«Он поднялся по лестнице и начал кричать мне, чтобы я убегала. Я не поняла сначала, что происходит. Была в шоке. Он зарядил ружье, направил на меня и выстрелил», — вспоминала Алина Садыкова, которая 11 мая была первой ученицей гимназии №175, в которую целился «казанский стрелок». Ильназ Галявиев молча продолжает слушать рассказы потерпевших о дне трагедии. Некоторые родители отказываются приводить детей в суд, чтобы не ворошить воспоминания, но их рассказы все равно оглашают — о том, как было страшно, но дети пытались сохранять мужество, как Галявиев стучался в двери, а взволнованная директор кричала в громкоговоритель и сколько патронов «стрелок» еще не использовал. Подробности — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Очередное заседание суда Ильназ Галявиев провел в полусогнутом состоянии — сидя в «аквариуме», согнув локти и упершись ими в живот
Галявиев слушал показания в капюшоне и возражений не имел
Очередное заседание суда Ильназ Галявиев провел в полусогнутом состоянии — сидя в «аквариуме», согнув локти и упершись ими в живот. На голову накинул капюшон от куртки и ни разу не посмотрел в сторону зала, где сидели потерпевшие. Лишь отвечая на вопросы судьи, вставал, глядя в никуда, наклонял голову ближе к отверстию в «аквариуме» и говорил односложное «нет возражений», «не имеется [вопросов]».
Алина Садыкова в день трагедии, 11 мая 2021 года, стала первой ученицей, пострадавшей от рук Галявиева. Утром она пришла к крыльцу школы, где младший брат ее подруги должен был передать ей электронную книгу. Она написала ему в мессенджере и ждала ответа. В этот момент, около 9:15–9:20, она увидела, что на территорию школы заходит вооруженный человек во всем черном. «Он поднялся по лестнице и начал кричать мне, чтобы я убегала», — вспоминала Алина дрожащим голосом. Девушка среагировала не сразу. «Я не поняла сначала, что происходит. Была в шоке. Он зарядил ружье, направил на меня и выстрелил. Только потом я поняла, что происходит», — рассказала она. В этот момент расстояние между ними, по оценкам Алины, было около 3–5 метров. После выстрела Алина побежала подальше от школы — домой, просить помощи. И по дороге ощупывала себя — обнаружила, что ранена в шею. Она даже не заметила, что Галявиев стрелял ей вслед — об этом она узнала уже позже, когда увидела себя на видеозаписях в интернете.
Галявиева она узнала — оказывается, они вместе учились в 175-й гимназии, только в разных классах: он был на год старше. Неприязненных отношений между ними не было, точнее, вообще никаких. «Неприметный. Тихий. Не знаю случаев, чтобы над ним издевались в гимназии», — позже огласил показания потерпевшей руководитель группы гособвинителей, прокурор Татарстана Илдус Нафиков.
Когда Алина убежала за территорию школы, она слышала выстрелы, видела, как выбило окна в здании учебного заведения. Когда она очутилась дома, сказала маме, что в нее стреляли, и попросила вызвать скорую, но от ступора даже не подумала позвонить в полицию. Девушку увезли в РКБ, оттуда — в Москву.
«Сначала реакция была такая, что «все нормально будет». Спешки не было», — вспоминал родитель. Но новости были неутешительные
«Венера Султановна вышла из кабинета, но обратно уже не вернулась»
На заседании допросили Амира Гайнутдинова, который в этой трагедии потерял сына — ученика 8-го «А» класса. Изначально, по словам Гайнутдинова, когда ему позвонила жена и сказала, что в школе «произошло что-то страшное», он не поверил. «Сначала реакция была такая, что „все нормально будет“. Спешки не было», — вспоминал родитель. Но новости были неутешительные. Его сын погиб в кабинете на третьем этаже — опознали ребенка по кроссовкам на фотографии. Причиной смерти стали огнестрельные ранения. «Судя по фото, целенаправленно было три выстрела», — сказал Гайнутдинов.
Гульнара Заляева в тот день потеряла маму, которая работала учительницей начальных классов. В момент нападения у Венеры Айзатовой не было урока — ее 2-й «Д» класс занимался английским языком, который вела ее коллега. Сама Айзатова находилась в этом же кабинете, на первом этаже, сидела за задней партой. Как потом ей рассказали родители, в какой-то момент все вдруг услышали выстрелы — и Венера Султангиреевна, чтобы успокоить детей, пошла в коридор посмотреть, что происходит. «Я уже потом видела момент выстрела, который до сих пор перед глазами… — женщина не смогла сдержать слез, стоя за трибуной. — От одного выстрела она сразу упала и умерла».
«Венера Султановна вышла из кабинета, но обратно уже не вернулась», — вспоминал этот момент ученик 2-го «Д» класса Сабиров Адель (имя и фамилия здесь и далее изменены по требованию законодательства — прим. ред.). Сам он в суд не пришел — его родители подали заявление, в котором просили рассмотреть уголовное дело без их личного участия и огласить показания сына, которые он давал следователям. Забегая вперед, так поступит не одна семья — родители отмечают, что не хотели бы, чтобы их дети вспоминали этот страшный день. Некоторых детей допрашивали не один раз, а иногда и с участием психолога.
По словам Аделя, сначала они услышали такой звук, «будто что-то упало». После того как их классная руководительница вышла в коридор, учительница английского тоже хотела проверить, что там происходит, но быстро забежала обратно и закрыла дверь в классе. «Учительница побежала в противоположный угол класса, ближе к окнам, сказала бежать за ней, сесть на пол, спрятать голову в колени», — рассказал ученик. «Потом произошел взрыв… Около входной двери я увидел — все [было] красным, — вспоминал Адель. — Все было плохо видно из-за взрыва, а когда я открыл глаза, увидел, что на меня и других ребят упал шкаф. Но больно мне не было».
Учительница еще до взрыва успела открыть окна — ребята по одному прыгали из них. Пока Адель бежал к забору, видел на своем пути мальчика в крови и взрослую девочку, которая спрыгнула с третьего этажа «и что-то себе повредила».
Учительница еще до взрыва успела открыть окна — ребята по одному прыгали из них
Как учитель физкультуры спасал школьников, а Галявиев стучался к детям
Ученицу, которая спрыгнула с третьего этажа, спас учитель физкультуры Данил Лекомцев. В тот день у него был день рождения — ему исполнялось 26 лет. Пришел он ко второму уроку — занятия с третьим классом проводили на улице, сдавали нормативы по бегу. В какой-то момент учитель услышал выстрелы и взрыв. «Я начал отгонять [детей] в сторону хоккейной коробки, чтобы они покинули территорию школы», — рассказывал педагог. Пока они бежали, Лекомцев успел заметить, что четверо детей ранены — один ребенок держался за живот, где у него была кровь, другой — за плечо. При этом дети, несмотря на ранения, бежали организованно. Сам учитель на тот момент еще не знал, что Галявиев стрелял по ним из окна — думал, что попали осколки от взрыва.
У хоккейной коробки он передал детей другому учителю физкультуры — Руслану Смелову, который тоже был с учениками, эвакуировавшимися с футбольного поля. А сам в этот момент развернулся и побежал в сторону школы, потому что увидел, что на первом этаже из кабинетов выходят дети. «Начал помогать доставать [учеников] первого класса из окон», — продолжал Лекомцев.
Будучи у здания, он услышал голос. «Направился к голосу, увидел девочку, сидящую на траве, и открытое окно на третьем этаже. Я понял, что она спрыгнула с третьего этажа. Я ее осмотрел, взял на руки и тоже унес к хоккейной коробке», — рассказывал учитель. По его словам, девочка пыталась ползти, но не могла — на взгляд он определил, что у нее могла быть сломана нога.
После этого он увидел, что к школе съезжаются машины спецслужб. Прибежали медики с носилками, вместе с которыми он пошел внутрь школы. Поднялся с ними на третий этаж, к тому самому кабинету, где Галявиев расстрелял детей. «Я увидел трупы детей… Лужи крови. И одного мальчика, которого начали грузить на носилки», — вспоминал Лекомцев. После этого он вышел из школы вместе с ребятами из соседнего кабинета, которых начали выводить на улицу. Учитель и после трагедии остался работать в 175-й гимназии.
Показания детей, которые в тот день находились на разных этажах — с первого до третьего — и чудом не пострадали, оглашали поочередно гособвинители Наиль Уразбаев и Яна Подольская. Это 6-классники, которые были в кабинете 3-05, к ним стучался Галявиев, и второклассники, рядом с кабинетом которых произошел взрыв. Все они отказались приходить на заседание и заявили, что не получили никаких травм, кроме психологических.
В кабинете 3-05 в тот день вторым уроком была математика. Исаева Екатерина (имя изменено по требованию законодательства — прим. ред.) рассказала, что примерно в 9:20 они услышали грохот, но сначала значения не придали — думали, мусоровоз на улице. Но потом услышала выстрелы — по словам Кати, она раньше слышала их только в фильмах, но сразу поняла, что это именно стрельба. Но и в этот момент девушка не испугалась: «Не придала значения, думала, что, возможно, кто-то балуется». Напуганный голос директора по громкоговорителю через минуту заставил их поверить в то, что это реальность. «Директор сказала, чтобы мы срочно закрыли кабинеты и никуда не выходили», — рассказала Катя. Учительница математики Миляуша Габдуллазяновна закрыла дверь и сказала детям, чтобы они звонили родителям. При этом ученики оставались сидеть за партами. Но Катя звонить не стала, чтобы «не беспокоить».
Что было дальше, Катя, которую следователи допрашивали через четыре дня после трагедии, помнила очень хорошо. «Примерно через 8 минут я услышала очень сильный грохот, похожий на взрыв, так, что задрожали стены. Спустя пять минут из щели начал просачиваться дым, в связи с чем мы стали дышать в одежду, так как не знали, что это за дым, — вспоминала Катя. — Затем услышала что-то похожее на выстрелы, не менее пяти. Выстрелы были как будто где-то вдали, потом все затихло. Но через 2–3 минуты выстрелы повторились, их было не менее 7. Потом снова все затихло. Звуки выстрелов были одиночными, с интервалами в пару секунд. В это время в кабинете все старались сидеть и не издавать звуки».
«Через несколько минут в дверь кто-то постучался, и голос сказал: „Дети, выходите!“ Голос был взрослого человека, но не мужчины, он не был мне знаком, — вспоминала Катя этот страшный момент. — Он дергал за ручку, но открыть не смог, поскольку дверь была закрыта. Наша учительница подошла к двери и спросила, кто это. На что человек ничего не ответил». Дети попросили преподавателя отойти от двери.
И только через 10 минут школьники услышали лай собак на этаже. Одноклассники Кати на своих допросах рассказывали, что на этот раз стучавшиеся в дверь представились спасателями. Но учительница им не поверила: «Чем докажете?» После чего под дверь просунули удостоверение — и тогда она открыла дверь.
Из ряда оглашенных показаний следовало, что в тот день и первая входная дверь, и металлическая дверь, которую открывает вахтер, были не заперты.
Если отклониться от сложного языка, который используется при описании ситуации, назвать все можно одним словом — хаос. На школьном крыльце — осколки стекол от входной двери, само стекло выбито, на полу — кровь
Как выглядела школа изнутри в день трагедии
Из-за того что другие потерпевшие не пришли на заседание, гособвинители попросили у суда разрешение огласить письменные материалы дела. В частности, полностью один том, в котором содержится осмотр места происшествия. Там описано, как выглядел первый этаж. Если отклониться от сложного языка, который используется при описании ситуации, назвать все можно одним словом — хаос. На школьном крыльце — осколки стекол от входной двери, само стекло выбито, на полу — кровь. Стеклянный шкаф с кубками, который стоял в фойе, разбит, везде разбросаны куски штукатурки, куски от выбитых дверей, строительная пыль…
Около кабинета на первом этаже, где Галявиев привел в действие взрывное устройство, образовалась овальная воронка почти 20 на 15 см, на стенах и потолке — трещины, с потолка капает вода, провода висят, окна выбиты, и даже железные решетки на окнах искривились, умывальник разрушен, шкафы упали. И среди этого стоит несколько учебных парт, на которых лежат тетради второклассников. «Напротив дверного проема, на полу среди развалин, обнаружены нерабочие настенные часы. Время зафиксировано — 9 часов 26 минут», — зачитывал гособвинитель Уразбаев. Из кабинета и рядом с ним, в том числе на улице, изъяли 64 металлические гайки, один патрон 12-го калибра, один винт и фрагменты со взрывчатыми веществами и следами крови. Далее по всему коридору следователи будут находить то гайки, то винты — видимо, ими было начинено взрывное устройство.
Около туалетов на первом этаже обнаружили пластиковые стяжки, патроны 12-го калибра — 165 и 80 штук, а также рюкзак черного цвета. Также внутри школы, недалеко от входа, нашли черную кепку, маску-балаклаву, металлическую пряжку от ремня, чехол от ножа и сам нож — металлический, охотничий, с лезвием около 15 сантиметров. Помимо этого, нашли пару черных перчаток без пальцев и оружейный поясной ремень черного цвета. Зачем Галявиев это все оставил там — не уточняется.
Читайте также:
- «Отдайте его нам, больше ничего не надо!»: стартовал суд над Ильназом Галявиевым. Часть 1-я
- «Они лежали на полу в крови»: как Ильназ Галявиев слушал родителей убитых им детей. Часть 2-я
- «Я увидел силуэт мужчины в окне второго этажа. В руках у него было ружье…». Часть 4-я
- «Сам я спрятался на втором этаже в туалете. Против ружья я же не могу…». Часть 5-я
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.