«У опор должны быть мощные бетонные основания. И представить, что на нашей малой реке, являющейся особо охраняемой природной территорией, появятся остовы, сопоставимые по масштабу с гигантскими многоэтажками... Сама идея меня режет!» — рассуждает профессор-эколог Нафиса Мингазова об идее разместить в пойме Казанки канатную дорогу. Инвестор из Челнов ждет выделения земельных участков для трех остановок, которые свяжут парки города — центральный и будущий «Спортивный». О том, может ли канатка стать полноценным общественным транспортом, как в Нижнем Новгороде, и ожидать ли наплыва туристов, — в материале «БИЗНЕС Online».
Маршрут пройдет от парка им. Горького, затем к мосту «Миллениум» с остановкой в парке «Урам» и завершится в будущем парке «Спортивный» у стадиона «Ак Барс Арена»
Маршрут построен: инвестор паркового «Аэромоста» ждет выделения земель на Казанке
Пассажирская канатная дорога в Казани пройдет над Казанкой — этот проект обсуждается еще с прошлого года, однако теперь появились подробности. Как стало известно «БИЗНЕС Online», остановочных станций будет три. Маршрут пройдет от парка им. Горького, затем к мосту «Миллениум» с остановкой в парке «Урам» и завершится в будущем парке «Спортивный» у стадиона «Ак Барс Арена». Названия остановок соответствуют локации — «ЦПКиО им. Горького», «Урам» и «Спортивная». Протяженность «Аэромоста» в Казани, а именно так назвали казанскую канатку, составит 2,9 километра. Канатная дорога пройдет над лесопосадкой и акваторией реки и свяжет центральный парк города с Ново-Савиновским районом.
На сайте комитета РТ по охране объектов культурного наследия появился акт историко-культурной экспертизы с положительным заключением на строительство канатной дороги. Данный маршрут не затрагивает объект культурного наследия федерального значения «Культурный слой исторического центра города Казани XI–XIII вв.». Там сказано, что признаков древних захоронений на земельных участках проектируемого объекта не обнаружено. Обследованные места, в том числе расположенные в акватории Куйбышевского водохранилища, могут быть использованы для проведения любых хозяйственных работ. Заказчик экспертизы — ООО «Казанские канатные дороги».
Информацию о том, что станции утверждены и меняться не будут, изданию подтвердила глава АИР РТ Талия Минуллина. По ее словам, инвестор уже заключил договор с генпроектировщиком. Компания собирает исходную документацию и приступает к проектированию канатной дороги. «После выделения земельных участков будут выполнены инженерно-геологические изыскания в местах размещения станций и опор канатной дороги для принятия проектных решений», — рассказала она.
Где именно разместят опоры для канатной дороги? Судя по проекту трассы, начало она берет в парке им. Горького, прямо за торговым центром «Корстон». Здесь потребуется выделить 0,8 га земли. Это самый маленький участок по сравнению с другими остановочными станциями. Опоры разместятся на свободных участках, не доходя до самого парка, напротив республиканского центра физической культуры и юношеского спорта. Трасса пройдет прямо над лесом. Кстати, именно в парке им. Горького в 80-е годы была построена первая подвесная пассажирская канатная дорога с кабинами. Она была протяженностью всего 300 м и вела к пляжу на Казанке. Правда, просуществовала та дорога всего несколько лет и была демонтирована во время стройки моста «Миллениум».
Где именно разместят опоры для канатной дороги? Судя по проекту трассы, начало она берет в парке им. Горького, прямо за торговым центром «Корстон»
Вторая остановка — пустырь около экстрим-парка «Урам» по Подлужной улице, справа от автомобильного моста «Миллениум». Под станцию подыщут 1,1 га площади. А завершится маршрут у подножия стадиона «Ак Барс Арена» — на берегу Казанки. Здесь предстоит выделить целых 5,1 га в границах будущего парка «Спортивный», и территория свободна от построек. Видимо, такая существенная площадь нужна для размещения основного оборудования для канатной дороги — приводов, тяговых элементов, грузов и прочего. По проекту парка, концепцию которого в прошлом году одобрил президент РТ Рустам Минниханов, возле стадиона должна была разместиться событийная площадь, а рядом международный центр развития спорта. Сам же парк — часть стратегии развития прибрежной зоны Казанки до 2030 года с каскадом из 12 парков, разработанной архитектурным бюро «Архдесант» и Orchestra Design.
Вторая остановка — пустырь около экстрим-парка «Урам» по Подлужной улице, справа от автомобильного моста «Миллениум»
Кто будет строить казанский «Аэромост»? В составе учредителей ООО «Казанские канатные дороги», которое работает над проектом, недавно произошли изменения. Из состава учредителей вышла семья Марселя Мингалимова — известного челнинского застройщика ГК «Профит». 66% доли в компании теперь у Ильсияр Тухватуллиной (не путать с главным архитектором Казани, это однофамильцы), которая возглавляет ООО «Свит Хоум». Эта компания также занимается строительством жилья в Челнах. По-прежнему учредителем и директором «Казанских канатных дорог» (33% доли) остается Денис Белов. Он же представлял проект в ходе презентации на инвестcовете у президента РТ в декабре. По уровню цен на конец 2021 года объем инвестиций составлял 3 млрд рублей, а строительство подразумевало создание 120 рабочих мест. Связаться с Тухватуллиной не удалось — сообщения в мессенджере от корреспондента издания она прочитала, но не ответила.
Завершится маршрут у подножия стадиона «Ак Барс Арена» — на берегу Казанки. Здесь предстоит выделить целых 5,1 га в границах будущего парка «Спортивный», и территория свободна от построек
«Сама идея меня режет»: канатная дорога в Казани — вид транспорта или городская экзотика?
Проектная документация еще не утверждена, так что давать оценку проекту пока преждевременно, ответили на запрос «БИЗНЕС Online» в исполкоме города. В то же время представители туриндустрии считают, что новый объект может отлично аккумулировать туристический поток. По словам исполнительного директора ассоциации отельеров Казани Александры Юшутиной, если канатная дорога будет работать круглогодично, то станет пользоваться популярностью как у туристов, так и у местных жителей.
Ради канатки, конечно, в Казань никто не приедет, нужно рассматривать объекты в комплексе. Если мы говорим о том, что средняя продолжительность пребывания в столице РТ растет, — здорово, что появляются новые аттракции, потому что это будет генерировать возвратных туристов. Каждый раз они думают, чем заняться в Казани. И если станет больше активностей, выше вероятность, что туристы вернутся к нам снова. Хорошо, что город и республика думают о долгоиграющих проектах.
Впрочем, канатную дорогу можно рассматривать не только как туристический объект, но и как полноценный общественный транспорт Казани, считает директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин. Так, например, в Нижнем Новгороде канатная дорога была построена, чтобы сократить время в пути жителям Нижнего и города-спутника Бор. Сегодня это единственная в Европе канатная дорога с самым большим пролетом — 800 м над рекой. Время в пути — всего 15 минут.
«Чисто формально — это общественный транспорт. Все канатные дороги, которые существуют и в России, и в мире, совмещают две функции, в том числе экскурсионно-туристическую. Безусловно, есть небольшой сегмент жителей, для которых это может стать ежедневным общественным транспортом, так же как и трамвай, и автобус. Но здесь всегда нужен аккуратный результат исследований — в части сегмента, для которого это будет не экскурсией и не городской экзотикой, а именно каждодневным способом передвижения по делам. Данный сегмент небольшой, но, может, кому-то в городе и станет легче жить. Здесь минусов нет», — полагает Блинкин.
Конечно, ни одна канатная дорога в мире не заменит регулярный трамвайный маршрут и метро, отмечает эксперт. А будет ли она пользоваться популярностью среди горожан, зависит в том числе и от тарифа. Ранее директор «Казанских канатных дорог» Белов сообщал, что для жителей города стоимость окажется не дороже, чем в общественном транспорте. С окупаемостью таких проектов сложно, говорит Блинкин. Если стоимость билета поднять чуть выше, чем на общественный транспорт, есть риск, что ей мало кто будет пользоваться. В том же Нижнем Новгороде разовый билет стоит 100 рублей. Но есть скидки на проездные, а также льготы студентам. Согласно официальному сайту, в среднем ежедневный пассажиропоток на Волге составляет 5 тыс. человек. Канатная дорога в Нижнем работает с 2012 года, ее протяженность — более 3,6 километра.
«Все канатные дороги, которые существуют и в России, и в мире, совмещают две функции, в том числе экскурсионно-туристическую. Безусловно, есть небольшой сегмент жителей, для которых это может стать ежедневным общественным транспортом, так же как и трамвай, и автобус»
У экологов другой взгляд на новшество. Строительство канатки над Казанкой отрицательно скажется на реке, считает завкафедрой природообустройства и водопользования КФУ Нафиса Мингазова. По ее словам, Казанка — малая река и не такая гигантская, как та же Волга, через которую построена канатная дорога в Нижнем Новгороде, поэтому эффект от стройки может быть «страшным».
«Через Казанку пройдут опоры, которые потребуют больших капитальных работ и могут привести к сильному разрушению русла и поймы, к эрозии, — поясняет эколог. — У опор должны быть мощные бетонные основания. И представить, что на нашей малой реке, являющейся особо охраняемой природной территорией и памятником природы с ценной высокоминерализованной и сульфатной водой, появятся остовы в виде конструкций, сомасштабных гигантским многоэтажкам. Сама идея меня режет! Внизу эти опоры будут занимать несколько десятков квадратных метров. Конечно, оценку воздействия можно провести по-разному и формально соблюсти все нормативы. А можно увидеть реальное воздействие. Вообще, сейчас не время для амбициозных проектов, средства нужно беречь, а не о брендовых проектах думать».
Как рассказали «БИЗНЕС Online» в фонде «Институт развития городов РТ», все заявленные парки Стратегии развития Казанки и парк «Спортивный» в частности, по территории которого пройдет канатная дорога, будут реализованы вне зависимости от появления этой новой пассажирской ветки.
Для выхода на самоокупаемость дорога должна была перевозить около 250 человек в час
По канатным дорогам в Татарстане было несколько инвесторов. Пока до реального проекта дошел лишь один
Идея строительства в столице РТ канатной дороги обсуждается уже больше 10 лет. Так, еще в 2009 году заговорили о строительстве канатки между Казанью и Верхним Услоном. Проект подавался как «самая длинная в мире пассажирская канатная дорога». Но для выхода на самоокупаемость дорога должна была перевозить около 250 человек в час, а трафик в этом направлении все же незначительный. В феврале 2020-го список ключевых проектов, которые могут рассчитывать на приоритетную господдержку властей республики, пополнила целая сеть канатных дорог сразу в 8 районах Татарстана. В Казани канаткой хотели соединить, например, «Салават Купере» с озером Лебяжье или «Казаньоргсинтезом», а дальше дойти до метро — либо в Соцгород, либо на Московский рынок.
В 2018 году изначальное направление Верхний Услон – Казань предлагали обогатить дополнительной точкой притяжения в виде Иннополиса. Позже появилась идея связать стальными тросами Вселенский храм в Аракчино и Верхнеуслонский район. Такой проект международная компания Leitner Ropeways предложила НО «Общественный фонд КПЦ Ильдара Ханова», стоимость строительства 2 км дороги оценивалась в 9 млн евро. В перечне приоритетных инвестиционных проектов Татарстана на 2020−2022 годы были и планы по строительству транспортно-туристических канатных дорог в Челнах. При установке объекта планировалось использовать технологию австрийско-итальянской финансово-промышленной группы компаний Leitner GmbH. В РТ ее предоставляло казанское ООО «Научно-проектное объединение „Гулливер“». Сообщалось также, что помимо Челнов канатная дорога может появиться в Альметьевском, Верхнеуслонском, Зеленодольском, Нижнекамском, Спасском, Тетюшском районах.
Но нельзя говорить, что от мысли строительства канатной дороги через Волгу с появлением утвержденных маршрутов в Казани отказались совсем. «Слона едят по частям. Сначала надо хотя бы один проект сделать. По канатным дорогам в Татарстане было несколько инвесторов. Пока до реального проекта дошел лишь один», — резюмирует глава АИР Минуллина.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 126
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.