erid: LatgBzbcc
Оценить проект благоустройства по программе «Наш двор», дистанционно принять участие в собрании собственников жилья и проголосовать по повестке дня через приложение на смартфоне — такие возможности открыло для татарстанцев минцифры РТ в обновленном суперсервисе «Локоло». С 30 октября в нем появятся новые и, пожалуй, самые интересные функции. Их на днях презентовал жителям одного из казанских дворов руководитель проекта в центре цифровой трансформации РТ Булат Габдрахманов. О том, как возможность онлайн-голосования облегчит задачу жителям и управляющим компаниям, какие возможности для продвижения получит местный бизнес и какие еще удобные функции заработают в ближайшее время, — в материале «БИЗНЕС Online».
«Локоло» — это специальная программа, доступная всем жителям абсолютно бесплатно. Она позволит выразить свое мнение по повестке дня и подписать протокол, не приходя в управляющую компанию и не заполняя бюллетеней», — объяснял на днях руководитель проекта «Локоло» в центре цифровой трансформации Булат Габдрахманов жильцам дома №19 на улице Фрунзе
«Локоло» запускает электронное голосование
«Локоло» — это специальная программа, которая доступна всем жителям абсолютно бесплатно. Она позволит выразить свое мнение по повестке дня и подписать протокол, не приходя в управляющую компанию и не заполняя бюллетеней», — объяснял на днях руководитель проекта «Локоло» в центре цифровой трансформации РТ Булат Габдрахманов жильцам дома №19 на улице Фрунзе. Там планируется благоустройство по программе «Наш двор», и местные жители одними из первых получили возможность проголосовать за или против проекта в режиме онлайн.
Он заверил, что вариант с заполнением бумаг тоже сохранится как альтернатива — для тех, кому по каким-то причинам неудобно пользоваться смартфоном. Но электронное голосование будет полностью легитимным. Есть постановление кабинета министров РТ, превращающее «Локоло» в официальную региональную государственную информационную систему для проведения собраний собственников в онлайн-формате.
«Вы в любое удобное время можете оставить свое решение по данной схеме в приложении, и ваше мнение будет учтено, — говорил представитель минцифры РТ. — И это платформа не только для голосования. Она станет заменой и чатам в WhatsApp*, и приложением, позволяющим получать скидки в магазинах в радиусе километра, и даст возможность подавать показания счетчика, оплачивать ЖКХ, заказывать услуги у управляющей компании и так далее».
Есть постановление кабинета министров РТ, превращающее «Локоло» в официальную государственную информационную систему для проведения собраний собственников в онлайн-формате, а результаты такого голосования будет невозможно подделать
— А как быть тем, у кого нет интернета? — громко поинтересовалась одна из присутствующих пожилых жительниц.
— Как это нет? — изумилась ее соседка. — Без интернета сейчас и человека нету. Мне 72 года, и у меня интернет есть!
С другой стороны собравшиеся горячо обсуждали историю с предыдущим голосованием — кто-то подозревал соседей в… подделывании бюллетеней. «Как раз электронное голосование в „Локоло“ позволит минимизировать фальсификации в собраниях собственников», — заверил их Габдрахманов, подчеркнув, что результаты онлайн-голосования невозможно подделать.
«Локоло» — социальная сеть для соседей. Это бесплатное приложение для быстрых решений жилищных вопросов с соседями, УК и бизнесом, которое позволяет:
— общаться со своими соседями и жителями соседних домов, делать объявления и создавать новые знакомства;
— вывесить объявление, инициативу или опрос для соседей на виртуальную доску (в формате поста или сториз — по аналогии с известными соцсетями);
— вместе с другими собственниками поднимать вопросы, требующие решения, и собирать поддержку среди жителей;
— отправить в чат-бот показания счетчиков и оплатить ЖКХ.
В целом присутствовавшие на встрече, несмотря на дождь, а может быть, и благодаря ему, идею электронных голосований восприняли с энтузиазмом. «У меня есть дочь и зять, которые всем этим занимаются. Я им скажу, они все сделают», — заявила в разговоре с «БИЗНЕС Online» пожилая жительница дома, представившаяся Людмилой Александровной. Она внимательно выслушала заверения спикеров, что совместно с управляющей компанией и старшим по дому представители минцифры РТ готовы подробно рассказывать жителям, как пользоваться приложением, и ответить на любые возникающие вопросы, и решила, что такая модель голосования будет удобной.
«Вообще, давно надо было на это перейти, потому что не всегда удобно всем собраться, постоянно кто-то не может. А тут зашел, почитал все новости, согласие дал или недовольство свое высказал. Сейчас обязательно скачаю — дочка уже нашла в PlayMarket. Было бы удобно еще читать новости района, события какие-то. Скидки, если будут, тоже неплохо было бы», — вторит ей еще одна местная жительница, Светлана Коннова.
А старший по дому Марат Вафин поделился наблюдениями, что среди жителей из года в год становится больше молодежи, которая точно станет активно пользоваться всеми возможностями мобильного приложения. «Если будет работать программа, базара нет, это удобно. В ней интересно вообще все: скидки, голосование, домовые чаты. Я за все, что приносит пользу народу!» — эмоционально отреагировал он.
«У меня есть дочь и зять, которые всем этим занимаются. Я им скажу, они все сделают», — заявила в разговоре с «БИЗНЕС Online» пожилая жительница дома, представившаяся Людмилой Александровной
«Видите, жители воспринимают с энтузиазмом, вон молодежь уже скачивает»
Своя заинтересованность в «Локоло» есть и у управляющих компаний. Одной из тех, кто предложил пилотировать сервис, стала УК «Заречье», обслуживающая 600 домов в Казани. «Двор на Фрунзе выбран в числе первых, потому что дом сравнительно компактный, одноподъездный, есть старший по дому, жители здесь активные», — объясняет Альберт Салимов, представитель УК «Заречье», отвечающий за программу «Наш двор». Для него сервис «Локоло» может снять сразу несколько головных болей: не придется ходить по всем квартирам с пачкой бумаг и вручную собирать подписи, можно будет удобно проводить внутренние голосования, делать объявления, приглашать на мероприятия и т. д. Голосовать теперь можно в электронном и бумажном виде — так гораздо легче собрать кворум, необходимый для принятия решений. Жителям не нужно не только выделять время, приходить на собрание жильцов, но даже не придется заполнять бумаги и нести их куда-то.
Салимов рассказал, что приехал во двор заранее, за два часа до презентации проекта благоустройства, и за это время успел пообщаться с двумя десятками жителей, которым было очень интересно происходящее, но они не могли присутствовать на самой встрече: кому-то надо отвезти ребенка в кружок, у кого-то запись к врачу, у кого-то еще какие-то дела. Так что решение в виде «Локоло» будет для них очень кстати.
«Сейчас обязательно скачаю — дочка уже нашла в PlayMarket. Было бы удобно еще читать новости района, события какие-то. Скидки, если будут, тоже неплохо было бы», — вторит ей еще одна местная жительница, Светлана Коннова
«Это очень интересная программа. Во-первых, далеко не все жители на таких встречах присутствуют, нам все время приходится обходить квартиры. А если эту программу внедрить, все будут голосовать онлайн, мы сможем общаться через приложение, вырабатывать совместные решения, — рассуждает он. — Да и вы видите, что жители воспринимают с энтузиазмом, вон молодежь уже скачивает. Я думаю, что мы и остальные дома будем к этому процессу постепенно подключать».
Все жители могут открыто общаться с управляющими компаниями и давать обратную связь по качеству работы. А УК получают возможность:
— предлагать свои услуги, информировать о них;
— проводить собрания собственников в упрощенном режиме, причем личный кабинет для УК автоматически сформирует необходимые документы и уведомит пользователей приложения;
— проводить голосования внутри приложения. Для этого не нужно проверять паспорта пользователей — используется идентификация через ЕСИА;
— мониторить ход голосования в режиме онлайн. Можно следить за кворумом и узнать, кто еще не проголосовал, в личном кабинете администратора. А система автоматически подсчитает голоса;
— создавать виртуальную доску объявлений, чтобы оперативно информировать жителей об обновлениях и происшествиях, а также узнавать о вопросах, которые волнуют самих жителей;
— автоматизировать прием показаний счетчиков.
А кураторы программы «Наш двор» пообещали, что будут массово приглашать и другие управляющие компании интегрироваться в программу «Локоло». «Для нас это особенно удобно, потому что жителям будет необязательно даже приходить на встречи и обсуждения, чтобы видеть схемы благоустройства. Мы станем их публиковать прямо в приложении», — сообщила архитектор-градостроитель Эльвира Закирова.
Главный плюс в том, что «Локоло» имеет статус государственной информационной системы регионального уровня, так что управляющим компаниям не нужно проводить дополнительное собрание, чтобы жители согласовали ее использование. «Можно сразу брать это решение и в нем работать. Это очень большое преимущество: УК его долго ждали. И с сентября 2022 года абсолютно все татарстанские управляющие компании имеют возможность завести личный кабинет — им достаточно написать в техподдержку, и они в тот же день получают доступ. На сегодня больше 300 УК такой доступ уже получили», — говорит Габдрахманов.
Кураторы программы «Наш двор» пообещали, что будут массово приглашать и другие управляющие компании интегрироваться в программу «Локоло»
«Локоло» бесплатно и гораздо надежнее любого коммерческого сервиса»
Как рассказал «БИЗНЕС Online» Габдрахманов, идея суперсервиса по ЖКХ, который бы охватывал самые разные жизненные ситуации и на одной площадке собирал жильцов, управляющую компанию и местный бизнес, родилась еще в конце 2020 года. Тогда минцифры РТ провело аналитику и выяснило, что потребность в такой платформе очень большая: есть единичные прогрессивные управляющие компании, которые обзавелись своими приложениями, но это исключение из правил. Кроме затрат на поддержание сервиса, они сталкиваются с ограниченностью функций, к тому же государственное решение по умолчанию безопаснее. «Есть и коммерческие решения с похожей концепцией, за них многие управляющие компании платят десятки тысяч в месяц. Мы предлагаем УК такую возможность бесплатно. Нас поддерживает и минстрой, который заинтересован и в количестве проведенных собраний, и в понижении числа нарушений. Через „Локоло“ резко снижаются риски нарушений в части оформления собраний, подсчета решений и так далее», — поясняет он.
Москва, по словам представителя минцифры РТ, эту проблему решила раньше, запустив сервис «Электронный дом», который охватывает сейчас 85% многоквартирных домов столицы. «Мы в какой-то степени аналог этого приложения, но мы пошли еще дальше и интегрировали в него элементы социальной сети и маркетплейса для бизнеса — то, чего нет и в Москве, — говорит Габдрахманов. — Мы позволяем бизнесу получить бесплатно адресный доступ к своим потенциальным клиентам (через объявления в „Локоло“), а жители могут там найти скидки, изучить отзывы от соседей. А УК получает активную аудиторию, которую легко привлечь к собранию собственников».
Местный бизнес может напрямую доносить важную информацию до местных жителей. Площадка позволяет:
— создать аккаунт своего предприятия (с адресом, фотографиями, описанием);
— добавлять объявления, охватывать таргетированно всех жителей окрестных домов;
— привлечь новых клиентов при помощи инструментов гиперлокальности и разрабатывать персонифицированный офер для местной аудитории;
— получать качественную обратную связь и выращивать лояльных посетителей;
— продавать в приложении. Для зарегистрированных самозанятых это возможность обмениваться товарами и услугами прямо через «Локоло».
При разработке приложения команда ЦЦТ приглашала с десяток управляющих компаний, которые рассказывали, как им бы было удобно работать, какие есть проблемы и пожелания. «Фактически все разрабатывалось вместе с ними, и мы совместно сделали сервис таким, чтобы его просто хотелось скачать», — говорит Габдрахманов. По его словам, на платформе зарегистрировались уже 10 тыс. жителей. Пока акцент делается на информировании, собрании собственников и подключении бизнеса, который постепенно будет подключаться. Впоследствии УК сможет подключить и дополнительные сервисные услуги: если надо заменить сантехнику, вкрутить лампочку или прибить полку. Более того, прорабатывается возможность открывать умные домофоны или шлагбаум во дворе — все с помощью одного приложения.
Есть и еще один момент: люди стали очень щепетильно относиться к вопросу безопасности данных. «Локоло», как заверяет спикер, защищено гораздо надежнее любого коммерческого сервиса. Как минимум просто потому, что это государственная система: ее намного тщательнее проверяют все надзорные органы. К тому же за сервисом пристально следят и на федеральном уровне — минцифры уже успело презентовать его министру цифрового развития РФ Максуту Шадаеву.
«Нам часто говорят, что в домах много пожилых жителей — зачем им скачивать приложение? Но это вопрос изменения привычки — пожилые люди же привыкли пользоваться телефоном, пересылать картинки в WhatsApp*. Я уверен, что со временем собрания собственников будут проходить только электронно. Ведь чаты, как мы видим, не позволяют решать все жилищные вопросы в одном месте», — заключил Габдрахманов.
*Принадлежит компании Meta — запрещенной на территории РФ экстремистской организации
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.