С 8 августа у «Чаши» теперь стоит свежий (2016 года постройки) речной трамвайчик, гуляющий по столичной реке с экскурсией. Упустить его из виду нельзя: красный теплоход в ливрее Visit Tatarstan знакомит туристов с городом каждый часФото: Валерия Купцова

Испытательные заплывы

Речные путешествия в последнее время вдруг оказались на слуху. Будущее Казани как города на Волге стало темой обсуждения архитекторов, градостроителей, экспертов по туризму и частному маломерному флоту в рамках летней встречи «Диалоги», организованной Институтом развития города. Затем по Казанке пустили речной трамвайчик, курсирующий между Кировской дамбой и мостом «Миллениум». Так и назрел вопрос: как в целом обстоят дела с водными маршрутами в Татарстане? Корреспондент «БИЗНЕС Online» опробовал все регулярные рейсы, что на сегодняшний день доступны на Волге и Казанке.

«РКМ 1 – Вдохновение»: экскурсионный маршрут по Казанке

С 8 августа у «Чаши» теперь стоит свежий (2016 года постройки) речной трамвайчик, гуляющий по столичной реке с экскурсией. Упустить его из виду нельзя: красный теплоход в ливрее Visit Tatarstan знакомит туристов с городом каждый час.

Пристань/порт. Утро 9 августа. Корреспондент «БИЗНЕС Online» начинает знакомство с речным судоходством Казани. Отправление на экскурсию происходит в одном из самых живописных мест столицы республики. Возле «Чаши» построена новая пристань — в стиле «простенько, но эффективно»: деревянная лестница и небольшой мостик.


Здесь нет ни устройств бесконтактной оплаты, ни турникетов. Список зарегистрированных гостей у одной из контролирующих прогулки написан вручную на бумаге. Согласно этому же списку она будет грозно строить пассажиров по парам и разделять их по пять человек, чтобы не перегружать и без того небольшую пристань.

На открытой палубе теплохода стоят несколько рядов пластмассовых стульчиков. Внизу, под крышей, подволок действительно низковат: высоким людям приходится нагибаться, чтобы пройти по нижней палубе На открытой палубе теплохода стоит несколько рядов пластмассовых стульчиков. Внизу, под крышей, подволок действительно низковат: высоким людям приходится нагибаться, чтобы пройти по нижней палубе Фото: Валерия Купцова

У самой «Чаши» можно встретить пару человек, раздающих флаеры с приглашениями на свежую экскурсионную программу «Вдохновение». Некоторые из пассажиров рассказали «БИЗНЕС Online», что узнали о развлечении как раз из этих рекламных буклетиков. Пока у речного трамвайчика нет своего сайта для бронирования билетов на прогулку: нужно либо звонить по телефону, либо по старинке приходить к пристани и ждать свободного рейса.

Комфорт судна. «РКМ 1 – Вдохновение» построено китайскими инвесторами. «Мы любим шутить, что потолки здесь низкие, потому что они строили судно под себя», — смешит публику экскурсовод. На открытой палубе теплохода стоит несколько рядов пластмассовых стульчиков. Внизу, под крышей, подволок действительно низковат: высоким людям приходится нагибаться, чтобы пройти по нижней палубе.

Если всё-таки захочется спуститься вниз, там встречают ярко-красные диваны, зеркальный потолок и широкие столы Если все-таки захочется спуститься вниз, там встречают ярко-красные диваны, зеркальный потолок и широкие столы Фото: Валерия Купцова

Если все-таки захочется спуститься вниз, там встречают ярко-красные диваны, зеркальный потолок и широкие столы. К китайскому другу «РКМ 1» хозяева и работники относятся трепетно: салон опрятный, без посторонних запахов. Также на нижней палубе можно найти бар. А чтобы нескучно было слушать про историю Казани, продается пиво, которое в наш рейс решили попробовать все временные обитатели красных диванов.

Нижняя палуба проветривается неважно: в путешествии становится душно, а окна открываются только сверху.

Цена и время в пути. «За 40 минут 900 рублей… Не многовато они берут?» — поинтересовалась туристка Светлана. Экскурсия, по ощущениям, действительно проходит быстро — это, может быть, и неплохо, ведь туристы обычно спешат по своей программе. Кроме того, теплоход движется по кругу: начинает и заканчивает прогулку возле «Чаши». Получается, что пассажирам показывают достопримечательности города 2 раза подряд. Зато можно все запомнить.

Теплоход движется по кругу: начинает и заканчивает прогулку возле «Чаши». Получается, что пассажирам показывают достопримечательности города 2 раза подряд. Зато можно все запомнитьФото: Валерия Купцова

Регулярность. Программа доступна ежедневно в 11:00, 12:00, 15:00, 16:00 и 17:00. Желающих достаточно, мест на всех пока хватает. Сейчас можно спокойно подойти к новой пристани и взять билет на трамвайчик прямо у реки.

Оценка по пятибалльной шкале: 4 из 5.

Этот теплоход на подводных крыльях построили в 1986 году в Зеленодольске, на заводе им. Горького Этот теплоход на подводных крыльях построили в 1986 году в Зеленодольске, на заводе им. Горького Фото: Валерия Купцова

«Метеор» «Владимир Нефедов»: Казань – Болгар

Этот теплоход на подводных крыльях построили в 1986-м в Зеленодольске, на заводе им. Горького (всего с его стапелей с 1961 по 2006 год сошло более 400 «Метеоров»). Судно не эксплуатировалось с 2004-го. В 2015–2016 годах вместе с другим скоростным теплоходом «Вячеслав Каргин» при поддержке руководства республики оно прошло глубокую модернизацию, и «Метеоры» «Татфлота» снова вышли в рейс.

Пристань/порт. Утро 10 августа. В спешном порядке проходишь все турникеты в казанском речном порту. Вокруг многочисленные сотрудницы грозно предупреждают: «В Болгар заходим с правой стороны!» За 15 минут до отправления здесь скопилась значительная очередь. Многие стоят с бумажными билетами. Вероятно, приобрести их в кассе до отправления не составляет труда. А может, кто-то для перестраховки распечатывает электронный вариант билета.

В Болгаре придется пройти через маленькую, старую пристань и сойти на берег по хлипкому деревянному мосту В Болгаре придется пройти через маленькую старую пристань и сойти на берег по хлипкому деревянному мосту Фото: Валерия Купцова

Речпорт в Казани производит двойственное впечатление. Пристани старые — белая, когда-то торжественная штукатурка на причалах и лестницах облупилась и отваливается кусками. Но трапы между судном и пристанью широкие, устойчивые и сухие.

А вот на другом конце маршрута дела обстоят в разы хуже. В Болгаре придется пройти через маленькую старую пристань и сойти на берег по хлипкому деревянному мосту. Там стоит будка едко-зеленого цвета со скромной надписью «Касса» на двери. А рядом природа съедает заброшенное здание бывшего порта: он со всех сторон оброс кустами и деревьями.

Путешественнику открывается знакомая многим картина: простенькие сидения на металлическом каркасе, обтянутые застиранными тканевыми чехлами, потрескавшаяся в некоторых местах окна, давно пожелтевшая краска Путешественнику открывается знакомая многим картина: простенькие сиденья на металлическом каркасе, обтянутые застиранными тканевыми чехлами, потрескавшаяся в некоторых местах окна, давно пожелтевшая краска Фото: Валерия Купцова

Комфорт судна. «Владимир Нефедов» уже в преклонном возрасте, поэтому отнесемся к «старику» с уважением. Путешественнику открывается знакомая многим картина: простенькие сиденья на металлическом каркасе, обтянутые застиранными тканевыми чехлами, потрескавшаяся в некоторых местах окна, давно пожелтевшая краска. Но в «Метеоре» просторно и даже в жаркую погоду воздуха хватает. Здесь нет грязи или неприятного запаха — за судном тщательно ухаживают. «У нас в Питере все же покомфортабельнее: вроде сами поменьше, а потолки повыше», — делится впечатлениями туристка Александра.

В узких открытых тамбурах постоянно скапливается восхищенная видом Волги толпа. А занять «коронные» места получается только у самых удачливых. На смотровой площадке каждого оглушает звук дизелей. Кстати говоря, шум из машинного отделения слышен от носа судна до кормы. Неудивительно — все же мощность, как у десятка «КАМАЗов».

Открытой палубы у судна нет. Значит ли это, что рассмотреть Волгу, Камское устье, прибрежные леса Татарстана не получится? Отнюдь — окна «Метеора» панорамные. Нос судна застеклен со всех сторон. Проблема только в том, что увидеть расположение мест в «Метеоре» на сайте заранее нельзя: представлены только бессмысленные цифры. Получается, что тем, кто все же попадает в носовую часть, крупно везет.

Цена и время в пути. Некоторые из пассажиров и наших собеседников назвали цену и время в пути единственными критериями, почему они решили добраться до Болгара по Волге. «Метеор» за 400 рублей долетает за два часа. Автобус же едет три с половиной часа: в будни — за 450 рублей, а в выходные — за все 530. «Яндекс.Такси» просит 4,5 тысячи. Добраться на машине не составит труда за три часа.

Регулярность движения. «Можно было и почаще! Да и не все планируют провести в Болгаре пять часов», — рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» Светлана, приехавшая из Питера. По ее словам, на выходные купить билеты не получилось даже за неделю до поездки. Рейсы в Болгар обслуживает два теплохода: один следует в Тетюши с заездом в наш пункт назначения, другой идет напрямую. Из Казани первый отчаливает в 8 часов утра, второй — в 9. Обратно суда отправляются в 15:40 и 16:00.

Рейсы на Болгар обслуживают два теплохода: один следует в Тетюши с заездом в наш пункт назначения, другой идет напрямую. Из Казани первый отчаливает в 8 часов утра, второй — в 9. Обратно судна отправляются в 15:40 и 16:00 Рейсы в Болгар обслуживает два теплохода: один следует в Тетюши с заездом в наш пункт назначения, другой идет напрямую. Из Казани первый отчаливает в 8 часов утра, второй — в 9. Обратно суда отправляются в 15:40 и 16:00 Фото: Валерия Купцова

Форс-мажор. Выбираться из Казани нашему корреспонденту оказалось непросто. В Болгаре была гроза, и вся непогода направилась в сторону столицы РТ. У пристани уже стояло два судна — компанию нашему «Нефедову» составляет «Георгий Куклев». Довольно долго решетчатая дверь с разорванной колючей проволокой была закрыта для ожидающей толпы. Прошло минут 10, как «Метеор» должен был отчалить, но причин задержки никто не назвал. Некоторые с возмущением отправились прятаться от дождя в заброшенное здание порта среди обвалившихся стен, пыльных бумаг и советской мебели. Наконец откуда-то крикнули, что из-за погодных условий суда пока не выпускают в рейс, но можно посидеть в салоне — и уже изрядно злые пассажиры взошли на борт. А отчалили мы только через час.

Оценка по пятибалльной шкале: 3 из 5.

Этот теплоход тоже изрядно походил по речке! Построили его в Москве в 1984 году. 38-метровое водоизмещающее судно неторопливо — скорость не более 23 км/ч, поэтому и рейсы оно способно выполнять не слишком дальние Этот теплоход тоже изрядно походил по речке! Построили его в Москве в 1984 году. 38-метровое водоизмещающее судно неторопливо — скорость не более 23 км/ч, поэтому и рейсы оно способно выполнять не слишком дальние Фото: Валерия Купцова

Теплоход «Москва-160»: Казань – Свияжск

Этот теплоход тоже изрядно походил по речке! Построили его в Москве в 1984 году. 38-метровое водоизмещающее судно неторопливо — скорость не более 23 км/ч, поэтому и рейсы оно способно выполнять не слишком дальние. А расстояние из Казани до Свияжска — около 30 километров.

Пристань. Утро 11 августа. В очереди на теплоход до Свияжска стоит втрое меньше народу, чем на «Метеор» в Болгар. Там людей пропускают без спешки и предупреждающих криков.

Пристань Свияжска больше, чем в Болгаре и располагает несколькими старенькими причалами. Чтобы сойти на берег, необходимо пройти по тонкому металлическую мостику Пристань Свияжска больше, чем в Болгаре, и располагает несколькими старенькими причалами. Чтобы сойти на берег, необходимо пройти по тонкому металлическому мостику Фото: Валерия Купцова

Пристань Свияжска больше, чем в Болгаре, и располагает несколькими старенькими причалами. Чтобы сойти на берег, необходимо пройти по тонкому металлическому мостику. Речники помогают пассажирам проходить это испытание: всем желающим они готовы подать руку. Далее пассажиры минуют небольшое строение в виде коробки: бросается в глаза дверь с облезшей краской и надписью «Касса». Чтобы оказаться на берегу, нужно пройти по широкому деревянному мосту.

Первый вопрос, который приходит в голову на борту: а зачем в билете указано место? На нижней палубе — масса столов и металлических стульев, словно в столовой Первый вопрос, который приходит в голову на борту: а зачем в билете указано место? На нижней палубе — масса столов и металлических стульев, словно в столовой Фото: Валерия Купцова

Комфорт судна. Первый вопрос, который приходит в голову на борту: а зачем в билете указано место? На нижней палубе — масса столов и металлических стульев, словно в столовой. На верхней открытой палубе люди сидят на скамейках. Комфортных сидений со спинками там не найти. Хотите отдыхать на солнце и наблюдать за Волгой сверху? Мучайтесь два часа на лавочках! Непритязателен все же был советский человек — на этих скамейках некоторые умудрились еще и заснуть под неспешный плеск волн, вибрацию и равномерный шум дизелей.

На верхней открытой палубе люди сидят на скамейках. Комфортных сидений со спинками там не найти. Хотите отдыхать на солнце и наблюдать за Волгой сверху? Мучайтесь два часа на лавочках! На верхней открытой палубе люди сидят на скамейках. Комфортных сидений со спинками там не найти. Хотите отдыхать на солнце и наблюдать за Волгой сверху? Мучайтесь два часа на лавочках! Фото: Валерия Купцова

Картина в салоне напоминает общежитие. Людей полно — на теплоходе «Москва-160» 200 мест: толпятся в проходах, толкаются. За одним столом умещаются сразу несколько семей. 

Картина в салоне напоминает общежитие. Людей полно — на теплоходе «Москва-160» 200 мест: толпятся в проходах, толкаются. За одним столом умещается сразу несколько семей Картина в салоне напоминает общежитие. Людей полно — на теплоходе «Москва-160» 200 мест: толпятся в проходах, толкаются. За одним столом умещаются сразу несколько семей Фото: Валерия Купцова

Судно пыльное: неприятно класть руки на столы, браться за перила да и просто находиться в салоне теплохода. С корпуса облезает краска, в проходах между палубами заметна грязь — наверное, генеральной уборки не было уже несколько навигаций. Ощущение такое, что за теплоходом давно никто как следует не ухаживал — пассажиру остается лишь надеяться, что хотя бы с точки зрения корпуса, машин и механизмов все в порядке.

Цена и время в пути. Цена существенно сглаживает неудобства во время пути на «Москве». За два часа пассажиры платят всего 140 рублей. Но автобусы немногим дороже, да и время поездки меньше на полчаса (150 рублей за полтора часа). Теплоходы типа «Москва» поражают продвинутых туристов неторопливостью. По словам Анны (и снова гости из Питера!), во время поездки ее не покидало ощущение, что судно стоит в «речной пробке».

Речной вариант в этом случае становится частью путешествия. «Выбрала теплоход только потому, что для меня это медитация. Автобусы — это неинтересно», — рассказала нашему корреспонденту еще одна путешественница, на сей раз из Москвы.

В оба направления ходят два теплохода три раза в день. Примечательно, что на сайте билеты для покупки становятся доступны только за два дня до отправления В оба направления ходит два теплохода 3 раза в день. Примечательно, что на сайте билеты для покупки становятся доступны только за два дня до отправления Фото: Валерия Купцова

Регулярность движения. В оба направления ходит два теплохода 3 раза в день. Примечательно, что на сайте билеты для покупки становятся доступны только за два дня до отправления. Раньше это сделать не получится: платформа сообщает, что рейс не найден. Билеты в будни не в дефиците: на последний рейс из Казани за день раскупают в среднем 80 билетов из 200. Можно полагать, что автобусы и автотранспорт пользуются большей популярностью у путешественников: тут места разбирают за неделю вперед. Но необходимо уточнить, что теплоходы ходят 3 раза в день в одну сторону и могут отвезти 600 человек — вероятнее всего, посадочных мест на этот тип транспорта более чем достаточно. 

Из Казани последний рейс осуществляется в 13:00, а из Свияжска — в 15:15. Почему время так накладывается? Желающие отправиться изучать остров-град в обед не смогут вернуться в столицу республики также на теплоходе. Если в Болгаре пассажиры имеют пять часов до следующего «Метеора», то здесь они встречаются с проблемой нехватки времени.

Оценка по пятибалльной шкале: 2 из 5.

Из Чебоксар в Казань теперь летают сразу два новеньких «Валдая» на подводных крыльях — и мы, конечно, решили оценить и этот маршрут Из Чебоксар в Казань теперь летает сразу два новеньких «Валдая» на подводных крыльях — и мы, конечно, решили оценить и этот маршрут Фото: Валерия Купцова

«Валдай 45P-12»: Казань – Чебоксары

Из Чебоксар в Казань теперь летает сразу два новеньких «Валдая» на подводных крыльях — и мы, конечно, решили оценить и этот маршрут. Почти четверть века, как данный скоростной межрегиональный рейс, очень востребованный в советские годы, был на паузе. И вот теперь можно по реке добраться из столицы Татарстана в столицу Чувашии и обратно.


По сравнению с солидным, в возрасте, соседом-«Метеором» «Валдай» напоминает бунтующего подростка. У причала стоит настоящая ракета. Корпус разрисован яркими цветами: желтым и черным. Построили «малыша» в прошлом году в Чкаловске.

У причала стоит настоящая ракета. Корпус разрисован яркими цветами: желтым и черным. Построили «малыша» в прошлом году в Чкаловске У причала стоит настоящая ракета. Корпус разрисован яркими цветами: желтым и черным. Построили «малыша» в прошлом году в Чкаловске Фото: Валерия Купцова

Пристань/порт. Утро 12 августа и последнее путешествие корреспондента «БИЗНЕС Online». В порту на пункте досмотра встречает один из членов экипажа теплохода в белой форме. И вот мы отправляемся.

Выходим на чистый, ухоженный причал, огороженный чугунным резным забором. Внутри пристани есть лавочки для ожидания судов с навесом, чтобы гости порта могли спастись от навязчивого солнца Выходим на чистый, ухоженный причал, огороженный чугунным резным забором. Внутри пристани есть лавочки для ожидания судов с навесом, чтобы гости порта могли спастись от навязчивого солнца Фото: Валерия Купцова

Резвый теплоход домчал пассажиров до чебоксарского порта за три часа. Выходим на чистый, ухоженный причал, огороженный чугунным резным забором. Внутри пристани есть лавочки для ожидания судов с навесом, чтобы гости порта могли спастись от навязчивого солнца. При посадке пассажиров очень тщательно досматривают, даже просят включать ноутбуки и открывать совсем маленькие женские сумочки. Если запищит ремень, проверят еще и ручным металлоискателем. А в казанском порту достаточно линии досмотра.

Салон нового «Валдая» напоминает экскурсионный автобус: кресла с высокими спинками в ярко-синих чехлах Салон нового «Валдая» напоминает экскурсионный автобус: кресла с высокими спинками в ярко-синих чехлах Фото: Валерия Купцова

Комфорт судна. Салон нового «Валдая» напоминает экскурсионный автобус: кресла с высокими спинками в ярко-синих чехлах. На судне чисто, работает кондиционер. Везде расклеены распечатанные предупреждения: «Уважаемые пассажиры, пристегните ремни!» Капитан корабля вместо знакомства еще раз напоминает, что на Волге много мусора и всем необходимо пристегнуться. В восторге от нового буйного теплохода, путешественники не сразу прислушиваются к совету, но все меняется после первой качки.

«Валдай» резво режет реку, кренясь из стороны в сторону, взлетая на волжскую волну, что сопровождается изрядной встряской. Окна снова и снова заливает пенными брызгами. Пассажиры неустанно повторяют: «Это же речной самолет!» Нескольких человек даже укачивает: речники советуют смотреть в одну точку. Какие-то полчаса спустя после выхода из Казани «Валдай» долетел до Свияжска. Может, придумать остановочку?

Это единственное судно в нашем обзоре, где пассажирам нельзя посмотреть на красоты реки вживую: можно только в окна. Для сравнения: у нашего старого приятеля «Метеора» есть открытые тамбуры, где люди имели возможность полюбоваться Волгой с ветерком. Хотя скорость хода у судов одинаковая — около 65 км/ч. Окна у новенького «Валдая» кажутся мутноватыми и потертыми, но увидеть татарское и чувашское побережья не составит труда. А вот сделать качественные и четкие снимки не выйдет!

Цена и время в пути. Как ни странно, что «Валдай», что «Метеор» стоят одинаково — 200 рублей в час. Пассажиры первого отдают 600 рублей за три часа поездки, гости «Нефедова» и «Куклева» платят 400 рублей за два часа пути. Только в одном случае публика получает новое и комфортное судно, а в другом — 40-летнего «дедушку», который в чем-то способен дать фору (в той же обзорности).

Обратный рейс из Чебоксар в Казань оказался еще быстрее — всего 2,5 часа.

Регулярность движения. Сейчас в рейс ходят два брата-близнеца «Валдая» — в 8:00 и 15:00 и из Чебоксар, и из Казани. Изначально хотели запустить одно судно, но спрос сказал свое веское слово: сейчас на выходные за неделю вперед купить билеты уже сложно! А резвое новенькое судно только подхлестывает этот интерес.

Оценка по пятибалльной шкале: 5 из 5.

Судоходная компания «Татфлот» считается главным речным перевозчиком Татарстана и входит в число крупнейших речных перевозчиков России Судоходная компания «Татфлот» считается главным речным перевозчиком Татарстана и входит в число крупнейших речных перевозчиков России Фото: «БИЗНЕС Online»

Бывшая «вотчина» Зиганшина перешла под контроль Татарстана

Судоходная компания «Татфлот» считается главным речным перевозчиком Татарстана и входит в число крупнейших речных перевозчиков России. Компания контролирует более 85% пассажирского и грузопассажирского флота в РТ.

До недавнего времени «Татфлот» являлся «вотчиной» владельца ПСО «Казань» Равиля Зиганшина, которому через аффилированную компанию принадлежало 75% речного перевозчика. Остальные 25% контролировало минземимущество РТ. По состоянию на 2022 год 100% «Татфлота» принадлежит республике.

Главного речного перевозчика регулярно преследуют скандалы. Последний произошел в июне 2022-го на Волге, когда 56-летний капитан Андрей Агапов посадил на мель «Восход-51». Следствие выяснило, что капитан теплохода был подшофе. В результате происшествия пострадали 8 человек.

В 2020-м теплоход на подводных крыльях «Вячеслав Каргин» по пути из Болгара в Казань со 100 пассажирами на борту на ходу потерял лопасть одного из винтов. В том же году пассажирскими теплоходами «Татфлота» дважды управляли капитаны без прав. В декабре 2021-го управление Росприроднадзора отсудило у «Татфлота» 22 млн рублей компенсации за загрязнение Волги бензином и маслом, которые разлил затонувший у казанского речпорта «омик». А в 2017 году следователи возбудили уголовное дело по факту перевозки на теплоходе в Казани 400 человек — на 100 больше, чем позволяла пассажировместимость. Тогда «Татфлоту» даже припомнили крушение «Булгарии».

В последние годы «Татфлот» регулярно находился и под угрозой банкротства, но избегал разорения. В последний раз это произошло в июне 2021 года — кредиторы отказались от требований. Перевозчика банкротили и в 2019-м — тогда на кону оказалась судьба 1,3 тыс. работников и стабильность речных перевозок в республике. Долги по зарплате составляли 30 млн рублей — для погашения части долга компания тогда сдала на металлолом портальный кран.

Убыточные речные пассажирские перевозки дотируются из бюджета. Как сообщили «БИЗНЕС Online» в миндортрансе РТ, ежегодно выделяется 95,7 млн рублей. За весь прошлый год по реке в пригородном сообщении прошли 334 тыс. пассажиров, 100 тыс. из которых отправлялись из казанского порта. В этом году популярность речки снижается: за первое полугодие 2022-го набралось только 54,5 тыс. человек.

Сейчас средний возраст судов составляет 40 лет, сообщили в минтрансе РТ Сейчас средний возраст судов составляет 40 лет, сообщили в миндортрансе РТ Фото: «БИЗНЕС Online»

Как речной Татарстан проигрывает соседям

Сейчас средний возраст судов составляет 40 лет, сообщили в миндортрансе РТ. Потребность в смене некоторых теплоходов, добавлении новых рейсов актуальна. Татарстан нуждается в 6 единицах речного транспорта: 2 — Казань – Чебоксары, 2 — Казань – Ульяновск, 1 — Казань – Чистополь, 1 — Чистополь – Елабуга с заходом в Нижнекамск. О закупке новых судов не слышно. Оно и неудивительно. Парочка современных «Метеоров» стоит как крупная школа: примерно 750 млн рублей за единицу.

Плохи дела и с береговой инфраструктурой: на 77 км Волги благоустроено только 500 м берегов в речном порту, говорили эксперты на летней встрече «Диалоги». «Должна произойти революция, касающаяся здания, проходов, предоставления причальных стенок, сервиса. Онлайн-бронирование запустилось, но не работает. Получаем безмерное количество жалоб. Надо делать дорожную карту и начинать с речного порта», — отмечала недостатки председатель комитета по туризму казанского исполкома Дарья Санникова.

Мечты, конечно, наполеоновские. Хочется и главный городской яхт-клуб, общественные причалы, зеленые стоянки, набережные швартовки для домов на воде — хаусботы, пункты сервиса для судов… Но пока четкого проекта развития береговой инфраструктуры не разработали ни участники «Диалогов» (гостями были, например, директор завода по производству парусных судов Azart yachts Павел Страшненко, главный градостроитель Института развития города Татьяна Прокофьева и другие), ни министерство транспорта и дорожного хозяйства.

«Таких программ нет», — констатировали в ответ на вопрос «БИЗНЕС Online» в пресс-службе ведомства.

А вот соседи на месте не стоят. В 2024-м есть намерения открыть рейс в Ульяновске. Скоростной речной маршрут свяжет регион с Самарой и Казанью. Нижегородский «Р-Флот» в этом году выиграл конкурс на строительство двух круизных теплоходов. В Самаре в планах — запуск скоростных «Валдаев» по внутригородскому маршруту. Там выделены средства в бюджете области на обновление причалов и строительство нового речного вокзала.

В Казани же Центральный речной вокзал вялотекуще реконструируют с 2005 года.

По оценкам директора музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артема Силкина, появление новых рейсов не повлияет на турпоток, но отразиться на удовлетворении людей от поездки. По оценкам директора музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артема Силкина, появление новых рейсов не повлияет на турпоток, но отразится на удовлетворении людей от поездки Фото: «БИЗНЕС Online»

О чем мечтают в Болгаре, Свияжске и Елабуге

Более того, не хватает рейсов для основных туристических направлений Татарстана, считают опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты. За комментариями мы обратились к руководителям музеев в Свияжске, Болгаре и Елабуге.  

«Нам бы хотелось, чтобы приходило не менее трех „Метеоров“. Желающих прибыть к нам из Казани по реке очень большое количество», — высказался директор Болгарского музея-заповедника Рамиль Зиганшин. Напомним, что сейчас в Болгар открыты рейсы двух «летающих» теплоходов.

По оценкам директора музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артема Силкина, появление новых рейсов не повлияет на турпоток, но отразится на удовлетворении людей от поездки. «Я недавно несколько дней подряд ездил в Казань и обратно, дорога из-за пробок — два с половиной часа. Но это же ненормально! А на речном транспорте, да еще скоростном, можно добраться до Свияжска за 50 минут», — рассказал эксперт.

Генеральный директор Елабужского музея-заповедника Гульзада Руденко мечтает о речном пассажирском сообщении с Казанью. «Я очень порадовалась за моих коллег, когда недавно сообщили, что два „Метеора“ будут курсировать между Казанью и Болгаром. Но им и этого мало — а у нас ничего нет!» По ее словам, о Елабуге не вспоминают, когда строят речные маршруты. Права принимать хотя бы круизные теплоходы городу приходится добиваться с большим трудом.

Генеральный директор Елабужского музея-заповедника Гульзада Руденко мечтает о речном пассажирском сообщении с Казанью Генеральный директор Елабужского музея-заповедника Гульзада Руденко мечтает о речном пассажирском сообщении с Казанью Фото: «БИЗНЕС Online»

Кроме того, и в Болгаре, и в Свияжске отсутствует качественная прибрежная инфраструктура.

В частности, Силкин в первую очередь отмечает вместимость пристани Свияжска: «На сегодняшний день размеры причальной стенки уже не позволяют принимать одновременно большое количество судов в летний период». Чтобы разместиться, судам приходится маневрировать. Музейщики создали проект размещения маломерных судов: устройства марины для яхт, для легких катеров. «Реализовать его силами каких-то учреждений или частных сил не получится. Это возможно только при поддержке государства», — считает Силкин.

По словам Зиганшина, нынешняя береговая инфраструктура в Болгаре осталась со времен СССР. «Но там запланированы ремонтные работы», — надеется он. Единственный нюанс — пока неизвестно, когда это будет. А по впечатлениям от поездки корреспондента «БИЗНЕС Online», данный вопрос надо решать хотя бы к следующей навигации.

Блеск соседей в Чебоксарах с их портом в центре города настолько бьет по глазам, что за инфраструктуру в татарстанских портах просто становится стыдно.