До 18 сентября на первом этаже галереи современного искусства «БИЗОN» будет работать открывшаяся на этой неделе выставка «Рискуя собственной шубой» художника с мировым именем Юлдус Бахтиозиной. 16 фоторабот — мини-ретроспектива творчества автора, которого Би-би-си называл среди топ-100 женщин, меняющих мир к лучшему, а итальянский Vogue — лучшим молодым фотографом. О полных метафор работах Бахтиозиной и культурном коде сказки — в нашем материале.
-
«Рискуя собственной шубой» — так называется выставка питерской художницы, режиссера и арт-фотографа с мировым именем Юлдус Бахтиозиной, открывшаяся в галерее современного искусства «БИЗОN». Название экспозиции — это обыгранное название книги знаменитого американского экономиста, автора ныне популярного термина «черный лебедь» Нассима Талеба «Рискуя собственной шкурой». В ней он определяет художников как категорию лиц, ставящих на кон не только свою шкуру, но и душу. К книге Талеба и обращается Бахтиозина, размышляя в своем проекте о рисках вольного самовыражения, ссылаясь на культурный код волшебной сказки и проводя параллель между визуальным и литературным нарративом. Кстати, нынешняя выставка — дебют для художницы с татарскими корнями в Казани.
-
В 2014 году Би-би-си назвал Бахтиозину среди топ-100 женщин, которые меняют мир к лучшему, а в 2016-м итальянский Vogue — лучшим молодым фотографом. Помимо всего прочего, наша героиня делала костюмы для спектаклей в Ковент-Гарден и Мариинке.
-
Первая персональная выставка Бахтиозиной в столице Татарстана — инициатива галереи «БИЗОN». Подробнее о «Рискуя собственной шубой» на церемонии открытия рассказала арт-директор питерской галереи современного искусства Anna Nova Полина Слепенкова. «Кажется, что это небольшой проект, не так много работ, тем не менее проделана колоссальная работа. Скорее получилась мини-ретроспектива, в которой собраны лучшие фотографии из разных проектов», — обратила внимание Слепенкова.
-
На выставке представлено 16 фоторабот, которые занимают первый этаж галереи, каждая из них погружает зрителя в мир русских сказок, но совсем не тех, что мы помним из детства. Ее тут же принялся исследовать один из гостей, известный казанский художник Альберт Закиров.
-
А это картина «Маша и медведь» из проекта RUSSLAND.
-
Кажется, еще одна гостья вернисажа, автор благотворительных проектов для детей-сирот Татьяна Ширяева, судя по всему, сразу поняла, какой смысл таит в себе вот этот триптих Бахтиозиной (название картин слева направо): «Чтобы узнать правила жизни, нужно узнать себя», «Зевающие красавицы» и «Если вы умеете любить, полюбите сначала себя». Все эти работы входят в пленочную серию «Сотворенная жизнь» 2016 года.
-
«В Казани я во второй раз. В первый была, когда приехала увидеть галерею, — продолжился в „БИЗОNе“ артист-ток с самой художницей. — Здесь собраны работы с 2014 по 2021 год — большой достаточно спектр. Можно даже, наверное, попробовать оценить по годам, где первые работы, где — недавние». Кроме того, Бахтиозина призналась, что, т. к. она сама наполовину татарка, ей было интересно и важно побывать там, где живут много татар, и, называя себя «амбассадором „татарского барокко“», она тем самым отдает дань своим корням.
-
Молодежи «Рискуя собственной шубой» явно «зашла».
-
Когда дело дошло до вопросов, логично, что среди них оказался и такой: почему художница называет себя «амбассадором „татарского барокко“» и есть ли конкретные персонажи в татарской культуре и истории, которые привлекают ее? «На самом деле, — призналась Бахтиозина, — это определение изначально пришло ко мне интуитивно. Но чем больше я общаюсь с татарами, чем больше находилась здесь, чем больше спрашивала об основных артефактах, архетипах, том, за что можно зацепиться, как, условно, за русскую матрешку или кокошник, все ответы все равно вели к слову „характер“. И это я всегда лично ощущала. Не знаю, как это работает… „кровь моей крови“. Мы действительно себя так ощущаем и чувствуем, какая-то коммуникация есть. Я пока не могу дать этому нормальное объяснение, человеческое, но я для себя это так объясняла: что это про характер, про кочевничество, про что-то чрезмерное, очень спонтанное и своеобразное. То есть про татар — это про характер».
-
Многие, кто пришел на вернисаж, подолгу останавливаясь возле фоторабот Бахтиозиной, потом говорили о «бесконечных метафорах». «У меня есть такое ощущение, что это Рената Литвинова в самом начале пути, — такой неожиданный вывод сделала наша собеседница, педагог по вокалу Алсу Баширова. — Я обычный гость „БИЗОNa“, уже несколько лет подряд бываю на разных выставках, и эта была очередной, анонс которой я увидела и заинтересовалась. Скорее я здесь знакомлюсь непосредственно с автором, прямо в моменте».
-
Дымящийся букет увядших цветов… «Второй день дня рождения» (2016).
-
Основательница концептуального бренда татарской одежды Your Yool и режиссер Татьяна Черногузова призналась в разговоре с нашим корреспондентом, что давно следит за творчеством Бахтиозиной, поэтому в первую очередь пришла на выставку, чтобы познакомиться с ней лично.
-
Кроме фотографий, на выставке представлены кокошники из дебютного игрового фильма Бахтиозиной «Дочь рыбака», вышедшего в прокат в 2020 году и успешно проехавшегося по ряду российских и международных фестивалей.
-
А это мультимедиаработа «Титаническая ложь» 2021 года. На ней девушка со множеством ушей на лице поедает то ли шнуры, то ли кабель…
-
На работе с названием «Кобылка» изображена сама Бахтиозина, которая часто в своем творчестве практикует автопортреты.
-
Драматург и пиар-директор фонда «Живой город» Зоя Рутер отметила в разговоре с «БИЗНЕС Online», что работы Бахтиозиной — пример того, что с фольклором нужно работать, можно актуализировать его, а не мумифицировать, закрывая в стеклянный короб. «Во-первых, тут несколько моментов сошлось в одном. Круто, что в Казань привозят небольшие выставки современных художников, появляются новые площадки, чтобы художники выставлялись, — подчеркнула Рутер. — Во-вторых, Юлдус — тот человек, который не просто работает с контекстом, но ее смысл понятен широкому кругу зрителей. Мы часто задаемся вопросом в плане современного визуального искусства, копаемся в смыслах. У нее круто работает эмоциональный контекст, ты подключаешься к этим работам, и круто видеть их автора. И, наверное, еще важный момент про формат работы со сказками, подобной фольклорной мифологией: как будто мы отодвигаем вообще все вещи, связанные со сказками в нашем понимании, на второй план, относясь к этому не очень серьезно, будто есть вещи более сложные и важные. Но, по моему ощущению, такие выставки добавляют веру в то, что такие темы особенно сейчас важно актуализировать и показывать».
-
Интересно, какие мысли возникают у гостей при взгляде на работу «Эскапизм»?
-
Выставка «Рискуя собственной шубой» будет работать в «БИЗОNе» до 18 сентября.
-
Напоминаем, что галерея современного искусства «БИЗОN» располагается на территории ТЦ «Родина» (ул. Баумана, 44/8, первый этаж) и открыта ежедневно с 12:00 до 20:00. Вход: 200 рублей, пенсионерам — бесплатно.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.