Как школьных поваров учат готовить 220 блюд единого меню, почему перфекционизм может быть тормозом развития, что самое страшное для ребенка и почему планы лучше записывать простым карандашом? Публикуем вторую часть откровенного разговора с кандидатом в депутаты Госсовета РТ, генеральным директором АО «Департамент продовольствия и социального питания города Казани» Римой Мухамедшиной.
Рима Мухамедшина: «Все, что департамент питания зарабатывает, полностью возвращается и инвестируется в инфраструктуру детского питания»
«Нам стали писать: «Где можно ваши котлеты купить?»
— Рима Жамиловна, кто акционеры АО «Департамент продовольствия и социального питания города Казани»? Сколько зарабатывает ваша компания в год? Платите ли дивиденды, на что расходуете прибыль? (Мурат)
— Наш учредитель — комитет земельных и имущественных отношений города Казани, департамент на 100 процентов принадлежит городу. Организация создавалась специально для детского питания, поэтому перед нами не стоит задача заработать сверхприбыль. Наша самая главная задача — качественно накормить детей. Это первое. Второе — мы должны быть эффективными и сами себя обеспечивать. И третий момент — совместно с городом принимаем решение, куда будем инвестировать заработанные деньги. Например, в прошлом году мы полностью заменили линию шокового охлаждения на комбинате питания. А это более 25 миллионов рублей. Все, что департамент питания зарабатывает, полностью возвращается и инвестируется в инфраструктуру детского питания. В том, что сегодня 78 процентов школьных столовых преобразилось в школьный ресторан и во всех школах города своевременно модернизируется оборудование, немалый вклад и департамента питания. Всего с 2019 года предприятие инвестировало только в школьные столовые более 300 миллионов рублей.
По итогам года обсуждаем, какие у нас есть потребности для развития производственных площадок самого департамента, какие потребности есть для вложений в школьные столовые, на какой финансовый результат мы рассчитываем. И совместно с городом принимается решение.
— Департамент занимается только производством питания для детских учреждений? Населению не продаете, например, полуфабрикаты? (Раиса)
— Однозначно продаем. Хочу рассказать такой момент из жизни. Когда началась пандемия и детей перевели на «дистант», встал вопрос, как нам накормить детей-льготников. Было принято решение выдать им продуктовые наборы. Забегая вперед, скажу — всего за время «удаленки» им передали 73,5 тысячи продуктовых наборов общим весом 550 тонн. Но вначале мы сели с командой в департаменте и стали думать, что мы сами хотели бы видеть в этом наборе, чтобы это было точно полезно и съедено. И мы решили в набор включить вместо консервов свои замороженные котлеты. У нас не было далеко идущих планов, хотя, по сути, это здорово, ведь у людей появилась возможность в семейной атмосфере, в домашних условиях, попробовать то, чем кормят их детей в школе. Мы взяли котлеты, заморозили, завакуумировали их и договорились со школами, что они очень внимательно отнесутся к раздаче, чтобы, не дай бог, не разморозилось. И мы получили интересный эффект. Нам стали писать: «Где можно ваши котлеты купить?»
— И где же?
— Мы сделали интернет-магазин. Пандемия для нас стала движком для того, создать его.
— Но это же отдельное теперь производство? И доставка?
— Нет, это то же самое производство. Еще, например, печенье для детского питания у нас делается только на основе сливочного масла, без пальмового. Эта тема сейчас востребована и развивается, есть запрос от интернет-магазинов, экомаркетов. По доставке у нас всегда был торговый отдел, это небольшая служба, но они эти вопросы закрывают.
— Как часто и каким образом вы повышаете квалификацию кадров? Согласитесь, от этого зависит продолжительность успеха. (Ильяс Ситдиков)
— Мы серьезно занимаемся обучением поваров. Во-первых, это совещания, регулярные собрания, на которых обязательно приглашаются специалисты Роспотребнадзора. Мы напоминаем о каких-то моментах, рассказываем о нововведениях, сообщаем, на что обратить внимание, на актуальные вопросы делаем акцент, в том числе рассказываем о нововведениях в меню и так далее. Во-вторых, мы создали специальный учебный курс совместно с Казанским торгово-экономическим техникумом, у них преподаватели сертифицированы по стандарту WorldSkills. Эта программа именно для школьного повара со всеми требованиями сегодняшнего дня. А еще наши технологи сняли ролики на приготовление каждого блюда: так режешь, так складываешь, режим жар плюс пар и так далее. Сейчас данный формат очень востребован, это легко воспринимается, мы же многое смотрим у блогеров …
— И всем поварам ролик в телефоны разослали?
— Сначала пригласили всех поваров перед началом учебного года, сказали: девочки, вот перед вами все эти блюда, какими они должны быть, образцы. А их 220 в школьном меню! Вот тарелки, все едим, всё пробуем сами, как должно быть. Вот образец по технологической карте. Потом смотрим кино: должно быть так и так. Разослали «напоминалки». Мы разные формы пробуем, обучению очень большое внимание уделяем, потому что рынок крайне сложный, за квалифицированные кадры борьба, но мы не боимся брать новеньких. И люди, которые просто хотят поменять профессию, — пожалуйста. У нас есть специалисты, которые могут поделиться знаниями, помочь и провести по этой дороге.
«Иногда такие высказывания были: вот, для родителей специально готовят, для проверки. Каждый день и в каждой школе, чтобы всегда специально для родителей было хорошо? Но если каждый день хорошо, что в этом плохого?»
«Многие родители живут представлениями о школьном питании из своего детства»
— Еще есть стереотипы о школьном питании, с которыми приходится работать?
— Это однозначно, и вот тут родительский контроль — это суперинструмент не только контроля, но и изменения представления родителя о школьном питании. Очень многие живут представлениями о школьном питании из своего детства. Поэтому сегодня родительский контроль ежедневный, в каждой школе. Проект реализуется с 2019 года. Родители учеников посещают школьную столовую, сами пробуют еду из меню и оставляют свои комментарии. Журнал родительского контроля ведется в письменном и электронном формате. За каждой школой закреплен сотрудник департамента, который в оперативном режиме отслеживает запрос родителей и учеников, оперативно реагирует на все замечания. Недостатки исправляются. И сейчас из 15 тысяч записей в школьных журналах родительского контроля питания 98,5 процента положительных откликов.
И это меняет представление родителя о школьном питании, складывается впечатление именно свое. Вот моя школа, не какая-то там абстрактная. Вот моя столовая, вот мой ребенок, вот повар, который готовит моему ребенку, вот блюдо, которое я попробовала. Иногда такие высказывания были: вот, для родителей специально готовят, для проверки. Каждый день и в каждой школе, чтобы всегда специально для родителей было хорошо? Но если каждый день хорошо, что в этом плохого?
— Почему в школьных столовых продается пицца? Что в ней полезного?! (Маршида) Мы уже решили, что бургер — это плохо. А пицца?
— На самом деле бургер — это котлета с булочкой. И что в этом плохого? Главное — из чего сделана котлета, что за булочка и каким соусом все это заправлено. Дьявол кроется в деталях… Мы даже на мастер-классах с детьми делаем бургеры из нормальной котлетки, из овощей, из булки, в которой нет пальмового масла и маргарина. И чтобы булка не из глубокой заморозки была. Так почему нет-то? Если им нравится сама форма. И есть соусы, которые по составу полностью соответствуют детскому питанию. И у пиццы то же самое. Но если мы говорим о классической пицце с колбасой, то, конечно, колбасные изделия в детском питании ограничены.
— Легко ли было набрать поваров-профессионалов? Какой средний возраст сотрудников? Молодежь стоять у плиты сегодня не заставишь… (Гульнара) Молодежь вообще идет в эту профессию?
— У нас прошли практику 389 студентов, и только три человека остались работать. Конечно, не очень идут. Потому что сегодня Казань прекрасно развивается как туристическое направление, очень развит общепит — много кафе, ресторанов. Там объем работы совсем другой: одно дело, когда в зале 40 посетителей, и совсем другое, когда к тебе в одну перемену сразу 400 детей приходят. И ответственность огромная. Для нас вопрос уходящего старшего поколения очень актуальный. Поэтому мы прилагаем большие усилия для привлечения кадров. У нас в департаменте есть профсоюзная организация, используем разные формы материального и нематериального поощрения.
«Сегодня 78 процентов школьных столовых преобразилось в школьный ресторан, и во всех школах города своевременно модернизируется оборудование — немалый вклад и департамента питания»
«Планы по развитию — охват горячим питанием школьников на 100 процентов»
— Какие планы по развитию предприятия? Какую ставите перед компанией цель, в чем видите точки роста? (А.Федоров)
— Самые главные наши планы по развитию — это охват горячим питанием школьников на 100 процентов. Поэтому основной момент — мы должны работать, чтобы понимать, почему сегодня еще не все дети едят. Что мы не до конца проработали в меню? Дети не успевают? Нужно докапываться и докапываться совместно с учреждениями и преодолевать все препятствия, которые мы выявляем на пути к тому, чтобы все дети могли и хотели в школе поесть именно горячее питание.
Например, бесплатное горячее питание для начальных классов — это в основном мясные блюда, то есть котлетка с гарниром, плов и так далее. Мы понимаем, что не все дети это хотят есть утром, но нам нужно было точно это понимать. И мы встречались с родителями и детьми, а на базе лицея «Унбер» провели эксперимент и предложили им блюда, более похожие на домашний завтрак, — творожные сырники, блинчики, кашка, бутерброды. Предложили в качестве альтернативы, потому что кто-то все равно выбирает мясной завтрак. И с этого учебного года мы на выбор родителей и детей будем предлагать другой вариант бесплатного горячего питания. Чтобы избежать упреков в наш адрес, что мы вместо мяса вдруг предложили кашу, хотя по стоимости это все однозначно одинаковые полноценные наборы, молочка сегодня тоже недешевая, выбор комплекса питания мы оставляем за родителями учеников.
И второй момент — растущая численность детей. Сейчас все заточено на рост этого объема, чтобы его обеспечить с точки зрения и кадров, и сырья, и оборудования, и всех ресурсов. На сегодня у нас есть куда расти и что осваивать.
Мы были операторами питания чемпионата WorldSkills в 2019 году. Команда департамента питания совместно с дирекцией спортивных программ, специалистами-технологами проектировала от начала до конца временную конструкцию, огромный ресторан площадью 10 тысяч квадратных метров, разработали меню, вели переговоры с WorldSkills, учли все их требования и организовали питание на обоих чемпионатах — и российском, и международном. Соответственно, у нас есть опыт и в этом.
— К опыту Казани в школьном питании большой интерес со стороны других регионов. Часто делитесь своим опытом с коллегами?
— Часто. Например, в конце августа в Татарстане проходил форум «Сообщество» ПФО. В рамках этого форума был нулевой день, посвященный полезному школьному питанию, и одной из ключевых тем был общественный контроль. В рамках этого форума мы провели в Казани несколько мастер-классов. Основной организационно-опорной точкой был лицей №146 «Ресурс». Директор лицея провела мастер-классы как один из соавторов концепции школьного ресторана. Она рассказывала, как управлять школьным рестораном, как его создать, логистику всю внутреннюю, взаимодействие между школой и школьной столовой. Затем я поделилась практикой, как это масштабировано в городе и в целом что у нас наработано. К этому мероприятию подключились представители родительского сообщества, операторы питания из других регионов, были муниципалитеты не только Татарстана, но и России. В основном онлайн-формат был.
Но основное мероприятие — это дискуссионный круглый стол. Там были все ведомства: Роспотребнадзор, Россельхознадзор, минстрой, представители Госсовета, общественных палат других регионов и Российской Федерации. В целом обсуждалось, какие лучшие практики есть в Казани и Татарстане, какие сегодня есть проблемы и какие вопросы надо поднять на федеральный уровень. Впечатление у наших гостей общее было таким — вау! То, что сегодня реализовано в Казани по школьному питанию, — это, конечно, очень сильно вперед ушло. Нам есть чем поделиться. Тот же журнал родительского контроля, который в 2019 году Казань ввела, и мы были одними из первых. Когда нашу практику заметили на федеральном уровне, ее рекомендовали тиражировать на всю Россию. Да, сейчас родительский контроль много где появляется — это здорово.
«Дети должны хорошо питаться, независимо от уровня доходов семьи, ведь правильная еда — это здоровье на долгие годы»
«Мы должны озвучивать, что можно еще сделать, куда можно двигаться»
— С какой целью вы идете в Госсовет, вы же уже депутат Казгордумы? (Луиза Нуруллина)
— Как мама трех девочек, знаю на своем опыте, какая нагрузка лежит сегодня на женщинах. Семьям нужна поддержка от государства! Дети должны хорошо питаться, независимо от уровня доходов семьи, ведь правильная еда — это здоровье на долгие годы. И семье помощь, если ребенок в школе правильно питается. Эту работу надо продолжать, тем более что в результате беби-бума число детей в школах ежегодно растет. Четыре года назад школьников в Казани было 120 тысяч, сегодня около 165 тысяч. Существующих школ не хватает, они перегружены, многие дети учатся во вторую смену, а строить новые школы не везде есть место. Этот вопрос можно решить строительством школьных пристроев.
Говоря о Ново-Савиновском районе, не могу не сказать: он единственный в Казани, где нет своего ДК. Это несправедливо. Район густонаселенный, ему очень нужны бесплатные секции и кружки и для детей, и для людей старшего поколения. В других районах города программа «Жизнелюб» для пенсионеров успешно работает — чем хуже те пожилые, которые живут в Ново-Савиновском районе?
Есть и другие вопросы, которые меня волнуют. По опыту работы в городской Думе знаю уже, что вода камень точит — если включить волю, даже для, казалось бы, нерешаемых вопросов находится решение.
— В Казанской городской Думе какое направление у вас было?
— Я была членом двух комитетов: по охране окружающей среды и здоровья населения и комитета по образованию, культуре и развитию национальных языков. Мы объезжали школы для проверки террористической защищенности, в рамках женского депутатского объединения «Өмет — Надежда» подняли тему поддержки семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья. И мы сами доступную среду исследовали, как говорится, на своей шкуре. В больницах были, в учреждениях школьных, детских, в пионерских лагерях, на объектах «Водоканала» — то, что касается вопросов охраны окружающей среды. Вопросами бродячих собак занимались. Очень разнообразные вопросы, и, конечно, другой уровень вовлеченности, когда ты во всех этих процессах находишься. Но самое главное — это общение с жителями округа, их проблемы.
Есть дни, когда мы проводим прием граждан в общественной приемной. В основном вопросы приходят через прием граждан. Но однажды я ходила на парламентский час в 73-ю школу рассказать детям о том, как становятся депутатами, зачем это надо. И там дети озвучили проблему дворов на улице Универсиады, где провалилась парковка. Это было просто небезопасно! Люди потеряли надежду, там ведь это очень долгая история. Как действующий депутат я тогда тоже запросы в разные инстанции писала. И так здорово, когда такие тяжелые вопросы находят свое решение.
«Главное — неравнодушная позиция»
— А с какими в основном проблемами люди обращаются?
— С очень разными. И по очередности в детский сад, и по программе «Наш двор». Кстати, немало вопросов из серии разногласий между соседями, не всегда вопрос уходит в плоскость претензии к власти. Например, от жителей с Авангардной, 187 недавно было обращение. Они должны были попасть в программу «Наш двор», но от нее отказались, потому что большинство захотело парковочные места, а не детские площадки и зеленые насаждения. И люди, которые в меньшинстве оказались, пришли на прием. Сейчас думаем, как им помочь. Очень разный спектр обращений. От жителей ЛНР и ДНР тоже были обращения — помочь с бесплатным питанием, с местом в детском саду.
— И как удается все это решить?
— Вопросы поднимать на уровень повыше или на уровень какого-то комьюнити, чтобы они имели поддержку, понимали, что это действительно кому-то надо. Главное — неравнодушная позиция. Законы тоже пишут люди, а все, что делают люди, необязательно совершенно, это раз. Во-вторых, жизнь не стоит на месте, и появляются новые проблемы и вопросы, которые надо решать, поэтому нет предела совершенству. Почему не улучшать, не изменять то, что будет общим благом для людей? Может, получилось немного пафосно, но по-честному.
«Мы прекрасно понимаем, для кого мы работаем. Я очень горжусь командой департамента питания и что мы команда мэрии Казани» (на фото: гимназия №93 Советского района. До и после ремонта)
«Сила и дома, и на работе — это взаимное уважение, желание друг друга поддержать»
— Вы мама троих детей, генеральный директор огромнейшего предприятия, ответственного за питание детей, депутат Казанской городской Думы. А что все-таки на первом месте? И можно ли это вообще сочетать успешно по всем направлениям?
— Все на первом месте… У меня очень хорошая поддержка семьи, муж и дети поддерживают меня во всем. Семья — это тоже команда, у нас нет такого, что каждый сам по себе, мы понимаем, что бывает момент, когда у одного члена семьи ответственный период, значит, вся семья его поддерживает. К тому же дети уже взрослые, старшей дочке 28, средней — 20, и они у нас уже достаточно самостоятельные девочки. Младшая учится в пятом классе. Мы не создаем друг другу проблем, а помогаем. Вот в этом, думаю, есть залог возможностей для каждого из нас.
Так же и на работе. Я не одна. Кто такая ты одна? У нас очень хорошая команда, люди и профессиональные, и эффективные, и каждый помнит, что он тоже родитель. И мы эту тему всегда держим в поле зрения, мы всегда говорим: ну мы же сами родители. Мы прекрасно понимаем, для кого мы работаем. Я очень горжусь командой департамента питания и что мы команда мэрии Казани.
— Но эти стандарты команде задает руководитель?
— Мы вместе! Я думаю, что сила и дома, и на работе — это взаимное уважение, желание друг друга поддержать и, самое главное, ответственное выполнение своего участка работы. Например, для младшей дочки ответственно подойти к школе, сделать домашнее задание качественно, чтобы мама не проверяла.
— Младшая дочь обратную связь дает о том, как ее в школе кормят и что нужно улучшить?
— Да, она мне всегда рассказывает, что она ела и какие у нее впечатления. Помню, в третьем или во втором классе ее одноклассницы передали благодарность за появившиеся в школьном меню макароны болоньезе. Правда, в части рыбной котлеты я еще с ней не договорилась, не любит.
«Основное, что я взяла от родителей, — это то, что человек должен всегда трудиться»
«Мне понравилось слово «улучшитель»
— У вас все в семье перфекционисты?
— Да, есть такое дело. Но мы с этим коллективно боремся.
— Зачем же?
— Иногда это тормоз для развития. Если ты хочешь быть вечно безупречным и боишься ошибок, ты ничего нового не изобретешь. Мне больше нравится слово «улучшитель». Это когда ты все время хочешь улучшить.
— В ваших детях перфекционизм вы воспитали, а в вас кто его воспитал?
— Основное, что я взяла от родителей, — это то, что человек должен трудиться. У меня всегда был на огороде участок, который я в зависимости от сезона должна была либо вскопать, либо полить, либо собрать урожай. Папа всегда мне говорил, что сначала надо маме помочь, а потом уроки делать. И в то же время со мной всегда общались как со взрослой, спрашивали, какие у меня планы, какие пожелания. Мы всегда собирались в выходной за завтраком, и папа интересовался нашими планами на день, чем мы будем заниматься. Наши интересы учитывались, к ним уважительно относились.
Пожалуй, эти моменты я точно взяла из семьи, и мое твердое убеждение, что ребенок должен быть занят. Когда он занят какой-то для себя полезной деятельностью либо общественной для семьи, то уважение к чужому труду прививается. И вырабатываются механизмы, которые тебя делают эффективным, ты умеешь управлять временем, умеешь себя дисциплинировать, умеешь добиваться результата или работать в условиях многозадачности. Эти моменты идут, мне кажется, из труда. Да, отдыхать, безусловно, тоже надо, но когда есть много свободного времени и безделья, для ребенка это опасно.
— О чем вы мечтаете? (Дина) И вообще есть ли время, чтобы мечтать?
— Я мечтаю утром, когда делаю зарядку или когда еду на велосипеде по лесу.
— И о чем мечтаете? За весь мир, за своих детей, за свою работу?
— Наверное, обо всем. Я вообще очень не люблю ограничения, особенно в мышлении и размышлениях. Мне кажется, жизнь такая многогранная, и для всего есть место, и зачем надо одно что-то выбрать, а от всего другого отказаться? И поэтому в мечтах так же, я могу обо всем помечтать. Например, есть у меня такая мечта — восстановить свой навык игры на виолончели. Мне муж ее подарил на Новый год, и я даже несколько раз с ней походила в музучилище. Вот такие, может быть, несерьезные на первый взгляд, мечты. Много люблю думать о работе, врать не буду.
— Вы человек мечты или планирования?
— Планировать я вообще обожаю, если честно. Я люблю такой блокнот — понедельник, вторник… Такой большой, чтобы можно было много записать. И писать я люблю только простым карандашом, чтобы можно было скорректировать, изменить планы — не люблю жестких рамок. Сегодня в быстроменяющемся мире быть гибким — это особый, остро необходимый навык. Я люблю планировать, мне не жалко на это времени, потому что это очень оправдано, ведь ты намного больше успеваешь.
— Может, это секрет успешного руководителя?
— Секрет — звездная команда, а не команда звезд. Почему я так много говорю о команде? Для меня команда — это когда каждый сам по себе профессионал, но каждый знает, как между собой взаимодействовать, как работает вся система. Процессы должны быть выстроены так, чтобы людям было понятно, за что они отвечают, как они могут свою инициативу реализовать.
— Рима Жамиловна, спасибо за увлекательный разговор. Успехов вам и вашей команде!
Мухамедшина Рима Жамиловна родилась 8 марта 1971 года в поселке Нижняя Мактама Альметьевского района ТАССР. Окончила Казанский финансово-экономический институт по специальности «бухгалтерский учет, контроль и анализ ХД» (1992), Казанский государственный университет по специальности «финансовый менеджмент» (2006), прошла президентскую программу подготовки управленческих кадров. Заслуженный экономист РТ (2013).
1992–1996 — бухгалтер аппарата главы администрации Советского района.
1996–1998 — бухгалтер филиала акционерного банка «Девон-Кредит».
1998 — начальник отдела учета контроля финансово-хозяйственной деятельности префектуры территории «Казанский посад».
1998–2004 — главный бухгалтер филиала акционерного банка «Девон-Кредит».
2004–2011 — финансовый директор в ООО «Бахетле-1».
2011–2018 — первый заместитель генерального директора в ООО «Бахетле-1».
С 20 сентября 2018-го — генеральный директор АО «Департамент продовольствия и социального питания г. Казани».
С 2020-го — депутат Казанской городской Думы.
Изготовитель: Общество с ограниченной ответственностью «Бизнес Медия Холдинг». Юридический адрес: 420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Лобачевского, 10, корпус 2. ИНН 1655152609. Заказчик: кандидат в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва — по Ибрагимовскому одномандатному избирательному округу №7 Мухамедшина Рима Жамиловна. Тираж: 1 шт. Дата изготовления: 8.09.2022. Изготовление оплачено из средств кандидата в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва — по Ибрагимовскому одномандатному избирательному округу №7 Мухамедшиной Римы Жамиловны.
Читайте также:
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.