В последнее время классический футбол для молодежи стал отходить на второй план — матчи скучные, пообщаться с игроками и тренерами невозможно. Поэтому все популярнее становятся персонажи из интернета. Блогерские команды завоевали сердца юных болельщиков, а их уровень с каждым годом растет. Теперь это не просто любители, которые желают попинать мяч, а те, кто собирает тысячи зрителей на стадионах и миллионы просмотров в YouTube — куда больше, чем клубы РПЛ. Для подобных клубов создаются специальные лиги с призовыми фондами, там играют звезды TikTok, YouTube и телевидения. Казань не отстает от трендов, в столице РТ создали свою блогерскую команду — первую среди профессиональных клубов.
В свое время хитами YouTube были различные футбольные испытания для блогеров вроде попадания в перекладину мячом, исполнения финтов и т. д. Первым стал «Амкал», который проводил товарищеские встречи в Москве с «Матч ТВ» и академией «Ювентуса»
Что такое медиафутбол?
В свое время хитами YouTube были различные футбольные испытания для блогеров вроде попадания в перекладину мячом, исполнения финтов и т. д. Позже это переросло в создание полноценных команд. Первой стал «Амкал», который проводил товарищеские встречи в Москве с «Матч ТВ» и академией «Ювентуса». Зрители и подписчики стали «президентами» клуба — они в голосовании решали, кого из новичков подписывать и какой схемой играть. Движение зародилось в 2018 году, а чуть позже появились 2Drots, свои команды создали известные блогеры Василий Уткин и Никита Ковальчук.
Основной целью блогерских команд были товарищеские матчи и их последующие обзоры в YouTube-каналах. Количество подписчиков росло, в видео стали появляться профессиональные футболисты (Александр Соболев залетал во время выступления за «Крылья Советов», Антон Миранчук из «Локомотива», Федор Чалов из ЦСКА), рэперы (Егор Крид, Паша Техник), топовые стримеры.
Чуть позже появились 2Drots. Основной целью блогерских команд были товарищеские матчи и их последующие обзоры в YouTube-каналах
Вскоре стало так много медийных команд, что в 2020 году среди них было решено провести турнир — «Московский кубок селебрити». А в 2022-м появилась целая Медийная футбольная лига (МФЛ). Она спонсируется букмекерами, за победу в ней дается солидная награда — 5 млн рублей. Победитель турнира, а также самая популярная блогерская команда — «Амкал» — была приглашена президентом РПЛ Александром Алаевым сыграть в Кубке России. И уже в нем пошумела!
Главные блогерские команды страны начали турнир с 1/256 финала. В первом раунде «Амкал» и 2Drots выбили из борьбы «Зоркий» и «Чертаново» соответственно. Кстати, недавно матч двух этих блогерских команд в Кубке селебрити в прямом эфире смотрели 200 тыс. человек!
Стоит отметить, что в медиалиге принимают участие не только московские клубы — из Казахстана в Россию приезжает SD Family. Во втором сезоне, который стартует в сентябре, сыграет первая медийная команда на базе профессиональной. Она появилась в Казани.
Инициатором создания медийного «Рубина» стал бизнесмен Денис Краснобаев, чья компания занимается звукоизоляцией. Ранее ему принадлежали организации «Шумофф-16» и «Экозвук»
«Рубин» не финансирует медийный «Рубин»
Инициатором создания медийного «Рубина» стал бизнесмен Денис Краснобаев, чья компания занимается звукоизоляцией. Ранее ему принадлежали организации «Шумофф-16» и «Экозвук». Изначально он создал любительскую команду и разработал план ее продвижения. Команда существовала год, и Краснобаев задумался о том, чтобы заявиться в какую-нибудь лигу. Тренировки проходили на стадионе «Электрон», где Краснобаев познакомился с аналитиком главной команды «Рубина» Романом Шапшинским. Вскоре Шапшинский возглавил команду, которая оставалась любительской.
Через некоторое время Краснобаев понял, что из этой идеи можно выжать максимум, обратившись к руководству «Рубина» с предложением создания медийной команды. Генеральный директор Рустем Сайманов одобрил мысль. Стоит пояснить, что, в отличие от женской и молодежных команд, «Рубин» не содержит медийный клуб. Конечно, команда тренируется на базе, имеет доступ к пиар-отделу клуба, получает мячи, но все выезды оплачиваются из кармана Краснобаева и спонсоров, которых он привлек. Титульный и технический спонсоры пока не определены, однако есть вероятность заключения соглашения с экипировщиком 2К.
У медийного «Рубина» было предложение сыграть еще в весенней медийной лиге, но тогда команда не располагала достаточным финансированием. Только один выезд в Москву на турнир обошелся бы в 2,5 млн рублей.
«Без финансовых потерь я мог обеспечить команду на пять туров медиалиги. Не хотелось ее подводить, поэтому наше место заняла команда „Арт“ (в ней играют резиденты Comedy Club Дмитрий Кожома и Иван Пышненко — прим. ред.). К этому моменту мы провели только один просмотр, команда еще не была готова — не было даже формы», — объяснил Краснобаев.
В команде около 35 человек — и местные футболисты, и местные блогеры. В своих сюжетах команда старается экспериментировать с контентом: от идей с челленджами быстро отказались и переключились на стримы
Сейчас видео для YouTube-канала «Рубина» снимает Солтан Сунгатуллин — ранее он режиссировал клипы главной команды с участием Леонида Слуцкого. В команде около 35 человек — и местные футболисты, и местные блогеры. В своих сюжетах команда старается экспериментировать с контентом: от идей с челленджами быстро отказались и переключились на стримы.
«У игроков нет зарплат, единственная движущая сила — прокачка своих медиа, работа с аудиторией. Поэтому наши видео будут преимущественно разговорного характера», — пояснил Краснобаев.
В то же время другие игроки медиалиги зарабатывают очень даже прилично: суммы контрактов отдельных футболистов BrokeBoys (Сергея Давыдова и Сергея Дьякова) доходят до 200–300 тыс. рублей, бывший игрок «НаСпорте» Дмитрий Тарасов получал миллион рублей. Зарплатные ведомости разнятся очень сильно. Например, в 2Drots есть только премиальные за победу.
Стоит пояснить, что «Рубин» не единственная медийная команда на базе профессиональной. Буквально на днях московская «Родина» объявила о кастинге в свою команду. Туда уже входят рэпер T-killah и бывший футболист «Рубина» Дмитрий Тарасов.
Вообще, в лиге выступает большое количество звезд, которые не хотят уходить на футбольную пенсию: Денис Глушаков, братья Гатаговы, Андрей Ещенко, Тарас Бурлак, одну из команд тренирует Александр Филимонов. И это только футболисты, а еще есть блогер-трансгендер Игорь Синяк, рэперы ST и Млечный, стендап-комик Филипп Воронин. В общем, посмотреть и поболеть есть за кого.
Сейчас в команде играет Азиз Шарапов aka icerussiankid. В запрещенной социальной сети у него больше 2 млн подписчиков. В TikTok подписчиков меньше — 192 тыс., а контент можно назвать крайне своеобразным
Рэпер Нурминский — главная местная звезда
Костяк казанской команды оставлен от первой любительской команды Краснобаева, это 5–6 человек. Уже после перехода в семью «Рубина» было организовано несколько отборов — оттуда тоже пришли игроки с футбольным прошлым или мощной «медийкой».
Например, сейчас в команде играет Азиз Шарапов aka icerussiankid. В запрещенной социальной сети у него больше 2 млн подписчиков. В TikTok подписчиков 192 тыс., а контент можно назвать крайне своеобразным.
У еще одного члена команды подписчиков меньше, однако знают о нем куда больше, чем об Азизе, причем даже за пределами России. За «Рубин» играет Норик Авдалян — тот самый футболист, который забил пенальти в чемпионате Татарстана с сальто. Момент показывали на «Матч ТВ», видео выкладывало главное футбольное сообщество «433», о Норике писало даже британское издание The Guardian.
За команду также играет еще один блогер-миллионник Алмаз Билялов aka strong. В своем аккаунте он транслирует пранки, но мирное население не страдает — он шутит над своими друзьями. Повесить самого невысокого друга за штаны на забор, столкнуть другого в озеро — за таким контентом нужно обращаться к нему.
«Есть блогеры, которые хотят залететь в проект, хотя никакого отношения к футболу не имеют. Просто хотят светить лицами и не выходить на поле. В нашей команде такого не будет. Все, кто у нас играет, заинтересованы в футболе. Просто набрать блогеров, чтобы они снимали видео с банки, и мальчишек из рубиновского дубля, чтобы они играли, не хочется», — добавил Краснобаев.
Самым известным игроком клуба стал Альберт Шарафутдинов, более узнаваемый под псевдонимом Нурминский. Песня о Gelandewagen «Валим», трек в поддержку «Рубина» и «Ак Барса» «Начинается сезон» уже давно знакомы массовой аудитории
Самым известным игроком клуба стал Альберт Шарафутдинов, более известный под псевдонимом Нурминский. Песня о Gelandewagen «Валим», трек в поддержку «Рубина» и «Ак Барса» «Начинается сезон» уже давно знакомы массовой аудитории.
Помимо известных медиаличностей, «Рубин» завлекает и известных футболистов прошлого. Например, желание играть за новый клуб выразил Олег Кузьмин. Он хочет совмещать работу тренера в главной команде «Рубина» и появляться на поле в медийной лиге. Видимо, после завершения карьеры в 2018 году не до конца убил в себе футболиста.
Конечно, из-за основной занятости специалист не всегда сможет посещать тренировки и матчи, как и тренер Шапшинский, но будет искать возможности. Стоит отметить, что в медийном клубе Кузьмин будет играть под руководством Шапшинского, в то время как в главной команде все ровно наоборот: Кузьмин — начальник Шапшинского. Дополнительная мотивация Кузьмина — его сын уже играет в медиалиге за команду Basement, которая в этом году стала финалистом МФЛ.
Зато уже точно за команду сыграет Андрей Киреев, который поиграл в «СКА-Хабаровске», «Уфе», «Нефтехимике» и «Акроне». Он и стал капитаном команды. Есть в его послужном списке и выступления за «Рубин», но назвать легендой спортсмена будет сложно: всего три матча в составе казанского клуба.
Также в команду может войти бывший одноклубник Кузьмина Евгений Баляйкин. Полузащитник с января находится без команды и вполне может усилить команду, которая собирается в Казани. Тем не менее собирать «золотое поколение» «Рубина» здесь никто не намерен.
Ранее Шапшинский уже работал в любительском клубе, изучал много профессиональной литературы, а друг специально для него достал методичку «Барселоны»
Тренировки по видео на YouTube
Несмотря на то, что во многих медийных командах главными тренерами стали известные в прошлом футболисты (в «Амкале» серебряный призер чемпионата России Денис Зубко, в 2Drots — чемпион СССР Дмитрий Кузнецов, в «НаСпорте» — серебряный призер чемпионата России Сослан Гатагов), в «Рубине» сделали ставку на молодость и желание учиться. Поэтому большая часть процесса заимствуется у уже сделавших себе имя специалистов.
«На YouTube море открытых тренировок лучших тренеров мира. Есть полностью снятая тренировка Карло Анчелотти перед финалом Лиги чемпионов. Поэтому можно найти стилистику разных специалистов. Я вживую видел, как тренируют Леонид Слуцкий, Роман Шаронов, чуть-чуть Хави Грасию и Курбана Бердыева, поэтому старался брать что-то у каждого», — объяснил Шапшинский.
Он отметил, что, несмотря на свою значимость, YouTube не главный источник знаний. Ранее Шапшинский уже работал в любительском клубе, изучал много профессиональной литературы, а друг специально для него достал методичку «Барселоны». Опыт позволяет проводить тренировки за счет целого комплекса знаний, которые продолжают пополняться благодаря работе со Слуцким.
Команда тренируется два раза в неделю с мячом и один раз со своим тренером по физической подготовке
Команда тренируется два раза в неделю с мячом и один раз со своим тренером по физической подготовке. Сам тренировочный процесс стартовал в середине марта, однако состав постоянно претерпевал изменения, по-настоящему команда стала собираться только в последнее время. Люди приходят после отборов, но даже сейчас кто-то пишет лично Краснобаеву или Шапшинскому и просится в команду.
Понятно, что в составе сейчас находятся и футболисты, и блогеры. Как с этим работать, ведь уровень очень разный? Тренерский штаб делит команду на две группы: тех, кто чуть лучше, и тех, кто чуть хуже. Тем не менее выполняют они одни и те же упражнения. Однако, несмотря на работу Шапшинского со Слуцким, тренировочный процесс последнего не используется в медийном клубе.
«Я пытался полностью брать его цикл и в той или иной степени пытался адаптировать его под своих ребят. Но там программа рассчитана на готовых ребят, у нас нужно компилировать моменты из детской программы — обучение технике, приему мяча, поставке удара. Это должен быть косметический момент. Поэтому я адаптирую для команды некоторые упражнения, перестал копировать Слуцкого», — добавил Шапшинский.
Отличаться будет и стилистика самих матчей. В медиалиге нет такого упора на результат, как в Первой лиге, здесь нужно шоу. Поэтому некоторые идеи, которые не доходят до главной команды, могут быть испробованы в медийном «Рубине». Например, оригинальные розыгрыши стандартных положений, какими они были у «Алании». Большая редкость, когда большие коллективы начинают водить хороводы по штрафной площади во время углового. Не факт, что это принесет успех, зато выглядит интересно.
Медийный «Рубин» уже точно сыграет во втором сезоне медиалиги. Там им предстоит выступать против команды игроков «Спартака» Георгия Джикии и Александра Соболева, а также подопечных Сослана Гатагова. Конкуренция серьезнейшая.
В медиалиге нет такого упора на результат, как в Первой лиге, здесь нужно шоу. Поэтому некоторые идеи, которые не доходят до главной команды, могут быть испробованы в медийном «Рубине»
Сезон стартует уже в сентябре, поэтому времени на подготовку у команды не так много. Тем не менее основной костяк уже собран. Краснобаев отмечает, что этот проект рассчитан на продолжительное время, он не создан только ради одного турнира. «Мы будем продолжать выступать, будем играть выставочные матчи. Например, у нас запланирована встреча с блогерами из Чебоксар», — отметил он.
Команда еще не укомплектована до конца, по-прежнему медийный «Рубин» проводит отборы и ищет точечные усиления. Все-таки клуб может уже на старте своего пути встретиться с участниками Кубка России и бывшими профессиональными футболистами, которые поиграли в РПЛ.
Второй сезон будет длиться три месяца, групповой этап пройдет в Москве, на стадионе «Луч». Стадии ¼ финала, полуфиналы и финал пройдут за пределами столицы. На данный момент рассматриваются варианты с Крымом и Сочи. Если удастся договориться с Сочи, то финал состоится на 45-тысячном «Фиште».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.