УФАС по РТ считает, что минкульт РТ нарушил порядок проведения конкурса на получение субсидии на организацию показов в Казани и Челнах кукольного спектакля «Ходжа Насреддин», который Тимур Бекмамбетов (на фото) поставил в Театре Наций УФАС по РТ считает, что минкульт РТ нарушил порядок проведения конкурса на получение субсидии на организацию показов в Казани и Челнах кукольного спектакля «Ходжа Насреддин», который Тимур Бекмамбетов (на фото) поставил в Театре Наций Фото: «БИЗНЕС Online»

«Ущемляют права и свободы неограниченного круга лиц»

Имя режиссера и продюсера Тимура Бекмамбетова сегодня вновь всплыло в новостной ленте Татарстана, причем в довольно любопытном контексте. УФАС по Татарстану обнаружило признаки нарушения в рамках плановой выездной и документарной проверки минкульта РТ, следует из определения ведомства. Согласно документу, по итогам проверки ведомство возбудило дело по признакам нарушения ч.1 ст. 17 федерального закона «О защите конкуренции». По версии антимонопольной службы, министерство культуры нарушило порядок проведения конкурса на получение субсидии на организацию показов в Казани и Набережных Челнах кукольного спектакля «Ходжа Насреддин», который Бекмамбетов поставил в московском Театре Наций. Действия министерства «привели или могли привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции», считает ФАС.

В рамках проверки служба выяснила, что 8 мая 2021 года минкульт РТ разработал проект распоряжения кабмина республики, по которому министерству выделяли бюджетные деньги на оплату расходов, связанных с проведением спектаклей. Интересно, что имя самого Бекмамбетова в определении ФАС не упоминается. 19 мая автономная некоммерческая организация «Поддержка культурных инициатив» (ПКИ) отправляет в минкульт РТ заявку на субсидию для возмещения затрат, связанных с организацией спектаклей. Комиссия минкульта РТ 20 мая одобряет заявку и решает выделить АНО 2 млн 449 тыс. 610 рублей «в целях возмещения затрат, связанных с организацией показов». Соглашение о выделении денег стороны заключают 11 июня.

При этом минкульт РТ выделил деньги на основании постановления кабмина, которое предусматривает, что затраты возмещаются за уже выполненные работы (оказанные услуги). Однако упомянутое АНО, как выяснилось, понесло расходы только после 20 мая. «Министерство нарушило сам порядок предоставления данной субсидии: выделили на возмещение понесенных затрат, которых на тот момент по факту еще не было. <…> Субсидии были выделены так, будто показы уже прошли и нужно покрыть расходы по ним. Но на момент распределения средств представления не прошли», — пояснили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе УФАС по РТ.


Ведомство также отметило, что объем выделенных средств не соответствует реально понесенным расходам — 2 млн 211 тыс. 903 рубля, т. е. на 237 тыс. рублей меньше, чем выделялось.

«Исходя из вышеизложенного, в рассматриваемом случае АНО <…> необоснованно получило преимущественный доступ к получению субсидий. В данном случае действия министерства культуры РТ препятствуют реализации цели предоставления субсидий некоммерческим организациям, ущемляют права и свободы неограниченного круга лиц, заинтересованных в получении субсидий», — делает вывод ФАС. Другими словами, деньги были выделены без какого-либо конкурса.

Яков Геллер: «Тут дело не в сумме, а в самом факте, что такому-то хозяйствующему субъекту, который действует на рынке, предоставили преимущество. В виде этой самой субсидии. Может быть, они дали преференцию, не согласовав с УФАС. А может быть, не следовала по этому виду деятельности давать преференцию» Яков Геллер: «Здесь дело не в сумме, а в самом факте, что такому-то хозяйствующему субъекту, который действует на рынке, предоставили преимущество в виде этой самой субсидии. Может быть, они дали преференцию, не согласовав с УФАС. А может, не следовало по этому виду деятельности давать преференцию» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Окончательные выводы можно будет сделать только после заседания УФАС»

Рассмотрение дела назначено на 6 сентября 2022 года. Минкульт РТ привлекут в нему в качестве ответчика, АНО — как лицо, обладающее дополнительными сведениями. Согласно данным базы «Контур.Фокус», директор АНО «ПКИ» — Гузель Рафикова, учредитель неизвестен, ранее в этой роли выступала некая Эльвира Якубова. Только за прошлый год организация получила из разных источников 479 млн рублей, при этом выигранных тендеров практически нет. Разве что в июле 2021 года АНО «ПКИ» выиграло 3-миллионный контракт на организацию и проведение спектакля под открытым небом «О чем поют деревья?», который устраивал в рамках Года родных языков и народного единства в РТ исполком столицы Татарстана.

Если минкульт РТ признают виновным, ведомству грозит административная ответственность по ст. 14.9 КоАП («Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления»), уточнили в УФАС по РТ. Для должностных лиц статья предусматривает штраф от 15 тыс. до 50 тыс. рублей. Нужно ли будет минкульту РТ или АНО возвращать деньги в республиканскую казну? «В каждой ситуации рассматривается индивидуально и зависит от того, перечислены ли были деньги в полном объеме, были ли они потрачены полностью. Сейчас о развитии ситуации сказать сложно», — отметил представитель ФАС.

В самом министерстве культуры РТ нашей газете сообщили, что пока изучают выдвинутые антимонопольщиками претензии: «Определение поступило только сегодня. Обстоятельства дела, соответствующий комплект документов будут тщательно изучены, и в установленный срок будет дан ответ. Окончательные выводы можно сделать только после заседания УФАС, на котором прозвучит позиция министерства по данному вопросу».

Гендиректор АО «Агентство по государственному заказу РТ» Яков Геллер, которого «БИЗНЕС Online» познакомил с фабулой дела, согласен с УФАС: «Здесь дело не в сумме, а в самом факте, что такому-то хозяйствующему субъекту, который действует на рынке, предоставили преимущество. В каком виде? В виде этой самой субсидии. Есть в законе о конкуренции отдельная статья. Если хочешь дать преференцию кому-то, ты должен в монопольный орган обратиться и сказать: „Товарищи, я хочу дать преференцию конкретно ему по такой-то причине. Посмотрите, все ли я правильно делаю?“ Ну и антимонопольный орган согласовывает. Это по логике закона. Если наше УФАС приняло такое решение, значит, оно есть. На ровном месте они не станут бодаться. Какое? Может быть, они дали преференцию, не согласовав с УФАС. А может, не следовало по этому виду деятельности давать преференцию».

К качеству самого спектакля «Ходжа Насреддин» трудно предъявить претензии. Возвращение Бекмамбетова после долгого перерыва в мир театра — стал настоящим событием, он получил «Золотую маску» за лучший кукольный спектакль года в России К качеству самого спектакля «Ходжа Насреддин» трудно предъявить претензии. Возвращение Бекмамбетова после долгого перерыва в мир театра стало настоящим событием, он получил «Золотую маску» за лучший кукольный спектакль года в России Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС

Постановка родом из Свияжска

Любопытно, что «БИЗНЕС Online» уже обращал внимание на показы «Ходжи Насреддина» в Казани и Челнах, мы удивлялись солидным цифрам, которые были потрачены на гастроли, информация о которых появилась незадолго до самих показов. На самом деле, изначально «Ходжу» Бекмамбетова должны были везти только в автоград, где спектакль должен был стать хедлайнером фестиваля театров малых городов, который на этот раз принимали Набережные Челны. Тем не менее в результате решено было заглянуть и в Казань, где кукольную постановку два дня показывали на малой сцене театра им. Камала.

Роуд-муви о Ходже Насреддине: Бекмамбетов поставил в Москве спектакль родом из Свияжска

Так, по звонку сверху в кратчайшие сроки были организованы гастроли, и, возможно, именно спешка привела к тому, что процедуры были проведены с нарушением. Сразу же возникли предположения, что инициатором гастролей могла быть супруга режиссера, помощник президента РТ Наталия Фишман-Бекмамбетова (после начала СВО на Украине уехала на длительное лечение в Израиль). По другой информации, о «Ходже» в Казани договаривалась министр культуры РТ Ирада Аюпова с директором Театра Наций Марией Ревякиной — важнейшим человеком в театральном мире России, гендиректором фестиваля «Золотая маска».

К качеству самого продукта трудно предъявить претензии. «Ходжа Насреддин» Бекмамбетова весной 2022-го получил «Золотую маску» за лучший кукольный спектакль года в России. Также отметим, что соавтором пьесы о легендарном бродяге и философе Ходже стал казанский драматург Ильгиз Зайниев, а сама постановка, в котором кукольных персонажей озвучивают Евгений Миронов, Константин Хабенский и др., родилась из эскиза, который Бекмамбетов в свое время показал на театральной лаборатории в Свияжске.

Любопытно, что гастроли спектакля Театра Наций в Татарстане прошли больше года назад, но антимонопольщики обратили на них внимание только сейчас. Остается только догадываться, связано ли это с позицией Бекмамбетова в отношении спецоперации. Напомним, еще в марте он назвал события на Украине «грандиозным бедствием», поддержал отказ от показа российских фильмов на европейских фестивалях и заявил, что снимает документальный проект DWW1 о том, как конфликт отражается на цифровом мире.