«Хотел бы еще раз принести свои извинения семье погибшего Айрата Назиповича…» — первое, с чего начал свое последнее слово пилот Жавдат Сулейманов. Мужчину обвиняли в том, что именно он виноват в крушении вертолета на замерзшей акватории Камы в феврале 2020 года, в результате чего погиб депутат Госдумы Айрат Хайруллин. Накануне суд наконец расставил по местам все точки и запятые в этой истории. О том, какой приговор просил для себя сам пилот и как будет выплачиваться ущерб, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
«Я по сей день думаю, что я мог сделать в этой ситуации…»
«Давай уже, иди! У тебя нет документов», — шутливо прогонял Жавдат Сулейманов от дверей Лаишевского райсуда ластившуюся дворняжку, что преградила ему вход в здание. Видя в этом добрый знак, мужчина почесал собаке за ухом и, улыбаясь, продвинулся внутрь. Там, в небольшом зале, накануне проходили заключительные слушания для 63-летнего пилота вертолета, крушение которого почти два года назад трагически оборвало жизнь Айрата Хайруллина.
На процесс Сулейманов пришел в сопровождении своего адвоката Юлии Загайновой. За ними в зале появились представитель потерпевшей стороны АО «Эдельвейс Корпорейшен» Лариса Губанова и адвокат Марат Мухтаров, представляющий интересы Амира Хайруллина — сына погибшего депутата Госдумы. Сам Амир Айратович по неизвестной причине не пришел на последнее судебное заседание, хотя до этого был почти на каждом.
События, разделившие жизнь семьи Хайруллиных на до и после, произошли 7 февраля 2020 года. Хронологию этого будничного дня почти два года устанавливали сотрудники следственного комитета и комиссия МАК (межгосударственный авиационный комитет).
7 февраля Айрат Хайруллин должен был посетить несколько сельскохозяйственных угодий в рамках рабочей поездки. Для перемещения он предпочитал вертолет. Пилотом воздушного судна Bell 407 в подчинении депутата Госдумы был 63-летний Сулейманов. В этот день Айрата Хайруллина сопровождал его личный помощник Рамис Газизов.
Около 3 часов дня, закончив работу, все трое вылетели из Левашево и направились в сторону Борового Матюшино. Примерно на 300 м над акваторией Камы погода начала резко портиться. Вертолет попал в пелену снега, стали запотевать стекла. Из-за снежных зарядов пилот Сулейманов перестал четко видеть береговую линию. Видимость ухудшилась, началась сильная тряска. Воздушное судно стало стремительно снижаться. Пилот попытался вытянуть вертолет, потянув ручку управления на себя, но избежать столкновения с землей не удалось. Вертолет совершил жесткую посадку на замерзшую поверхность водохранилища.
Во время крушения Хайруллин выпал из вертолета и оказался зажатым между льдом и вертолетом. Он погиб на месте от многочисленных травм, сопровождавшихся внутренним кровотечением.
В отношении пилота вертолета возбудили уголовное дело по ч. 2 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспортного средства»). Максимальная санкция этой статьи подразумевает ограничение свободы сроком на 5 лет. В ожидании процесса Сулейманов находился под подпиской о невыезде.
«Ваша честь, я очень волнуюсь», — открыл заседание Сулейманов, которому суд предоставил последнее слово. Мужчина попросил судью разрешить ему зачитывать подготовленную речь с листка. Просьба была услышана. «Я хотел бы еще раз принести свои извинения семье погибшего Айрата Назиповича Хайруллина. Я сделал все от меня зависящее в этой ситуации. Трагическое стечение обстоятельств не позволило мне сделать безопасную посадку. Я по сей день думаю, что я мог сделать в этой ситуации… И чего я не сделал, а должен был… Я не нахожу ответа…» — сбивчиво зачитывал пилот с бумажки.
Собравшись с силами, он продолжил и рассказал, как предпринимал попытки возместить ущерб за рухнувший вертолет АО «Эдельвейс Корпорейшен»: «У меня есть единственное жилье — квартира в Казани. Я готов был отдать ее в счет возмещения ущерба. Я и сейчас готов ее отдать. Но потерпевшую сторону не устроил такой вариант. К сожалению, мне больше нечего предложить. Это все, что у меня есть…» Опытный пилот просил суд не лишать его свободы и назначить справедливое наказание. Свою вину, как и раньше, он признал в полном объеме.
Все выступление Сулейманова уместилось в пять минут. После этого федеральный судья Фирдавис Фазлиев удалился в совещательную комнату для принятия итогового решения. В прениях гособвинение запросило для Сулейманова год лишения свободы в колонии-поселении с лишением права управления воздушными транспортными средствами на год.
«У меня есть единственное жилье — квартира в Казани. Я готов был отдать ее в счет возмещения ущерба. Я и сейчас готов ее отдать. Но потерпевшую сторону не устроил такой вариант. К сожалению, мне больше нечего предложить. Это все, что у меня есть…»
Условный срок и ущерб в 21 миллион
В совещательной комнате судья провел примерно полтора часа, после чего вышел и сразу постановил: «Признать Сулейманова виновным в совершении преступления по ч. 2 ст. 263 УК РФ („Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспортного средства“) и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года и 6 месяцев условно с испытательным сроком 2 года и 6 месяцев».
На приговор повлияли смягчающие обстоятельства, среди которых первая судимость, полное признание вины, малолетний ребенок на иждивении. Отягчающих обстоятельств в деле не было. Кроме того, суд не стал ограничивать Сулейманова в управлении воздушными транспортными средствами.
Приговор Сулейманов воспринял стойко. Общаться с прессой он, как и на предыдущих заседаниях, отказался.
Несмотря на то, что дело для пилота закончилось условным сроком, открытым остается вопрос о возмещении многомиллионного ущерба «Эдельвейс Корпорейшен». Суд определил сумму — стоимость рухнувшего вертолета, а если точно, 21 млн 215 тыс. 930 рублей. За потерпевшей стороной остается право подать гражданский иск. Она также может обжаловать приговор. Но будут ли Хайруллины этим заниматься — пока вопрос. Адвокат Мухтаров лишь отметил в беседе с нашим корреспондентом, что сначала «необходимо изучить текст приговора».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.