«Пять лет прошло, мне семью надо содержать!» — возмущались накануне обвиняемые по делу ОПГ «Тукаевские» в зале Верховного суда РТ, когда одержали небольшую победу. Вахитовский райсуд Казани вернул в прокуратуру их уголовное дело. Повод — многочисленные нарушения УПК во время следствия и составления обвинительного заключения. Кроме того, несколько подсудимых были ущемлены в праве на защиту. О том, как на Гену «повесили» преступления, инкриминируемые Нельсону, и насколько затянется и без того многолетний процесс, — в материале «БИЗНЕС Online».
Фигуранты одного из самых объемных уголовных процессов последнего десятилетия в Татарстане — дела ОПГ «Тукаевские» — сегодня одержали знаковую победу. Вахитовский райсуд Казани вернул в прокуратуру их уголовное дело
Сколько расследовали
Фигуранты одного из самых объемных уголовных процессов последнего десятилетия в Татарстане — дела ОПГ «Тукаевские» — сегодня одержали знаковую победу. Последние месяцы они буквально заваливали суд ходатайствами о возврате дела в прокуратуру для устранения ошибок, совершенных во время следствия.
В деле ровно 30 фигурантов, включая самых известных из них: Геннадия Кирилова (Гена), Наиля Шайхутдинова (Нельсон), Альфреда Гильмутдинова (Автор), Евгения Осипова, Рамиля Ахметшина (Гитлер) — сына «тукаевского» авторитета Радика Ахметшина, убитого в 1992 году в Москве. На скамье подсудимых и так называемые «Цумовские»: Артем Хамидуллин (Паштет), Анатолий Васильев (Толик), Марат Мидхатов (Рыба), Руслан Сафин, Орхан Абдуллаев, некогда директор компании «Центр правовой помощи иностранным гражданам» Рустем Набиев и другие. Из всех во время следствия и суда только двое согласились с предъявленным обвинением. Еще 6 признали вину частично, а остальные полностью открещиваются от вменяемых им преступлений. Всего в деле 73 эпизода различных преступлений.
Разрабатывать «Тукаевских» начали много лет назад. В 2017 году начались массовые задержания. В СИЗО тогда оказались 17 человек, включая Гильмутдинова. Далее в «оковы» попали еще 13 предполагаемых участников преступной группы. В 2019 году всем подозреваемым предъявили обвинение, и лишь в сентябре 2021-го дело дошло до суда. Все это время фигуранты знакомились с материалами дела, этот затяжной процесс на языке следователей и адвокатов называется просто — «217-я статья» (по соответствующей статье Уголовно-процессуального кодекса, в которой определен порядок ознакомления). Объем дела — 800 томов. Следствие вело ГСУ МВД по РТ, обвинение утверждал ныне первый зампрокурора РТ Алексей Заика.
Но шло дело, мягко говоря, вяло. После оглашения обвинения процессы постоянно переносили, иногда на месяц, в основном из-за неявки адвокатов или подсудимых. Прошлой зимой в деле сменился судья: начинавший рассмотрение по существу Алмаз Ахметжанов ушел на повышение, став председателем Камско-Устьинского районного суда. В дело вступил судья Артем Идрисов, начав рассматривать его заново.
В итоге ближе к лету подсудимые стали массово подавать ходатайства о возврате дела в прокуратуру, и в августе 2022 года был объявлен двухмесячный перерыв для того, чтобы гособвинение дало на них ответ. Суть более 30 ходатайств практически одна — нарушение УПК во время следствия. А именно, постановление о привлечении предполагаемых «Тукаевских» в качестве обвиняемых значительно отличалось от обвинительного заключения, поступившего в суд. Гособвинение парировало: ошибки незначительны.
Федеральный судья Идрисов увидел, что, согласно поступившим в суд материалам дела, в 2019 году при предъявлении обвинения не был допрошен ключевой фигурант дела Шайхутдинов (Нельсон), что нарушает его права (на фото справа)
Какие ошибки увидел суд
Согласно вчерашнему решению Вахитовского райсуда, ключевые недочеты обвинительного заключения можно разбить на три группы: несоблюдение УПК во время следствия (отсутствие допросов при предъявлении обвинения), фактические ошибки в материалах дела, поступивших в суд. И, наконец, нарушение права на защиту обвиняемых.
Так, по первому пункту федеральный судья Идрисов увидел, что, согласно поступившим в суд материалам дела, в 2019 году при предъявлении обвинения не был допрошен ключевой фигурант дела Шайхутдинов (Нельсон), что нарушает его права. Кроме того, во время ознакомления с материалами дела оно дополнялось различными экспертизами, с которыми обвиняемым не дали ознакомиться.
По второму пункту на Нельсоне также был нарушен УПК. К примеру, согласно материалам дела, ему предъявлен ряд преступлений, среди которых мошенничества в сфере страхования. Однако в обвинительном заключении указано, что эти преступления предъявлены другому фигуранту — Кирилову. Иными словами, текст обвинительного заключения прямо противоречит предъявленному фигурантам громкого дела обвинению.
Третье нарушение УПК, которое усмотрел суд, — в адвокатах. В ходе суда выяснилось, что ряд участвующих в деле адвокатов по назначению, представляющих интересы обвиняемых, ранее, на стадии предварительного расследования, представляли интересы других обвиняемых по этому делу. Причем позиции обвиняемых в корне отличаются. Пример — адвокат Яруллин, ныне защищающий подсудимого Антона Логинова. Последний вину категорически не признает, однако в 2019 году во время предъявления обвинения Яруллин защищал другого подсудимого — Давыдова. Тот, наоборот, вину признавал, а на его показаниях основано обвинение Логинова. И таких примеров — пять. Судья Идрисов усмотрел в этом нарушение права на защиту. Теперь у ряда подсудимых будут новые адвокаты.
В ходе суда выяснилось, что ряд участвующих в деле адвокатов по назначению, представляющих интересы обвиняемых, ранее, на стадии предварительного расследования, представляли интересы других обвиняемых по этому делу.
«Мне сколько браслет-то носить еще?»
На возврате дела в прокуратуру несколько месяцев настаивали все фигуранты. День икс они встречали с трепетом, спрашивая друг у друга: какое решение-то будет? Во время его оглашения некоторые подсудимые, которые не находятся под стражей, перешептывались: «Аплодировать-то надо будет?» А когда судья Идрисов произнес «вернуть в прокуратуру», в камерах суда стали мелькать улыбки. Но после полного оглашения решения суда у обвиняемых возник закономерный вопрос: «А что дальше-то?»
Помимо решения о возврате дела, судья Идрисов оставил без изменения все меры пресечения обвиняемым. Некоторые сразу бросились к прокурору с вопросом, сколько еще они будут под домашним арестом. «Мне сколько браслет-то носить еще? Пять лет прошло! Мне семью надо содержать!» — возмущался один из обвиняемых.
В ближайшее время прокуратура примет решение об обжаловании решения Вахитовского суда, сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online» помощник прокурора Вахитовского района Руслан Байбиков. Только потом станет ясно, насколько еще затянется процесс. В случае утверждения возврата прокуратура направит материалы следствию для устранения вышеуказанных недочетов, после чего обвиняемые начнут знакомиться с делом заново, затем оно пойдет в суд. Первая попытка ознакомления, напомним, заняла почти полтора года.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.