На этой неделе Рустам Минниханов, вернувшийся с Дней Татарстана в Якутии, где посетил якутский народный праздник Ысыах, раскритиковал проведение Сабантуя. «Ысыах более содержательный по наполнению. У них заложен не только язык, но и традиции, обычаи и нравы. А наши Сабантуи начали превращаться в праздник спорта и песен. Теряется татарская аутентичность и традиции», — сказал президент РТ. А что бы вы предложили изменить в проведении татарского праздника плуга? «БИЗНЕС Online» отвечают Салават Фатхетдинов, Ирада Аюпова, Камиль Самигуллин, Гульзада Руденко и другие.
Салават Фатхетдинов эстрадный певец, народный артист РТ и РБ— Мое мнение, что каждый район, каждое село должно иметь право отмечать Сабантуй по-своему. Ведь кто-то завершает сев раньше, кто-то позже, а у нас ставят жесткие сроки. И получается, что делают ради отчетности, можно сказать, показухи. Кроме того, у нас ведь не только русские и татары живут, а есть чуваши, марийцы и другие народы, так что одинаковый Сабантуй невозможен. А у нас все проводят по единому сценарию. И, самое главное, не надо превращать Сабантуй в спектакль. В деревенском Сабантуе должны оставаться его деревенские особенности.
Ирада Аюпова министр культуры РТ— Я согласна с Рустамом Нургалиевичем. Мы уже говорим об этом не один год. Что поменять? У нас сложилась такая практика, что люди приходят на народные праздники как зрители, а ключевым здесь должно быть участие. Вовлеченность людей в такие мероприятия, конечно, очень важна — это во-первых. Вы не представляете, какую радость доставляет людям, когда мы на разных площадках большого города начинаем собирать подарки для участников Сабантуя.
Во-вторых, нужно просто понимать, что Сабантую необходимо комплексное научное исследование, чтобы понять в полной мере, какая традиция изначально была заложена в сам праздник, как ее сейчас воспринимают и какое понимание традиции следует возвратить людям. Как правило, праздники весенне-летнего цикла посвящены плодородию. Собственно, даже Ысыах, если посмотреть его прямой перевод, — это изобилие. В связи с этим нужно, наверное, совместно с учеными попытаться найти вот эту базовую смысловую традицию, которая лежала в основе Сабантуя и не должна была противоречить религиозным устоям общества. В-третьих, большое влияние на праздничную культуру у татар оказал ислам, у нас не может быть поклонения тотемам, природным силам. У якутов все же иные религиозные основы. У нас было очень много обрядов, праздников, каждый из которых дополнялся своими местными особенностями: это и жыен (который, например, у татар-мишарей мог праздноваться вместо Сабантуя), и «Карга боткасы», и «Каз Өмәсе», религиозные праздники, свадебные обряды, смотрины, имянаречения и другие традиции, которые сегодня нужно системно возрождать и даже интегрировать в нашу повседневную жизнь. Все они несут в себе большую духовную и смысловую нагрузку, опыт множества поколений.
Сам Сабантуй был перенесен на более поздний срок, получив после Великой Октябрьской революции, после создания ТАССР иную смысловую окраску. Посмотрите, сколько удали, праздничного озорства на литографии начала XIX века, посвященной казанскому Сабантую, — чувствуешь, насколько Сабантуй Старо-Татарской слободы отличался от нынешнего городского празднования. В современном городе он сильно видоизменился, стандартизировался, потерял местные особенности. И, чтобы мотивировать широкие массы праздновать его, он стал зрелищно-массовым мероприятием. И сейчас, если привести на него гостя, он не сразу поймет, на каком празднике оказался — на дне города или республики — либо все же стал участником большого национально-культурного действа. Поэтому, повторяю, прежде всего нужно еще больше изучить саму традицию празднования Сабантуя и скорректировать смысловую привязку.
Вахит Имамов писатель и журналист, главный редактор газеты «Мәдәни җомга»— Сегодня у нас все сводится к Сабантую. Как будто кроме этого нет никаких проблем. Но их на самом деле очень много. Например, я частенько стал бывать в Башкортостане и в приятном шоке возвращаюсь оттуда. Вы бы знали, какое там воспитание молодежи! Оно не сравнимо с нашим. Там большое внимание уделяют молодому поколению. Какой бы праздник ни проходил — все связано с историческими личностями их истории: Мустай Карим, Шамсетдин Заки, Абдырахман Кадыров. Но самое главное — у них все начинается с почтения памяти Салавата Юлаева. У них есть район, город и даже хоккейная команда, которые носят его имя, нет фестиваля, который бы не носил его имени. Даже конкурс красоты носит имя его второй жены Зульфии.
А что у нас? Татары знать не знают имен бригадиров, которые сражались, стоя плечом к плечу с Салаватом. У нас их трое, но никто их не знает: Бахтияр Канкаев, Канзафар Усаев и Ярмухаммад Кадырматов. У нас нет их пропаганды. Они Заки Валиди возвели до небес, тогда как у нас молодежь успешно забыла, кто такой Гаяз Исхаки. У нас абсолютно нет воспитания в этом направлении. Потому современное поколение не готово на какие-то подвиги ради родной земли, тогда как в Башкортостане сегодня это так настолько развито, что даже сравнивать здесь не с чем. Пример Куштау весьма показателен. Способны ли на это татары? Думаю, что нет.
Говоря о Сабантуе, это место праздника и веселья. Но сегодня он превратился в русский праздник. Он уже не наш! Это не национальный праздник. Кто-нибудь слышал у якутов русский язык? Нет. Потому что это не русский праздник. Если русский пришел в гости на татарский Сабантуй — сиди и слушай на татарском! Ты гость. Мы не должны превращать татарский национальный праздник в мероприятие, где поются русские народные песни. При всем уважении это прежде всего татарский праздник. Потому сейчас не надо возмущаться после возвращения из Якутии. Нам давно пора было открыть глаза и посмотреть, что происходит здесь у нас. Да, ты видишь, как у других, и завидуешь. Это тоже, наверное, надо. Я, например, если бы не съездил в Башкортостан, то не обнаружил бы, что татары настолько потеряли чувство патриотизма. Я бы нашу молодежь пачками отправлял туда, чтобы прозрели касательно того, как надо воспитывать молодежь. У нас этим никто не занимается. Нам в срочном порядке нужно менять политический курс, а не Сабантуи…
Камиль Самигуллин муфтий Татарстана— В пригласительном билете на XV мусульманский детский Сабантуй, который пройдет 17 июля этого года в селе Бурбаш Балтасинского района, есть приписка: «Просьба мужчинам на майдане быть в тюбетейках, а женщинам в платках». Там продуманы места для молитвы, нет алкоголя, запретных вещей. В районах республики тоже проходят мусульманские сабантуи. В Чечне также проводится день национальной одежды, там все жители Грозного выходят в национальной чеченской одежде, все очень красиво. Было бы приятно, если бы и у нас это было добавлено в Сабантуй. Не надо, чтобы он просто превращался в народное гуляние, которое бы не отличалось от Масленицы, других мероприятий, должно сохраниться его татарское лицо. Мы должны думать о посыле, который несем.
Миляуша Айтуганова директор «Татаркино»— Самое главное, что праздник якутский сохранил все языческие обрядовые традиции, то есть мы понимаем, что наполнение его содержит исконные традиции якутского народа. Если сравнивать с нашим Сабантуем, то мы больше перешли на такую формализованную форму праздника. Конечно, мы сохранили традиционные татарские игры, но Сабантуй — очень древний праздник, он возник, когда еще были языческие обряды на территории Татарстана, например поклонение солнцу. Многие предметы и символы, которые есть на нашем Сабантуе, они как раз возвращают нас в историю появления этих символов. Например, столб, на который залезают за петухом, — это же обрядовые вещи. Мы сегодня не понимаем, что означает этот обряд, почему именно столб, почему именно петух.
В общем, все игры, которые у нас есть на Сабантуе, они не просто игры. Если они переходят из поколения в поколение, значит, у них есть своя история, которая заложена много веков назад. Но мы, к сожалению, растеряли значение этих символов. Надо рассказывать о каждом из них, мы даже специально снимали фильм о символике на Сабантуе, он как раз отсылает к историческим корням. У нас очень мало материала и в хорошем смысле пропаганды этого праздника. Да у нас во всех регионах есть Сабантуй — федеральный, сельский, нефтяной, какого только нет. Понятно, что на всю Россию и зарубежье он распространяется как праздник, но содержательная часть… А у якутов все знают, почему они идут и пьют кумыс, зачем приглашают шамана и он при огне читает эту молитву, а они все стоят и вторят ему. Это как таравих в исламе, такая совместная молитва.
Римзиль Валеев журналист и общественный деятель— Я сам в последнее время перестал ходить на Сабантуи из-за того, что все сводится к песням и пляскам. Нужен такой формат, при котором в играх, состязаниях участвуют все гости. Я полностью согласен с Миннихановым, даже хотел одно время написать об этом материал. Разве можно назвать Сабантуем мероприятие, которое проходит на стадионе? Хотя говорят, что татары, живущие за пределами Татарстана, наоборот, довольны современным Сабантуем, мол, может, вам и надоел, а мы с нетерпением его ждем. Татарский мир песни и танцы видит везде, но его представители сами должны петь и танцевать. Хотя некоторые элементы, вроде перетягивания каната, есть. Сейчас Сабантуй превратился в проект, это какая-то спартакиада и культурный праздник. Не дело это — прийти на Сабантуй, три часа просидеть на стадионе, посмотреть борьбу, артистов, выступление начальства и вернуться домой.
Радик Салихов директор Института истории им. Марджани АН РТ— Президент все правильно сказал, он это чувствует, видит. В принципе, действительно, надо вернуть историческую составляющую нашему национальному празднику, его обрядовой структуре, игровой структуре. Вообще смысл его, как истинно народного праздника, праздника отдельного села, группы сел. Сабантуй же у нас совмещал элементы праздника жыен уже в советское время, это тоже родственный праздник, где жители определенного региона собирались вместе, проводили различные мероприятия. Должна быть здоровая состязательность, все эти праздники направлены на консолидацию людей, чтобы они были объединены на почве радости, созидания. Мы, историки, знаем, как Сабантуй проводился в прошлые времена, и можем предложить конкретные вещи.
Факиль Сафин писатель, председатель челнинского отделения ВКТ— Наша общественность в лице известных персон, ученых, писателей и культурных деятелей уже давно поднимает этот вопрос. Сабантуй в своей содержательной части действительно стал уходить куда-то в непонятную сторону. Хотя о наших традициях есть много научной литературы и исследовательских работ. Но, видимо, чтобы реально признать существование проблемы, нам всем необходимо было побывать в Якутии. Там и вправду проводят все в соответствии со своими традициями и обычаями. Якуты нам показали, кто они на самом деле. У нас татары также должны показать, кто мы такие. Мы частенько проводим Сабантуи для разных национальностей, но надо признать, что содержание нашего национального праздника сильно изменилось.
Что нам теперь делать? Считаю, что сначала нужно изучить всю имеющуюся историческую научную литературу касательно Сабантуя, провести конференции и круглые столы. Сейчас уже невозможно вот так взять и вернуть праздник в том виде, каким он был раньше. Мы многое потеряли. Потому я думаю, что надо начать с этого и провести один большой, красивый и правильный Сабантуй. Неважно, где он пройдет, пусть это будет Казань или Челны. Куда важнее показать народу, что у нас тоже есть наши татарские традиции и обычаи. За праздником якутов с восторгом наблюдали представители разных национальностей. Нам надо сделать то же самое — показать, что у нас, у татар, есть такой праздник, которым можно восхищаться и гордиться. Пока же все смешалось и превратилось в кашу. В этом плане, считаю, власти республики заняли правильную позицию. Данным вопросом надо заниматься. У нас много традиций, которые мы еще окончательно не потеряли. Сейчас нам необходимо учесть все нюансы и в следующем году провести в Татарстане настоящий татарский Сабантуй, который станет примером для всех остальных.
Гульзада Руденко генеральный директор Елабужского государственного музея-заповедника— Я абсолютно согласна с Рустамом Нургалиевичем! Я тоже была в Якутии в роли наблюдателя традиционного национального праздника Ысыах. Могу только высказать слова восторга от того, что я увидела. Это огромнейшая площадка, где представлено несколько традиционных обрядовых мест. Абсолютно все пришедшие считают, что должны совершить обряд благодарения. Мы сами полтора часа стояли в очереди, после чего вошли в огромный белый шатер, где в течение 20 минут совершались обряды. Там ты действительно пребываешь с чувством благодарности Всевышнему за все, что есть. Мы прошли несколько обрядов. Зарядились солнечной энергией. Это что-то невероятное!
На празднике люди проходили мастер-классы по кузнечному делу, по другим искусствам, как, например, выделка кожи, создание музыкальных инструментов. То есть в Якутии действительно огромное количество всего национального. Все говорят на якутском, все надписи на якутском языке. 80 процентов женщин, пришедших на праздник, а это десятки тысяч человек, были в национальных костюмах. У них на голове килограмм серебра, на шее килограмма три, на руках, в ушах… В общей сложности до 10 килограммов серебра висело! 50 процентов мужчин тоже были в национальных костюмах — и это несмотря на жару в 32 градуса. Поэтому, когда ты все это видишь, чувствуешь и понимаешь, что это все не надуманно, а люди на свой родной праздник пришли не по чьему-то приказу, для них это душевная потребность. Та же театрализованная постановка была основана на традициях, это не просто какое-то придуманное шоу-представление на стадионе.
Меня спрашивали, что общего между Сабантуем и Ысыахом. Я сказала, что ничего. Единственные сходства — торговля, можно поесть, приобрести сувениры. У якутов это праздник, который ждут. Это какая-то внутренняя потребность, которая передается только с молоком матери. А наш Сабантуй… Я, повторюсь, согласна с Рустамом Нургалиевичем. Думаю, что он сделал правильные выводы.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.