Финансово-кредитными мерами технологического суверенитета не добиться. Схема «риск – прибыль» в этой области больше не работает. Надо срочно создавать проектные банки, функцией которых было рождение конечного изделия. Такую возмущенную отповедь финансистам, экономистам и чиновникам дал на экономическом форуме финуниверситета спецпредставитель президента РФ по цифровому развитию Дмитрий Песков. На мероприятии побывал корреспондент «БИЗНЕС Оnline».
Александр Шохин: «Только бизнес может в этих сложных условиях быть реальным драйвером экономического роста»
Так жить нельзя
«Только бизнес может в этих сложных условиях быть реальным драйвером экономического роста», — заявил вчера на международном форуме Финансового университета президент российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. По его мнению, вопроса о выборе между новым госпланом и рыночной экономикой нет: еще 24 февраля президент страны Владимир Путин встречался с представителями бизнеса и четко сказал: свобода предпринимательства — основа развития. Это подтверждают экономические итоги года. Прогнозировали спад экономики в 8–12%, а в реальности — 3%. Инфляцию видели в 18–22%, а она — 13,5%. «Если бы бизнес не сумел адаптироваться быстро, мы бы не вышли на эти показатели», — заявил Шохин и призвал доверять частному бизнесу. Также он отметил, что в нынешних условиях важно не ограничивать российские инвестиции за рубеж: «Более того, нужно думать и о новых рынках, та же Африка, Азиатско-Тихоокеанский регион и так далее. Нужно думать и об, извините, индустриальной экспансии, инфраструктурной экспансии России на те рынки, которые можно считать дружественными или нейтральными».
Основатель АФК «Система» Владимир Евтушенков констатировал, что «пока предпринимательское сообщество чувствует себя не очень хорошо» — перестройка бизнес-связей требует времени. «Так жить, как мы жили раньше, было нельзя, — продекларировал он. — Мы ничего не создавали нового. Поэтому сейчас вызов, который перед нами стоит, — освоение выбывших технологий, на которые мы не обращали внимания». Несмотря на сложность нынешней ситуации, предприниматель положительно оценивает подобные экономические потрясения, ведь они всегда приводили к экономическому расцвету: «Было б нас миллионов 500, мы могли бы положить на весь остальной мир и развиваться самостоятельно, как это сделал Китай. То, что нас мало, — серьезный вызов. Но я отношу себя к категории оптимистов. Для нас это время все расставит по своим местам. Я верю, что в 2023-м будет тяжело, а в 2024-м станет значительно легче и начнется экономический подъем».
Основатель АФК «Система» Владимир Евтушенков констатировал, что «пока предпринимательское сообщество чувствует себя не очень хорошо» — перестройка бизнес-связей требует времени
Зампредседателя Совета Федерации Николай Журавлев указал, что приоритетом должно стать развитие транспортно-логистических цепочек: «Нам важно строить транспортную инфраструктуру в регионах, но это может чуть-чуть подождать. А вот логистика, связанная с международной торговлей, для нас ключевая».
Николай Журавлев: «Нам важно строить транспортную инфраструктуру в регионах, но это может чуть-чуть подождать. А вот логистика, связанная с международной торговлей, для нас ключевая»
Ректор Финансового университета при правительстве РФ Станислав Прокофьев, ссылаясь на аналитиков вуза, указал, что спад экономики в 2023 году составит не более 3%. В 2024-м возможен рост ВВП примерно на 2%, а в 2025-м можно рассчитывать на серьезный экономический подъем. При этом в бюджете страны есть внутренние ресурсы, которые можно было бы задействовать для развития. К примеру, часть мер господдержки направить на прикладные научные исследования. Цифровой рубль также мог бы сэкономить бюджетные средства.
Ректор Финансового университета при правительстве РФ Станислав Прокофьев (слева), ссылаясь на аналитиков вуза, указал, что спад экономики в 2023 году будет не более 3%
Путин был прав, предупреждая бизнес: «Замучаетесь пыль глотать»
«Во многом результаты этого года стоят на фундаменте стратегических решений, которые реализовывались после 2014-го», — заверил зампредседателя Банка России Алексей Заботкин. Он в очередной раз напомнил о том, что уход из РФ Visa и Mastercard прошел для россиян незамеченным именно благодаря действиям ЦБ, а повышение ставки в феврале этого года на уровень 20% позволило стабилизировать ситуацию. «Сейчас ключевая ставка на уровне 7,5 процента — это меньше, чем было накануне повышения — 9,5 процента, — подчеркнул он. — Притом что все остальные центробанки мира с февраля повысили ставки на многие проценты». По его словам, российская экономика чувствует себя лучше, чем ожидали весной, но новые санкции могут помешать ее адаптации. Поэтому инфляция может дольше оставаться на повышенном уровне. «Наша цель по инфляции остается неизменной — 4 процента, но вернемся мы к ней в 2024 году. Это обеспечит дополнительный люфт для тех секторов, которые должны подстроиться в связи с удорожанием оборудования и компонентов и находятся на стороне зарубежных закупок», — сказал Заботкин.
Алексей Заботкин: «Во многом результаты этого года стоят на фундаменте стратегических решений, которые реализовывались после 2014-го»
Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков похвалил Центробанк за проявленную мудрость: «Благодаря действиям, которые были предприняты с 2014 года, созданию системы финансовых сообщений и системы быстрых платежей, наша система функционирует и внутри страны все выглядит так, как будто ничего не произошло», — считает он. По словам депутата, в России сегодня наблюдается рост кредитования и стремительное возвращение вкладов в банки. Если на рубеже февраля и марта этого года население торопилось забрать деньги, то теперь все вернулось на круги своя. «Я вспоминаю слова президента, которые он произнес лет 15 назад, обращаясь к крупному бизнесу: „Замучаетесь пыль глотать, возвращая средства, которые вкладываете в зарубежные экономики“. Это был взгляд в будущее. Очевидно, что многие сегодня испытывают большие проблемы», — отметил Аксаков. В сложившейся ситуации он видит идеальные условия для перестройки экономики, т. к. у страны просто нет другого выхода. «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Вот сейчас как раз перекрестились и начали работать», — уверен он.
Анатолий Аксаков: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Вот сейчас как раз перекрестились и начали работать»
Иностранные инвесторы прощупывают почву для возвращения?
Однако не все были настроены оптимистично. «Проведя анализ всех национальных проектов, мы видим, что они не состоялись как инструменты работы по целям», — заметил замглавы Общественной палаты РФ Александр Галушка. Это произошло прежде всего потому, что между мероприятиями, заложенными в национальные проекты, и национальными целями нет причинно-следственных связей. Также, несмотря на то что все нацпроекты связаны между собой, система координированного управления так и не была сформирована. По мнению Галушки, сегодня надо говорить не о мобилизационной экономике, а о том, чтобы нормально, на уровне передовых корпораций, планировать деятельность.
В свою очередь замминистра финансов РФ Алексей Моисеев рассказал о счетах типа «С», которые были созданы, чтобы иметь «переговорную позицию» в отношениях с Западом
В свою очередь замминистра финансов РФ Алексей Моисеев рассказал о счетах типа «С», которые были созданы, чтобы иметь «переговорную позицию» в отношениях с Западом. При этом никто ничего не собирался конфисковывать. «Мы, конечно, стараемся базовые правила все-таки не нарушать. Действовать в рамках закона, пусть даже и вводить ограничения разного рода, которые носят зеркальный или более жесткий характер в ряде случаев. Но мы никогда ничего не отнимали», — заверил замглавы минфина.
По его словам, даже несмотря на непростую геополитическую ситуацию, иностранные инвесторы могут появиться: «Я верю, что они появятся, даже из тех стран, которые сейчас у нас считаются недружественными. Я уже вижу определенные заходы в плане того, что давайте мы через какие-нибудь третьи страны будем действовать и здесь что-то покупать». При этом в минфине убеждены, что и этих средств не хватит, чтобы сократить технологическое отставание экономики России, поэтому выход — развитие собственного фондового рынка.
Спецпредставитель президента РФ по цифровому развитию Дмитрий Песков: «Самая страшная ловушка, в которую можем попасть, — это начать заниматься импортозамещением в технологиях»
Выбраться из параллельной реальности
«Если говорить о дискуссии, которую я слушал, то я несколько в шоке. Ощущение, что я то ли слетал на другую планету, то ли на машине времени вернулся в 2019 год, то ли это альтернативная реальность. Я не понимаю, из каких мер, которые обсуждались сегодня, возникает технологический суверенитет», — негодовал спецпредставитель президента РФ по цифровому развитию Дмитрий Песков. Он эмоционально пояснил, что технологический суверенитет предполагает наличие в стране своих базовых доступных технологий и заводов, которые работают на этих технологиях. Однако в действующей финансовой модели в России, на основании финансово-кредитных мер, невозможно построить даже опытный завод. «Сейчас перейти от опытного производства к опытному заводу невозможно, потому что в любой инвестиционной модели есть риск и прибыль. В модели соотношения „риск – прибыль“ профинансировать отечественную технологическую разработку невозможно», — отметил Песков. Он считает, что для решения подобной задачи стоит обратиться к опыту прошлого. В 20–30-х годах прошлого века существовали проектные банки, функцией которых было создание конечного изделия. «Сделать это в модели, когда финансовый блок предлагает нам по-прежнему ориентироваться на прибыль акционеров как базовую экономическую модель, невозможно», — констатировал Песков. Поэтому технологический суверенитет возможен только в случае изменения модели инвестиционных проектов и создания для этого соответствующей правовой формы.
«Самая страшная ловушка, в которую можем попасть, — это начать заниматься импортозамещением в технологиях. Я в ужасе! — развел руками Песков. — Что такое импортозамещение? Это когда вы за три цены покупаете списанный завод Mercedes и привозите его в Россию, потому что у вас сейчас соответствующий автомобильный завод не работает». Называя подобное инвестицией в уходящий технологический уклад, Песков напомнил, что выбранная тактика — прямая противоположность технологическому суверенитету: «Мы что хотим в импортозамещении? Купить прошлогодний снег за три цены или обеспечить устойчивость государства в техническом переходе? Это разные инструменты, а мы их путаем. А коллеги еще говорят: за три цены мы снег не купим, надо за пять».
С айтишниками в этом году, по его словам, случилось то же, что с валютным курсом: сначала все испугались, а потом нашлась новая модель баланса. При этом в России уже научились готовить IT-специалистов «быстро и дешево». «Сбежали из страны продажники и „удаленщики“. Стало ли это катастрофой? Нет, потому что из подполья вылезли те, кто работал на западные корпорации в офшорном программировании. Они пошли создавать отечественное оборудование, — предположил Песков. — С IT, „цифрой“ все будет хорошо, а с инженерами и технологическим суверенитетом нам очень нужна помощь финансового сектора для того, чтобы сделать нормальные инвестиционную модель и правовую форму».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.