«Всемирно известная компания Enka решила, что имеет право нажиться на небольших компаниях и не платить им денег», — делится мнением гендиректор ООО «Центр» Айдар Хуснутдинов. Его фирма за $5 млн оснастила «дворец» ТАИФа на площади Свободы в Казани системами мультимедиа и до сих пор не получила остаток в $1,7 миллиона. Всего же деньги от турецкого подрядчика стройки Enka ждут 7 фирм. Турки же указывают, что это ТАИФ не до конца расплатился с ними. О том, почему сдачу бизнес-центра задержали на три года и при чем здесь СИБУР, которому вовсе не нужен роскошный офис в центре Казани, — в материале «БИЗНЕС Online».
Новый судебный скандал разворачивается вокруг бизнес-центра ТАИФа рядом с площадью Свободы
Бизнес-центр раздора: «субчики» судятся с турецким подрядчиком
Новый судебный скандал разворачивается вокруг бизнес-центра ТАИФа рядом с площадью Свободы. Как стало известно «БИЗНЕС Online», подрядчик строительства — турецкая Enka — не полностью расплатился с поставщиками по проекту. Речь о 7 компаниях, предварительная сумма зависших выплат перед которыми — 250 млн рублей. Это казанские и московские фирмы, которые отвечали за отделку интерьеров, поставку мебели и оборудования, информационных систем для бизнес-центра премиум-класса.
Три из них подали иски в Арбитражный суд Москвы. Московское ООО «ЦС ИМПЭКС» требует 38 млн рублей, сумма долга перед казанским ООО «Центр» составила $1,7 млн (103,4 млн рублей). Еще одна фирма из столицы Татарстана, ООО «Наяда-РТ», судится за 10 млн рублей. По информации нашего издания, в число пострадавших вошло ООО «Комис» (проводили работы по комплексу IT и слаботочной инфраструктуры здания), казанские ООО «СОЮЗ-М» и ТД «Смания» (поставка мебели) и московское ООО «София декор» (отделка интерьера, мебель и декор).
Далеко не все поставщики согласились публично рассказать о проблемах с получением выплат. По словам владельца и гендиректора ООО «Центр» Айдара Хуснутдинова, сумма его контракта с Enka составила $5 миллионов. «Технологически проект был интересным и важным для нашей компании, только все омрачает текущая ситуация с недобропорядочностью всемирной известной компании Enka, которая решила, что имеет право нажиться на небольших компаниях и не платить им денег», — делится предприниматель своим оценочным суждением.
Контракт «Центра» с Enka заключался летом 2019-го сроком на один год, но стройка затянулась и реальное завершение основных работ пришлось на август 2021 года
Контракт «Центра» с Enka заключался летом 2019-го сроком на один год, но стройка затянулась и реальное завершение основных работ пришлось на август 2021 года. В ноябре были устранены все мелкие замечания. К тому времени казанская фирма получила около 60% от суммы договора, полного погашения долга ждали максимум до февраля 2022-го. Enka обещала все оплатить, но ссылалась на задержки со стороны ТАИФа.
С марта «Центр» неоднократно обращался к Enka с просьбой либо подписать акты устранения замечаний, либо выдать мотивированный отказ с указанием перечня проблем. Письма были проигнорированы, как и досудебные претензии. Без ответа оставались и призывы выйти на прямые переговоры.
Для исполнения обязательств по договору компании Хуснутдинова пришлось брать займы и договариваться о платной отсрочке с поставщиками, т. к. основная стоимость — поставка дорогостоящего оборудования. Офис строился по высшему классу, напомнил глава фирмы. «На данный момент обязательства перед нашими кредиторами лежат на нас тяжким грузом. Мы продолжаем быть должниками по отношению к организациям и физлицам, у которых мы занимали деньги на этот контракт», — пожаловался бизнесмен.
Вдобавок контракт с «Центром» был заключен в валюте, сумма долга перед поставщиком тоже зафиксирована в валюте. «Из-за резкого изменения курса у нас образовалась большая отрицательная курсовая разница», — добавил Хуснутдинов. Т. е. даже при благоприятном исходе поставщики Enka получат меньшую сумму, чем ожидалось.
Не лучше положение у московского «ЦС Импэкс» (ГК Digis). Их контракт с Enka был на $3 миллиона. В мае этого года подрядчик принял работы фирмы без замечаний. Но все равно компания недополучила более $600 тысяч. «На протяжении полугода Enka всячески уклонялась от подписания закрывающих документов о приемке выполненных нами работ и откладывала дату их оплаты со ссылкой на то, что заказчик строительства бизнес-центра АО „ТАИФ“ (ныне АО „СИБУР-РТ“) не исполнил перед ними обязательство по выплате денежных средств», — говорится в ответе «ЦС Импэкс» на наш запрос.
Оказалось, что по проекту бизнес-центра ТАИФа Enka сотрудничала с более чем 1 тыс. поставщиков и субподрядчиков. Все они получили плату в полном объеме, за исключением 7 фирм, названных нами выше
Турки обвиняют любимчиков ТАИФа в многократно завышенной цене контрактов
К чести Enka, компания не стала закрываться от СМИ и дала «БИЗНЕС Online» подробный комментарий. Позицию изложили юристы московского представительства международной компании. По их словам, по проекту бизнес-центра ТАИФа Enka сотрудничала с более чем 1 тыс. поставщиков и субподрядчиков (по сведениям источников «БИЗНЕС Online», строительство бизнес-центра могло обойтись ТАИФу в 13 млрд рублей). Все они получили плату в полном объеме, за исключением 7 фирм, названных нами выше. Сумма долга перед ними варьируется от 5 до 31% от цены их договоров субподряда. Общую сумму долга в Enka не назвали.
Enka основана в 1957 году, это компания международного масштаба, предоставляющая услуги в сфере инженерно-технического проектирования и строительства. Головной офис расположен в Стамбуле. Компания специализируется на возведении промышленных объектов, гидротехнических сооружений, энергетических объектов, коммерческих и жилых зданий. Генеральный директор и председатель исполнительного комитета — Мехмет Тара. В России фирма работает с 1988 года, тогда она начала реставрацию Петровского пассажа в Москве. Как пишут «Ведомости», в РФ компания реализовала более 250 проектов. В числе наиболее известных: башни «Москва-Сити» — «Евразия», «Империя» и «Риверсайд», аэропорт Шереметьево (терминал D), БЦ «Метрополис», ТЦ «Каширская Плаза». Сейчас турки возводят в столице штаб-квартиру «Яндекса» и медицинский комплекс «Газпрома».
В Татарстан Enka пришла с подачи немецкой компании Siemens, которая искала субподрядчика для строительства парогазовой установки ПГУ-495 для «Нижнекамскнефтехима». Турок порекомендовал европейский офис Siemens, до этого работавший с ними на нескольких объектах. Компании Enka и Siemens заключили соглашение о консорциуме по проекту 12 января 2017 года. «Нареканий по ПГУ не было, они очень профессионально себя вели. Но с ними трудно договориться. Они никогда не идут на компромисс с точки зрения финансов, жестко отстаивают свои интересы», — описывает наш источник, знакомый с ситуацией.
Вскоре Enka также получила от ТАИФа подряды на строительство ПГУ на «Казаньоргсинтезе» и возведение бизнес-центра на Пушкина. На том же совещании в 2019 году господин Тара заявлял, что им интересны все проекты ТАИФа. Планы были грандиозные: Шигабутдинов хотел строить некий медиацентр на 50 тыс. «квадратов» рядом со штаб-квартирой на Пушкина и культурно-оздоровительный центр в Лаишевском районе. СИБУР, кстати, до сих пор не может избавиться от доставшегося «по наследству» огромного участка, где должен был появиться VIP-санаторий ТАИФа.
Похоже, что этим совместным проектам уже не сбыться. Сейчас Enka только надеется разрешить спор с поставщиками по бизнес-центру.
По данным представителей Enka, все 7 компаний были выбраны ТАИФом. После проведения тендерных процедур заказчиком Enka лишь получила указание заключить с ними контракты, а в дальнейшем проверять используемые материалы, принимать работы и перечислять деньги. ТАИФ по своим причинам отказался от прямых договоров с ними, но эта практика для компании привычна. «Сумма контрактов с ними (субподрядчиками — прим. ред.) была необоснованно и чрезвычайно завышена по сравнению с рыночным уровнем (в некоторых случаях в несколько раз). Полагаем, что все эти 7 компаний получили значительную прибыль», — подчеркнули в Enka.
Мехмет Тара, председатель совета директоров Enka
Есть две причины, по которым Enka не осуществила финальные выплаты поставщикам. Основная — подрядчик действительно ждет компенсацию от ТАИФа (об этом ниже). Вторая — субподрядчики не полностью выполнили работы на объекте. Оставались незавершенные работы и дефекты, некоторые неисполненные договорные обязательства. Или отсутствуют гарантии, из-за чего финальные платежи были удержаны по условиям договоров субподряда.
«Гарантийный период еще не закончился, остаются незначительные работы, которые не завершены. Некоторые компании еще должны были провести шеф-монтаж и тестирование оборудования. Что-то им пришлось вновь устанавливать, опять заказывать оборудование и мебель у производителей, много времени занимает привезти его из-за рубежа и установить. Когда будут все работы завершены и подписаны соответствующие документы, выплаты осуществят. Плюс некоторые компании еще не предоставили банковские гарантии. Как только мы получим от ТАИФа деньги и подтверждение того, что работы выполнены, поставщики получат свои выплаты, договоры будут закрыты», — уверяют в турецкой компании.
Не имея гарантий от этих компаний, Enka должна будет сама обеспечить устранение замечаний со стороны ТАИФа, если они возникнут в будущем. Поэтому подрядчику так важно получить подтверждение от заказчика о том, что у него отсутствуют претензии.
«На протяжении более чем 30-летней истории работы в России компания Enka всегда исполняла свои обязательства по оплате субподрядчикам и поставщикам. Полагаем, что в итоге данный вопрос также будет урегулирован. Просто проект с ТАИФом имеет свои сложности. [Поставщики] получат оплату незамедлительно после разрешения коммерческого спора между нашей компанией и ТАИФом», — заверили в турецкой фирме.
В апреле 2019 года десант из первых лиц турецкой фирмы высадился в Казани, отставание от графика обсуждали даже на встрече с президентом РТ Рустамом Миннихановым
«Пришлось переделывать целый этаж из-за того, что поменяли высоту потолка»
Какую компенсацию турки ждут от ТАИФа? Напомним, договор с Enka был подписан 10 апреля 2017 года, в июне 2019-го объект должен был быть сдан, но к этому времени даже не была готова проектная документация. В апреле 2019 года десант из первых лиц турецкой фирмы высадился в Казани, отставание от графика обсуждали даже на встрече с президентом РТ Рустамом Миннихановым.
Как сообщала корпоративная газета ТАИФа (сейчас «Реальное время» на 20% принадлежит ТАИФу), Альберт Шигабутдинов тогда заявлял, что в вопросах строительства бизнес-центра готов в любой момент подключиться к решению возникающих вопросов. Решительно настаивал на четком соблюдении принятых графиков строительства и оснащения здания. «На встрече с президентом мы пообещали сдать без задержек, и я все сделаю, чтобы не допустить откладывания сроков. Мы с вами должны это исключить. Все должно быть благородно, красиво», — цитировало корпоративное издание Шигабутдинова-старшего.
«Меняли поставщиков и производителей оборудования. Следовательно, становилась другой логистика и возникали задержки. Пришлось переделывать целый этаж из-за того, что поменяли высоту потолка!» (внутри БЦ)
Но объект сдали только в августе 2021 года, отставание составило 26 месяцев. Как говорят в Enka, все задержки связаны с тем, что менеджмент ТАИФа вовремя не исполнял свои обязательства. Дело в том, что проектированием занималась не турецкая компания, а ТАИФ и ГУП «Татинвестгражданпроект». «Во время строительства они (ТАИФ — прим. ред.) постоянно вносили правки в проектную и рабочую документацию. Они полностью поменяли проектные решения по инженерным сетям и слаботочным системам, по отделке. Изменения вносились даже в конструктив здания, — возмутились в юридической службе Enka. — Меняли поставщиков и производителей оборудования. Следовательно, становилась другой логистика и возникали задержки. Пришлось переделывать целый этаж из-за того, что поменяли высоту потолка».
Компания не несет ответственность за причину нарушения сроков проектирования, тем не менее она понесла «финансовые потери и значительные убытки» от всех переделок ТАИФа, сетуют турки. Акционеры холдинга в ходе строительства многократно обещали возместить подрядчику эти потери после успешной сдачи бизнес-центра. Но на сегодняшний день Enka ни одного платежа от заказчика не увидела.
«БИЗНЕС Online» отправил запрос в ТИГП, но на момент выхода публикации ответа не получил. Источники нашего издания указывают на то, что Enka не стоит пенять на плохой проект. «Это же крупные ребята. Они должны были изучить документацию, проект, выдавать свои технические требования», — считает собеседник.
Владение зданием и сверхдоходы от аренды — ТАИФу, а головная боль от бодания с турками — СИБУРу?
ТАИФу — сверхдоходы от аренды здания, СИБУРу — разборки с турками
В 2017 году Enka подписывала контракт с АО «ТАИФ». В прошлом октябре 100% в этой компании перешло к холдингу «СИБУР». С кого же турки теперь выбивают свою компенсацию? С новых или прежних владельцев? В самой международной компании лишь лаконично ответили, что изменения в корпоративной структуре заказчика не имеют к ним отношения.
В пресс-службах ТАИФа и СИБУРа не ответили на запрос «БИЗНЕС Online». По словам поставщиков, именно от СИБУР-РТ они получили ответные письма о том, что претензий и замечаний к выполненным работам у них нет и заказчик полностью рассчитался по контракту с Enka. В судебном деле с ООО «Центр» СИБУР-РТ выступает третьим лицом. Позиция ТАИФа косвенно прослеживается в статье «Реального времени», вышедшей накануне, в которой сам ТАИФ упоминается всего один раз, во фразе «бизнес-центр ТАИФа». В материале утверждается, что заказчик — СИБУР-РТ — полностью рассчитался с турецкой компанией в соответствии с условиями договора подряда. Из этого можно предположить, что ТАИФ не намерен выплачивать якобы обещанные компенсации и в целом переводит все вопросы к СИБУРу.
Если ТАИФ действительно дистанцируется от этой истории, то можно только в очередной раз удивиться их «предприимчивости». Незадолго до сделки с СИБУРом Шигабутдиновы провернули еще один фокус, оформив право собственности на бизнес-центр на свою новую компанию УК «ТАИФ» (ныне АО «ТАИФ»). Одновременно договор аренды здания сроком на 15 лет «повесили» на СИБУР. Холдинг за год уже заплатил за ненужные ему хоромы (площадь БЦ, напомним, — около 50 тыс. кв. м) больше полумиллиарда рублей. А в случае отказа от договора в одностороннем порядке СИБУР должен будет выплатить штраф в размере 1,7 млрд рублей. Теперь ТАИФ, получается, не только имеет сверхдоходы от аренды здания, но и избавился от головной боли в виде бодания с турками, скинув ее на СИБУР.
Юристы разделяют это мнение. «В связи с тем что АО „ТАИФ“ присоединилось к СИБУР-РТ, все обязательства компании АО „ТАИФ“ перешли к СИБУР-РТ и требования необходимо предъявлять к СИБУР-РТ», — считает руководитель гражданской практики ООО ЮА «ЮНЭКС» Ринат Чипчиков.
В этом свете становится понятно, почему гендиректором СИБУР-РТ поставили главного юриста холдинга Алексея Никифорова. Как иначе, когда партнеры расставили столько ловушек?
И, наконец, вишенка на торте: спор Enka хоть с ТАИФом, хоть с СИБУРом, согласно договору подряда, должен рассматривать не российский, а Стокгольмский арбитраж. Останется ли он беспристрастен в новой геополитической реальности и во сколько обойдутся сторонам услуги международных адвокатов?
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 84
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.