«Какими бы каноны ни были, есть женщины, которые носят ту или иную одежду исходя из разных потребностей, климата, образа жизни. И modest fashion — это не только про ислам», — развеивает мифы о скромной моде эксперт, аналитик и сооснователь платформы Modest Russia Диляра Садриева. Более 20 лет она занимается предпринимательством. О том, как пришла в индустрию моды, почему открывала свой первый бренд для женщин в Казани и как скромная мода стала быстрорастущей нишей с емкостью $300 млрд, она рассказала в интервью «БИЗНЕС Online».
Диляра Садриева: «Одежда — это всегда отражение внутреннего мира человека, его ценностей, характера, мышления, а также отражение социальных процессов, которые происходят в обществе»
«Республика может стать столицей modest fashion, ведь здесь очень глубокие корни скромности в одежде»
— Диляра Рифкатовна, в конце мая в Казани в рамках международного экономического саммита «Kazan Summit Россия — Исламский мир» прошел Modest fashion day — показ российских и зарубежных дизайнеров плюс деловая программа. Насколько это важное событие для сферы моды Татарстана, России, исламского делового мира?
— Направление modest fashion уже является неотъемлемой частью общемировой исламской экономики. И то, что его включают в программу саммита уже четвертый год, безусловно, отрадно. С каждым годом оно проходит более масштабно, осознанно. Все годы я наблюдала, как эта тема представлена на саммите, — консультировала, была спикером и модератором деловой программы по данному направлению. В этом году международная команда Modest Russia, Markamarie, COMF полностью занималась организацией этого сектора. Все коллеги имеют многолетний опыт организации крупнейших мероприятий по modest fashion в разных странах мира.
«Прежде всего я ставила задачу представить разное прочтение modest fashion и сделать это качественно»
Прежде всего я ставила задачу представить разное прочтение modest fashion и сделать это качественно. Были отобраны разноплановые и интересные коллекции из разных городов России, Индонезии, Казахстана и, конечно, из Татарстана. Я считаю, что республика при грамотном и дальновидном подходе может стать столицей modest fashion. Ведь здесь очень глубокие корни скромности в одежде, и это уникальный регион в плане симбиоза культур и религий.
Кстати, первые бренды в стиле modest fashion в России родились именно в Татарстане. То, что агентство инвестиционного развития РТ поддерживает и развивает это направление в рамках Kazan Summit, дает брендам возможность показать и продемонстрировать как творческий, так и коммерческий потенциал на ежегодной, качественной и престижной площадке. Это дорогого стоит!
— Что подобные показы дают участникам?
— Конечно, с одной стороны, подиумные показы — это для эстетического удовольствия, вдохновения. Но для меня как девелопера индустрии важно, чтобы такие показы и деловая программа стали площадкой для оценки потенциала того или иного бренда будущими инвесторами. А для иностранных дизайнеров это возможность выхода на российский рынок.
«Стиль мусульманок, который преобладает в той или иной стране или регионе, тоже разнится исходя из исторических, культурных и даже климатических предпосылок, хотя и здесь на фоне глобализации происходит унификация»
— Modest fashion — только для мусульманок или это универсальная мода?
— Конечно же, скромность не может быть узурпирована кем-то одним. Она про свободу выбора, про отражение определенных внутренних ценностей человека. Это направление в моде — про инклюзивность и является объединяющим понятием для всех, кто по разным причинам предпочитает более закрытую, скромную одежду. Modest fashion не равно muslim fashion, но, безусловно, мусульмане — это большая часть потребителей modest fashion. Одежда — это всегда отражение внутреннего мира человека, его ценностей, характера, мышления, а также отражение социальных процессов, которые происходят в обществе. Стиль мусульманок, который преобладает в той или иной стране или регионе, тоже разнится исходя из исторических, культурных и даже климатических предпосылок, хотя и здесь на фоне глобализации происходит унификация.
— Есть стереотип, что мусульманской моды вообще не существует. Есть ли у нее будущее?
— Стереотипов действительно масса, и это основная проблема. Если даже нет мусульманской моды, а есть только определенные каноны, которым предписано следовать, то есть одежда для мусульман, которую они в реальности покупают и носят. Некоторые нарекают это «восточной модой» или «консервативной модой», но они заблуждаются! На территории России 1400-летняя история проживания мусульманского населения, в Татарстане — более 1100 лет. Вообще скромность и закрытость в одежде — в культурном коде всех народов России. Так о каком исключительно «востоке» или о чем-то иноземном вы все время говорите? Мы все проживаем в одной стране. Да, закрытая одежда может быть консервативной — а может содержать в себе все последние модные тренды. Важно расширять границы мышления.
Направление одежды для мусульман будет всегда следовать в фарватере исламской религии, пока существует ислам. Количество мусульман растет по всему миру — соответственно и будет рост потребителей продукции, ориентированной на их запрос. Исламская мода сейчас все больше не про дань традициям, а осознанный выбор. Сейчас в обществе потихоньку происходит качественное переосмысление образа мусульманской женщины — от образа жертвы и угнетенной личности до лидера мнений, той, которая может создавать тренды, в том числе модные. Женщины сильной, ресурсной, созидающей.
Многое также зависит от того, какая исламская доктрина будет главенствовать, какие лидеры мнений у мусульман, какой уровень образования и позиционирования себя будет у прослойки мусульман в обществе.
— В какую сумму вы бы оценили объем рынка скромной моды России и мира?
— Рынок modest fashion в мире оценивается в 300 миллиардов долларов — и это если только брать мусульманского потребителя. Многие крупные мировые ретейлеры и бренды, не только нишевые, активно с ним взаимодействуют. А в России потенциал один из крупных, но недооцененный и не охваченный в полной мере: есть регионы, где до 90 процентов женщин носят скромную или закрытую одежду.
«Наша миссия — укрепление влияния скромной моды на мировой арене; объединение, обмен достоверной инсайдерской информацией по рынкам, взаимодействие с различными структурами; консультирование, поддержка значимых мероприятий и участников индустрии»
«Общаясь со своими клиентками в Казани, я поняла, что им действительно нужно было новое прочтение одежды»
— Вы возглавляете российское отделение Council of modest fashion (COMF), а также платформу Modest Russia. Расскажите об этом подробнее.
— COMF — это некоммерческая организация, основанная в 2019 году участниками и энтузиастками, двигателями индустрии, представителями брендов скромной моды, предпринимателями и создателями платформ modest fashion со всего мира. Наша миссия — укрепление влияния скромной моды на мировой арене; объединение, обмен достоверной инсайдерской информацией по рынкам, взаимодействие с различными структурами; консультирование, поддержка значимых мероприятий и участников индустрии. У нас есть филиалы в разных частях мира, возглавляемые экспертами индустрии, от Юго-Восточной Азии, Африки, Европы до Латинской Америки. Мы специализируемся на аналитике и консалтинге в modest fashion – сегменте для ретейлеров и брендов. С этой же целью в 2017 году мы создали в России платформу Modest Russiа.
Например, если вы захотите открыть свой бренд или магазин скромной моды или выйти в новые регионы, мы можем полностью сопроводить бизнес. Используя свои наработанные данные и контакты, мы рассматриваем, где будет востребован тот или иной бренд, даем рекомендации, помогаем кастомизироваться. В большей степени мы сейчас активно консультируем мейнстрим-бренды и производителей, которые хотят расширить свои продажи за счет новой ниши и потребителей modest fashion.
— Чем вам интересен Татарстан с точки зрения индустрии моды? Модно ли одеваются татарстанские женщины?
— Впервые я приехала в Татарстан в 2010 году по семейным обстоятельствам и прожила в Казани 4 года. До этого ни разу здесь не была, но всегда мечтала. Родители приложили много усилий, чтобы я знала, понимала и любила национальную культуру, они привили любовь и уважение к своей национальности. Поэтому чувство национального самосознания у меня с детства. Первое, что мне бросилось здесь в глаза, — это очень красивые люди, они любят одеваться со вкусом и стараются хорошо выглядеть. Появилось большое количество девушек, которые стали следовать канонам религии, ходить в платке, придерживаться национальных и религиозных традиций. Я увидела, что мне есть чем с ними поделиться и показать, как можно это делать более современно и гармонично, даже если вы ходите в платке. На тот момент я носила его уже 16 лет.
В 2011 году я создала бренд Bella Kareema, который в переводе означает «благородная красота». В название и ДНК заложила собственное, определенное видение женщины. Бренд имел большой успех, потому что это было особое прочтение одежды для мусульманок — через утонченную элегантность, гармонию, объединение культур и современность.
Скромность и мусульманская одежда не синоним безвкусицы, неухоженности, бедности, неустроенности или забитости. Просто некоторые не знают, не умеют, как сформировать свой стиль, тем более учитывая определенные ограничения. Это можно делать современно, гармонично, красиво, и этому можно научить при желании. Я знаю, о чем говорю, поскольку платок — часть моего образа без малого три десятилетия.
— Может, в Москве возможности есть, а в Татарстане их недостаточно?
— Вы просто недооцениваете свой регион. В Казани точно есть все возможности, и во многом она от Москвы не отличается. Местами, на мой взгляд, столица РТ гораздо лучше. Город-мечта для жизни! Возможно, у людей просто срабатывает историческая память, когда в Советском Союзе все ездили в Москву за товарами, а в регионах был дефицит. А уж при возможностях современной онлайн-торговли вообще не составляет никакого труда. Ко всему нужно просто прикладывать желание, мышление и усилие.
«Сейчас тренд на индивидуальность, одежда как способ выражения себя и своих ценностей. Из последних веяний — тренд на комфорт, многослойность»
— Какие сейчас тренды в скромной моде?
— Сейчас тренд на индивидуальность, одежда как способ выражения себя и своих ценностей. Из последних веяний — тренд на комфорт, многослойность. Человек многозадачен, в течение дня одежда должна не мешать, а помогать, отвечать определенным целям и задачам.
— Кто в основном создает modest fashion – бренды? Что бы вы порекомендовали начинающим предпринимателям?
— Как правило, это носительницы концепции, и часто не хватает профессионального подхода и образования. Изначально проведя детальную подготовительную работу — изучение рынка, конкурентной среды, потребителя, производства коллекции, положительный и отрицательный опыт коллег, каналы продаж, вы можете избежать больших разочарований и потерь, а мы получим большее количество работающих и зарабатывающих брендов. Для большого бизнеса нужны немалые деньги, возможно, деньги инвесторов — иначе масштабирование подобного бизнеса упрется в потолок продаж и навсегда останется местечковым. Для старта, развития, для инвестиционной привлекательности лучше сразу обозначить и понимать, что, для чего и для кого вы производите свой продукт, в чем его уникальность и привлекательность.
«Экспертность — это прежде всего опыт. Экспертом невозможно стать ни за год, ни за пять лет, невозможно им стать и «погуглив» тему или работая в узком формате на местном уровне»
«Коллекции я создаю с учетом коммерческого успеха»
— Как получилось, что вы попали в модную индустрию? С чего начинали свой путь?
— Вообще, я шила и конструировала одежду для себя, наверное, лет с 12, занималась различными видами декоративно-прикладного искусства. Ролевая модель — мама, женщина-руководитель, всегда стильная и собранная. Раньше я никогда не задумывалась, что это может быть профессией. Гармонично выглядеть всегда было для меня так же естественно, как дышать. Кстати, только недавно поняла, что свой первый текст на тему «Зачем нужно красиво одеваться?» я написала и рассказала еще в 16 лет, на вступительном экзамене по английскому в институт. Я хорошо владела темой уже в том возрасте, что позволило мне ее раскрыть на отлично.
— Символично!
— Да. А к теме закрытой одежды я перешла, когда стала практикующей мусульманкой, 25 лет назад. Началось все с личного опыта, с личной необходимости. Тогда не было никаких примеров, как нужно выглядеть, — ни в окружении, ни по телевизору, интернет тогда так широко не использовался. Я для себя знала, что одежда должна быть закрытой, но обязательно красивой и презентабельной. Сама придумывала образы, перепробовала много разных стилей и комбинаций.
— Как стали экспертом в этом направлении?
— Экспертность — это прежде всего опыт. Экспертом невозможно стать ни за год, ни за пять лет, невозможно им стать и «погуглив» тему или работая в узком формате на местном уровне.
Первый мусульманский бизнес у меня был в туризме: в 2005 году я с партнерами открыла первое на тот момент в России и СНГ туристическое агентство Islamtravel по халяльному отдыху. Это тоже дало мне возможность изучать данную целевую аудиторию в разных странах в том числе.
Начальной точкой именно профессиональной деятельности в моде было создание Bella Kareema, о котором я уже говорила ранее. В это же время я начала участвовать в зарубежных мероприятиях, работала с иностранными ретейлерами, постепенно наработала имя и связи в международном modest fashion – сообществе. В 2016 году меня пригласили главным редактором англоязычного журнала о международной индустрии modest fashion Cover Magazine, тогда же и занялась глобальной деятельностью по развитию и продвижению этого направления в России. И вот уже более 10 лет я непосредственно занимаюсь исламской модой и погружена сначала в нее, а последние годы в более широкое направление modest fashion.
— Вы также являетесь наставником и бизнес-ангелом для многих брендов. Что это вам дает?
— Так я получаю достоверную информацию о том, как на самом деле чувствует себя индустрия и ее участники. Сейчас работаю с брендами, начиная с создания полной концепции и ДНК брендов с нуля до создания коллекций, стилизации, курирую их выпуск, продвижение. Иногда выступаю как антикризисный менеджер. Мне интересен бизнес-подход, и коллекции я создаю с учетом коммерческого успеха. В общей сложности я консультирую более полутора десятков компаний. Считаю, что нахождение «внутри», непосредственное участие и организация крупнейших мероприятий по данному направлению, личное взаимодействие с коллегами и единомышленниками по всему миру плюс высокие аналитические способности и возможность собирать базу, мониторить и обрабатывать обширные полученные данные за много лет в динамике, обучать, быть полностью погруженной в тему и рождает уникальную экспертность, аналогов которой нет.
— У вас трое детей — как все успеваете?
— Одна из причин, почему я рассталась с брендом, — это то, что бизнес начал мешать семье. Он требовал полного погружения. Женщины, которые хотят заниматься бизнесом, должны понимать, что нужно оптимизировать деятельность. Это тонкая грань, и важно придерживаться баланса. Сейчас у меня уже взрослые дети, и я полностью могу посвящать время своей профессиональной деятельности.
— Чем увлекаетесь в свободное время?
— Я научилась выстраивать работу таким образом, чтобы она была гармоничной частью жизни. Должно оставаться время на то, чтобы жить, заниматься любимыми делами. Мое хобби с детства — это чтение, оно помогает мне при любых обстоятельствах. Стараюсь с чувством и интересом проживать каждый день. Все делаю интуитивно, и питаюсь, и провожу досуг, внимательно прислушиваясь к себе каждый раз — следую тому, что хочет моя душа и тело в конкретный день.
— И традиционный вопрос. Каковы, на ваш взгляд, три секрета в бизнесе?
— Надо мыслить и действовать на несколько шагов вперед, не смотреть, что делают другие. Важны этичное ведение бизнеса и взаимодействие с людьми, деловая репутация. Мой опыт показал, что это возможно — и это больше вознаграждается в перспективе, чем сиюминутная выгода. Ну а самый главный секрет успеха — реальная польза, которую каждый несет другим. Если ты будешь думать прежде всего о том, для кого ты строишь свой бизнес, какие проблемы ты помогаешь решить людям, и делаешь это честно и эффективно, тогда любой бизнес будет успешным! Вспомним, что говорил когда-то Уинстон Черчилль: «Успех не окончателен, провал не фатален, имеет значение лишь смелость продолжить путь».
Визитная карточка компании:
Council of Modest fashion (COMF)
Год основания: 2019
Modest Russia
Сооснователь и руководитель — Садриева Диляра Рифкатовна
Год основания: 2017
Визитная карточка руководителя:
Садриева Диляра Рифкатовна — региональный директор международной организации Council of modest fashion по России и СНГ, сооснователь платформы Modest Russia, modest fashion – эксперт, аналитик, девелопер.
Место рождения: Москва
Образование:
Московский государственный педагогический институт, факультет иностранных языков
Московский институт международного бизнеса при Всероссийской академии внешней торговли
Карьера:
2017 – настоящее время — ModestRussia, COMF.
2016–2018 — главный редактор англоязычного журнала о Modest fashion — Cover Magazine.
2016–2018 — IFDC Russia, Country Manager.
2011–2016 — основатель, дизайнер, руководитель бренда BellaKareema.
2005–2009 — основатель и гендиректор туристического агентства по халяльному отдыху Islamtravel.
До 1999-го — туристическая корпорация «Академсервис».
Замужем, трое детей
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.