«На мой взгляд, в городе Набережные Челны не готова инфраструктура для того, чтобы вообще использовались электросамокаты», — заявил РИК Челнов Фарид Салахов, объясняя изъятие оборудования у сервиса Whoosh. Город встал в оборонительную позицию и ссылается на то, что за неделю после покатушек 8 человек обратились за медицинской помощью. Как оказалось, в прошлом году администрация выгнала из города два кикшеринга — они не проработали и двух недель. Сейчас убежавшие советуют Whoosh судиться с городом — соответствующая практика уже есть. О том, получится ли у Челнов победить на этот раз, и о возможных последствиях — в материале «БИЗНЕС Online».
Исполком Набережных Челнов продолжает «воевать» с сервисом проката электросамокатов Whoosh. Кикшеринг, чьи самокаты изъяла администрация, заявил, что намерен обратиться в Генпрокуратуру РФ
Как администрация Челнов начала информационную войну с Whoosh
Исполком Набережных Челнов продолжает «воевать» с сервисом проката электросамокатов Whoosh. Кикшеринг, чьи самокаты изъяла администрация, заявил, что намерен обратиться в Генпрокуратуру РФ. В то же время, по словам руководителя исполкома автограда Фарида Салахова, изъятие самокатов — это вынужденная мера. «Нет ничего важнее жизни и безопасности людей. В своей работе руководство города опирается на этот принцип. Одной из самых важных задач считаем для себя создание и поддержание условий, которые необходимы для того, чтобы наши люди могли безопасно проживать в городе Набережные Челны», — начал свое выступление на пресс-конференции РИК Челнов.
По его словам, с появлением сервиса проката электросамокатов замечается значительное увеличение обращений в медицинские учреждения города. Так, уже с начала сезона за помощью врачей обратились 7 взрослых и один ребенок: «Все эти обращения поступили от людей, которые воспользовались услугами проката электросамокатов», — подчеркнул Салахов. С ним не согласны в Whoosh, по их словам, за 7 дней работы более 5 тыс. жителей города на самокатах совершили 13 тыс. поездок и проехали 46 тыс. километров. «Аварийных ситуаций с самокатами сервиса не зафиксировано», — говорит компания. Несмотря на это, исполком неожиданно для них изъял оборудование.
«Челнинцы задаются резонным вопросом: „Нужен ли вообще городу такой сервис?“ Мы проводили опросы в социальных сетях, где 67 процентов высказались отрицательно», — сказал Салахов, сославшись на голосование в соцсетях, в котором приняли участие 5,6 тыс. человек.
Впрочем, объективность опроса вызывает сомнения. По нашим данным, родители детсадовцев и школьников в мессенджерах получали сообщения из учреждений образования, где их просили выразить свое мнение в опросе. Причем ссылку на голосование сопровождали справкой об опасности электросамокатов. «Количество ДТП с электросамокатами в стране выросло почти на 200 процентов по сравнению с прошлым годом. Будут ли ваши дети в безопасности? Нужны ли нашему городу самокаты?» — говорилось в сообщениях, которые порой напоминали предвыборные агитационные лозунги. Кроме того, в соцсетях исполкома появилось интервью с заведующим травмпунктом БСМП Александром Яковлевым, который также рассказал об опасности этого вида транспорта. Иными словами, власти Челнов в данном конфликте решили захватить информационное поле.
Что касается изъятия самокатов у Whoosh, то здесь, по словам Салахова, исполком действует в рамках законодательства. 27 апреля кикшеринг самовольно выставил 500 самокатов на территории города, а уже 29 апреля в администрации города состоялось совещание с представителями сервиса, на котором были разъяснены условия и механизмы работы.
«Представители Whoosh согласились с предложенным порядком. Было дано обещание, что до полного оформления документов, в рамках требований постановления исполкома 3888 от 7 июня 2021 года, все самокаты будут убраны и вернутся только после оформления бумаг, — уверяет Салахов. — С учетом всех нарушений 3 мая работники администрации районов города произвели вывоз незаконно установленных самокатов на специализированную стоянку. Мы готовы к конструктивному диалогу в рамках действующего законодательства и с учетом выполнения наших постановлений».
Фарид Салахов: «Представители Whoosh согласились с предложенным порядком. Было дано обещание, что до полного оформления документов, в рамках требований постановления исполкома 3888 от 7 июня 2021 года, все самокаты будут убраны и вернутся только после оформления бумаг»
«После официального оформления всех отношений данный диалог будет продолжен»
Объясняя изъятие самокатов, Салахов вновь сослался на постановление исполкома №3888 и еще раз подчеркнул, что сервис самовольно установил свое оборудование на улицах города, не согласовав свои действия ни с администрацией, ни с торговыми центрами, на территории которых были установлены электросамокаты.
В постановлении, на которое ссылается Салахов, указано 10 пунктов по порядку эксплуатации пунктов проката. Так, например, в нем определены точки, где они не должны быть размещены, отмечается, что пункты должны иметь элементы для крепления к ним электросамокатов. Прописаны требования и к самим самокатам. Так, например, у них обязательно должны быть тормоза, звуковой сигнал, фонари, элементы крепления и пр. В пункте №8 постановления указано, в каких случаях владелец пункта должен произвести демонтаж, а в пункте №9 говорится, что если владелец проката электросамокатов не демонтировал прокатный пункт в установленный срок, то исполком делает это сам, перемещая незаконно установленные объекты, не являющиеся объектами капитального строительства по ранее утвержденному постановлению.
На вопрос «БИЗНЕС Online», нужны ли Челнам электросамокаты, РИК ответил не сразу. Он немного поводил глазами по столу, выдохнул и высказал свою позицию как сити-менеджера: «На мой взгляд, в городе Набережные Челны не готова инфраструктура, чтобы вообще использовались электросамокаты. Это создает угрозу жизни и здоровью взрослых и особенно детей. Вообще вопрос достаточно субъективный. Если мы зададим его тем, чьи дети пострадали от этих самокатов, то ответ однозначно будет отрицательным, — уверен спикер. — Инфраструктура для велосипедистов города постоянно увеличивается. При ремонте и строительстве наших тротуаров мы всегда делаем выделенные полосы для их движения. В данном случае вопрос решается не быстро».
Здесь с Салаховым мог бы поспорить, например, Василь Шайхразиев, при котором всего за 1,5 года в городе появились свыше 140 км велодорожек, сеть проката, велосипедные стоянки возле учреждений, специально обустроенные парки, памятники велосипеду. А мэрия даже проводила выездные велосовещания. А сам Василь Габтелгаязович даже называл город «велоградом».
Но вернемся к самокатам. Из слов Салахова следует, что крест на истории с сервисом Whoosh еще не поставлен. Если кикшеринг пойдет на условия города, то самокаты все-таки могут появиться на улицах Челнов. «Мы только за цивилизованное решение данного вопроса. После официального оформления всех отношений, определений мест использования, чтобы это не создавало угрозу другим людям, пешеходам на тротуарах, данный диалог будет продолжен», — заключил РИК Челнов. В Whoosh комментировать сообщение исполкома отказались.
«Инфраструктура для велосипедистов города постоянно увеличивается. При ремонте и строительстве наших тротуаров мы всегда делаем выделенные полосы для их движения. В данном случае вопрос решается не быстро»
Whoosh будет отстаивать свои права в прокуратуре
В свою очередь, в Whoosh уверяют, что администрация выразила готовность подписать соглашение о параметрах работы сервиса и проработать вопрос оформления земли, которая будет занята виртуальными парковками с самокатами. Компания согласилась с требованиями города — выразила готовность оформить и оплачивать в счет бюджета города несколько сотен участков для парковки самокатов после запуска.
«4 мая неизвестные в гражданской одежде начали грузить электросамокаты, принадлежащие сервису, в грузовые автомобили. Представиться, предъявить документы, в том числе обосновывающие происходящее, отказались, хотя представители компании настойчиво просили это сделать, — отметили в компании. — Позже стало известно, что „эвакуация“ была инициирована исполнительным комитетом Набережных Челнов, на месте руководил ей лично Салахов Фарид Шавкатович. В Whoosh считают изъятие самокатов незаконным, обратились с официальным запросом за помощью в урегулировании отношений с исполнительным комитетом к мэру Набережных Челнов, также планируют оформить жалобу в прокуратуру РФ».
90 электросамокатов, по словам представителей сервиса, переместили на штрафстоянку, документов, обосновывающих законность этого действия, компания до сих пор не получила. На обращение о возврате находящихся на штрафстоянке самокатов Whoosh также не получила ответа, хотя ранее предоставляла документы, подтверждающие, что данные самокаты принадлежат компании.
«Сервис начал работу в ограниченном формате (небольшой флот, усиленный контроль за порядком на парковках со стороны сервиса, минимальная зона для поездок и число парковок), проведя предварительные переговоры с администрацией города, — уверяют в компании. — Более 50 процентов поездок совершено на небольшое расстояние 5−7 километров, что говорит о том, что самокат использовался как транспорт — из пункта A в пункт Б, а не средство прогулки. Больше 20 процентов пользователей приобрели подписку на услуги сервиса, рассчитывая внедрить самокаты в ежедневную транспортную рутину», — сообщают в Whoosh.
Вдобавок в компании уверяют, что большинство пользователей в Челнах прошли обучение в бесплатной школе вождения электросамокатов в приложении Whoosh — она доступна на сайте и в приложении сервиса. «Половина поездок совершена с покупкой дополнительной услуги — страхования здоровья и имущества, ответственности перед третьими лицами в случае аварий», — передает сервис.
Как и Салахов, компания указывает, что безопасность горожан для них в приоритете. Самокаты сервиса системно ограничены до скорости 20 км/ч: «На территории парков, скверов, мест с интенсивным пешеходным движением, таких как парк Победы или парк „Гренада“, самокаты Whoosh автоматически снижают скорость до 15 километров в час. При выезде из зоны скоростной режим восстанавливается. Таких зон снижения скорости в городе организовано 6».
Когда завершатся разбирательства между сторонами, все еще неясно. «Так как практики оформления такого взаимодействия пока нет, процесс непонятен, непрозрачен и сложен для обеих сторон, может затянуться на неопределенный срок», — считают в Whoosh.
«Половина поездок совершена с покупкой дополнительной услуги — страхования здоровья и имущества, ответственности перед третьими лицами в случае аварий»
«Как только администрация попадет в суд и на деньги, сразу станет все доступно»
В прошлом году в мае в Набережных Челнах пытались запуститься два кикшеринга — BusyFly и MATUR.city. Но они, по словам Салахова, так же как и Whoosh, зашли в Челны самовольно. «В том году два сервиса начали работу таким же образом, без согласования, без оформления договорных отношений и без урегулирования вопросов. Но впоследствии, когда состоялся диалог и сервисы узнали порядок работы в Набережных Челнах, приняли решение уйти и разместить свое оборудование в других городах», — заявил сити-менеджер. По его словам, сервисы не проработали в городе и двух недель. Был и трагичный случай, который, вероятно, повлиял на такое поведение властей. 17 мая 2021 года в Челнах погибла 19-летняя девушка — ее сбила легковушка, когда она пыталась проскользнуть на электросамокате через дорогу на красный сигнал светофора.
Мы поговорили с теми, кто знаком с представителями сервисов, покинувших город. «Я вам могу сказать, что ваша администрация очень скоро доиграется, как доигралась администрация Геленджика, когда в прошлом году в сентябре эвакуировали с набережной города 70 самокатов, благополучно сославшись на то, что это нельзя, это незаконно и так далее, — говорит менеджер крупнейшей IT-платформы для шеринга самокатов в Восточной Европе BusyFly. — Документ они (администрация Геленджика — прим. ред.) предоставить не смогли. Партнер на них подал в суд и в этом году только весной выиграл. Мы вернули все самокаты, а администрации присудили заплатить 8 миллионов рублей. Вот когда ваша администрация выпучит глазки, тогда она прекратит заниматься беспределом, который там устроила».
По словам представителя IT-платформы, нет законного основания запрещать работу кикшерингов. «Это свободный шеринг. Автомобилисты могут передвигаться по всей территории Российской Федерации и оставлять машину в любом удобном месте, где это не запрещено знаками дорожного движения. Ваша администрация наняла юристов, у которых нет мозгов либо купленные дипломы, которые выдвинули якобы требования, что здесь ставить нельзя. Как только администрация попадет в суд и на деньги, сразу станет все доступно. Пока просто не нашелся претендент, который подаст на эвакуацию самокатов в суд. Я благополучно новому партнеру желаю подать в суд на администрацию, отсудить громадную сумму денег», — отметил собеседник.
Местный регламент, который установил исполком города, по мнению BusyFly, неправ. Собеседник уверен, что этот документ противоречит Конституции РФ. «Администрация подняла информационную войну — это просто до поры до времени. Незнание законов не освобождает от ответственности», — отметил он. Связаться с партнером BusyFly, который представлял свои услуги в Набережных Челнах, не удалось.
Наш источник, знакомый с ситуацией с уходом из города MATUR.city, объяснил, что в случае этого кикшеринга администрация просто не предоставила правила игры. «Запретили, хотя MATUR.city шел на диалог и предложил свои идеи, но город обсуждать ничего не захотел», — отметил собеседник.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.