства». «[Любые] реформы должны сопровождаться духовным возрождением нас самих», — заключил оратор, который несколько раз возвращался к мысли, что возрождение материального наследия должно сопровождаться духовным развитием. «Не только наше материальное наследие, но и мы сами нуждаемся в возрождении, в умах», — сказал госсоветник Татарстана.

«Впереди – самое опасное десятилетие со времен Второй мировой»: тезисы Путина на «Валдае»

При этом он не без гордости рассказал и о собственном управленческом опыте. «Я хочу привести некоторые примеры. В 1986 году в Татарии было 18 мечетей и 15 православных храмов. Вот, как говорится, отделение религии от общества, — сообщил Шаймиев. — Сегодня, спустя три с лишним десятка лет, в Татарстане действует более 1,5 тысячи мечетей и свыше 500 православных церквей. Вот такие цифры. И это не какой-то мелкий ремонт, это все восстановлено». Первый президент вспомнил и о возвращении верующим синагоги в Казани, и о постройке католического храма в столице РТ, а также указал, что уже второй подряд предстоятель Русской православной старообрядческой церкви (митрополит Корнилий и его предшественник митрополит Андриан) перед этим занимает кафедру в Казани.

Кстати, в ответ буддистский лама Буда Бадмаев попросил у Шаймиева содействия в открытии молельных комнат в республике и посетовал, что в его родной Бурятии все знают о православных и мусульманах, а в Татарстане вряд ли многие знают о буддистах. Госсоветник РТ отметил, что в свое время этой темой занимался Кирсан Илюмжинов, но так и не довел до конца. Но здесь Шаймиева поддержал митрополит Кирилл, который сообщил Бадмаеву, что в Казани есть дацан — это Храм всех религий.

Михаил Пиотровский: «Сделан громадный рывок от того, что было, и это эволюция государства, общества, и нам очень важно посмотреть, как это получилось» Михаил Пиотровский: «Сделан громадный рывок от того, что было, и это эволюция государства, общества, и нам очень важно посмотреть, как это получилось» Фото: shaimiev.tatarstan.ru

«Если мы сейчас об этом говорим открыто, не боясь, это уже хорошо»

На пресс-подходе Пиотровский, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», рассказал о том, как сегодня складываются отношения между властью и религиозными деятелями, учитывая непростой 70-летний советский период, сопровождавшийся гонениями на церковь. «Как известно, религия и религиозные учреждения у нас отделены от государства… И хорошо, что отделены, представляете, если не были бы отделены, — сказал Пиотровский. — В данном случае где-нибудь в отделе какого-нибудь крупного управления сказали бы: „Все, хватит молиться 5 раз, будете 6 раз молиться“. Пришлось бы слушаться. Так что это надо ценить, когда мы говорим о том, как все было плохо, а теперь хорошо, и так далее». По словам собеседника газеты, еще 35 лет тому назад на Северном Кавказе люди учили арабский язык в подпольных школах, поскольку это было запрещено. «Сделан громадный рывок от того, что было, и это эволюция государства, общества, и нам очень важно посмотреть, как это получилось, — добавил Пиотровский, обращаясь к теме форума. — Сегодня как раз мы слушали рассказ Минтимера Шариповича [Шаймиева] о том, как здесь, в Татарстане, это применяется. Да, есть Бог, но с неба это не валится, надо ценить то, что сделали и делается».

На этот же вопрос ответил и Бадмаев, причем весьма философски. «Все наши религии — это и есть наш, действительно, стержень духовный — твердый как алмаз, — заметил питерский лама. — Те грани, которые есть и мусульмане, и христиане, православные, буддисты, иудеи, другие конфессии, в данном случае это и есть наш алмаз, действительно, такого большого многонационального народа. Потому мы должны все эти грани высветить в правильном направлении». По его мнению, чем правильнее воспитывают верующих, тем более сплоченным будет государство.

Буда Бадмаев: «Все наши  религии — это  и есть наш, действительно, стержень духовный — твердый как алмаз» Буда Бадмаев: «Все наши религии — это и есть наш, действительно, стержень духовный — твердый как алмаз» Фото: shaimiev.tatarstan.ru

Поделились с нашим корреспондентом впечатлениями от увиденного и услышанного на форуме и другие его казанские участники. По словам имам-хатыба казанской мечети «Ярдэм» Илдара Баязитова, вопрос укрепления единства государства с помощью религиозных деятелей — один из актуальнейших на сегодняшний день: «Если мы сейчас об этом говорим открыто, не боясь, это уже хорошо. Говорим о единении государства и религии, о том, что государство поддерживает начинания всех конфессий на всей территории России, в Татарстане в частности». Настоятель кряшенского прихода Казани Алексей Колчерин согласен, что Татарстан является ярким примером единения представителей разных народов и конфессий. «Что касается близости к татарам-мусульманам, действительно, есть возможность вместе пообщаться, поговорить, какие-то общие темы обсудить на родном языке, — сообщил „БИЗНЕС Online“ Колчерин. — Если мы говорим на татарском языке, то это нас объединяет, хотя с ментальной точки зрения кряшены достаточно далеки от мусульман».

«Они (религия и государство) действуют в разных плоскостях, но выполняют одну задачу — создание атмосферы дружбы, сотрудничества, взаимодействия и толерантности», — говорит известный археолог и историк Искандер Измайлов. А его коллега, директор Института татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ Искандер Гилязов, добавляет: «Нам часто в свое время говорили, что многообразие — это плохо, это сложно. А мне кажется, что многообразие — это и есть красота, многоцветие. Это действительно фишка, достижение нашего государства».