Накануне думцы с ректорами ведущих российских университетов обсуждали будущее высшего образования. Его контуры так и не прояснились, хотя базовые тезисы у всех перекликались: выйти из парадигмы слепого копирования чужого опыта, остановить утечку мозгов и обеспечить технологический суверенитет. О том, как председатель Госдумы Вячеслав Володин советовал уволиться критикующим спецоперацию профессорам и к чему лидер коммунистов Геннадий Зюганов вспоминал писателя Герберта Уэллса, — в материале «БИЗНЕС Online».
Накануне депутаты Госдумы с ректорами ведущих российских университетов обсуждали будущее высшего образования
Не очень здравый эксперимент на российской молодежи
Россия на пороге самой масштабной реформы образования за последние 20 лет. И накануне на парламентских слушаниях депутаты Госдумы и научное сообщество во главе со спикером парламента Вячеславом Володиным и министром образования Валерием Фальковым пытались нащупать нужный вектор преобразований. В дискуссии участвовали более 700 человек. Ректоры, парламентарии, общественники и другие эксперты почти четыре часа критиковали Болонскую систему, которая была введена в стране в 2003 году и из которой Россия вышла после 24 февраля. Единое общеевропейское образовательное пространство подразумевало академическую свободу и мобильность в системе бакалавр – магистр – доктор. Это означало, что студент после четырех лет обучения на бакалавриате мог продолжить обучение по той же или смежной специальности в любом из университетов 48 стран-участниц. И вот спустя 19 лет российские власти признают, что переход на западную систему образования был ошибкой. Как отмечал Фальков 24 мая, когда официально заявлял об этом, будущее за собственной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для студентов. Тогда он не уточнил, что это означает. Ситуация не прояснилась и через месяц.
Накануне министр подчеркнул, что четырехлетнее обучение на бакалавриате оказалось недостаточным для полноценной подготовки специалистов, а в ряде случаев работодатели так и не признали данный уровень образования достаточным для занятия многих позиций. К примеру, для замещения ключевых должностей в правоохранительных органах необходимо наличие диплома бакалавра и магистра по одному направлению — юриспруденции, но в реальности выпускники зачастую выбирают разные треки по двум программам и в итоге оказываются негодными ни по одной из них. Кроме того, по его словам, магистратура задумывалась как специальный уровень углубленной подготовки, но многие студенты после бакалавриата предпочитают трудоустроиться или продолжить образование на вечерней форме, т. е. так и не получают должного уровня знаний.
Валерий Фальков: «Не разрушая того положительного, чего удалось достичь, и не отрицая предыдущего этапа, надо взять от него лучшее и двигаться вперед»
«Не разрушая того положительного, чего удалось достичь, и не отрицая предыдущего этапа, надо взять от него лучшее и двигаться вперед, — призвал Фальков. — Но при этом предлагается выйти из парадигмы слепого копирования чужого опыта и попыток соответствовать чужим стандартам. Наша система образования опирается на те традиции и преимущества, которые были сформированы на предыдущих этапах ее развития. Во-первых, на всеобщее школьное образование. На новом этапе развития нам надо уделить приоритетное внимание работе вузов со школьниками, особенно по математике, физике, информатике, биологии, химии. Во-вторых, лучшее отечественное образование всегда отличалось фундаментальностью, что позволяло выпускникам успешно адаптироваться в быстро меняющихся условиях и реагировать на технологические вызовы. В-третьих, всегда были и есть сильные традиции в математике, физике, подготовке инженеров. На новом этапе развития страны она должна в первую очередь обеспечить технологический суверенитет».
Ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий констатировал, что во многих областях знаний получение квалификации магистра без соответствующей базы привело к ухудшению качества образования
Министр заверил, что даже после выхода из Болонской системы российские дипломы продолжат признавать за границей — достаточно межправительственных соглашений. А новая система национального высшего образования должна включать ряд принципов: направленность на развитие сугубо интересов страны; развитие отношений со всеми, кто в этом заинтересован; фундаментальность; гибкость от запросов экономики и работодателей (например сокращение двухлетнего обучения на магистратуре до одного года для IT и инженерии) и практичность (введение по некоторым специальностям более жестких требований для поступления в магистратуру, чтобы поступали студенты с профильным образованием).
Новоиспеченный лидер фракции ЛДПР Леонид Слуцкий признал, что на российской молодежи с помощью Болонской системы был поставлен не очень здравый эксперимент и теперь этому предстоит поставить диагноз
Более осязаемые контуры новой системы обозначил ректор МГУ Виктор Садовничий, который и ранее был противником Болонской системы. Он констатировал, что во многих областях знаний получение квалификации магистра без соответствующей базы привело к ухудшению качества образования, и в связи с этим президент российского союза ректоров предложил три модели развития высшей системы обучения. Это интегрированная магистратура (бакалавриат плюс магистратура), подразумевающая единые контрольные цифры приема на 6 лет обучения без отдельного поступления в магистратуру, но с возможностью завершить обучение на этапе бакалавриата; специалитет — пятилетнее обучение, при котором выпускник получает одну квалификацию, или 6-летнее обучение с получением двух квалификаций; сохранение нынешней двухуровневой подготовки для отдельных отраслей и для обучения иностранных студентов.
Новоиспеченный лидер фракции ЛДПР Леонид Слуцкий признал, что на российской молодежи с помощью Болонской системы был поставлен не очень здравый эксперимент и теперь этому предстоит поставить диагноз. Такую позицию поддержал первый зампред комитета ГД по науке и высшему образованию Олег Смолин, по мнению которого, «принудительная „бакалавризация“ страны» принималась по идеологическим мотивам российской политической элиты, желавшей «прорубить в Европу не окно, а целые ворота» для своих детей. При этом он дал понять, что российские стандарты выше международных.
Геннадий Зюганов: «Можно взорвать завод — я вам построю новый за два года. Но если вы взорвете образование, то это травма для человека на всю жизнь, а для государства минимум на 20 лет»
Все еще хуже, чем говорили специалисты
История человечества превращается в гонку между образованием и катастрофой, начал с цитаты из Герберта Уэллса главный коммунист страны Геннадий Зюганов. Катастрофа уже произошла, и сейчас усиливается третий системный кризис (два предыдущих закончились мировыми войнами). И от того, какого качества будут кадровые управления, зависит судьба человечества. «Можно взорвать завод — я вам построю новый за два года. Но если вы взорвете образование, то это травма для человека на всю жизнь, а для государства минимум на 20 лет», — отметил председатель фракции КПРФ.
Председатель комитета ГД по науке и высшему образованию Сергей Кабышев ратовал за увеличение зарплат педагогам и повышение престижности профессии
Руководитель партии «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов настаивал на том, чтобы высшее образование для всех было бесплатным и стипендия как минимум на уровне МРОТ. Не забыл он и раскритиковать ЕГЭ, который, по сути, должен обеспечивать мобильность школьников из регионов. Данное убеждение он считает ерундой и сказкой, потому что учиться в Москве или Санкт-Петербурге могут себе позволить только дети из обеспеченных семей. «У нас как пылесосом высасывает из регионов людей, — заявил депутат. — Кто вернулся, получив образование в Москве и Санкт-Петербурге, в регионы? Единицы! И то, говорят, неудачники. Дальше, думаете, они остаются? Они едут на Запад. Для кого мы бесплатно даем наше образование? Кому мы готовим этих бакалавров-недоучек? В этой связи нужно возвращаться к специалитету», — заявил депутат.
Руководитель партии «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов настаивал на том, чтобы высшее образование для всех было бесплатным и стипендия как минимум на уровне МРОТ
Большинство выступавших, в частности ректор МГЮА им. Кутафина Виктор Блажеев, ректор ПМГМУ им. Сеченова Петр Глыбочко и президент РУДН Владимир Филиппов, настаивали на том, что оптимальным решением будет остановиться на специалитете. Председатель комитета ГД по науке и высшему образованию Сергей Кабышев ратовал за увеличение зарплат педагогам и повышение престижности профессии. В то же время Миронов ратовал за наказание преподавателей факультета журналистики МГУ, которые, по его словам, «шельмуют тех, кто поддерживает президента и спецоперацию». С таким подходом, как он считает, неудивительно, что выпускники идут работать в оппозиционные СМИ, а потом получают статус иноагента. Володин, выслушав экспрессивную речь справедливоросса, резюмировал, что такие педагоги, а по цепочке и ректоры, должны уволиться: «Давайте при всей нашей толерантности, уважаемые коллеги, ректоры, осознавать свою ответственность. А там, где не понимают, возьмите и уйдите просто. Встаньте и уйдите. Пускай также уйдут деканы, заведующие кафедрами, но в первую очередь уйдут те, кто берет и предательски всаживает нож своими разговорами в спину своей Отчизне».
Петр Толстой: «Реформа образования, которая вписала Россию в Болонскую систему, — самая неудачная из всех реформ»
Жирную точку в дискуссии поставил зампред спикера Госдумы Петр Толстой. «Все еще хуже, чем говорили специалисты, — констатировал он. — Реформа образования, которая вписала Россию в Болонскую систему, — самая неудачная из всех реформ. Критерий научного успеха — публикация за рубежом — это яркий пример колониального мышления в образовании». Депутат подчеркнул, что уже к осенней сессии парламент сможет выйти на принятие законодательных решений, которые меняют принципы российского образования.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.