В ЛИДЕРАХ ПО СМЕРТЯМ

Татарстан вошел в число регионов с недостаточной безопасностью на дорогах. К таким результатам пришел межрегиональный общественный центр «За безопасность российских дорог», проанализировав данные за 2011 год. При этом республика (в рейтинге авторы исследования отнесли ее к оранжевому полю) сильно ухудшила свои показатели, переместившись с одиннадцатого на шестнадцатое место. Как отмечается в отчете, за последнее время в регионе произошло большее количество ДТП с высокой степенью тяжести, погибшими и ранеными.

Согласно приведенным центром данным, в 2011 году в РТ произошло 5,5 тыс. ДТП, в которых погибло 696 человек (рейтинг традиционно составлен на основе данных, которые публикуют региональные ГИБДД на своих официальных сайтах). Еще семь тысяч получили ранения различной степени тяжести. По двум последним показателям Татарстан можно отнести к лидерам.

По количеству погибших республику из тридцати регионов опережают лишь шесть - Краснодарский край (1166), Свердловская область (748), Москва и Московская область (2607), Башкортостан (724), Ростовская область (812), Санкт-Петербург и Ленинградская область (1110).

По количеству получивших ранения - всего лишь пять регионов: Москва и Московская область (26 тыс.), Санкт-Петербург и Ленинградская область (13 тыс.), Краснодарский край (6 тыс.), Свердловская область (7,3 тыс.), Ростовская область (8 тыс.).

«ИЗ ТАТАРСТАНА С НАМИ ТАК НИКТО И НЕ СВЯЗАЛСЯ»

«Татарстан, действительно, ухудшил свои показатели по сравнению с предыдущим рейтингом, который мы составляли в ноябре по итогам девяти месяцев прошлого года – опустился с 11-го на 16-е место, - рассказал газете «БИЗНЕС Online» Михаил Соколовский, руководитель пресс-службы межрегионального общественного центра «За безопасность российских дорог». - Причем мы были очень рады, когда, подводя промежуточные итоги, увидели хорошую позицию по вашему региону – было видно, что республика проводит большую работу по части безопасности дорожного движения. Но, видимо, в последние три месяца эту работу спустили на тормозах, поэтому не удалось удержать качественную тенденцию. Причем если вы посмотрите на показатели смертности на дорогах – за 12 месяцев в Татарстане в ДТП погибло 700 человек! Это один из самых высоких показателей по России. Причин таких неутешительных результатов может быть несколько, но главные – низкая культура вождения и недостаточное внимание местной власти к проблеме безопасности дорожного движения».

По словам Соколовского, власти Татарстана были крайне обеспокоены результатами прошлогоднего рейтинга.

«Мы читали в интернете, что они собираются выйти с нами на связь и разобраться в причине таких низких результатов. Но с нами так никто и не связался, - продолжает он. - И в этот раз на контакт они вряд ли пойдут, потому что, каким бы не был результат Татарстана, в сводной картине его можно назвать «средним», есть куда стремиться».

Представитель общественного центра также бы посоветовал уделять больше внимание качеству дорожного полотна, поскольку, по статистике, от 20 до 25% аварий происходит из-за неудовлетворительного состояния дорог.

ПОЧЕМУ ГЕРМАНИЯ ЛУЧШЕ РОССИИ

В группу регионов с недостаточной безопасностью также вошли Свердловская, Тульская, Воронежская, Московская (вместе со столицей), Волгоградская, Омская, Самарская области, а также Пермский и Приморский край.

В тройке лидеров - Белгородская, Тюменская области и Удмуртия. Замыкает тридцатку регионов Нижегородская область, Красноярский край и Владимирская область.

«Смертность на дорогах России растет, - приводятся в отчете слова руководителя МОЦ «За безопасность российских дорог» Дмитрия Леонтьева. - В 2011 году смертность возросла на 5,2 процента по сравнению с 2010 годом. Произошло 199868 ДТП, в которых погибло 27953 человека. Для сравнения, в Германии при примерно одинаковом с Россией автопарке гибнет около 5 тысяч человек. Государственная политика в области безопасности дорожного движения зашла в тупик».

Регион

Население (тыс. чел.)

ДТП

Погибло

Ранено

Индекс

1

Белгородская область

1532,7

1470

289

1779

0,692

2

Тюменская область

3404,7

215%6

310

4050

0,708

3

Республика Удмуртия

1552,7

1618

294

115%6

0,716

4

Саратовская область

2519,1

2525

444

3084

0,774

5

Новосибирская область

2666,4

2770

454

3294

0,715%

6

Кемеровская область

215%1,6

3363

527

4340

0,830

7

Краснодарский край

5229,1

6728

1166

8010

0,835

8

Хабаровский край

1344,2

1899

25%

2348

0,848

9

Пензенская область

1315%,2

1810

304

2372

0,15%1

10

Оренбургская область

2031,3

2615%

366

3521

0,971

11

Свердловская область

4297,5

5500

748

7359

0,989

12

Тульская область

1553,9

2927

420

3799

1,000

13

Москва и Московская область

115%95,1

22088

2607

26320

1,008

14

Воронежская область

2335,2

315%1

570

4715%

1,025

15

Пермский край

2634,1

3807

567

4792

1,026

16

Республика Татарстан

3787,3

5566

615%

7067

1,015%

17

Волгоградская область

2608,5

215%5

455

3659

1,105

18

Приморский край

1953,4

3783

477

4841

1,129

19

Омская область

1915%,3

2938

299

3920

1,134

20

Самарская область

3215,4

4199

490

5413

1,139

21

Челябинская область

3478,6

5001

622

5909

1,167

22

Иркутская область

2427,9

3600

534

45%8

1,170

23

Тверская область

1353,5

1924

312

2382

1,172

24

Республика Башкортостан

4071,8

5160

724

6423

1,187

25

Ростовская область

4215%,4

6315%

812

8064

1,190

26

Алтайский край

2416,9

3429

432

4127

1,192

27

Санкт-Петербург и Ленинградская область

6582,1

10953

1110

13228

1,195

28

Нижегородская область

3307,6

5293

689

6671

1,199

29

Красноярский край

2829,1

4948

635

6162

1,213

30

Владимирская область

1444,6

3312

492

4419

1,272

МИННОЕ ПОЛЕ В ДЕЙСТВИИ

Отметим, что тема дорог в РТ стала одной из ключевых в высказываниях высокопоставленных чиновников. Так, в начале марта шеф госавтоинспекции РТ Рифкат Минниханов сообщил журналистам о неожиданно ухудшившейся статистике с начала года. За два месяца 2012 года сотрудниками ГИБДД МВД по РТ выявлено 800 тыс. нарушений правил дорожного движения. Это на 58% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Возбуждено 3 тыс. административных дел на пьяных водителей (больше на 8%). Выявлено 23 тыс. нарушений ПДД пешеходами (больше на 11,5%). Всего в республике с начала года совершено 579 ДТП, в которых 64 человека погибли (больше на 4%) и 729 получили ранения (на 2,4%). Главной причиной роста ДТП Минниханов назвал сокращение личного состава госавтоинспекции.

А на прошлой неделе мэр Казани Ильсур Метшин крайне резко отозвался о качестве дорог в городе. «Это как по минному полю! Ездить невозможно, тихий ужас!» - заявил Метшин. После чего потребовал лишить замов руководителя исполкома Казани и руководство профильных комитетов личных водителей, чтобы те могли лично видеть ямы на дорогах.

А ВОТ ЮЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – СУЩИЙ КОШМАР

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», говорят не только о человеческом факторе…

Михаил Савин - начальник Вахитовского отделения ГИБДД УМВД по Казани:

- Важен не дорожный факт, а человеческий. 52 процента ДТП со смертным исходом происходит из-за выезда на сторону, предназначенную для встречного движения. И это не потому, что водители объезжают препятствия, это умышленное пересечение полосы. Но в ухудшении показателей, конечно, одних водителей винить не стоит. Есть и другие объективные факты – к примеру, в Татарстане прошло сокращение сотрудников ГИБДД. Вы же понимаете, чем меньше надзора, тем меньше бдительность. Качество дорог тоже влияет на аварийность – никто этого не отрицает. Есть такое понятие – «дорожный фактор», который в городе не имеет большого значения, здесь, скорее, значение имеет уровень удобства передвижения. А вот за городом «дорожный фактор» значим – хорошая дорога приводит к превышению скорости и ДТП. Плохая дорога, покрытая колдобинами, тоже повышает уровень аварийности. Пенять только на ГИБДД не стоит, к этой проблеме необходимо подтягивать общественность и всю транспортную структуру, необходимо повышать водительское мастерство.

Рамиль Хайруллин - региональный представитель ФАР:

- Казань превратилась в одну большую стройку из-за новых развязок, и дороги теперь «бьются» еще и усилиями тех, кто эти развязки строит. По городу ездит огромное количество тяжелой техники, а дорожное покрытие уже изжило свой ресурс. Здесь ямочный ремонт не спасет, нужен капитальный, да и «заплатки» эти на дорогах надоели – даже не эстетично как-то.

Если говорить о дорожной ситуации в республике в целом, то положительный опыт необходимо перенимать с Башкортостана. Мы там были недавно – так вот у них в Уфе широкие проспекты, дорожное полотно неплохое. Едешь и получаешь удовольствие от самого процесса езды. Винить кого-то одного в ухудшении показателей безопасности дорожного движения я бы не стал, это общая головная боль, виноваты все: и дорожники, и сотрудники ГИБДД, и даже сами водители.

Дмитрий Пекунов - инспектор отдела пропаганды ГИБДД МВД по Татарстану:

- Сегодня существует очень много рейтингов, и часто даже сложно понять, по каким критериям люди оценивают работу ГИБДД. Наше ведомство в качестве критерия оценки своей работы за основу берет федеральную целевую программу "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 гг." Согласно этой программе, мы к 2012 году должны в полтора раза снизить смертность при ДТП по сравнению со статистикой 2004 года. Есть специальная "прогнозная" кривая, по которой мы должны двигаться, и пока мы не выходим за рамки заданных показателей. Более того, в 2004 году погибшим при ДТП считался человек, который либо погиб на месте, либо скончался от полученных травм спустя 7 суток. Сейчас погибшим в ДТП считается и человек, который погиб через 30 суток, он идет в графу погибших, что тоже оказывает влияние на статистику не в нашу пользу. Но все же основной критерий нами выполняется - по сравнению с 2004 годом идет снижение количества смертей на дорогах республики.

Вячеслав Улитин - директор транспортной компании «Буревестник»:

- Дело в том, что после тысячелетия Казани в городе не проводили текущий и капитальный ремонт на важных магистралях. По сути, серьезных вливаний в дорожное хозяйство, за исключением строительства всех этих развязок, не было. Тем не менее большие претензии к качеству дорожного полотна традиционно возникают только весной. К примеру, прошлым летом состояние дорог можно было назвать удовлетворительным, и минувшей зимой снег активно убирали, поэтому и аварийности большой не было. Если в Татарстане и есть проблемы, то они сродни проблемам в других регионах – там тоже положительная динамика не наблюдается, а наша компания представлена во многих субъектах России.

В летний период у нас много южных маршрутов, и вот волгоградское направление - это сущий кошмар: Самарская и Саратовская область, например. По сравнению с ними наши дороги еще ничего. А теперь в преддверии Универсиады мы ждем, что власти наведут окончательный порядок, тем более что сам мэр Казани неоднократно об этом говорил.