«Для меня это испытания посильнее, чем концерт на 100 тысяч человек», — рассказал о своих выступлениях в Донбассе народный артист РФ Олег Газманов на пресс-конференции в Москве. В свою очередь, актер Антон Шагин поделился, каким гонениям в своей среде подвергаются артисты, поддержавшие спецоперацию России на Украине. О том, пора ли вводить контрсанкции против западной культуры, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
«Культуру не отменить!» — с таким громким названием накануне в пресс-центре МИА «Россия сегодня» прошла пресс-конференция
«Мы будем так же читать Достоевского, Толстого, Чехова»
«Культуру не отменить!» — с таким громким названием накануне в пресс-центре МИА «Россия сегодня» прошла пресс-конференция. Состав участников обещали звездный, так что собрались множество журналистов, чтобы послушать, как встанут на защиту русской культуры такие народные артисты РФ, как Олег Газманов и Валерия, продюсер Иосиф Пригожин, режиссер Артем Михалков, актеры Дарья Юргенс, Антон Шагин и Андрей Мерзликин.
Еще до начала мероприятия стало ясно, что все пойдет не по плану: вместо 7 заявленных участников придут трое — об этом говорили три белоснежных стула на сцене. Организаторы судорожно пытались дозвониться до сына Никиты Михалкова, но Артем Никитич, как понял корреспондент «БИЗНЕС Online», случайно услышавший телефонный разговор, заявил, что приехать не сможет, да и подключиться по видеосвязи — тоже. Зато обещали хотя бы в таком формате быть Валерия и Пригожин. Пока же на сцене одиноко сидел меланхоличный Шагин — самый известный «стиляга» Мэлс. Ему и журналистам пришлось еще минут 10 ждать Газманова, который и стал самым звездным гостем этой пресс-конференции. К слову, появление 70-летнего певца было реальным подтверждением, что он действительно в России и не уплыл на одном из «философских пароходов»: в марте телеграм-каналы обсуждали слухи, что Газманов якобы пытается получить израильское гражданство.
«Тема отмены русской культуры кажется мне дикой и средневековой… Когда-то где-то жгли книги и авторов книг, ни к чему хорошему это не приводило. Россия слишком большая во всех отношениях, чтобы можно было взять и отказаться от нее. Что это такое: исключить Чайковского, Шостаковича, Глинку? — недоумевал певец. — Хотел сказать: не стыдно ли им будет перед своими потомками, детьми? Понимаю, что не стыдно, конечно».
Тут Газманову вспомнились строки из своей песни «Россия, вперед!», которые он тут же счел нужным процитировать: «Так было в России с далеких времен. Чем выше давление — тем крепче бетон!» По его мнению, рано или поздно мир почувствует нехватку русской культуры, «пружина разожмется и все будет хорошо».
«Мы будем так же читать Достоевского, Толстого, Чехова. Так же будут звучать Рахманинов, Чайковский. А те люди и страны, которые вдруг решили дистанцироваться и напугать таким образом великую державу, мне кажется, это от беспомощности, скорее всего, и бессилия. Путь запрета, на мой взгляд, ни к чему хорошему никогда не приводил и не приведет», — заявил Шагин, добавляя, что в мировой культуре у российской — «особое место».
Но вводить контрсанкции в отношении западной культуры, как отметил Газманов, все-таки не стоит. «Это полная глупость, — отмахнулся народный артист. — Наша сила в том, что мы открыты. Разные культурные пути обогащают нас. Я уверен, что на запреты мы не пойдем ни в коем случае».
Антон Шагин: «Почему в нашей стране нельзя гордиться и любить Родину? Почему это считается моветоном?»
«Когда поддерживаешь спецоперацию, ты выпадаешь из зоны комфорта»
Пока же артисты намерены нести русскую культуру и свое творчество в Донбасс. Так, Шагин пообещал в ближайшее время посетить Донецк и Луганск с поэтическими концертами. По словам артиста, он бы приехал туда и раньше, но не было запроса. Зато Газманов, как оказалось, одним из первых начал гастролировать в Донбассе и хочет поехать еще. «Где бы я ни был, стараюсь везде добавлять выступления еще и в госпиталях. Выступать, когда перед тобой сидят всего 20 человек, или войти в палату к раненому, отражаться в его глазах, думать о том, что ты ему скажешь и как ты ему споешь, — для меня это испытания посильнее, чем концерт на 100 тысяч человек. Но делать это нужно», — считает Газманов. Также певец рассказал о том, что получает угрозы в связи с концертной деятельностью в ДНР и ЛНР, однако, несмотря на риск, не планирует отказываться от выступлений. «Мне и моей дочери, жене поступает очень много угроз, и это очень неприятно. Какие бы опасения ни были, я все равно буду ездить и делать то, что делаю, и писать то, что пишу», — пообещал народный артист России.
Шагин подтвердил, что иногда тяжело плыть против мейнстрима, когда в творческой тусовке модно ругать свою же страну. «Когда поддерживаешь спецоперацию, ты выпадаешь из зоны комфорта. Тебя могут не пригласить на пробы или в кино. Очень многое отдано на откуп людям либерального толка. Но свою позицию я заявил сразу», — твердо объявил Шагин. По мнению актера, в текущей ситуации каждый отвечает только за себя. При этом он не стал обвинять тех, кто уехал из России или воздерживается от публичных заявлений. «Я не понимаю, почему я не прав только потому, что думаю по-другому. Почему в нашей стране нельзя гордиться и любить Родину? Почему это считается моветоном?» — пожал плечами актер.
Олег Газманов: «В музыкальном отношении нам тоже нужно поработать, всем надо поработать, занять эту нишу, которая освободилась, и идти дальше»
«У нас полно сложностей, но стоит начать с себя и перестать смотреть на Запад»
«Какие у нас сложности? Да их полно у нас», — ответил Газманов на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, есть ли теперь трудности в плане международного сотрудничества. По его словам, музыканты привыкли использовать западное программное обеспечение и технические средства. В условиях ухода ряда компаний с российского рынка придется искать новые варианты. «В этом есть много негатива. Однако то, что происходит, подстегнет нас к тому, чтобы развиваться в данном направлении. Построили ракеты — выстроим и это», — уверенно объявил Газманов.
В свою очередь, Шагин пообещал никуда не уезжать и работать во благо страны. «Я никогда не рвался на Запад. У меня никогда не было мечты получить „Оскар“ или во что бы то ни стало поехать за океан и играть плохих русских в плохих фильмах», — отметил он. Более того, актер верит, что вскоре российский кинематограф сможет создавать картины не хуже, чем на Западе. При этом ставка скорее будет сделана на человеческие отношения, а не на «стрелялки». Шагин подчеркнул, что со смысловых позиций у нас есть все, для того чтобы создавать успешные кинопроекты.
Газманов добавил, что в техническом плане еще надо подтянуться. «Нам нужно научиться круто снимать. На Западе развлекательное кино снимать умеют, и это сложно. В музыкальном отношении нам тоже нужно поработать, всем надо поработать, занять эту нишу, которая освободилась, и идти дальше», — считает он.
Журналисты не могли не спросить о Чулпан Хаматовой. Газманов и Шагин сошлись во мнении, что уезжать из страны и говорить что-то о Родине — «гадко»
«Давайте заниматься проблемами, которые есть в нашей стране»
Тема культурного запрета хорошо знакома Газманову. В 2014-м ему, Валерии и Иосифу Кобзону запретили въезд в Латвию, где у певца, к слову, осталась квартира, в которой на кухне стоял арманьяк 1951 года. Его он уже давно просил забрать и выпить коллегу по сцене Игоря Николаева. «Я написал песню „Сделан в СССР“, спустя много лет до прибалтов дошло, что я и моя песня являемся национальной угрозой Латвии», — развел руками Газманов. Музыкант отметил, что гордится тем, что ему одному из первых запретили въезд в Латвию, а это, как он считает, уже знак качества. Вместе с тем заявил, что не совсем понимает логику такого решения: «Я пытался объяснить, что Прибалтика — это не только Латвия или Литва, а также мой родной Калининград. Меня „попросили“, и хорошо, что вскоре из Латвии ушла и „Новая волна“. Было бы неправильно, если бы страна оставалась площадкой фестиваля».
Зато преспокойно теперь живет в Риге Чулпан Хаматова, о которой журналисты не могли не спросить. Газманов и Шагин сошлись во мнении, что уезжать из страны и говорить что-то о Родине — «гадко». «Если ты не согласен со страной и хочешь в другом месте жить — можно спокойно уехать. Но оттуда тявкать на свою Родину — это предать свою мать. Откажись молча», — считает Газманов. Он назвал высказывания Хаматовой попыткой получить подачку от принимающей стороны.
Шагин, который ранее называл тех, кто сбежал в трудный момент из страны, «иудовым племенем», попросил прессу перестать обсуждать отъезд звезд за границу: «Давайте перестанем это упоминать, обсуждать. Давайте заниматься проблемами, которые есть в нашей стране. Почему мы уделяем столько времени людям, которые на нас начхали? Уехали и уехали, бог им судья».
Анонсированные Валерия и Пригожин так и не вышли на связь
«Герой нашего времени» и национальная идея пока отсутствуют
Развитие культуры невозможно без национальной идеи — это стало еще одной темой для обсуждения. Газманов предположил, что российская культура на данный момент только нащупывает ее, находясь в поиске. При этом сильная национальная идея уже была сформирована обществом, но это было довольно давно, в начале Советского Союза. Второй великий период СССР, по мнению Газманова, был после Великой Отечественной войны до Никиты Хрущева. «Вся страна хотела жить, в будущем построить коммунизм. Тогда был гениальный кинематограф, гениальные песни. Это были люди, которые жили бедно, но так красиво, потому что тогда существовали великие цели. Не только о себе, но и о других», — считает музыкант. Формулировать национальную идею исполнитель тем не менее не отважился.
«У нас идея какая? Бузовщина? Тогда учиться не надо, сфотографируем что-то красивое, и вперед», — обозначил певец еще одну проблему современной российской культуры. Он подчеркнул, что сегодня невозможно смотреть многие телепередачи и музыкальные каналы. «Это выветривает мозги и не дает возможности думать. Считаю, что время меняется и должны появится новые герои нашего времени. Сейчас будет какой-то свежий ветер, нам дали шанс», — надеется Газманов.
Шагин отметил, что для формирования национальной идеи каждому стоит начать с себя. «Не нужно пытаться переменить соседа. Когда каждый на своем месте в своей отрасли будет работать с полной самоотдачей, не халтурить, тогда мы будем жить в совершенно другой стране. Сейчас есть возможность переосмыслить свой прошлый и вчерашний день и идти в светлое будущее», — верит Шагин.
В общении с журналистами прошло больше часа. Но анонсированные Валерия и Пригожин так и не вышли на связь.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 58
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.