Роза Ахмадиева: «Сегодня вуз живет своей новой эпохой, мы живем в ногу со временем, работаем над цифровизацией в области культуры» Роза Ахмадиева: «Сегодня мы живем в ногу со временем, работаем над цифровизацией в области культуры» Фото: Сергей Елагин

«Продвижением должны заниматься и вокалисты, и хореографы, а не только продюсеры»

— Роза Шайхайдаровна, что собой представляет институт культуры сегодня? Какие у вас возможности

— Мы живем в ногу со временем, работаем над цифровизацией в области культуры, технологиями, коммерциализацией продуктов. Вуз выполняет ряд проектов — например грант в рамках национального проекта научно-инжинирингового центра, где наши студенты и педагоги от своей идеи до реализации продукта оттачивают свое мастерство, работа идет по трем лабораториям: керамика, деревообработка, текстиль.

В июне этого года Рустам Минниханов посещал наш вуз, и мы ему презентовали инжиниринговый центр. Он отметил позитивные изменения, которые произошли в нашем вузе. Помимо творческого компонента, о котором многие знают, он увидел, как мы создаем коммерциализируемую продукцию, которую разработали с нашим индустриальным партнером, например виртуальные очки, виртуальные тренажеры. Мы их уже презентовали на таких серьезных выставочных площадках, как «Иннопром», «Уникальная Россия», «Глобальная креативная неделя», где присутствовали и ученые, и практики, и те, кто работает по продвижению продуктов. На сегодняшний день у нас есть первые заказы от реального сектора экономики. Оказывается, имеется, например, необходимость в виртуальных тренажерах для начинающих специалистов.

— Ваш институт принимал участие в разработке программного продукта для виртуальных тренажеров?

— Да, программное обеспечение у нас свое, на него есть патент. Программное обеспечение рассчитано для тренажеров по керамике, деревообработке и текстилю.

— Откуда у вас IT-специалисты?

— Во-первых, у нас в вузе всегда была прикладная информатика — еще до того как цифровизация стала неотъемлемой частью в системе образования. Кроме того, в нашем вузе проводятся курсы по повышению квалификации специалистов по всей России по модулю «Цифровая культура». Инжиниринговый центр на базе Казанского государственного института культуры взаимодействует с реальным сектором экономики. Мы первыми в России провели хакатон в сфере культуры, идея народно-художественной культуры была взята у наших студентов и реализована совместно с индустриальным партнером — производственным объединением «Зарница».

— Часто можно слышать, что художник или композитор создал произведение, а продать и заработать на нем не может. И это головная боль министра культуры. А вы этому стали учить?

— Мы на каждом ученом совете вносим на обсуждение программу, постоянно взаимодействуем с работодателями, проводим круглые столы, выявляем потребность в специалистах. И если раньше мы не делали акцент на продвижении своих услуг, то сейчас в этом есть потребность. В рамках всех образовательных программ есть модуль по продвижению продукта, потому что продвижением должны заниматься и вокалисты, и хореографы, а не только продюсеры.

— «Кто и что помогает оснащать институт современным оборудованием? Есть ли какие-то гранты, республиканские или федеральные программы для творческих вузов? Сегодня ведь государство больше озабочено подготовкой инженеров». (Дронов П.)

— Такие программы существуют и для творческих вузов. К примеру, мы выиграли грант в рамках национального проекта «Наука», федерального проекта «Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в РФ» на создание инжинирингового центра. Наряду с другими творческими вузами России мы принимали участие в конкурсе в рамках федерального проекта «Придумано в России», вошли в десятку лучших и получили 25 миллионов рублей на реализацию проекта создания центра прототипирования. В рамках федерального проекта «Придумано в России» наш институт является проектным офисом министерства культуры РФ. Помимо этого, недавно узнали результаты еще одного гранта: мы получим более 7 миллионов рублей на оборудование для студенческих стартапов и коворкинг-зоны. Это грант на реализацию акселерационной программы поддержки проектных команд и студенческих инициатив для формирования инновационных продуктов. Также в рамках национального проекта «Культура» нам было выделено 65 миллионов рублей на материально-техническое обеспечение. Сегодня у нас большой концертный зал с современным оборудованием: экран, звук, свет — именно так, как должно быть в творческом вузе. Наши студенты уже работают на современном оборудовании, за что огромное спасибо президенту РТ, правительству России и Татарстана.

«Мы, как вуз культуры, должны знать историю межнациональную, идентичности культур» «Мы, как вуз культуры, должны знать историю межнациональную, идентичности культур» Фото: mincult.tatarstan.ru

«Миссия вуза — сохранение культуры, обрядов, обычаев и их популяризация»

— «Вы сами окончили институт культуры. Что вы в должности ректора „исправили“, помня свои студенческие годы в этом вузе»? (Ильдар)

— Окончив Октябрьское музыкальное училище, я приехала в Казанский государственный институт культуры. В дальнейшем уже работала на факультете педагогом, заместителем декана, затем — проректором, сейчас — ректором. Мы с новой командой внесли очень много инноваций. Работаем над цифровизацией, коммерциализацией наших наработок, технологиями, стартапами в области истории, обычаев и традиций. Все это мы интегрируем, понимая, что выпускник Казанского института культуры должен обладать разносторонними знаниями и навыками.

— «Какова роль института культуры с точки зрения, с одной стороны, сохранения и развития татарской культуры и традиций, с другой сохранения и развития межнациональных отношений?» (Игътибар)

— Мы, как вуз культуры, должны знать историю межнациональную, идентичности культур. В Приволжском федеральном округе проживают более 140 народностей: мордва, чуваши, марийцы, удмурты, башкиры и другие. Наши студенты могут рассказать о культуре каждого народа. Основная миссия нашего вуза — это сохранение культуры, обрядов, обычаев и их популяризация.

— Если читатель все-таки акцентирует внимание на татарской культуре, что для этого делается?

— В соответствии с учебном планом все студенты нашего вуза обучаются татарскому языку вне зависимости от национальности.

— То есть татарский язык для изучения обязателен?

— Да, потому что мы находимся в Республике Татарстан. Помимо татарского языка, студенты изучают татарскую культуру.

 «Многие российские вузы ведут активную международную деятельность. Есть ли она у вашего института?» (Анастасия Ермакова)

— Международные связи у нас расширяются, в этом году большой наплыв на подготовительное отделение — 70 иностранных студентов поступили. Сегодня обучаются в вузе 134 иностранных студента, география очень широкая: и страны СНГ, и Монголия, и Иран, и Индонезия.

В этом году по академической мобильности в наш вуз приехали 15 студентов из Таджикистана и Киргизии, ведется подготовка иностранных аспирантов, в числе которых пять представителей из Китая и один — из Таджикистана.

Кроме того, наш институт является соорганизатором международного форума Kazan Digital Week. В числе спикеров нами организованных активностей приняли участие представители стран СНГ и дальнего зарубежья.

Хочется отметить, что в этом году состоялся XVIII казанский международный фестиваль мусульманского кино, где в номинации «Приз зрительских симпатий» победил совместный проект Татарстана и Казахстана — фильм «Тарлан» режиссера Юлии Захаровой, доцента кафедры кино и телевидения Казанского института культуры.

Мы работаем и с зарубежными бизнес-партнерами. Совсем недавно вернулись из Узбекистана, где были по приглашению начальника департамента дизайна ассоциации «Узтекстильпром», директора центра LibOS. Приняли активное участие в международном Textile Summit и подписали меморандум о сотрудничестве между ассоциацией текстильной и швейной промышленности и вузом. Посетили Институт искусств и культуры Узбекистана, с которым у нас заключен договор о сотрудничестве. Также мы стараемся поддерживать дружественные отношения с вузами европейских стран (Венгрия, Италия, Англия), куда наши студенты ездят по обмену.

Наши выпускники работают в различных отраслях социально-культурной сферы начиная с детского сада — это воспитатели, музыкальные работники. Разучивают стихи о Родине, песни, изучают народные песни. Наши студенты — такие патриоты, что в первую волну изъявили желание поехать защищать Родину.

 Не концертная бригада, а именно с оружием в руках? И что, вы их остановили?

— Нет, мы их не остановили. И у нас есть взаимосвязь с ними. Мы этот патриотизм всегда чувствуем, потому что у нас очень много мероприятий проходит на эту тематику, в том числе совместно с Казанским танковым училищем.

«Как ученый я анализирую психологию творческих людей. Они другие, штучные, у них другое мышление» «Как ученый я анализирую психологию творческих людей. Они другие, штучные, у них иное мышление» Фото: mincult.tatarstan.ru

«Публичные люди должны развивать свой эмоциональный интеллект»

— «С началом СВО некоторые деятели культуры и искусств, шоу-бизнеса осудили ее и уехали из страны, например Чулпан Хаматова, Максим Галкин*. Так и хочется повторить вопрос Максима Горького: „С кем вы, мастера культуры?“ А вам чья позиция ближе?» (Рашид)

— Творческому человеку надо всегда говорить, что это его профессия и он должен себя контролировать, что это его ответственность, потому что население, которое на него смотрит, — это его родная страна. Мы ответственны за наших студентов и обращаем на это внимание, работаем с ними, оказываем психологическую поддержку, если это необходимо.

— То есть ответственность у артиста должна быть?

— Да, в первую очередь должна быть ответственность за свои действия. Публичные люди должны над собой работать, развивать эмоциональный интеллект.

— А что не так с воспитанием Чулпан Хаматовой? Ей недодали вот этой ответственности и патриотизма?

— Мне кажется, выбор человека внутри него самого. И воспитание — это и среда, и общение, и окружение твоих близких, твои наставники и педагоги. Я не могу сказать, что у этих артистов были какие-то неправильные педагоги, воспитание и окружение. Но выбор наш как гражданина, ответственность за наши действия — это дело каждого человека.

— «Что-то не видно татарстанских деятелей культуры в госпиталях с ранеными солдатами в Донбассе или хотя бы на концертах в поддержку СВО. Нет своей гражданской позиции?» (Ильдар)

— Уверена, если это будет организовано, то люди культуры непременно поедут и выступят. Они в любом случае патриоты своей Родины. Здесь вопрос только в организации.

— А кто должен организовать? Может, институт культуры инициатором выступит?

— Мы можем выступить инициаторами, и, я думаю, мы это сделаем. Мы были инициаторами создания рабочей группы в совете по культуре при президенте РТ. Она так и называется — рабочая группа по вопросам культуры, просвещению и воспитанию. Мы разработали положение, провели первое заседание. Также нашим вузом была разработана концепция формирования культурной компетенции личности, она принята кабинетом министров РТ. Мы работаем в кластерах и с этой инициативой тоже выйдем. Спасибо вам за подсказку.

«Наша область культуры всегда связана с патриотизмом, изучением разных народов, ценностей. И в каждом предмете это закладывается: патриотизм, любовь к Родине» «Наша область культуры всегда связана с патриотизмом, изучением разных народов, ценностей. И в каждом предмете это закладывается: патриотизм, любовь к Родине» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Обвиняли в том, что мы за Россию, Родину, что мы «путинцы-2022»

— «Самым резонансным и просматриваемым во всем мире с участием студентов института культуры стало видео „зигования“ в поддержку СВО, которое было снято в ТЦ КаzanMall. Как был допущен такой сомнительный способ выражения „патриотизма“ со стороны руководства вуза?» (Зиля)

— Инициаторами данного мероприятия были наши учащиеся. Я помню этот период, когда своих студентов просто не узнавала, не знала, что с ними происходит. Ко мне подошли активисты-студенты и попросили поддержать их акцию в поддержку России. И в этот же день все провели, не было никакого принуждения.

— Это когда было? Февраль, март, апрель?

— Весной. В этот же день в КаzanMall на первом этаже студенты, преподаватели (весь коллектив Казанского государственного института культуры принимал участие) читали патриотические стихи о Родине. Никого не принуждали, было столько эмоций! И оркестр с такими эмоциями играл. Да, мы сделали буковку Z. Там было столько иностранцев, они все снимали: «О, Казанский институт культуры, так классно, здорово!»

— Вы тоже там были?

— Да, я вместе со студентами тоже была. А потом нам начали писать, что мы «путинцы-2022», что мы за Россию…

— А что плохого в том, что вы за Россию?

— Мы увидели, насколько эта информационная атака пошла по средствам массовой информации. Из многих стран нам звонили — из Норвегии, с Украины, из других европейских государств.

— И что из Норвегии говорили вам?

— Что мы за Путина, что мы «путинцы-2022», нас так и прозвали. По сайту института была большая атака! Но самым главным для меня было следующее — после этой акции студентам стали поступать угрозы от групп, которые считаются экстремистскими на территории РФ. Угрозы шли на протяжении долгого времени, но после этого мероприятия учащихся в KazanMall обрели совершенно другой вид. Честно говоря, я благодарна студентам-активистам, которые попросили меня провести это мероприятие.

— Потом не жалели, после такой информационной атаки?

— Если вы сейчас придете к нам в институт, то увидите, что все ребята яркие, открытые, довольные. Я считаю, что моя основная задача — воспитание наших студентов — выполняется. Потому что именно эти результаты говорят сами за себя.

— Как реагировали люди в KazanMall?

— Все останавливались, снимали на телефон, подпевали. Там очень доброжелательная и патриотичная атмосфера была.

— В вашем вузе есть занятия, на которых объясняют студентам, что сейчас происходит?

— У вуза культуры существует своя специфика. История России и Татарстана — это обязательные предметы в вузе, на каждой специальности есть история фольклора. Это тоже изучение своей Родины, традиций. У нас преподают и зарубежную литературу, через которую студенты познают другую культуру. Мы стараемся поддерживать многонациональность не только внутри вуза, но и работать во внешних контурах. Казанским институтом культуры был создан межвузовский хор, которым руководит заслуженный артист РТ Галиуллина Эльвира Шафигулловна. И уже несколько лет подряд в День Победы тысячный хор выступает на площади 1 Мая, исполняет патриотические песни на татарском и русском языках. Это такая мощь!

— Есть ли среди ваших студентов те, кто выражает недовольство происходящим, они могут открыто об этом заявить?

— Да, у нас каждое мнение имеет место быть. У каждого человека есть мнение, и он может излагать свою точку зрения, если это, конечно, не призывы к проведению недопустимого уровня протестных акций.

— И к нему никаких санкций не будет применяться?

— Нет, конечно.

— А где они могут высказать свое мнение? В группе у себя?

— В вузе существует студенческий актив, у них есть свой отдельный кабинет. У нас на каждом факультете имеются свои творческие студенческие лаборатории, в которых студенты творят, реализуют свой творческий потенциал.

«При поступлении в наш вуз обязательные ЕГЭ — это обществознание, русский язык, литература, а на творческие специальности еще и творческий экзамен по направлению» «При поступлении в наш вуз обязательные ЕГЭ — это обществознание, русский язык, литература, а на творческие специальности еще и творческий экзамен по направлению» Фото: «БИЗНЕС Online»

«На место претендовали до 8 человек»

— Вы сказали, что в этом году к вам на подготовительное отделение поступили 70 иностранцев. Они сначала должны русский язык изучить?

— Да, на подготовительном факультете иностранцы изучают русский язык, историю России, обществознание.

— На кого чаще всего обучаются иностранцы?

— Если раньше больше иностранцев было на таких специальностях, как «библиотечное дело» и «документоведение», то сейчас у нас на каждом факультете есть иностранные студенты.

— «Сколько у вас бюджетных мест, на какие специальности? Какие ЕГЭ надо сдавать, чтобы к вам поступать? Есть ли творческие конкурсы?» (Антонина)

— При поступлении в наш вуз обязательные ЕГЭ — это обществознание, русский язык, литература, а на творческие специальности еще и творческий экзамен по направлению. Информацию по ЕГЭ можно посмотреть у нас на официальном сайте, с ноября каждого года мы обновляем информацию.

— «В институт культуры в советское время всегда был довольно большой конкурс. А насколько он популярен у абитуриентов сегодня?» (Н.С. Ильина)

— По всем направлениям на место претендовали до 8 человек. На факультет социально-культурной деятельности (менеджмент, управление) на 21 место было 1,4 тысячи заявлений.

— А бюджетных мест у вас много?

— В этом году число бюджетных мест увеличилось на 488. На сегодняшний день общий контингент обучающихся вместе с аспирантами составляет 2 080, из них 1 446 бюджетных мест.

— Институт ежегодно выпускает почти 2 тысячи молодых специалистов сферы культуры и искусства. Насколько они востребованы, всем ли хватает рабочих мест?

— Мы на два года вперед знаем, кто у нас будет обучаться и по каким профилям. На 2024 учебный год уже в октябре отправляем заявку, готовимся заранее. 

Немало среди наших выпускников управленцев. К примеру, вице-премьер Республики Марий Эл Васютин Михаил Зиновьевич. Многие начальники управления культуры — выпускники Казанского института культуры. Рассказываю это для того, чтобы видели, что наши выпускники достигают управленческих высот и уже руководят организациями. Много выпускников работают в столице и за границей.

— В качестве кого они за границей работают — по специальности?

— Да, по специальности. Работают и педагогами по народно-художественной культуре, и кинооператорами, и режиссерами. Самое главное, они востребованы, и это очень ценно.

— «В Татарстане большое внимание уделяется строительству домов культуры в сельской местности. Как и кого вы готовите для сельских клубов?» (Ильяс Ситдиков)

— Первый район был экспериментальным — Сабинский, за что огромное спасибо его главе Раису Минниханову. Мы выбрали 10 студентов по разным направлениям и отправили их в деревни, чтобы, с одной стороны, вдохнуть новую жизнь в сельские клубы, с другой — проверить, что наши студенты могут на практике, какие есть сильные стороны, а каких навыков им не хватает, что они могут интересного предложить сельским жителям в области культуры, а чему им надо научиться у сельчан.

Они жили в деревнях, анализировали все то, что происходило. По окончании этих 10 дней Раис Нургалиевич собрал их в Доме культуры, и каждый показал результат своей работы. Сработала обратная связь, стало ясно, что именно востребовано, мы увидели, какие есть плюсы, и работали над минусами.

Хочу отметить национальный проект «Культура», потому что именно в его рамках наши выпускники работают в районах. Если создан Дом культуры, он не должен пустовать, мы предлагаем новый формат работы. Мы понимаем, что сейчас и музеи, и библиотеки, и театры должны функционировать в совершенно другом формате, то есть должны быть созданы все условия для работы с детьми и пожилыми людьми. И наши выпускники справляются с этим. А когда приобретается новое оборудование, мы понимаем, что им нужны специалисты, и отправляем или наших старшекурсников, или преподавателей, чтобы помочь разобраться с аппаратурой.

— А что с зарплатами на селе — в домах культуры или библиотеках? В библиотеках, как известно, не такие высокие зарплаты плюс очень много отчетности, для сдачи которой нужно ехать в райцентр.

— Не соглашусь с вами. В современном мире ситуация немного поменялась. Сегодня существуют гранты, в которых можно принять участие, где закладывается и зарплатная часть, и можно улучшить всю материально-техническую базу учреждения культуры, и свое креативное мышление реализовать. Приведу пример. Когда я читала лекцию на курсах повышения квалификации, один из слушателей пожаловался: «Мне нужны балалайки, 10 штук, а директор мне не дает денег». Я только хотела рассказать о грантах, а тут рядом преподаватель музыкальной школы: «А зачем вы спрашиваете у директора? Я вообще к нему не захожу. Я два гранта выиграла, у меня сейчас миллион на освоение, я больше директора получаю». Сейчас модели библиотек совершенно другие стали. Когда я посещаю районы, вижу, что, если деятельный руководитель, если у коллектива горят глаза, они участвуют в грантах.

Коммерциализация — это одно из новых направлений в нашем вузе, чтобы не только надеялись на бюджетные средства, а могли сами зарабатывать в бюджет.

«Что касается проекта «Үзгәреш җиле», у нас был переломный момент, потому что все новое всегда воспринимается с затруднением» «Что касается проекта «Үзгәреш җиле», у нас был переломный момент, потому что все новое всегда воспринимается с затруднением» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Чтобы не доминировало современное направление, чтобы не задавить народную культуру»

— Некоторые чуть ли не каждую неделю штампуют песни, и в этом нет ни души, ни смысла, никакого творчества, они просто зарабатывают деньги. Хорошо ли это для искусства?

— Для этого есть организаторы мероприятий и министерство культуры, которое координирует деятельность в данной сфере. В республике существует нормативная правовая база, которая регламентирована на федеральном уровне. И, конечно, есть экспертное сообщество, оно должно постоянно наблюдать за качеством аранжировки. У нас был период, когда не совсем на должном уровне звучали концертные номера. Но если мы посмотрим сейчас, то увидим качественную живую музыку, качество эстрадной музыки во много раз стало лучше.

— Как вы считаете, татарстанская эстрада в каком направлении движется?

— В нашей республике сегодня очень хорошо вырисовывается народное направление, линия современного направления, и есть такие проекты, как «Үзгәреш җиле». У нас существуют классические произведения, которые должны слушать. Тем более мы богаты — у нас есть театр оперы, не у каждого региона это имеется. И у нас есть два серьезных учебных заведения: Казанский государственный институт культуры и Казанская консерватория, это тоже богатство, достояние республики. При таком многообразии всегда нужно смотреть, чтобы не доминировало современное направление, чтобы не задавить народную культуру.

Что касается проекта«Үзгәреш җиле», у нас был переломный момент, потому что все новое всегда воспринимается с затруднением. Наши выпускники и студенты принимают участие в этом конкурсе, они ездят за рубеж с этим концертом. К примеру, музыкальный исполнитель Раяз Фасихов. Он исполняет и народные песни, и эстрадные, у него шикарный голос. Он воспитанник нашей республики, это очень приятно. Он может протранслировать свой голос для любой публики, его может послушать и современная молодежь, которая, может быть, не совсем приучена слушать татарские народные песни. Вот именно в этой взаимосвязи мы должны рассматривать конкурсы и жанровые разновидности.

И вы правильно подметили, что в свое время у нас в республике был упадок именно по национальным костюмам. Наш вуз в рамках инжинирингового центра провел огромное исследование на территории Российской Федерации по воссозданию национального костюма, по национальным орнаментам, потому что зачастую случалось так, что на сцене вместо татарского — узор другой народности. Конечно, это неприемлемо. Мы должны о таком говорить. Я считаю, наша республика в этом плане идет вперед, в ногу со временем, потому что сам президент РТ является руководителем совета по культуре и говорит о тех проблемах, которые необходимо исправить.

«Мы сами проводим фестивали, у нас в институте проходят недели театра, где мы видим качество выступающих артистов» «Мы сами проводим фестивали, у нас в институте проходят недели театра, где мы видим качество выступающих артистов» Фото: mincult.tatarstan.ru

«Театры нашими артистами переполнены»

— «Правда ли, что на актерском отделении у вас нет бюджетных мест? Фарид Бикчантаев сетовал, что такими темпами татарские театры скоро начнут ощущать серьезный кадровый голод». (Айрат)

— Мы ведем реальную статистику потребности в актерах и режиссерах, где видно, что театры нашими артистами переполнены. В этом году у нас был набор на бюджетные места, мы набрали 12 актеров кино и театра, как раз по востребованности. Эти бюджетные места у нас есть, но сейчас мы должны работать в системе. Если раньше руководители театров могли сказать, дескать, пусть они обучаются, а потом находят свои места, то сейчас время другое. Если выпускник не востребован, он теряет свою профессию. А желающих найти себя в творческой сфере у нас в республике очень много. Этому также способствует наш фестиваль «Созвездие-олдызлык», потому что он с детства воспитывает.

Мы сами проводим фестивали, у нас в институте проходят недели театра, где мы видим качество выступающих артистов. Сейчас мы отрабатываем с министерством образования РТ, чтобы в каждой школе открылась театральная студия.

— Откуда был заказ на эти 12 бюджетных мест, из каких учреждений?

— Есть заявки из Мордовии, Марий Эл, Удмуртии. Из Татарстана был заказ из ТЮЗа и театра имени Качалова.

— А если поступила заявка от ТЮЗа и Качаловского театра, они обязаны потом будут взять выпускника или нет?

— Да. Но это не обязанность, а потому что потребность есть.

— А как давно был выпуск татарских актеров театра и кино?

— У нас по «актерскому искусству» буквально три года назад состоялся первый выпуск, а потребности нет по последнему выпуску.

— Получается, Фарид Бикчантаев просто так жалуется?

— Мы с Фаридом Рафкатовичем договорились на 2022–2023 учебный год набрать национальную группу, потому что у них появилась потребность.

«В сентябре этого года в Казани проходил казанский международный фестиваль мусульманского кино, в котором наши преподаватели, выпускники и студенты принимали участие: наш выпускник Ильшат Рахимбай показал свою постановку, и эксперты отметили именно нашу казанскую киношколу» «В сентябре этого года в Казани проходил казанский международный фестиваль мусульманского кино, в котором наши преподаватели, выпускники и студенты принимали участие: наш выпускник Ильшат Рахимбай показал свою постановку, и эксперты отметили именно казанскую киношколу» Фото: «БИЗНЕС Online»

«В вузе есть все специальности, необходимые для развития кинематографа»

— «Почему в Татарстане до сих пор кинопроизводство не поставлено на поток?» (Эльмир)

— Наверное, в этом вопросе, как и в театральном искусстве, у нас не имелось единой системы. Я считаю, когда мы каждый сам по себе, результата никогда не будет. Поэтому мы выстраиваем единую систему. Приведу пример. В сентябре этого года в Казани проходил казанский международный фестиваль мусульманского кино, в котором наши преподаватели, выпускники и студенты принимали участие: наш выпускник Ильшат Рахимбай показал свою постановку, и эксперты отметили именно казанскую киношколу. Исполнительный директор фестиваля, руководитель «Татаркино» Айтуганова Миляуша Лябибовна, является профессором кафедры нашего института, кандидатом социологических наук. Во время кинофестиваля на базе института культуры состоялся региональный кинорынок, проходили мастер-классы известных режиссеров, кинокритиков. 

— Говорят о нехватке специалистов средней руки  гримеров кино, художников-постановщиков, художников по костюмам. У вас есть такие направления?

— У нас в вузе есть профили, где студенты должны узнать не только то, как правильно сыграть роль, но и как наложить правильно грим. Инжиниринговый центр на базе нашего вуза изготавливает необходимый для постановок инвентарь.

— Председатель союза кинематографистов Татарстана Ильдар Ягафаров говорил, что лучшие кадры забирает Москва. А что в сухом остатке для татарского кино остается?

— Я не могу сказать, что лучшие кадры забирает Москва. Да, наши студенты работают в столице России, и они там очень востребованы, но наши студенты и выпускники работают также на наших площадках. Возьмем Айдара Габдрахманова, Ильшата Рахимбая, Юлию Захарову, звукорежиссера Альберта Терещенко, который в чемпионате WorldSkills завоевал «золото». Когда наши выпускники востребованы в столице, это говорит о профессионализме работы наших педагогов.

— Стремиться куда-то вверх — естественный ход. Но, может быть, это говорит и о том, что здесь им не предлагается работа? Поэтому они вынуждены уезжать?

— Да, я повторюсь, что основная проблема в том, что нет системы. Думаю, мы в ближайшем будущем ответим на эти вопросы.

— Фестиваль провести — это одно, но ни в прошлом году, ни в этом победителями полнометражных фильмов не становились татарстанские работы. И, как мы видим, оттого что фестиваль мы провели, какой-то ощутимый результат сложно нащупать, потому что в прокат эти фильмы не выходят.

— У нас есть специалисты, мы видим профессионалов, уже наших выпускников, которых отмечают серьезные кинокритики. Наши фильмы ничуть не хуже картин Башкортостана и Якутии. Но давайте поговорим об идеологии, как мы их продюсируем, какой единой системой работаем, чего нам не хватает. Будем как раз это решать, систематизировать. А победа на фестивале, я думаю, не показатель, а показатель — то, что в профессиональном сообществе начали о нас говорить. Я с каждым участником пообщалась лично. Когда специалисты в области кино говорят, что именно у республики видна школа, рост и коммуникация, что мы становимся центром, это дорогого стоит.

В этом году в рамках гранта президента РФ ректоры ВГИКа, ГИТИСа, Школы МХАТа, Института имени Щукина к нам приезжали с дипломными спектаклями, наши студенты тоже принимали участие в этом мероприятии. И мы услышали высокую оценку результатов нашей работы.

— А за что высокая оценка-то? У нас же нет татарского кино, которое вышло бы на широкий экран.

— Я же говорю, что в последний год начала выстраиваться эта работа. Нам не хватает ее системной концентрации.

— Ягафаров говорил, что в Татарстане не хватает современного оборудования, чтобы люди начинали работать, той же студии у нас нет.

— Я не могу сказать, что сейчас у нас нет оборудования. Потому что в рамках национального проекта «Культура» и при поддержке нашего президента кино ежегодно поддерживается министерством культуры РТ. К примеру, наш преподаватель, режиссер фильма «Водяная», как с ребенком возился и все-таки довел до ума. Он один. А если мы всей командой возьмемся и не будем говорить, что у нас ничего нет, когда у нас есть все для реализации своих проектов? Мы же снимаем, работаем в этом направлении. У нас есть проект «Кино за 7 дней», где работы наших выпускников и студентов оценивают зарубежные эксперты. Это говорит о том, что у нас есть школа. А результат работы — наши фильмы.

«Сейчас такая тенденция идет. Республика поддерживает свои таланты, в том числе в сфере кино» «Сейчас такая тенденция идет. Республика поддерживает свои таланты, в том числе в сфере кино» Фото: ru.freepik.com

«Фильмов и финансирования на сегодняшний день достаточно»

— А где эти фильмы, в каком кинотеатре их можно посмотреть?

— Кино в республике есть: «Тукай в Уральске», «Тарлан». Другое дело — его продвижение. Если мы будем эти фильмы показывать, люди станут смотреть. Так же, как и на концерт люди ходят, слушают народную музыку, и дети ходят, и молодежь, которая слушает попсу. Кино у нас есть. Просто раньше были акценты расставлены немного другие. Мы были переориентированы на Запад, а сейчас ситуация изменилась и все в наших руках!

— То есть недалеки те дни, когда наши фильмы придут в кинотеатры?

— Конечно. Фильмов и финансирования на сегодняшний день достаточно в нашей республике. Нам нужно научиться участвовать в грантовой деятельности.

— В прошлом году Барыкин говорил, что еще чуть-чуть, 3–4 года, — и татарское кино будет позади всех. Что нужно сделать для того, чтобы не оказаться в самом конце?

— Я думаю, Алексей Александрович тоже держал руку на пульсе, потому что мы эту проблему в республике увидели. Но не у каждого региона есть такие возможности, как в Татарстане, — школа, вуз, грамотные специалисты, где выпускники делают самостоятельные шаги, их ждут на серьезных площадках, в Москве. Нам они передают свои новые подходы. Алексей Александрович очень много делает для республики и переживает за это дело…

— Барыкин также жаловался, что сейчас происходит госмонополизация киноиндустрии. Он приводил в пример 2017–2019 годы, когда было выпущено больше фильмов, и там встречались разные компании, не только «Татаркино». А в 2020–2021 годах выпущенные картины — только «Татаркино». Это потому, что им деньги дают, а остальным — нет?

— У нас же не только одно «Татаркино», но и союз кинематографистов республики есть, так ведь?

— Но они же фильмы не снимают.

— Нет, но идеологию-то они несут. А «Татаркино» — это прокатчики.

— Ну вот в 2020–2021 годах только «Татаркино» выпускало фильмы.

— Потому что картины Миляуша Айтуганова продюсировала. Она в разных грантах участвует, с нашими выпускниками активно сотрудничает. Например, совместный грант Казахстана и Татарстана. Кто мешает в этих грантах участвовать другим? А Миляуша Лябибовна — активная, деятельная. Она ездит по регионам, городам, коммуницирует. Понимаете, проблема в том, что некоторые люди только жалуются, что здесь ничего нет. В системности работы, в координации деятельности, я согласна, проблема есть. Но то, что наше кино хуже, что мы не то делаем, — это неправда.

— Барыкин, кстати, в 2022-м или в конце прошлого года говорил, что татарское национальное кино — худшее среди национальных республик.

— У нас люди себя ведут очень скромно, сдержанно. Менталитет такой. И в сценариях «Татаркино», в манере игры это все прослеживается. Мы не будем выигрышны среди тех фильмов, где эмоции бурлят.

Когда мы говорим о фильме, нельзя обходиться только одним высказыванием Алексея Барыкина или еще кого-то. Здесь надо обсуждать именно системную работу. Фильм — это не только картинка, но и большая работа — от составления сценария, изучения истории, быта, кухни, традиции. Почему именно лента Ильшата Рахимбая вызвала такой восторг у общества?..

— Но при этом он собирал деньги для фильма на краудфандинговой платформе, потом не смог доснять, выпрашивал гранты…

— Мне кажется, это стереотип. У нас есть центр прототипирования цифрового контента, который базируется в IT-парке имени Башира Рамеева, и любой желающий, не только профессионал, если он хочет создать кино или какой-то ролик, может прийти и сделать тот или иной продукт. Сейчас время такое, когда тот, кто хочет, всегда все сделает. Государство создает все условия для этого.

— А сколько специалистов для киноиндустрии вы выпускаете?

— У нас выпускаются около 30 человек ежегодно. Это самый новый факультет в нашем вузе, он открылся в 2010 году.

— А кто вам эту потребность диктует?

— Мониторинг обеспечивают министерство образования, минкульт России, где мы по потребностям создаем профили, это системная работа. Это первое. Второе — исходя из круглых столов, проводимых по всей России, нам заявляют потребности руководители.

— То есть не только рамками Татарстана вы руководствуетесь, но и России в целом?

— Совершенно верно. Потребности высказывают также наши выпускники, у которых уже есть свои студии. Абитуриенты с высокими баллами ЕГЭ сами оплачивают обучение на внебюджетной основе.


«Коммерциализация продукта — это основная задача»

 «У института культуры сформулирована стратегия развития? На какой период? Каковы ее реперные точки?» (Маршида Усманова)

— Стратегия разработана до 2024 года. Когда меня назначили ректором, мы разработали стратегию. Основная миссия — показать нашу многофункциональность по всем направлениям: образование, международная деятельность, научная, воспитательная, цифровизация. У нас есть новый проект — «Капсула времени», который родился во время пандемии. Я подумала: «Дай-ка перечитаю свою концепцию. Что там мы не выполнили? Интересно…» Смотрю и думаю: «Оказывается, проект лег в нашу стратегию». Конечно, федеральные нормативные правовые документы тоже регламентируют нашу деятельность.

Коммерциализация продукта — основная задача, которая показывает населению, что культура — это не только песни и танцы, но и креативная индустрия, и технологии, и цифровизация, и передача традиций из поколения в поколение. Чтобы передать тот или иной опыт, чтобы у нас не было крена только на зарубежное искусство, мы должны вместе выполнять эту миссию, и наш институт обязан работать над идеологией, которая определена в нормативных правовых документах.

— «Чего не хватает вашему вузу для дальнейшего развития (Андрей)

— В связи с тем что наш вуз развивается, мы нуждаемся и в расширении зданий, и материально-техническая база нам необходима. Единственное — у нас абитуриентов достаточно, а остальное для развития нам необходимо.

— «Какие доктора наук у вас преподают, какие предметы? Как считаете, остепененных преподавателей в институте достаточно для подготовки квалифицированных кадров?» (Николай Степанов)

— К должностям преподавателей есть свои требования: это и количество выпускников, и число обучающихся со званиями лауреата, это и научные публикации, и творческие монографии. По таким требованиям они в течение пяти лет должны держать данные направления в лидирующих позициях, и только после этого мы отправляем полный пакет документов в высшую аттестационную комиссию, где присваивают звание. По степеням в настоящее время у нас достаточное количество докторов, кандидатов наук. Мы ставим высокую планку, чтобы преподаватели по творческим специальностям были остепененными.

У нас работает три диссертационных совета. Сейчас идет их перерегистрация, потому что появились новые специальности.

— «Какие научные темы разрабатывает ваш профессорско-преподавательский состав? В творческом институте вообще есть научные школы, как это обычно бывает в других вузах? Или наука — это не ваш конек?» (Дамир)

— У нас работает пять научных школ, и наукой занимаются не только преподаватели, но и студенты. Аспиранты ведут исследования под заказ работодателей, то есть мы исследуем непосредственно то, что необходимо на практике.

— «Какое у вас ученое звание? Где и по какой теме вы защищались? Кто ваш научный руководитель?» (Хайруллин)

— Я доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РТ. Защищалась в Российской академии образования, научными консультантами докторской у меня были Искандар Шамилевич Мухаметзянов и академик Гузель Валеевна Мухаметзянова. Тема моей докторской работы — «Формирование безопасности жизнедеятельности на дорогах как компетенции будущего педагога».

— Неожиданно…

— А тема кандидатской работы — «Этнокультурные традиции как ресурсы оптимизации педагогических функций современной семьи». Сейчас, анализируя свою научную школу, я понимаю, что консультирование доктора медицинских наук Искандара Шамилевича я применяю в своей деятельности. У нас по инновационным проектам студенты участвуют в хакатонах. Один из проектов — арт-терапия на стыке медицины, культуры и образования. Мы помогаем людям в трудных ситуациях, выявляем их болевые точки.

— «Как лечить бескультурье? Это очень острый вопрос сегодня». (Радик Равилевич)

— Говоря о бескультурье, нужно понимать, что каждый человек со своим темпераментом. Когда мы общаемся, передаем ту или иную информацию, мы должны сами психологически быть развитыми. Должны понимать, что, если у человека нет настроения, мы должны чувствовать это и понимать, что на рожон лезть не надо. Люди в принципе должны заниматься образованием, для этого есть на YouTube-каналах профессиональные лекции с точки зрения медицины, психологии и образования. Их можно смотреть и работать постоянно над собой. Наша психоэмоциональная составляющая как раз и влияет на бескультурье.

«У нас много очень профессиональных мероприятий, они воспитывают определенный менталитет, культурный код, мы отличаемся от других регионов» «У нас очень много профессиональных мероприятий, они воспитывают определенный менталитет, культурный код, мы отличаемся от других регионов» Фото: Сергей Елагин

«БИЗНЕС Online» держит нас всех в тонусе»

— «Ваше имя в последние два года регулярно фигурирует в слухах о том, кто может стать министром культуры Татарстана. Делались ли вам такие предложения?» (Айрат)

— Я в настоящее время ректор федерального учреждения, Казанского государственного института культуры. У меня есть своя команда, замечательный коллектив. Имеются задачи, поставленные министерством культуры РФ, я должна их исполнять. Поэтому я к таким слухам отношусь скептически.

Что касается видения развития культуры, задачи отражены в национальном проекте «Культура» на федеральном уровне — концепция креативной индустрии, на республиканском уровне — стратегия развития в области культуры, концепция, которую разработала рабочая группа по культуре, просвещению и воспитанию. Поэтому все задачи поставлены. Есть очень много направлений деятельности, по которым в республике немало сделано, и это, я думаю, необходимо систематизировать. Ведь мы являемся пилотным регионом не просто так, нас постоянно все приводят в пример. Думаю, нам надо просто дружно объединиться: это и средства массовой информации, и вся наша команда, и идеология, где мы будем показывать достойные результаты и двигаться дальше.

— Может быть, вы видите какие-то пробелы в культуре, которые хотели бы каким-то образом проработать, чтобы произошел подъем на новый уровень, если бы вы были министром культуры?

— Мы не просто так ввели в институте коммерциализацию, продвижение. Мы сейчас на это обращаем большое внимание. Проанализировали все музеи зарубежных стран и Российской Федерации. Поэтому наш президент сам возглавил совет по культуре. У нас очень много профессиональных мероприятий, они воспитывают определенный менталитет, культурный код, мы отличаемся от других регионов. Когда к нам приезжают, мы слышим много положительных высказываний и эмоций от людей из всех сфер деятельности. Поэтому, думаю, неправильно, если мы остановимся и не будем дальше развиваться. И мы не сидим на месте. На последнем заседании рабочей группы с министерством культуры и министерством финансов обсуждали повышение квалификации, переподготовку кадров в области народно-художественных промыслов, театрального искусства. У нас в республике командная работа, и все пробелы мы в любом случае видим.

— «Как вы относитесь к идее создания нового музыкального театра в Казани? Может, его стоит сделать на базе вашего вуза?» (Нигматуллин)

— Мне кажется, даже не создавая музыкальный театр, на базе нашего вуза можно сделать все. Думаю, со временем мы придем к этому. Наши студенты при сдаче экзамена ставят музыкальные отрывки. У нас есть небольшие постановки. Декан факультета театра, кино и телевидения — композитор Эльмира Галимова. Мы поставили ее на эту должность, поскольку театр и кино — это как раз новая современная сфера, и Галимова координирует соответствующую деятельность. Конечно, у нас есть хор, народный и джазовый оркестры. Имеются все условия для создания музыкального театра.

— Вы читаете «БИЗНЕС Online»? Какие у вас есть предложения в плане отражения культурной сферы?

— Я вообще очень люблю «БИЗНЕС Online». В течение дня несколько раз захожу, читаю. Именно через ваше издание узнала о том, что в этом году обсуждалась тематика театра и кино, вопросы образования, а наш вуз не пригласили. Мне нравятся ваши подходы, импонирует то, как вы пишете. Вы профессиональная команда. Мне кажется, «БИЗНЕС Online» держит нас всех в тонусе.

— Готовят ли у вас критиков в области культуры — музыкальных, театральных?

— Да. Первый выпуск у нас был в этом году.

— Где сейчас работают?

— Одна девочка осталась в Казани — работает у нас в вузе. Пять человек разъехались по разным субъектам Приволжского федерального округа.

 Роза Шайхайдаровна, спасибо за обстоятельный разговор. Успехов вам!

Ахмадиева Роза Шайхайдаровна родилась 13 августа 1979 года в городе Октябрьском Башкирской АССР. Окончила Казанский государственный университет культуры и искусств по специальности «руководитель хорового коллектива, преподаватель, методист народного художественного творчества» (2003). Заслуженный деятель науки РТ (2016).

2003–2004 — преподаватель кафедры татарской музыки Казанского государственного университета культуры и искусств.

2004–2008 — заместитель декана факультета социально-культурной деятельности Казанского государственного университета культуры и искусств.

2008–2015 — директор государственного бюджетного учреждения «Научный центр безопасности жизнедеятельности».

2015–2019 — первый проректор по учебной работе Казанского государственного университета культуры и искусств.

2018–2020 — и. о. ректора Казанского государственного института культуры и искусств.

С февраля 2020 года — ректор Казанского государственного института культуры и искусств.