«В Грозном есть улица Путина, в Казани — Назарбаева. Почему мы не можем посвятить улицу собственному президенту?» — негодовал сегодня председатель совета аксакалов татар и башкир Узбекистана Рим Гиниятуллин на съезде ВКТ. Делегат неожиданно призвал переименовать главную пешеходную улицу Казани в честь госсоветника РТ Минтимера Шаймиева. Пять лет назад татарские активисты предлагали назвать улицу именем царицы Сююмбике, но идея так и осталась на словах. О том, будет ли ВКТ лоббировать улицу Шаймиева и нужно ли это, — в материале «БИЗНЕС Online».
Рим Гиниятуллин: «Кто познакомил татар с миром? Татарстан. А кто возглавлял Татарстан? Кто учредил конгресс? Кто на протяжении 20 лет поддерживал экономику республики? Вы и сами догадываетесь — я имею в виду Минтимер-абыйны»
«Обращаюсь к конгрессу, и пусть это останется в протоколе: этой улице должны дать имя Шаймиева!»
Пожалуй, одно из самых громких заявлений VIII съезда всемирного конгресса татар (ВКТ), который во вторник завершается в Казани, прозвучало сегодня на пленарном заседании. Героем дня неожиданно стал председатель совета аксакалов татар и башкир Узбекистана Рим Гиниятуллин. Яркой речи от делегата никто не ожидал, но у гостя получилось опередить даже выступавшего перед ним яркого оратора — председателя союза писателей РТ и депутата Госсовета республики Ркаила Зайдуллу.
«30 лет — небольшой срок (ВКТ в этом году отмечает 30-летие — прим. ред.), но для нашего народа он сопоставим с веками. Отметив тысячелетие Казани, мы заявили миру о том, что это столица всех татар. Отмечая 1100-летие принятия ислама [Волжской Булгарией], мы показали всему миру, что татары живут на этой земле свыше тысячи лет. Отмечая 30-летие конгресса, планируя строительство Соборной мечети, мы укрепляем свой вес в России и снова о себе заявляем», — начал Гиниятуллин издалека. Он посетовал, что татары слабо представлены в Госдуме. «Бедняжка Ильдар Гильмутдинов один, как заблудившийся в лесу человек, что-то кричит, что-то говорит, но никто не слышит», — сожалел делегат ВКТ.
Есть и другие недоработки. Например, учреждая конгресс татар, ВКТ забыл установить День татар. «Есть День кошек, есть День дедушек, а у 8-миллионного татарского народа нет своего дня!» — поразился выступавший. Гиниятуллин полагает, что Сабантуя недостаточно, ведь у каждой деревни своя дата проведения праздника урожая, поэтому нужно учредить День татар 19 июня — в день создания ВКТ. Также конгрессу нужен собственный флаг и гимн. Знаменем, в представлении Гиниятуллина, должно стать голубое полотно, «как у ООН», с белыми лебедями. Как оказалось, ключевое заявление было впереди. «Кто познакомил татар с миром? Татарстан. А кто возглавлял Татарстан? Кто учредил конгресс? Кто на протяжении 20 лет поддерживал экономику республики? Вы и сами догадываетесь — я имею в виду Минтимер-абыйны», — указал спикер на сидящего в президиуме госсоветника РТ Минтимера Шаймиева. С этого момента зал как по команде взрывался аплодисментами в каждой паузе речи. Гиниятуллин заявил, что в Казани около 700 улиц, но почему-то не все они носят имена великих татарских деятелей.
Как выяснилось, мечта гостя из Узбекистана — пройти однажды с песнями вдоль переименованной улицы вместе с самим Шаймиевым
«В центре есть улица Баумана. Но кто знает, кто такой Бауман? — возмутился аксакал. — Обращаюсь к конгрессу, и пусть это останется в протоколе: этой улице должны дать имя Шаймиева!» В этот момент в зале помимо бурных аплодисментов послышались поддерживающие выкрики. Политический деятель «палец о палец не ударил во благо татарского народа», но тем не менее с 1930-х годов прошлого столетия его имя закрепилось в историческом центре столицы РТ, посетовал Гиниятуллин. И подчеркнул, что инициативу нужно преподнести властям Казани как просьбу, а не указ. Пока предложение о переименовании не поступало, сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе исполкома столицы РТ. «В Грозном есть улица Путина, в Казани — Назарбаева. Почему мы не можем посвятить улицу собственному президенту?» — задался вопросом аксакал. Как выяснилось, мечта гостя из Узбекистана — пройти однажды с песнями вдоль переименованной улицы вместе с самим Шаймиевым. После этого гость под раскатистые аплодисменты поклонился и вернулся на своем место в президиуме.
Вице-премьер РТ, председатель нового состава национального совета «Милли шура» Василь Шайхразиев поблагодарил коллегу, не стал комментировать его предложения и сразу перешел к объявлению следующего делегата. Глава аппарата президента РТ Асгат Сафаров и руководитель исполкома конгресса Данис Шакиров, сидящие по обе стороны от председателя, обменялись фразами, а Рустам Минниханов улыбнулся и что-то записал. Руководитель пресс-службы президента РТ Лилия Галимова пока не ответила на вопрос «БИЗНЕС Online», как власти республики относятся к идее переименования Баумана, но пообещала уточнить позицию.
Идею переименовать улицу Баумана новой не назовешь
Почему Баумана и как еще хотели переименовать улицу?
Идею переименовать улицу Баумана новой не назовешь. Пять лет назад — в июне 2017 года — назвать главную пешеходную улицу в честь последней татарской царицы Сююмбике предложил всетатарский общественный центр (деятельность организации приостановлена в связи с осуществлением экстремистской деятельности — прим. ред.). Тогда же с аналогичной просьбой к президенту Татарстана выступила писательница, лидер татарского национального движения 1990-х Фаузия Байрамова. В октябре 2018 года название улицы Баумана не устроило союз татарской молодежи «Азатлык». Сообщалось, что городская комиссия по топонимике включила имя Сююмбике в банк данных для наименования новых улиц. С тех пор улицы Сююмбике в столице Татарстана так и не появилось — ближайшая находится в деревне Куюки Пестречинского района.
Видимо, потеряв надежду на переименование Баумана, Байрамова накануне на съезде ВКТ озвучила предложение «попроще»: назвать именем Сююмбике одну из центральных улиц Казани. Активистка вспомнила, как в свое время предлагала Шаймиеву дать новое название Баумана, но идея так и не была реализована. Делегаты съезда идею поддержали и попросили внести ее в резолюцию съезда.
Назвать главную пешеходную улицу в честь последней татарской царицы Сююмбике предложила в свое время писательница, лидер татарского национального движения 1990-х Фаузия Байрамова
По данным из открытых источников, улица Баумана раньше называлась Проломной, затем Большой Проломной, а свое нынешнее название получила в 1930 году. «Казанский Арбат» назвали в честь выходца из Казани, революционера и деятеля большевистского крыла Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) Николая Баумана. Судя по официальной биографии, татарских «заслуг» у революционера действительно нет. Молодой человек учился во 2-й казанской гимназии, был студентом Казанского ветеринарного института, с дипломом ветеринара уехал в Саратовскую губернию и с тех пор никак не был связан с малой родиной. Что интересно, в Москве имя Баумана носят станция метро и Московский государственный технический университет (МГТУ). Единственная связь — в 1905 году революционера застрелили недалеко от Императорского московского технического училища, которое позднее стало МГТУ.
В августе 2020 года в родной деревне Шаймиева Аняково Актанышского района открыли парк «Бабайда кунакта» в честь первого президента РТ. В деревне есть и улица Шаймиева
Можно ли наименовать улицу при жизни человека — вопрос открытый. К примеру, в Москве действует правило, по которому переименование возможно не ранее истечения 10-летнего срока со дня смерти. Под таким предлогом власти столицы в июне 2021 года отказались давать улице 8 Марта в Москве имя бывшего мэра Юрия Лужкова. Судя по всему, для Казани, где в 2015 году появилась улица имени первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, такая норма не действует. В августе 2020 года в родной деревне Шаймиева Аняково Актанышского района установили бюст и парк «Бабайда кунакта» в честь первого президента РТ. Там же есть улица Шаймиева.
Главной достопримечательностью парка стал бюст легендарного земляка
«Можно любые инициативы выдвигать, но у Баумана полно других проблем, которые стоит решить»
В беседе с «БИЗНЕС Online» автор телеграм-канала «Архитектурасы», защитник старины Ян Гордеев вспомнил историю из 2005 года, когда на тот момент президент республики Шаймиев участвовал в торжественном открытии улицы Петербургской, бывшей Свердлова. Тогда госсоветнику республики предложили вернуть улице Баумана название «Большая Проломная» — к тысячелетию Казани многие улицы города получили свои исторические названия. Но Шаймиев публично выступил против. «Сколько свиданий не состоится, если мы переименуем улицу Баумана», — вспомнил слова госсоветника РТ Гордеев, который присутствовал на мероприятии.
По мнению специалиста, после неизбежной кончины Шаймиева в его честь переименуют улицу, а может, и целый проспект. Но пока об этом говорить рано, уверен блогер. По его сведениям, в Присутственных местах в Казанском кремле уже отвели место под будущий музей первого президента РТ. «Казанцы, конечно, будут против [переименования улицы Баумана]. Стоит вспомнить хотя бы историю улицы Эсперанто», — убежден Гордеев. По его словам, после резонансного случая с улицей Назарбаева президент РТ ввел негласный мораторий на переименование улиц.
«О Баумана было много разговоров. Точно помню инициативу переименовать ее в улицу Сююмбике, потому что это казалось логичным — там Ногайская дорога была, ворота находились на месте Баумана. Мне как жителю Казани кажется, что переименование конкретно Баумана сейчас не к месту, не ко времени», — отметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» заместитель директора Национальной библиотеки РТ, экс-председатель всемирного форума татарской молодежи Табрис Яруллин. По его словам, можно выдвигать разные инициативы, но «у Баумана полно других проблем, которые стоит решить». «И сейчас обсуждались концепции, как ее переделать, сделать удобной для жителей. Все-таки это пешеходная улица, единственная такая длинная, там куча народу, страшно среди них ходить, очень шумно. И, по-моему, переименование в этом списке [вопросов] где-то на 113-м месте», — подчеркнул собеседник газеты.
Стоит ли дать имя Шаймиева другой улице в Казани? Яруллин считает, что нужно спросить мнение общественности и самого госсоветника РТ. «Я лично к этой идее отношусь с осторожностью. Я знаю, что и Минтимер Шарипович, по-моему (точной цитаты не помню), к прижизненным памятникам и таким вещам относится скептически. Это здравая позиция», — добавил собеседник.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 23
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.