Сегодня в татарстанском Болгаре пройдет «Изге Болгар жыены» — главное мероприятие в рамках празднования 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией. Между тем отечественные мусульмане уже справляли подобный праздник, правда, в теперь далеком 1989 году. Почему же российская умма делает это повторно? А кроме того, о том, какое отношение к торжествам имел певец Альберт Асадуллин, почему в речпорту мусульманам предоставили дополнительные «Метеоры» и кто из религиозных деятелей «сдюжил» этот праздник на своих плечах, — в материале «БИЗНЕС Online».
«Готовили все без материальной поддержки государства»
Торжества, посвященные 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией, проходят уже не в первый раз в истории. Впервые мусульмане отметили данное событие… в августе 1989 года. У стороннего наблюдателя может возникнуть вопрос: как же так может быть? Дело в том, что 33 года назад российская умма праздновала юбилей по мусульманскому календарю. Далекий 922 год, когда на территории Волжской Булгарии появилось багдадское посольство Ибн Фадлана, пришелся на 310 год по хиджре, а лунный календарь, как известно, короче солнечного на 10–12 дней. Поэтому в 1989-м исламский мир встречал 1410 год, а сейчас, к примеру, идет 1443-й.
Главным идеологом и организатором тех событий был председатель духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири, на тот момент 40-летний Талгат Таджуддин. Толчком же к празднованию послужило 1000-летие Крещения Руси, которое Русская православная церковь отметила годом ранее.
Курс на перестройку, начавшийся с приходом в 1985 году на пост генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева, поначалу не подразумевал каких-то послаблений со стороны государства в вопросах религии. В частности, 24 ноября 1986 года во время визита в Ташкент Горбачев призвал вести решительную борьбу с проявлениями религиозности. Однако по мере развития процессов той самой перестройки происходит постепенный пересмотр религиозной политики государства, переход от атеистической пропаганды к сотрудничеству с религиозными организациями. Примером этого как раз явились торжества, которые с невиданным доселе масштабом провела Русская православная церковь. Именно после 1988 года начали открываться, реставрироваться и строиться храмы. После 1000-летия Крещения Руси были официально изменены советские правила регистрации православных приходов, разрушенные храмы стали массово передаваться властями церкви.
Талгат хазрат тогда всячески приветствовал начинание своих православных коллег, как говорят очевидцы, он любил образно сравнивать РПЦ с ледоколом, который расчищает океан от льдов безбожья, а за гигантским судном следуют представители других традиционных религий Советского Союза. Так вот, мусульманам нужен был свой серьезный повод для масштабных празднеств, и тут совсем кстати пришлась знаменательная дата — 1100-летие принятия ислама Волжской Булгарией. Между прочим, данное событие произошло за 66 лет до того, как Русь официального стала христианской.
Сам верховный муфтий в одном из интервью рассказывал, что подготовка к торжествам шла в течение нескольких лет. «7 лет мы готовились к проведению 1100-летия принятия ислама населением европейской части СССР и Сибири. На очень высоком уровне шла эта подготовка, — вспоминал Талгат хазрат. — Это было очень важное мероприятие, ведь в 1988 году было торжественно отмечено 1000-летие Крещения Руси. И с этого началось возрождение православия. Мы ожидали, что наше празднование тоже будет иметь огромное влияние на развитие ислама. И мы пригласили гостей из 28 стран, международные исламские организации, муфтиев, ученых и имамов из зарубежья: Австрии, Венгрии, Болгарии, Финляндии, Саудовской Аравии. В условиях железного занавеса это все казалось недостижимой мечтой. Мы готовили все это без материальной поддержки государства, тогда такого не было абсолютно. Также издали 50 тысяч экземпляров Священного Корана, который после революции ни разу не издавался».
В Казани заложили фундамент под мечеть «Булгар» в Ленинском, ныне Ново-Савиновском районе
«Желающих поехать в Болгар было так много, что не хватило «Метеоров»
Основные торжества проходили с 16 по 25 августа, т. к. официальное принятие ислама в 310 году по хиджре состоялось 16 мухаррама, а в 1989/1410 году мухаррам как раз пришелся на последний летний месяц. Начались мероприятия в Уфе, оттуда многочисленные гости на машинах отправились в Казань, где прошло официальное заседание юбилейных торжеств в здании театра им. Камала, после чего на Центральном стадионе было организовано театрализованное шоу. По пути делегаты участвовали в церемониях закладки камней под будущие мечети в Нижнекамске, Альметьевске, Бугульме, воздвижении полумесяца на мечеть «Тауба» в Набережных Челнах. В Казани же, к примеру, заложили фундамент под мечеть «Булгар» в Ленинском, ныне Ново-Савиновском районе. В самом Болгаре впервые состоялся грандиозный коллективный намаз, который провел сам Таджуддин.
Организацию конкретных мероприятий он поручил своим ученикам и общественникам. Например, у одного из лидеров национального движения Фаузии Байрамовой зоной ответственности был как раз Болгар, который тогда именовался Куйбышевом. «1989 год был для татарской нации очень богат на события, — рассказывает „БИЗНЕС Online“ сама писательница и общественный деятель. — В феврале месяце прошел первый съезд татарского общественного центра (деятельность организации приостановлена в связи с осуществлением экстремистской деятельности — прим. ред.). Интеллигенция начала объединяться, а вот проведение празднования 1100-летия принятия ислама было инициативой духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири. ТОЦ (деятельность организации приостановлена в связи с осуществлением экстремистской деятельности — прим. ред.) присоединился к организации празднования. Муфтият тогда был единым, они занимались приглашением иностранных гостей, религиозных деятелей. Мы отвечали за Татарстан». Байрамова вспоминает, как лично ездила несколько раз в Болгар, вела там подготовительные работы, определяла, где будут люди собираться, питаться, в каком месте будут установлены трибуны.
По словам Фаузии-апы, каких-то запоминающихся историй, связанных с Болгаром-1989, в памяти у нее не осталось, т. к. тогда она была полностью погружена в работу. Главный организатор болгарских торжеств только вспомнила, что едва смогла выехать к месту своей работы из речпорта: «Желающих поехать в Болгар было так много, что не хватило „Метеоров“, на берегу осталось очень много народа. Я и сама осталась, но добилась, чтобы нам дали дополнительные „Метеоры“».
Именно начиная с 1989 года мусульмане, прежде всего татары, начали ежегодно съезжаться на мероприятие, получившее название «Изге Болгар җыены». Пройдет оно на священной земле Болгара и сегодня.
Официальное заседание юбилейных торжеств в здании театра им. Камала
«Там 200 человек будут от государства, 200 от КГБ, а простой народ не сможет попасть»
Но главные торжества состоялись тогда в Казани. Это вышеупомянутые торжественное собрание в Камаловском театре и большое театрализованное шоу на Центральном стадионе. Таджуддин ответственным за организацию казанских мероприятий назначил выпускника Казанского института культуры, в то время трудившегося в мечети Аль-Марджани Зуфара Галиуллина, ныне муфтия, председателя ДУМ Кировской области (Вятский муфтият).
«В 1988 году РПЦ провела 1000-летие Крещения Руси, приехал в Казань Талгат Таджуддин и говорит: „Давай проведем 1100-летие принятия ислама!“ — вспоминает Зуфар хазрат в разговоре с нашим корреспондентом. — Я отвечаю: „Ведь юбилей будет только в 2022 году“. А Таджуддин объяснил, что это по хиджре». Команда Галиуллина начала подготовку, на улице Баумана появились растяжки с анонсом праздника, которые, правда, тут же срывали. Велись переговоры с режиссером театрализованного шоу.
Сначала за сценарий взялся директор театра моды «Лик» Владимир Лубковский, по замыслу которого торжества должны были пройти в ДК химиков. Злые языки даже поговаривают, что Лубковский якобы получил аванс и исчез. В итоге Галиуллин решил обратиться к случайно встретившемуся ему известному режиссеру Камаловского театра Дамиру Сиразиеву. Тот оказался против проведения праздника в ДК химиков, сказав, по воспоминаниям нашего собеседника: «Там 200 человек будут от государства, 200 от КГБ, а простой народ не сможет попасть».
Смельчак Сиразиев предложил устроить шоу на Центральном стадионе Казани, поехал в Москву, взял там специальное концертное оборудование у самой Аллы Пугачевой, причем Примадонна сама удивлялась, как такое масштабное мероприятие можно подготовить в столь сжатые сроки: «Здесь не два месяца, а два года необходимо». Несмотря на трудности, напоминает Галиуллин, все же удалось уложиться в срок, для чего иногда приходилось идти на различные ухищрения.
Свидетелем подобного был нынешний имам Султановской мечети Казани Камиль Бикчентаев, в те годы он был студентом медресе в Бухаре, шакирдов в торжествах использовали, как говорится, «на подхвате». «Запомнился один момент, — рассказывает Бикчентаев „БИЗНЕС Online“. — По сценарию Дамир Сиразиев соорудил на футбольном поле Каабу из лесов, требовалось надеть на нее черное покрывало, а у нас не было подъемного крана для того, чтобы его установить. Я посоветовал Сиразиеву вызвать пожарных, дескать, горим, он так и сделал. Пожарные приехали через несколько минут. Мы извинились за ложный вызов, рассказали о своей проблеме, они вошли в положение и помогли накрыть конструкцию покрывалом».
«Все команды Талгата хазрата мы выполняли неукоснительно день и ночь, перекусывали на ходу»
Первоначально власти ТАССР выступали против проведения праздника, был страх из категории «как бы чего не вышло». Но организационный маховик был уже запущен, в итоге первому секретарю Татарского обкома КПСС Гумеру Усманову ничего не оставалось, кроме как согласиться. «Весь обком тогда был против проведения торжеств, они боялись, ведь это было невиданное дело, но тогда волна уже поднялась», — говорит Байрамова. Писательница, как утверждает Галиуллин, также приложила к этому руку.
«Мы подключили Фаузию Байрамову, Разиля Валеева, тогда Усманов был секретарем обкома. У него была встреча в союзе писателей с литераторами, мы всех писателей подключили. Усманов вынужден был согласиться. Ведь там приезжали иностранцы из 20 стран мира, власти вынуждены были пойти навстречу, чтобы не упасть лицом в грязь», — вспоминает нынешний муфтий Кировской области.
Несмотря на трудности, праздник на Центральном стадионе прошел на высоком уровне, считает Галиуллин. Откровением для зрителей стало музыкально-сценическое действо по фолк-сюите композитора Масгуды Шамсутдиновой «Дастан о Великих Булгарах», которое позже трансформировалась в фолк-рок-оперу «Магди», в исполнении уроженца Казани, а тогда уже знаменитого ленинградского музыканта Альберта Асадуллина. На футбольном поле разыгрывалось действие, где были сцены взятия Казани, приезда в Болгар послов Багдадского халифа, блистали дрессированные медведи и змеи…
«Мы провели такой грандиозный праздник без копейки денег, а сейчас тратят миллионы, но подобный уровень не достигнут», — откровенничает Галиуллин и не без улыбки вспоминает еще один эпизод. «Мы у Таджуддина в номере гостиницы „Татарстан“ делали отчет, и тут Дамир Сиразиев вытащил бутафорский пистолет „Вальтер“ и направил на Талгата хазрата со словами: „Если не дашь денег, то застрелю!“» — смеется вятский муфтий.
Были довольны и иностранные гости, по словам имама мечети Аль-Марджани, а тогда шакирда медресе «Мир Араб» Бухары Мансура Джалялетдина. Их особо поразил казанский ресторан «Нарат». «Под руководством Талгата Таджуддина все было очень четко организовано, я просто поражался и для себя в дальнейшем получил большой урок, как проводить мероприятия, — говорит Мансур хазрат нашему корреспонденту. — Мы выехали в Казань, помню, как повезли гостей в ресторан „Нарат“, гости были поражены, многие из них приехали из стран, где нет лесов, одна пустыня, а тут в лесу в деревянном здании сидели. Все команды Талгата хазрата мы выполняли неукоснительно день и ночь, перекусывали на ходу. Не знаю, когда он сам спал».
Талгат Таджуддин: «Благое дело никто не сможет испортить, повредить ему, сломать что-то, Всевышний всегда исправляет благое дело»
«Слышал в те дни такие разговоры: «Этот праздник нужен муфтию, пусть он сам за гостями и смотрит»
Что касается самого Таджуддина, то на него оказывалось колоссальное давление. Есть мнение, что именно после юбилейных торжеств он как раз и стал появляться на публике в экстравагантных одеяниях и порой совершать эксцентричные поступки. Косвенно это признает и его шурин, имам-мухтасиб Зеленодольского района РТ Габделхамит Зиннатуллин: «Талгат хазрат после организации данного праздника заболел, ему мешали, даже, когда ехал в поезде, ему подсыпали какие-то препараты, у него расшатались нервы…»
Да и сам верховный муфтий России в процитированном выше интервью, отвечая на вопрос о том, какой у него был самый безрадостный день в жизни, ответил, что это случилось как раз во время празднования 1100-летнего юбилея принятия ислама. «Все эти гости приезжают, а прямо перед этими торжествами я вижу, что гости у нас сами по себе. Все мои люди просто перестали работать, даже не сказав мне, что они вот таким образом решили бойкотировать мероприятие, — рассказал Таджуддин. — До сих пор не знаю доподлинно причины. Слышал в те дни такие разговоры: „Этот праздник нужен муфтию, пусть он сам за гостями и смотрит“. И ходят все мои работники, как гости».
На вопрос корреспондента, а было ли это предательством, хазрат ответил: «Может, и не предательство даже, может, просто они что-то не поняли, а может, чья-то интрига. Там раньше тоже было много попыток сорвать данное мероприятие». Помогла пережить ему ситуацию супруга муфтия Сания-абыстай, она сказала: «Больно ты беспокоишься, положись на Бога. Ну ты же это все не ради себя делаешь». После чего главный организатор торжеств и успокоился. «И пришел утром я уже в другом состоянии и сказал всем: „Хотите быть тут как гости, хорошо, отдыхайте“, — вспоминает Талгат хазрат. — И отпустил их всех отдыхать вместе с гостями. А на их места студентов своих поставил. Потом через время кто-то из них осознал свой поступок, кто-то так и нет. Больше не было у меня таких ситуаций никогда, альхамдулилля. Не смогли они даже объяснить, почему так поступили. Я тогда понял, хотя они и не объясняли, и выводы сделал. И с тех пор я от всех своих сотрудников требую откровенности. Благое дело никто не сможет испортить, повредить ему, сломать что-то, Всевышний всегда исправляет благое дело».
«Наши старики плакали, я не понимал, почему они плачут, видимо, была большая радость, долгожданное для них событие, что происходят такие перемены. Говорили, что сейчас началась свобода для религии»
«Это полностью заслуга Талгата Таджуддина, нравится он сейчас нам или нет, мы тогда просто шли за ним»
Председателю духовного собрания мусульман России Альбиру Крганову в 1989 году было 12 лет, но он вместе с аксакалами родного села Шыгырдан Чувашской АССР также побывал на первом в истории «Изге Болгар җыены».
«Тогда советская власть была еще сильна, а тут возникало ощущение, что попал совсем в другой мир, арабы в традиционных одеждах, создавалось такое ощущение, что попал в сказку, было что-то новое, близкое сердцу. Наши старики плакали, я не понимал, почему они плачут, видимо, была большая радость, долгожданное для них событие, понимание, что происходят такие перемены. Говорили, что сейчас началась свобода для религии», — вспоминает Крганов. «Когда ехали домой, всю дорогу об этом только и говорили, как ездили в Болгар, об этом очень долго рассказывали потом на всевозможных маджлисах, — продолжает муфтий ДСМР. — Еще одним чудом явилось то, что все это показали по телевизору, ведь раньше никогда мусульман не показывали по телевидению. В жизнь мусульман торжества внесли новый импульс, люди стали задумываться, были разбужены религиозные чувства».
Такого же мнения придерживается и Байрамова. «События 33-летней давности стали важными для пробуждения национально-религиозного сознания нашего народа, — считает она. — Если пробуждению национального самосознания послужил съезд ТОЦ (деятельность организации приостановлена в связи с осуществлением экстремистской деятельности — прим. ред.), то интерес к религии пробудили торжества по случаю 1100-летия со дня принятия ислама. Такого события наш народ никогда еще не видел, тогда еще и мечети не были переданы государством. Мы после 1989 года, окрыленные событиями, стали по одной их забирать».
Впервые за долгие годы был издан Коран с казанским шрифтом, «катехизис татарских мусульман» — книга Ахмадхади Максуди «Гыйбадат Исламия», комментарий к хадисам Ризаэтдина Фахретдина «Джавамигуль калям шархи». Сильным организатором показал себя и председатель ДУМЕС. «Тогда муфтий пользовался очень большим авторитетом, к нему прислушивались. Говоря по правде, это полностью заслуга Талгата Таджуддина, нравится он сейчас нам или нет, мы тогда просто шли за ним», — говорит Байрамова.
«О событиях 1989 года я услышал намного позже, Талгат хазрат часто об этом рассказывал, он любит вспоминать, как это было. Он рассказывал, какие возникали бюрократические сложности, как ему приходилось их преодолевать», — сказал «БИЗНЕС Online» муфтий Татарстана Камиль Самигуллин. Камиль хазрат впервые побывал на «Изге Болгар җыены» в 14-летнем возрасте, ровно через 10 лет после первого празднования 11-векового юбилея принятия ислама Волжской Булгарией по хиджре. Муфтий Татарстана говорит, что даже для него это стало «грандиозным событием». В таком случае даже трудно представить себе, какие сильные чувства испытывали тогда, в 1989 году, мусульмане, жившие в стране атеизма, в которой постепенно начали открываться врата религиозной свободы.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 40
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.