Сегодня депутаты Госсовета РТ официально утвердят главу минпромторга РТ Олега Коробченко в должности вице-премьера Татарстана. Безусловно, в условиях новой реальности спрос с него будет как в военное время. Побеседовав с отраслевыми источниками, «БИЗНЕС Online» составил представление о том, чего ждут от преемника Альберта Каримова. Прежде всего — налаживания настоящего взаимодействия с компаниями, тотальной ревизии местного производства и «агрессивных» действий за пределами республики.
Сегодня депутаты Госсовета РТ официально утвердят главу минпромторга РТ Олега Коробченко в должности вице-премьера Татарстана
«Пусть идут на заводы работать»
Назначение министром промышленности и торговли РТ Олега Коробченко — бизнесмена, о котором можно сказать, что сделал себя сам и сполна прошел все круги бизнес-ада, было воспринято как некий сигнал. Неужели республиканские верхи в условиях новой реальности дозрели до мысли о том, что республике нужен реально действующий промышленный штаб?
О кондициях нынешнего министерства уже сказано немало, отметим лишь фундаментальную претензию: его работа, по сути, заключается в представительских функциях. Понятно, что полноценная руководящая роль в местной промышленности минпромторгу в силу ряда обстоятельств не грозит — здесь скорее необходимы полномочия и умения грамотного координатора. И, конечно, посильные задачи для министерства точно есть в смежных областях, имеющих непосредственное отношение к промышленному пульсу республики.
Руководитель одного из казанских предприятий на вопрос «БИЗНЕС Online» о том, какие задачи он бы поставил перед министерством, раздраженно ответил: «Пусть идут на заводы работать. Сколько раз я тыкался туда с вопросами! Побывал на куче совещаний. Результат — ноль. Никто из коллег не понимает, чем занимаются эти люди, каков их статус и круг задач». Тем самым наш собеседник сформулировал первый вызов для Коробченко.
Вызов 1. Реформа министерства
Завод им. Горького мог бы поставить на поток производство мостовых конструкций, однако проблема в том, что по цене зеленодольцы будут неизбежно проигрывать специализирующимся на такой продукции компаниям
«Надо взять за пример любое советское промышленное министерство, — говорит один из наших собеседников. — По каждому направлению были свои непререкаемые авторитеты — такие, что к ним в кабинет боялись зайти и они могли кого угодно за горло взять. Наизусть знали все о своей сфере ответственности, потому что сами на заводах поработали». Также он указывает на необходимость провести скрупулезную ревизию производительных сил республики — кто, что и как может делать.
Другой наш источник в промышленности РТ указывает на то, как в идеале должна строиться работа министерства с местными предприятиями. Его задачи — гарантировать все возможные субсидии, налоговые льготы, техническое сопровождение, помощь в преодолении бюрократических барьеров при запуске, налаживание связей с потенциальными покупателями. Но проблема в том, что сам минпромторг не способен в ручном режиме (а необходим именно он — такое дело нельзя автоматизировать) охватить все компании. Поэтому каждая из них должна выделить грамотного человека, который бы тащил всю работу с министерством.
Из очевидных проблем наши собеседники указывают, например, на то, что многие оборонщики стонут от мертвого груза избыточной земли. Понятно, что решение вопроса во многом зависит от главного заказчика ОПК — военных. Но показателен пример порохового завода, который все-таки продавил идею о создании на 200 из 480 своих га технопарка. Да и помощь в наполнении подобной площадки — задача как раз для минпромторга…
Или создание общих для всех так называемых центров компетенций. «К примеру, хорошо бы в Казани запустить на каком-то производстве одну на всех гальваническую линию, — говорит источник. — Но нет, каждый кулик желает своим болотом рулить. Все хотят свою гальванику — боятся: а вдруг бомбанет и коллега в первую очередь на себя будет работать?»
Или такой момент. На фоне запрета экспорта российской стали в Европу минстрой РФ для поддержки производителей разработал план по увеличению ее использования при строительстве школ, детсадов, жилья. Для этого идут на изменение отраслевых законов — строительных и пожарных норм. Примерно так можно помочь, скажем, заводу им. Горького. Он мог бы поставить на поток производство мостовых конструкций, однако проблема в том, что по цене зеленодольцы будут неизбежно проигрывать специализирующимся на такой продукции компаниям — из-за накладных расходов на содержание судостроительных и мобилизационных мощностей. Т. е. предприятию нужны квоты на производство таких конструкций, благо потребность в них видится немалой — инфраструктурное строительство объявлено одной из мер поддержки реального сектора. Но квоту просто так не получишь — надо выбивать.
Еще одно пожелание к Коробченко — по полной использовать новые возможности его предшественника Альберта Каримова, назначенного заместителем министра промышленности и торговли РФ. «Он знающий и порядочный человек. Дай бог, Москва его не испортит», — говорит источник.
Вызов 2. Импортозамещение
Сейчас для министерства самое время стать эдаким центром, объединяющим соответствующие проекты РТ и России, который бы сделал конкретные предложения по их приземлению в Татарстане
Решение всего комплекса проблем, связанных с импортозамещением высокотехнологичной продукции, минпромторгу РТ не по силам, но вот способствовать процессу — вполне. Сейчас для министерства самое время стать эдаким центром, объединяющим соответствующие проекты РТ и России, который бы сделал конкретные предложения по их приземлению в Татарстане. Ждать, что к нам придут и построят завод, — такого больше не будет, говорит один из наших собеседников. Надо самим выискивать идеи и приводить их в регион, создавать условия. По его прогнозам, в ближайшем будущем федеральное правительство выделит немалые суммы на поддержку реального сектора экономики, а потому Коробченко стоит провести ревизию в промпарках и проверить, так ли привлекательны в них условия, чтобы звать туда новых игроков.
И для начала надо осознать, что надежды на федеральные министерства нет, подчеркивает наш собеседник. «Такое ощущение, что там сошли с ума, — констатирует он. — Идет тяжелейшая спецоперация, всем уже надо работать круглосуточно, мы же пока спокойно курим и думаем не о том». Минпромторгу РТ необходимо создать аналитическую группу для выявления слабых мест различных производственных цепочек. Понятно, что целиком импортозаместить самолет мы не сможем, но в нем есть узлы и агрегаты с иностранными комплектующими. Некоторые стоят копейки, но в России не производятся. Покупать в Китае не выход. «Пора понять: чуть мы ослабнем — Китай начнет давить», — уверен наш источник. Выгодное предпринимателям импортозамещение пойдет и так, но это исключение: зачастую объемы маленькие, срок окупаемости — под 10 лет. Бизнесмены за такое не возьмутся. Значит, надо создать условия, чтобы за пару лет проект отбился и стал эффективным. Понадобится большая помощь государства, в том числе республики, по подготовке производства, возмещению затрат и т. д. Татарстан более других регионов готов пойти на это. «Условно говоря, построить завод и отдать его в эксплуатацию, кому — неважно, только бы работал, — говорит наш собеседник. — И так затягивать сюда проекты. Утопия? А что, есть другой выход? И давайте все-таки признаем, что после 24 февраля мы перестали жить в рыночных условиях. К тому же многое говорит о том, что Михаил Мишустин (глава правительства России — прим. ред.) набирает силу и реально может все перевернуть».
Вызов 3. Заставить считаться с собой федеральных игроков
Альберт Каримов (слева) на коллегии минпромторга РТ указал, что одна из причин, сдерживающих рост татарстанских компаний, — излишняя централизация в холдингах и корпорациях
Минпромторгу Татарстана приходится действовать в условиях, когда большинство крупных или небольших, но принципиально важных для отраслей предприятий подчиняется федеральным центрам силы. Решения по татарстанским компаниям принимаются в Объединенной авиастроительной корпорации, «Вертолетах России», концерне «Радиоэлектронные технологии», «Технодинамике», «Швабе», СИБУРе, на Уральском заводе гражданской авиации. Для порядка местного министра, конечно, приглашают на совещания, но только как организатора мероприятия, а не как принимающего решения, констатирует один из наших собеседников.
Понятно, что региональному минпромторгу не тягаться, скажем, с гендиректором ОАК, но наладить контроль за происходящим на татарстанских предприятиях необходимо. Классикой жанра можно считать историю с КВЗ, когда внешне процветающий завод оказался фактически банкротом. «Разве это дело, когда президент Татарстана узнает о ситуации на КВЗ не от своего минпромторга, а из других источников?» — недоумевает один из собеседников «БИЗНЕС Online».
Каримов однажды публично покритиковал федеральных монстров. В 2020 году на коллегии минпромторга РТ он указал, что одна из главных причин, сдерживающих рост татарстанских компаний, — излишняя централизация в холдингах и корпорациях. Но, как видно, сегодня слегка пожурить — мало: необходим адекватный анализ ситуации.
Холдинги не всесильны, говорит наш источник, у их местных предприятий тоже полно проблем, с которыми министерство может помочь. Надо заключать соглашения о сотрудничестве. Для Татарстана эти компании не отрезанный ломоть, республика заинтересована в работодателях и налогоплательщиках.
Вызов 4. Реагировать на кризисные ситуации
Кризисных ситуаций в последние годы было немало. Достаточно вспомнить истории «Казанского Гипронииавиапрома», КЗСК, ОКБ им. Симонова, фирмы «МВЕН»
Но, чтобы федеральные холдинги считались с мнением республиканского минпромторга, очевидно, он должен изменить и свое поведение. Необходимо превентивно, а не когда журналисты отловят министра на каком-нибудь мероприятии, доносить до общественности свою позицию по кризисным ситуациям. Их в последние годы было немало. Достаточно вспомнить истории «Казанского Гипронииавиапрома», КЗСК, ОКБ им. Симонова, фирмы «МВЕН». А еще уголовное дело генерального директора Зеленодольского ПКБ Виталия Волкова, задержание генерального директора судостроительной корпорации «Ак Барс» Рената Мистахова, арест генерального директора казанского завода «Электроприбор» Павла Шацких.
Каждый из этих эпизодов вызывал живой отклик у общественности, бурно обсуждался в промышленной среде. Но были ли от министерства полноценные заявления по данным коллизиям? Нет. А ведь это не конторы из разряда «рога и копыта». В результате складывается впечатление, что даже не минпромторг, а республика дистанцировалась от участия в делах не только действующих на его территории федеральных предприятий, но и собственных.
Вызов 5. Поднять малотоннажную химию
Главным советчиком Коробченко может стать негласный «министр нефтехимии» — гендиректор «Татнефтехиминвест-холдинга» Рафинат Яруллин, с которым министру надо найти общий язык
Если говорить о проблемах конкретных отраслей, то у нового министра есть историческая возможность поднять с колен малотоннажную химию РТ. Эксперты связывают это с завершением проекта мегаэтиленника «Нижнекамскнефтехима» ЭП-600 — понадобятся мощности по переработке этилена. Именно отсутствие доступа к сырью застопорило развитие этого направления, хотя соответствующую госпрограмму республика приняла еще в 2020 году. Но тут уже придется договариваться с СИБУРом. Или же, как вариант, строить новые мощности по производству олефинов. Главным советчиком Коробченко может стать негласный «министр нефтехимии» — гендиректор «Татнефтехиминвест-холдинга» Рафинат Яруллин, с которым министру надо найти общий язык.
Есть еще один тормоз для развития средне- и малотоннажной химии. Даже если предприниматель чудом нашел доступ к сырью, поставщик может задрать цену. Конечно, министерство не может ее зафиксировать, но способствовать ее стабилизации на инвестиционный период — в его силах. А поскольку проекты по переделу нефтехимического сырья обычно окупаются долго, хорошо бы пролоббировать получение федерального софинансирования на 50% капитальных затрат. Глава министерства также может помочь со снижением административных и регуляторных барьеров, которые не дают малым и средним компаниям входить в проекты в малой химии.
Вызов 6. Наладить сотрудничество с вузами
Речь о запуске вузовско-промышленной кооперации не раз заходила на высоких республиканских совещаниях. Очевидно, минпромторг РТ не может остаться в стороне от этого процесса
В новой политической обстановке очевидно повышение внимания к вузам как центрам подготовки инженерных кадров. По главной программе министерства образования и науки РФ «Приоритет-2030» (в ней участвуют КФУ, КНИТУ-КАИ, КНИТУ-КХТИ, КГЭУ) от учебных заведений требуют проекты с конкретными сроками исполнения и результатами — по тем же импортозамещению и диверсификации оборонки. Критерием успеха станут заказы предприятий.
Более того, КФУ, КНИТУ-КХТИ и Университет Иннополис, как стало известно «БИЗНЕС Online», подали заявки на новую федеральную мегапрограмму «Передовая инженерная школа». На базе вузов в партнерстве с высокотехнологичными компаниями создадут школы по опережающей подготовке инженерных кадров с учетом запроса отраслей.
Речь о запуске вузовско-промышленной кооперации не раз заходила на высоких республиканских совещаниях. Очевидно, минпромторг РТ не может остаться в стороне от этого процесса.
Вызов 7. Кадры
Средняя зарплата в оборонке РТ — 51 тыс. рублей в месяц, а в нефтехимии — 70 тысяч. Появились новые сферы трудоустройства — ретейл, сфера услуг. Туда очередь из желающих работать, а в ОПК — очередь людей с заявлением об уходе
Кадровый голод — головная боль не министерства труда и занятости, а прежде всего предприятий. Просто физически нет людей, констатируют наши источники. Плюс переток кадров туда, где платят больше, а необходимая квалификация ниже. Средняя зарплата в оборонке РТ — 51 тыс. рублей в месяц, а в нефтехимии — 70 тысяч. Появились новые сферы трудоустройства — ретейл, сфера услуг. Туда очередь из желающих работать, а в ОПК — очередь людей с заявлением об уходе.
«Катастрофа с кадрами — везде, — говорит наш собеседник. — Скоро всех толковых фрезеровщиков и токарей в лицо будем знать. Заведений переподготовки нет, хоть и надували щеки, что сейчас все организуем. Берем с улицы — хоть повара, хоть бармена, сразу в лоб — 30 тысяч стипендия, пытаемся чему-то научить. За неделю выявляется, способный или нет. Чтобы ему начать хорошо зарабатывать (а это реально), надо 2–3 года. Но, пока он учится, начинает головой крутить — где слаще? В коммерции куча вакансий от 80 тысяч рублей и выше. Доставщики пиццы за 24 дня в месяц и 8 часов в день, если обслуживают не менее двух заказов в час, получают от 70 тысяч, а немного поднапрягутся — 120 тысяч. На завод арканом не затащишь».
Еще один источник полагает, что нет выхода, кроме переманивания рабочей силы из других регионов: «Давно пора было это сделать. В СССР люди срывались на стройки и заводы. Они знали, что их примут, обеспечат — только работай, а потом еще и квартиру дадут. Почему не задуматься о возрождении такой схемы?»
Вызов 8. Поддержать детские технические кружки
Серьезную помощь моделистам оказывает только «Эникс». «80 процентов руководителей «Эникса» прошли через авиамоделизм, в том числе директор Валерий Побежимов» (на фото)
Но подготовка кадров начинается не с техникума или вуза. Несмотря на многие громкие заявления, одной ногой в могиле находится детское техническое творчество, рассказал «БИЗНЕС Online» педагог дополнительного образования, многократный чемпион СССР и России по авиамоделизму, обладатель четырех мировых рекордов Александр Смоленцев. За 10 лет в Казани закрылось 16 точек детского технического творчества. Серьезную помощь моделистам оказывает только «Эникс» — одно из ведущих российских предприятий в области проектирования и строительства беспилотников. «Потому что 80 процентов руководителей „Эникса“ прошли через авиамоделизм, в том числе директор Валерий Побежимов, — объясняет Смоленцев. — Благодаря моделизму он и состоялся как конструктор, а его компания — как производитель и идеолог темы». На уровне организации соревнований помогают КВЗ и Казанский авиазавод (КАЗ), но все это исключительно по доброте душевной, на уровне личных связей. Что примечательно, КАЗ был готов запустить детский проект и даже выделить под это здание, но ОАК решила сократить все непрофильное, и дело заглохло.
На минобрнауки РТ надежды нет. «Там мне сказали, что соцзаказа на авиапром нет — есть на нанотехнологии, робототехнику, — усмехается Смоленцев. — Результат мы видим». Думается, промышленное министерство не прогадает, если возьмет дело в свои руки.
Вызов 9. Участвовать в налаживании логистических цепочек
От Коробченко ждут налаживания логистических связей с Китаем и Юго-Восточной Азией
Проблема переориентации экспортных поставок сегодня коснулась, наверное, всех компаний, которые продают свою продукцию за рубеж. Рынки сбыта приходится срочно перестраивать. Но мы можем воспользоваться растущим российским товарооборотом со странами Азии и Африки. К тому же у татарстанских компаний немалый потенциал для конструкторского и технологического сотрудничества в сфере авиапрома, автомобилестроения, судостроения и т. д.
Еще. Ряд татарстанских компаний предпочитал закупаться синтетическими каучуками в Европе, а теперь, когда транспортный коридор перекрыт, возникли проблемы. От Коробченко ждут налаживания логистических связей с Китаем и Юго-Восточной Азией.
Вызов 10. Активизировать международные контакты
Минпромторг должен не только творчески переработать опыт президентских вояжей, но и использовать обширные познания татарстанских предприятий в области зарубежной торговли
Как не раз отмечалось, продвижение татарстанской продукции на внешние рынки идет точечно, прежде всего благодаря энергии и авторитету президента Рустама Минниханова, много времени проводящего в заграничных деловых поездках. Он «толкает» на внешние рынки технику КАМАЗа, КВЗ, завода им. Горького, шины «Татнефти». «Да, президент у нас самый лучший продавец, — говорит наш источник, — но ему надо дать всеобъемлющую информацию о том, что надо продать, что мы потенциально можем продавать или что желательно получить взамен».
Минпромторг должен не только творчески переработать опыт президентских вояжей, но и использовать обширные познания татарстанских предприятий в области зарубежной торговли. Достаточно вспомнить КВЗ эпохи Александра Лаврентьева, когда служба маркетинга колесила по миру, подружилась, к примеру, едва ли не со всеми африканскими президентами, умудрялась продавать вертолеты в откровенное захолустье. Как итог — выживание и взлет КВЗ.
Или такая тема. Экспорт продуктов питания сопровождается сложной и дорогостоящей процедурой сертификации в каждой стране, и помощь министерства Коробченко была бы здесь весьма кстати.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 21
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.