Казанскую компанию, известную на всю Россию под брендом автомобильной аппаратуры Pride, обвинили в неуплате таможенных платежей на сумму 25 млн рублей. Такую цифру ей насчитали за три года. Создатель компании Эдуард Сафин в шоке, он утверждает, что никаких документов о неуплате ему на протяжении трех лет не предъявляли, а вопросы у таможни возникли внезапно. Ключевым же свидетелем расследования стал нанятый им сторонний таможенный брокер. Сам бизнесмен задержан и находится под запретом определенных действий. Об истории становления маленькой «империи», бренд которой висит на каждой второй «четырнадцатой» в Казани, и проблемах компании — в материале «БИЗНЕС Online».
Компания, ныне известная под брендом Pride, появилась в 2013 году. Ее основатель — Эдуард Сафин. Идея создать свой автозвук пришла к нему еще в школе, а окончательная цель появилась, пока он учился в вузе
Как в Казани создавали одну из самых массовых акустических систем России
Компания, ныне известная под брендом Pride, появилась в 2013 году. Ее основатель — Эдуард Сафин. Идея создать свой автозвук пришла к нему еще в школе, а окончательная цель появилась, пока он учился в вузе.
«Меня всегда интересовало, когда машины, которые проезжают мимо меня, воспроизводят громкую музыку. Это выглядит эффектно, зрелищно. Когда я учился в автошколе, у меня были мысли, мол, как только куплю автомобиль, то сделаю что-то подобное. Я начал читать определенные тематические форумы, искать лучшую аппаратуру, — рассказал Сафин в беседе с корреспондентом „БИЗНЕС Online“. — Я решил, что хочу свою аудиосистему. Посмотрев на рынок, понял, что вещи стоят достаточно небюджетно. Я задумался, действительно ли эти вещи настолько сложны в изготовлении. Мне становилось очевидно, что так дорого эта техника стоить не может. У американского токаря руки особенные? А у русского токаря рук нет?»
«Я решил, что хочу свою аудиосистему. Посмотрев на рынок, понял, что вещи стоят достаточно небюджетно. Я задумался, действительно ли эти вещи настолько сложны в изготовлении»
Сафин заказывал комплектующие в интернете, после чего он вместе с таким же энтузиастом из Санкт-Петербурга решил сделать мелкосерийную линейку, причем премиальную. Для этого сняли 100 «квадратов» в промзоне Кировского района на улице Узенькой. Первую линейку колонок назвали UFO-4 (UFO — неопознанный летающий объект, и внешне динамик напоминал форму летающей тарелки, идея пришла мгновенно и так и закрепилась). Динамик показал себя хорошо, и тогда, в 2014 году, компания поняла, что у нее есть шансы на жизнь. «Сбыт осуществлялся тогда и осуществляется сейчас через точки в городах России и мира, которыми владеют такие же, как и мы, энтузиасты в сфере аудио. Кто-то снимал маленький магазин и вырос до серьезных площадей, кто-то торговлю на просторах интернета вывел на масштабный уровень и так далее», — рассказал основатель компании.
Двигаясь в таком ключе, за два года мы переросли в достаточно неплохого игрока на рынке. В 2015-м я организовал первый импорт усилителей, наладили импорт кабельной продукции. Линейку сабвуферов мы расширили до 7–8 моделей. При этом все сделали в России, цены были очень конкурентными.
Следующим шагом стало создание своих комплектующих для динамиков: «Например, существует магнитная система, где есть „железки“ и магнит. Вот эти „железки“ мы начали изготавливать самостоятельно в нашем токарно-фрезерном парке. Параллельно было куплено много вспомогательного оборудования, плазменный и лазерный станки, прессы, лентопильные машины в ЧПУ и так далее. Один из элементов любого динамика — центрирующая шайба. И вот эта вещь крайне важна. Она нами изготавливается из специальной арамидной ткани по особой технологии. Дороговизна тканного полотна на фоне того, что его изготавливают из довольно уникальных французских волокон от именитого бренда DuPont, обязывает экономить. Вырезать руками — это большая временная проблема, не говоря о перерасходе. Логично, имея лазер, делать все с точностью до десятой миллиметра, так мы и поступили, перейдя на лазерный раскрой. Купили прессы, чтобы, пропитывая ткань специальными бакелитовыми составами, прессовать ее на участке композитов».
Следующим шагом стало создание своих комплектующих для динамиков: «Например, существует магнитная система, где есть «железки» и магнит. Вот эти «железки» мы начали изготавливать самостоятельно в нашем токарно-фрезерном парке»
На какие обороты вышли
Далее в «Прайде», помимо вышеуказанного, стали делать пылезащитные колпаки и диффузор, причем из карбона, которые производили в Казани, — из японского волокна и немецких смол по конечным характеристикам на том же уровне, что можно наблюдать в изделиях именитых производителей. В качестве ориентира брали Lamborghini. Следующим шагом для «Прайда» стало изготовление звуковых катушек.
«Мы начинаем мотать их самостоятельно: покупаем намоточное оборудование. Приобретаем при этом технологичную проволоку с полиамидной изоляцией. Температура плавления этой изоляции лежит за отметкой в 300 градусов по Цельсию. Сталкиваемся с проблемой клеевого состава, обращаемся на научные предприятия, находим достаточно хороший клей, используемый в аэрокосмической области. Начинаем первые шаги, получаем хороший результат», — говорит Сафин. К этому времени модели бренда стали выходить под новым именем: бренд (или товарный знак) Pride существует с 2016 года, хотя саму заявку на регистрацию в Роспатент подали в 2014-м. «Говоря о названии, под руку попался сюжет о стае львов, и фактически семья львов — это прайд. Так и решили назвать свою команду», — вспоминает Сафин.
Pride существует с 2016 года, хотя саму заявку на регистрацию в Роспатент подали в 2014-м. «Говоря о названии, под руку попался сюжет о стае львов, и фактически семья львов — это прайд. Так и решили назвать свою команду», — вспоминает Сафин
Сейчас наклейки Pride можно увидеть на огромном количестве автомобилей. Прежде всего отечественных. Грубо говоря, если мимо вас с громкой музыкой из салона едет «четырнадцатая», в ней почти стопроцентно установлена система Pride. В официальной группе бренда во «ВКонтакте» сейчас 200 с лишним тыс. подписчиков.
Фирма начинала работать под юрлицом ООО «Прайд Кар Аудио», а с 2016 года — под юридическим названием ООО «Лаборатория звука». Компания активно развивалась, согласно системе «Контур.Фокус», ее баланс с 2017 по 2021 год вырос с 85 млн до полумиллиарда рублей. До 2018-го автозвук производили в Кировском районе на одной из баз на ул. Узенькой. Но в 2018 году компания увидела объявление о сдаче в аренду производственных помещений в технополисе «Химград». Заключив соответствующие договоры, компания с тех пор стала резидентом технополиса и производит звук именно там.
Сафин рассказывает, что ежегодно «Прайд» производит и продает до 200 тыс. единиц продукции. Согласно системе «Контур.Фокус», выручка компании за 2021-й составила 179 млн рублей. Годом ранее она достигла рекордных для организации 368 млн рублей. Что до прибыли, то лишь в 2021-м компания отработала с убытком в 1 млн рублей, хотя годом ранее чистая прибыль превышала 85 млн рублей.
Выручка компании за 2021-й составила 179 млн рублей. Годом ранее она достигла рекордных для организации 368 млн рублей
Как постучались таможня и СОБР
В том же 2021 году в компании начался «экзистенциальный кризис»: 16 ноября к ним вместе с СОБРом постучались таможенники. «Всех „выстроили у стенки“, не разрешали покидать офис и производство, вплоть до того, что не пускали в туалет, не разрешали пользоваться телефонами, звонить юристам-адвокатам, у охраны отбирали рации. Сафина задержали у собственного дома в присутствии малолетнего ребенка и под дулом автомата „попросили“ проехать в офис», — комментирует адвокат компании Фарид Сабитов.
Поводом для обыска стала проверка по факту возможного нарушения таможенного законодательства. Пока часть продукции и документов была изъята, юристы компании пытались обжаловать оперативные действия. Вот один из тезисов жалобы, по словам юриста: «В протоколы внесены недостоверные сведения о месте и способе изъятия документов, в протоколах опросов понятых также указываются заведомо недостоверные сведения о „добровольности“ выдачи указанных предметов».
Сафин признается: в самом начале большого бизнес-пути не мог уделять достаточно времени бумажной волоките и документам. Компания импортировала комплектующие, к примеру те же магниты, штекеры и пр. На каждую поставку нужно было подготовить большую кипу бумаг, поэтому Сафин обратился в ряд организаций и к нескольким практикующим специалистам, которые согласились готовить документацию.
Чтобы обработать документы, подать их в таможню и получить ответные, тоже нужен был человек. Им стала таможенный брокер, которая имела за плечами более 10 лет опыта работы на таможне Татарстана. В материалах дела указано ее имя — Айна Баталова. «Она подавала все документы в таможню. Чтобы груз выпустили, нужно подготовить комплект документов. Я, еще когда первые шаги делал, понял, что это не мое — возиться с бумагами», — говорит Сафин. И, как оказалось, зря.
Проверка длилась несколько месяцев. «С начала февраля 2022 подан ряд заявлений в СУ СКР по РТ по вышеизложенным фактам, а также по поводу дальнейшего оказания давления на бизнес путем воспрепятствования нормальной деятельности организации с предоставлением подтверждающих материалов, в том числе и записей с камер видеонаблюдения, установленных как в офисе, так и на производстве. До настоящего времени прокуратура Республики Татарстан и Приволжская транспортная прокуратура не могут определиться, кому подведомственен рассматриваемый материал проверки», — заявил адвокат компании.
В марте 2022 года ФТС (федеральная таможенная служба) возбудила дело по ч. 2 ст. 194 УК РФ («Уклонение от уплаты таможенных платежей») в отношении неустановленного лица из числа сотрудников ООО «Лаборатория звука», взяв за сумму ущерба более 8 млн рублей. Суть дела сводилась к ошибкам при оплате привезенного товара. Косвенно на это указывают и сами представители компании, хотя заявляют, что уплатили пошлины в полном объеме. «Поступил товар, два контейнера. Товары аналогичные. В одном из них — 500 единиц товара, в другом — 1,5 тысячи единиц. А по бумагам в первом — 1,5 тысячи, а во втором — 500. Это обычная пересортица, которая не повлекла никаких негативных последствий, таможенные платежи уплачены в полном объеме. Это не образует никакого состава правонарушения, вреда никакого не было причинено государству. В итоге через суд у нас данный товар конфисковали», — рассказывает юрист Сабитов.
За время расследования таможня предъявила претензии еще двум лицам: ООО «Альтего» и ООО «Белком» — это компании, которые сотрудничали с ООО «Лаборатория звука». Они выполняли роль перекупов комплектующих. По словам представителей «Прайда», руководители компаний Александр Надеждин и Александр Бельнюшкин пришли к Сафину, дабы предложить помощь в поставках оборудования. Занимающийся производством «Прайд» согласился на их услуги.
Всего в производстве таможенников оказывается три эпизода о неуплате таможенных платежей, после чего возбудили уголовное дело по тяжкой статье — ч. 4 ст. 194 УК РФ («Уклонение от уплаты таможенных платежей в составе организованной группы лиц»). Санкция предусматривает ответственность в виде лишения свободы на срок более 10 лет, это дело было возбуждено в отношении конкретных лиц — основателя «Прайда» Сафина, а также его вышеупомянутых контрагентов Бельнюшкина и Надеждина. Общий ущерб по трем организациям, по мнению следствия, составил около 25 млн рублей. Все это в период с 2019 по 2021 год.
В конце июня 2022-го уголовное дело на расследование передают по подследственности в СУ СКР по РТ, а 8 августа Сафина задерживают. Правда, суд избрал ему мягкую меру пресечения: запрет определенных действий.
Несмотря на уголовное дело, компания планирует полностью импортозаместить автозвук. Однако те же магниты все равно придется заказывать в Китае (больше никто такие не производит)
«Дайте реквизиты, мы заплатим!»
Компания «Прайд» еще в апреле подала ряд заявлений в ФТС с требованием выдачи акта проверок. Но получить их юристы так и не смогли.
«Если с 2019 года эти вещи были очевидными для сотрудников таможни, почему они просто наблюдали за этим? Их же задача пресечь…» — говорит сам Сафин. Он утверждает, что, по версии таможни, все предполагаемое уклонение от уплаты налогов состоит из многочисленных, но скромных эпизодов: где-то недоимка, по версии ФТС, составляла 17 тыс., а есть и совсем смешные суммы — например 350 рублей.
«Таможня препятствовала обжалованию результатов таможенных проверок, а в случае согласия с их результатами — оплате задолженностей, не предоставляя их на бумажных носителях. Доступ к электронным личным кабинетам, куда, со слов таможенников, были направлены решения и уведомления, имеет исключительно Баталова, являющаяся основным свидетелем по делу», — заявил адвокат Сафина.
«Если мы кому-то что-то должны, то мы заплатим. Дайте документ! Мы уже всем писали запросы, мол, сколько же мы не заплатили? Кому платить-то?! Дайте реквизиты!» — добавил основатель компании.
Сейчас ООО «Лаборатория звука» находится в стадии ликвидации. Завод же переходит под контроль ИП Рафаэля Сафина — отца бизнесмена. Несмотря на уголовное дело, компания планирует полностью импортозаместить автозвук. Однако те же магниты все равно придется заказывать в Китае (больше никто такие не производит). «Более 150 семей республики могут лишиться работы из-за бесконечного прессинга», — добавляют в «Прайде».
12 и 14 октября 2022 года через прямую линию для предпринимателей поданы жалобы в Генпрокуратуру РФ, которые в настоящее время находятся на рассмотрении. В пресс-службе СКР по РТ ход расследования пока не комментируют.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 23
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.