«Ростех» поддерживает идею КАМАЗа о создании в Набережных Челнах инженерной школы на базе КФУ. Это поможет не только КАМАЗу, но и другим нашим предприятиям создавать современную технику», — заявил сегодня Сергей Чемезов на презентации проекта в Набережных Челнах. На КАМАЗе верят, что проект поможет в какой-то степени справиться с кадровым голодом, с которым столкнулся автогигант. О том, что из себя представляет школа, — в материале «БИЗНЕС Online».
Рулевым автогиганта презентовали передовую инженерную школу. Презентацию посетили члены совета директоров КАМАЗа во главе с главой «Ростеха» Сергеем Чемезовым (второй справа)
В Челнах появится одна из первых передовых инженерных школ в России
До заседания совета директоров ПАО «КАМАЗ», которое прошло сегодня в Набережных Челнах, рулевые автогиганта посетили НЧИ КФУ. Там им презентовали новый проект минобрнауки РФ — передовую инженерную школу (ПИШ), которой в Челнах дали название «Кибер Авто Тех». В числе VIP’ов были глава «Ростеха», председатель совета директоров автогиганта Сергей Чемезов, премьер-министр РТ Алексей Песошин, министр промышленности РТ Олег Коробченко, мэр Челнов Наиль Магдеев и др. Высокопоставленные гости довольно живо пообщались у входа в КФУ на разные темы, осмотрели гоночные машины студентов, а после посетили небольшую экскурсию.
Впервые о программе инженерных школ на федеральном уровне заговорили еще в апреле 2021 года. Тогда глава минобрнауки Валерий Фальков рассказал, что она поможет подготовить около 40 тыс. специалистов. Появление такой школы в Набережных Челнах лоббировала депутат Госдумы Альфия Когогина. «Мы с Наилем Гамбаровичем Магдеевым изначально говорили о том, что мы бы хотели и делаем все для того, чтобы первые школы появились у нас, на нашей территории, в городе Набережные Челны», — заявляла она ранее.
Мотив понятен — ее супруг Сергей Когогин неоднократно публично заявлял о кадровом дефиците на КАМАЗе, а федеральный проект — шаг к преодолению кадрового голода в автограде. Раз реализовать проект технического университета, о котором мечтал автогигант к своему 50-летию, не получилось, надо брать, что дают.
Проект финансируется из трех источников
Свою программу ПИШ КФУ защищал в Москве в минувшее воскресенье. В составе делегации были вице-премьер РТ Лейла Фазлеева, и. о. ректора КФУ Дмитрий Таюрский, замгендиректора КАМАЗа Ирек Гумеров, проректор по вопросам экономического и стратегического развития Марат Сафиуллин и директор НЧИ КФУ Махмут Ганиев. В качестве основного докладчика выступил руководитель создаваемой школы инженеров нового поколения, советник Когогина Равиль Хисамутдинов.
Появление такой школы в Набережных Челнах лоббировала местный депутат Госдумы Альфия Когогина
Всего же от Татарстана, по словам Песошина, на конкурс заявилось три вуза республики. «Передовая инженерная школа — это не только грантовая поддержка, государственно-частное партнерство, но и большая ответственность. Это ответственность КФУ, КАМАЗа, „Ростеха“ и республики. У нас есть шанс получить новые идеи, разработки».
«Я очень надеюсь, что мой родной Татарстан победит в конкурсе. Несмотря ни на что, республика, КФУ и КАМАЗ уже приняли решение, что проекту быть, — заявила сегодня Когогина. — Он будет финансироваться из трех источников — федерального и республиканского бюджетов, а также источников ПАО „КАМАЗ“. Мы на ближайшую трехлетку в федеральном бюджете на этот проект выделили 34 миллиарда рублей. То же самое сделала республика. Уверена, что КАМАЗ также не изменит своим планам». Учитывая, что всего школ по стране будет 30, бюджет одной составит порядка 1,133 млрд рублей.
«Несмотря ни на что, республика, КФУ и КАМАЗ уже приняли решение, что проекту быть»
Она напомнила, что проект ПИШ был разработан еще 2021 году, а идею поддержал Владимир Путин. «Был оперативно принят федеральный проект и издано постановление правительства РФ, которое вышло в апреле. Все закрутилось, активные регионы стали подавать заявки», — сказала Когогина, отметив, что заявки поступили от более 90 вузов из 40 регионов страны. Сейчас подводятся итоги и определяются победители.
«Мы сегодня даем старт проекту, который называется „Обеспечение технологического суверенитета и независимости нашей страны“. Импортозамещение для нашей страны немного унизительное понятие, — продолжила депутат. — Что это такое? Завтра мы должны сделать что-то, что наши конкуренты в других странах делают сегодня. Это вчерашний день для нас. Сегодня мы принимаем решение о создании именно новых технологий, которые обеспечат технологическую конкурентоспособность, мощь и процветание нашей любимой России».
Сергей Когогин назвал открытие ПИШ важным событием не только для КАМАЗа, но и для Челнов, а развитие научно-технической базы для образования специалистов — «крайне важным вопросом»
«Без создания крупного научного центра по подготовке инженеров мы, конечно, о будущем думать не можем»
Когогин назвал открытие ПИШ важным событием не только для КАМАЗа, но и для Челнов, а развитие научно-технической базы для образования специалистов — «крайне важным вопросом». Он также напомнил, что большое количество заводов автогиганта сегодня располагается уже за пределами Набережных Челнов. Несмотря на это, главный костяк завода всегда будет в автограде.
«Здесь сконцентрированы основные мозги, главные мощности. Наша компания обязана смотреть далеко за горизонт, чтобы понять, что будет через 10–15 лет. Без создания крупного научного центра по подготовке инженеров мы, конечно, о будущем думать не можем. Я считаю, что выдается отличный шанс развить материально-техническую базу, создать условия для обучения наших студентов», — сказал он, отметив, что, несмотря на приглашение специалистов со всего мира, все ключевые должности на КАМАЗе занимают выпускники КФУ.
Глава «Ростеха» Чемезов назвал целью проекта обеспечение высокотехнологичных компаний квалифицированными кадрами: «Талантливыми конструкторами и инженерами, которые придут на наши предприятия и будут создавать самую современную и конкурентоспособную продукцию, — сказал Чемезов. — „Ростех“ поддерживает идею КАМАЗа о создании в Набережных Челнах такой инженерной школы на базе КФУ. Это поможет не только КАМАЗу, но и другим нашим предприятиям создавать современную технику. Мы ждем ребят, которые пройдут обучение в этой школе и будут работать вместе с нами».
Сергей Чемезов: «Талантливыми конструкторами и инженерами, которые придут на наши предприятия и будут создавать самую современную и конкурентоспособную продукцию»
Новые здания, общежития и лаборатории: как изменится КФУ в Челнах?
Подробную презентацию новой школы гостям провел директор НЧИ КФУ Ганиев. «К сожалению, на первый план выходят проблемы, связанные с санкциями. Поэтому одна из задач — это технологический суверенитет нашей страны», — пояснил он. К 2025 году новая школа рассчитывает совместно с автогигантом запустить в серию технологию производства электрических грузовых автомобилей с отечественными аккумуляторами. Также школа представит тиражируемое решение в сфере организации цифровых производств. К 2026-му совместно с индустриальными партнерами планируется наладить выпуск беспилотных грузовиков и продемонстрировать первые промышленные решения по водородным топливным элементам. А к 2030 году школа планирует предложить оригинальную отечественную технологию изготовления и эксплуатации водородных двигателей и батарей.
По его словам, уже сейчас КФУ разработал собственную модель инженерного образования, учитывающую пожелания работодателей и уникальные возможности вуза. В первую очередь это фундаментальная подготовка по естественно-научным, математическим и техническим дисциплинам, которые сформированы с учетом новых требований, а также связь с прорывными научно-исследовательскими лабораториями, деятельность которых осуществляется в рамках реализации программы развития «Приоритет-2030».
Мы должны к 2030 году обучить и повысить квалификацию около 5 тысяч человек. Самое главное — мы должны создать новые рабочие места.
Для решения таких амбициозных задач, сказал Ганиев, создана совместная команда, которая состоит из ведущих ученых российских вузов — МГТУ им. Баумана, Южного федерального университета, СТАНКИН и др. Также туда вошли передовые инженеры-исследователи с КАМАЗа и молодые магистры и преподаватели.
Будет модернизирована научно-лабораторная база, создано три центра превосходства и 14 лабораторий. Он добавил, что в НЧИ КФУ разработали уникальный учебный процесс, который вырастит инженеров-исследователей мирового уровня, которые, помимо прочего, будут способны создать собственный бизнес.
В планах КФУ развить и кампусную систему в Челнах. Рядом с инжиниринговым центром планируется строительство общежитий и нового учебно-лабораторного корпуса. «Благодаря финансированию, которое выделил президент республики, мы уже получили проектно-сметную документацию. Документы готовы, чтобы передать их в Главгосэкспертизу РФ, — сказал Ганиев. — Учебно-лабораторное здание площадью около 30 тысяч квадратных метров рассчитано на 1,1 тысячи человек. Примерная стоимость — 3,5 миллиарда рублей. Два общежития имеют суммарную площадь 20 тысяч квадратных метров. Здесь разместятся 1 082 человека. Стоимость — 1,8 миллиарда».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.