Сегодня весь православный мир отмечает Пасху. Поздравляя с праздником Воскресения Христова, «БИЗНЕС Online» вместе с экспертным сообществом составил первый список самых важных православных храмов Татарстана. В список вошли как древнейшие храмы, ведущие свою историю с Ивана Грозного, так и новоделы, начавшие свой путь уже в новейшей истории страны. Традиционно предлагаем читателям выбрать своих фаворитов голосованием.
Как составляли
До революции, к началу XX века, в Татарстане, по разным оценкам, насчитывалось более миллиона различных православных культовых объектов, из них — 800 церквей. Но к концу 1930-х годов в ТАССР осталось только два действующих храма — в Казани и Мензелинске. Со временем, особенно в годы войны, советское руководство пересмотрело свою политику, но этот процесс шел долго с периодическими откатами к гонениям. Лишь в конце 1980-х оковы были сброшены. Культовые объекты стали возвращаться под опеку церкви, возрождаясь силами меценатов (и нередко государства). По данным Московской патриархии, с 16 приходов на всю республику в 1988 году их число выросло к 2016 году до 493. Сегодня эта цифра уже разительно больше. Каждый год реставрируются, воссоздаются или закладываются все новые храмы.
При составлении рейтинга мы поговорили с многочисленными экспертами: православными священнослужителями, а также историками, положившими полжизни на исследование храмового комплекса республики. Каждому объекту наши собеседники выставили оценки по четырем критериям: историческая значимость храма, его статус в митрополии, активность прихода и личность настоятеля. Часто были явные перекосы в оценках. Например, внесенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО Успенский собор в Свияжске — один из старейших в республике, но в нем нет как таковой приходской жизни. Или взять Собор Казанской иконы Божией Матери, которому еще нет и года, но он уже успел завоевать сердца тысяч паломников. Оценки, конечно, сильно разнились — кто-то даже отдельно предлагал ввести такой критерий, как эстетика объекта, что, на наш взгляд, применительно к духовному его содержанию не совсем правильно.
Также некоторые эксперты возражали против включения в рейтинг монастырей. Мы понимаем, что их сложно сравнивать с отдельными храмами, но порой невозможно выделить один объект из всего монастырского комплекса. Часто они неразрывно связаны с обителями, в том числе в сознании людей (как, например, Раифа или Свияжск, уже давно ставшие своего рода брендами). Поэтому наше упрощение сделано исключительно ради более полного восприятия рейтинга читателями.
Традиционно наша редакция предлагает читателям выбрать своих фаворитов из топ-10 или предложить в комментариях свои варианты.
Топ-10
1.Собор Казанской иконы Божией Матери (Казань)
Годы постройки: 2016–2021
Это тот редкий случай, когда главное украшение — не сам храм, а место, где он установлен. Собор стоит на месте обретения чудотворного образа Казанской Богоматери, почитаемой во всем мире. Основать храм с монастырем на этом месте дал поручение Иван IV (Грозный). Сначала церковь, где разместили явленную икону, была деревянной, позже ее по велению царя Федора отстроили в камне. В 1796 году храм, резко обветшавший после «нашествия» Емельяна Пугачева, снесли и с визой и деньгами Екатерины II начали ставить новый, по проекту Ивана Старова — одного из основоположников классицизма в русской архитектуре. На закладке нового собора в 1798 году присутствовал император Павел I, приезжавший тогда в Казань с князьями Константином и Александром (будущим императором) на смотр войск. Распахнул же свои двери новый храм в 1808 году. Через столетие, в 1910 году, по поручению великой княгини Елизаветы Федоровны под основным соборным зданием обустроили пещерный храм, который торжественно открыли спустя три года. Но просуществовал он вместе с собором недолго — в начале 1930-х годов его взорвали, а через несколько лет на базе Казанско-Богородицкого монастыря разместили табачную фабрику.
Возрождение обители началось в нулевых, во время подготовки к празднованию Тысячелетия Казани. На тот момент мэр города Камиль Исхаков занялся вопросом возвращения в Казань ватиканского списка с пропавшей первоявленной Казанской иконы Божией Матери. Одним из условий возвращения было возрождение монастыря на месте обретения чудотворной иконы. 21 июля 2005 года патриарх Алексий II передал список, который установили в отреставрированной Крестовоздвиженской церкви. Потребовалось еще 10 лет, чтобы сделать следующий шаг к возрождению монастыря — таковым стал указ президента РТ Рустама Минниханова «О создании Болгарской исламской академии и воссоздании собора Казанской иконы Божией Матери», «пролоббированный» в каком-то смысле почившим митрополитом Феофаном (Ашурковым).
С подписания указа на следующий год патриарх Кирилл заложил первый камень в основание будущего собора, на возведение которого потребовалось еще пять лет и порядка 2,7 млрд рублей (окончательная сумма до сих пор публично не оглашалась), собранных фондом «Возрождение» Минтимера Шаймиева. Со стройкой никуда не спешили — все делали основательно, ставя на первое место понятие «воссоздание». Для этого на месте провели масштабные историко-археологические изыскания, нашли проекты Старова, практически один в один воссоздали исторические фрески в стиле развитого классицизма. В этом смысле появившийся в 2021 году в самом сердце Казани собор является поистине уникальным — сегодня редко кто занимается таким скрупулезным воссозданием храмов из-за дороговизны предприятия. Лишь в двух вещах строители отошли от канонов — лучшем качестве материалов и вопросе отопления собора, который, как известно, всегда был холодным. Вторая его фишка — в не менее уникальном пещерном храме.
Освятил собор в прошлом году лично патриарх Кирилл. Очень скоро новый объект стал новой точкой притяжения казанских паломников — именно туда перенесли ватиканский список. Собор неофициально стал кафедральным — все центральные богослужения перекочевали туда, и храм стал излюбленным местом служения митрополита Кирилла, несмотря на его тягу к более аскетичным храмам. Вместе с тем продолжают оставаться нерешенными вопросы о дальнейшем обустройстве Казанско-Богородицкого монастыря, ансамбль которого не ограничивается только воссозданным собором.
2. Раифский Богородицкий мужской монастырь (в комплексе)
Год основания: 1613
В прошлом году Раифскому монастырю исполнилось 360 лет. Начинался он как скит и неразрывно связан с именем отшельника из Чудова монастыря Филаретом. Приехав в 1613 году на казанскую землю, он полюбил девственные сосновые леса близ Сумского озера и решил провести остаток своих дней в уединении и покое в одинокой келье. Но совсем скоро к старцу потянулись паломники, и келья быстро разрослась до монастыря, который по указанию митрополита казанского Лаврентия учредили лишь в 1661 году, после кончины Филарета. Свое название новый монастырь в 30 км от Казани получил в честь не менее знаменитой обители на берегу Красного моря, где по преданию мученической смертью от рук язычников погибли монахи — в честь Преподобных отцов в Синае и Раифе избиенных. В советские годы новый Раифский монастырь повторит участь аравийской обители, когда в 1930 году по подозрению в контрреволюции будет расстреляна его братия, а в храмах обустроят колонию для несовершеннолетних, кинотеатр и гаражи.
Второе название раифского монастыря — Богородицкий, что также неслучайно. Здесь хранится уникальный древний список чудотворной Грузинской иконы Божией Матери (оригинал из Красногорского монастыря был утрачен, а копию для Раифы сняли во второй половине XVII века), которая чудом уцелела в советские годы в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. Специально для этой иконы в обители соорудили одноименный собор, который в первозданном виде не сохранился — его, не скупясь на траты, перестроили в 1835–1842 годах по проекту архитектора позднего классицизма Михаила Коринфского. Сегодня собор Грузинской иконы Богоматери первым встречает всех паломников на входе монастыря. Отличить его от других храмов можно по белоснежному фасаду, декорированному рельефными скульптурами Богородицы и Евангелистов. В остальном храм не так сильно цепляет взгляд, как, например, Троицкий собор со своими золотыми куполами — это «самый молодой» храм в Раифе (заложен по проекту известного казанского архитектора Федора Малиновского, освящен в 1910 году). Внутри его не успели расписать из-за недостатка средств, тем не менее храм всегда пользовался высокой популярностью у паломников, привлекаемых уникальной акустикой собора.
Сохранить и приумножить наследие Раифской обители не вышло бы без грамотного управления. Здесь следует отдать должное первому настоятелю монастыря в новейшей истории отцу Всеволоду (Захарову), который ценой колоссальных трудов (в первую очередь привлечением внимания видных политиков и бизнесменов) возродил его и обустроил в нем активную жизнь (как например, открытие Раифского детдома). Отец Всеволод почил в 2016 году и вместе с другими видными настоятелями упокоен на территории монастыря. Продолжает его дело уроженец Луганска отец Гавриил (Рожнов), приглашенный митрополитом Феофаном из Оптины пустыни. На плечи нового наместника легла задача возродить монашескую жизнь Раифы, что, с одной стороны, проблематично при нынешнем потоке не паломников даже, а просто туристов, но с другой — мало-помалу удается. Неслучайно не так давно при монастыре на границе поселка Никольское был открыт скит для совершения уединенных монашеских молитв. «Сейчас с этим сложнее. Монастыри исторически были некими островками свободы и спасения. Если нет такого духовника в монастыре, который бы привлекал своей харизмой, то и монастыря не будет. Как можно спасаться, когда на тебя приходят посмотреть как на зверушку в зоопарке?» — заметил один из наших экспертов.
3. Благовещенский собор (Казань)
Годы постройки: 1556–1562
Древнейший православный храм Казани и вообще старейшее из сохранившихся зданий в городе. В этом году с момента освящения первого деревянного здания храму исполняется 470 лет, каменного — 460. Шедевр древнерусской архитектуры XVI века — самый восточный образец псковской школы зодчества. В дереве его построили по приказу царя Ивана IV почти сразу после взятия города. С приездом на учрежденную казанскую кафедру первого архиерея архиепископа Гурия собор сразу же стал кафедральным, представ в камне в 1562 году силами псковских мастеров во главе с Постником Яковлевым и Иваном Ширяевым (по прозвищу Барма) — строителями собора Василия Блаженного в Москве. Своим нынешним видом Благовещенский собор обязан в каком-то смысле Николаю I и его визиту в Казань в 1836 году. По распоряжению императора собор несколько перестроили, расширили со всех сторон, сделав его отапливаемым. Храм посещали и другие российские монархи — Петр I, Екатерина II и еще немало членов императорского дома после них, а также многие известные люди вроде Александра Пушкина, Сергея Рахманинова, здесь пел Федор Шаляпин. На территории храма упокоены несколько архиереев и находится усыпальница.
Собор, поставленный чуть поодаль от разрушенного ханского дворца и мечетей, всегда был красиво украшен — часть древних фресок, несмотря на пожары (собор горел три раза), сохранилась и сегодня, в отличие от богатой ризницы. От нее до наших дней дошла лишь четверть прежних богатств. Главной святыней Благовещенского собора были мощи святителя Гурия, которые удалось сохранить, часть из них сегодня также находится в храме. После революции собор служил в основном архивохранилищем, что помогло сохранить его живопись и внутреннее убранство, чего нельзя сказать о фасаде, лишенном куполов и знаменитой колокольни. Вторую жизнь обрел в середине 1990-х, когда республиканские власти озаботились его реставрацией к празднованию Тысячелетия Казани наравне со строительством мечети Кул-Шариф. Работы завершились как раз к празднику — собор освятили, а торжества в честь 450-летия казанской епархии возглавил лично патриарх Алексий II.
Сегодня статус кафедрального собора официально сохраняет Никольский храм, хотя действующий архиерей редко его посещает. В бытность прежних митрополитов Анастасия (Меткина) и Феофана очень часто все центральные богослужения совершались в Благовещенском соборе, в том числе оттуда всегда начинался крестный ход в праздник в честь Казанской иконы Божией Матери. С восстановлением собора Казанской иконы значительная часть той религиозной активности перекочевала туда. В новейшей истории Благовещенский собор не отличался активной приходской жизнью в силу своего месторасположения в самом центре города, где очень мало жилых массивов и прихожан. Сегодня Благовещенский собор продолжает жить преимущественно за счет многочисленных туристов, посещающих Казанский кремль. Свое послушание там продолжает нести духовенство, ведомое иереем Виктором (Бельских), приглашенным митрополитом Кириллом с собой из Екатеринбурга.
4. Храм Сошествия Святого духа (Казань)
Годы постройки: 1731–1735
Жизнь Духосошественского храма неразрывно связана с казанской Суконной слободой и ее мануфактурой, организованной по указанию Петра I. Когда император приехал в Казань, он познакомился с суконной мануфактурой купца Ивана Михляева и был настолько поражен его деловыми качествами, что тут же передал в его управление казенную фабрику, с дохода которой уже под руководством вдовы купца Евдокии построили для фабричных обитателей храм Сошествия Святого духа. Новый собор в стиле барокко (сейчас он расположен возле казанского IT-парка) быстро завоевал популярность среди местных жителей и стал одним из самых крупных приходов города — к нему были приписаны порядка 4 тыс. прихожан, неслыханное число в сравнении с метрическими книгами других церквей. Поскольку приход быстро рос, храм несколько раз перестраивали и расширяли. После закрытия фабрики в середине XIX века храм стал городским. Здесь, кстати, прошли детские годы оперного певца Шаляпина, который пел в церковном хоре, — Духосошественский храм обладает превосходной акустикой.
За все время храм ни разу не горел. До революции там хранилось множество церковных реликвий, бо́льшая часть из которых не пережила советскую эпоху. В конце 1930-х годов храм передали под клуб, позже в нем разместился кукольный театр, просуществовавший в стенах собора вплоть до 2012 года, пока не получил новое здание. В том же году здание Духосошественского собора передали церкви и при поддержке Минниханова началось его возрождение. Центральную роль в этом сыграл настоятель храма Ярославских чудотворцев отец Алексий (Чубаков). Реставрация продолжалась вплоть до 2015 года, пока в декабре митрополит Феофан не освятил обновленный храм и не совершил в нем первую со времен закрытия божественную литургию.
Сегодня Духосошественский храм стал главным центром дошкольного и школьного православного образования. Еще в 2014 году при приходе была открыта православная гимназия имени святого Гурия Казанского, а не так давно — и православный детский сад «Росток». Все они в каком-то смысле находятся на балансе храма, а потому его можно называть едва ли не единственным, так плотно занимающимся образованием. Школа журналистики, цветочные курсы, своя хоккейная команда, катехизаторские курсы, курсы татарского, английского языка, подготовка к ЕГЭ — лишь часть перечня проектов одного из самых активных приходов, которые незаслуженно порой остаются в стороне от обывательского взгляда.
5. Петропавловский собор (Казань)
Годы постройки: 1723–1726
Петропавловский собор считается одним из самых красивых и в то же время аутентичных храмов Казани. Он находится недалеко от Казанского кремля, на возвышенности. Исторически на его месте располагалась Петропавловская церковь, первое упоминание о которой относится еще к 1565 году. Появление собора в сегодняшнем его исполнении связано (как и в случае с Духосошественским храмом) с посещением города по пути персидского похода императора Петра I и купцом Михляевым. Известный меценат в память об этом событии построил каменный двухэтажный собор взамен небольшой деревянной церкви. Храм на втором этаже освятили во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, а на первом, «теплом», этаже — в честь Сретения Господня. Освящение храма состоялось уже в 1726 году — тогда же была построена колокольня, на первом ярусе которой обнаружили захоронения семьи Михляевых. С момента своего создания собор посетили все императоры (кроме Николая II) и другие видные лица — там в хоре пел Шаляпин (где он, впрочем, только не пел).
По своему оформлению Петропавловский собор выполнен в стиле «нарышкинского барокко» — подобных в России всего три, и этот единственный в Поволжье. Он несколько раз страдал от пожаров, после которых неоднократно подвергался реконструкциям. Отдельных забот всегда доставляло разрушение фундамента — собор расположен практически на склоне и периодически «плывет», что негативно сказывается на его архитектуре. Вот и сейчас эти болячки дают о себе знать — собор с 2016 года находится на масштабной реставрации. Не так давно в нижнем храме обнаружили уникальные древние росписи, с которыми пока не решили, как поступить, — по одной из задумок, в открывшихся галереях могут организовать современный интерактивный музей, что, впрочем, может потребовать дополнительного финансирования, с которым у нынешних зодчих трудности. Но скоро Петропавловский собор отметит свое 300-летие — к этой дате стараются все успеть.
В каком-то смысле даже удивительно, как собору удалось пережить советский период, когда храм сначала закрывали, а позже организовывали в нем планетарий, разрушая часть сводов. Собор вернулся в лоно церкви в 1989 году. За полвека простоя в нем чудесным образом сохранился древний богатый 7-ярусный иконостас, который, помимо внешнего убранства, можно считать второй изюминкой храма. До революции в соборе было несколько особо чтимых икон, часть из которых исчезла. Сегодня главными святынями Петропавловского собора считаются чудотворная Седмиозерная икона Божией Матери начала XVII века, мощи преподобных Ионы и Нектария Казанских и мощи митрополита Казанского Ефрема, венчавшего Михаила Романова на царство.
Петропавловский собор никогда не был кафедральным, и он, несмотря на свою архитектуру, никогда особо не выделялся активностью своего прихода — в округе много храмов, да и месторасположение не спальное. Несмотря на это, жизнь в нем сегодня кипит. Его настоятель — отец Сергий (Титов) — возглавляет миссионерский отдел Казанской епархии, его супруга Надежда руководит известной общественной организацией родителей детей-инвалидов «Забота».
6. Храм Ярославских чудотворцев (Казань)
Год постройки: 1796
Это единственный казанский храм, который не закрывался в советское время и успел стать духовным центром православного Татарстана. Архитектурно кладбищенская церковь, построенная, предположительно, в 1796 году и освященная в честь святых благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев, представляет малый интерес для обывателя. Куда важнее то, что находится внутри.
Долгое время церковь не имела своего прихода и была приписана к Благовещенскому кафедральному собору. В 1925 году последний закрыли и кладбищенский храм стал приходским. Почему так вышло, что к 1938 году храм Ярославских чудотворцев остался единственным действующим на весь город, причем до 1946 года считался кафедральным? Возможно, советская власть считала, что если уж православие до конца не уничтожить, то пусть оно будет где-то на кладбище. Все главные святыни из закрытых соборов и монастырей перенесли в этот маленький кладбищенский храм. Тут хранилась и Смоленско-Седмиозерная икона Божией Матери из Седмиозерной Богородничной мужской пустыни, и Грузинская икона Божией Матери из Раифы, и икона преподобного Сергия Радонежского из Свияжска, и икона великомученицы Варвары (из Варваринской церкви), и Тихвинская икона Божией Матери (из Тихвинского храма), и мощи святителя Гурия из Благовещенского собора. Храм Ярославских чудотворцев стал некой сокровищницей православного Татарстана, центром его духовной силы. Все известные казанские священнослужители советского периода служили (и в основном похоронены) здесь.
Сегодня бо́льшая часть святынь возвращена на свои исконные места, но значительная часть все еще остается на Арском кладбище. Например, древний чудотворный список Казанской иконы Божией Матери с первоявленной иконы, рака с мощами святителя Гурия, Нерукотворный образ Спасителя, копия со знамени Ивана Грозного при взятии Казани, чтимые образы иконы Пресвятой Богородицы «Толгская», «Феодоровская», «Скоропослушница», «Иверская», образ преподобного Сергия Радонежского, написанный на доске от его гроба, икона святого великомученика и целителя Пантелеймона с частицей его мощей и т. д. В этом смысле все прекрасно в храме Ярославских чудотворцев, если бы не кладбищенская ограда, которая только отталкивает молодежь и может помешать действующему настоятелю, отцу Николаю (Троицкому) из Екатеринбурга, дальше успешно развивать приход. «Храм Ярославских чудотворцев — это храм, где доживают свой век те люди, которые сохранили православие в советское время. Но им сейчас сложно меняться, им трудно понять, что времена изменились», — отметил один из экспертов.
7. Свияжские монастыри (в комплексе)
Годы постройки: 1551 и 1555
Несколько веков назад остров-град Свияжск считался главным православным просветительским и миссионерским центром Среднего Поволжья, а местный архимандрит был 7-м по значимости на Руси. Центральными монастырями острова-града всегда были Свияжская Иоанно-Предтеченская женская обитель и Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь. При этом же первым считается Свято-Троицкий мужской монастырь, основанный вместе с городом еще в 1551 году и начавший свою относительно недолгую историю с Троицкого деревянного храма. Формально это древнейшая постройка острова-града, созданная в XVI веке. Однако храм был основательно перестроен в XVIII–XIX веках. По легенде именно в этом самом восточном храме Руси на тот момент Иван Грозный молился перед своим походом на Казань в 1552 году. Долгое время Троицкий храм относился к Свято-Троицкому мужскому монастырю, пока тот не был упразднен и на его место не переселилась сгоревшая женская Иоанно-Предтеченская обитель.
Второй по возрасту (но не по значению) храм на Свияжске — это Успенский собор мужского монастыря, включенный вместе с древней обителью в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Монастырь основан в 1555 году одновременно с учреждением казанской епархии. Одной из первых в нем в 1556 году была поставлена Никольская трапезная церковь с 43-метровой колокольней, чуть позже в 1561 году — Успенский собор. Оба памятника древнерусского зодчества неплохо сохранились: Никольская считается самым древним каменным храмом Свияжска, а с Успенским все интереснее. Он возведен теми же зодчими, присланными Иваном Грозным, что строили и Благовещенский собор в Казанском кремле — Постником Яковлевым и Иваном Ширяем. Главной фишкой Успенского собора являются его сохранившиеся многочисленные древние фрески вместе с изображением Святого Христофора с лошадиной головой. Им чудесным образом удалось сохраниться, особенно в советские годы, когда из храма так удачно сделали музей.
Третий свияжский храм, который заслуживает отдельного внимания, — это собор во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Это, наверное, самый «молодой» (особенно в окружении Троицкого храма и Сергиевской церкви (1604 год), где хранился чудотворный образ Сергия Радонежского) и большой храм острова-града. Его строительство завершилось в 1906 году, а автором проекта стал казанский епархиальный архитектор Малиновский, который за основу брал прообраз константинопольского Собора Святой Софии. В Татарстане сегодня два подобных монументальных краснокирпичных храма: один расположен в Свияжске, второй — Софийский собор — в Лаишево (19). Но лучше всего, конечно, сохранился первый благодаря проектам шаймиевского фонда «Возрождение». Изюминками собора «Всех Скорбящих Радость» часто называют великолепную акустику и хранящуюся сегодня там раку с мощами основателя Свияжского Успенского монастыря — святителя Германа.
8.Никольский собор (Казань)
Годы постройки: 1883–1885
Этот храм сегодня официально носит звание кафедрального, хотя по факту уже давно таковым не является. Он имеет многовековую историю, которая начинается еще с 1565 года — тогда на этом месте была деревянная церковь Николы Боровского, позже выстроили каменную Николо-Низскую церковь, а рядом — Покровскую церковь с колокольней. В 1883 году Николо-Низскую снесли и перестроили, заодно обновив и Покровскую, которая стала пятиглавой. И так вышло, что Николо-Низский придел оказался больше «основного» престола, отчего весь храмовый комплекс, в который входит еще и колокольня с часовней, стали называть Никольским. Сегодня этот храм является памятником культовой архитектуры и городской достопримечательностью.
Никольский храм в епархии всегда считался продвинутым — он первым подключился к электричеству. Ненадолго закрывался в советские годы, но в 1946-м архиепископ Гермоген (Кожин), по слухам имеющий «некие связи» в Москве, где он проводил бо́льшую часть времени, смог добиться разрешения его открыть. Никольский сразу же «отобрал» у храма Ярославских чудотворцев кафедральный статус. Все советские архиереи служили в этом вновь открывшемся храме, и он был довольно популярным у прихожан. По некоторым данным, в середине 1960-х годов только Ярославский и Никольский приходы приносили прибыль в 1–1,5 млн рублей.
Сегодня настоятелем храма является отец Иоанн (Барсуков), которому в свое время удалось организовать одну из самых больших воскресных школ на приходе. Впрочем, сейчас может показаться, что данный храм отходит на второй план на фоне остальных в этой части города.
9.Никольский собор (Чистополь)
Год постройки: 1838
Белокаменный собор на берегу Камы — один из архитектурных символов Чистополя. В самом крупном и богатом уездном городе Казанской губернии жили десятки состоятельных купеческих семей, которые, однако, были преимущественно старообрядцами. Сей факт наложил свой отпечаток на духовную жизнь города — храмы РПЦ не выделялись своим великолепием в сравнении со старообрядческими. Никольский собор в этом смысле — некое исключение. Построен он в стиле позднего классицизма в 1838 году на средства купцов Поляковых по проекту архитектора Петра Пятницкого (автором главного здания Казанского университета). После революции Успенский женский монастырь в Чистополе был ликвидирован и вся православная жизнь перекочевала на ближайшие приходы, в том числе Никольский. В советские годы он несколько раз закрывался, колокола переплавляли, а колокольню взрывали. До передачи в 1990 году церкви и возрождения собор использовался как склад, конюшня, амбар.
С учреждением Чистопольской епархии Никольский храм стал кафедральным. Но учитывая, что после ряда скандалов данная епархия осиротела, правящий архиерей там не служит. Исполняет обязанности настоятеля довольно деятельный отец Александр (Качаев), секретарь епархии. Сказать, что собор сегодня выделяется активностью, трудно. Накладывает отпечаток и то, что не так давно епархия лишилась известного духовника и старейшего клирика митрополии схиархимандрита Сильвестра (Кулькова).
10. Храм Тихвинской иконы Божией Матери (Казань)
Годы постройки: между 1646 и 1685
Главный храм кряшен расположен в Старо-Татарской слободе. Точная дата его постройки неизвестна. По одним данным, в конце он реставрировался и перестраивался, по другим — заменялся новым храмом. Но так или иначе освящен он был в честь чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, которая там и хранилась. По преданию, в 1859 году в Старо-Татарской слободе случился пожар, во время которого над храмом явился образ Богородицы, после чего пожар утих сам собой.
Изначально приход храма был небольшим, что как раз объяснялось его месторасположением — внутри татарской слободы. Это и предопределило его дальнейшую судьбу. После десятилетий советского лихолетья (храм был закрыт в 1938 году, внутри устроили склад, а сам он из-за активной застройки вокруг ушел под асфальт на метр) его вернули епархии и передали общине кряшен. Сегодня Тихвинский храм объединяет под собой все кряшенские приходы Татарстана. При храме действует воскресная школа, хор, музей истории и культуры кряшен, а богослужение часто ведется на церковно-кряшенском языке. Совсем недавно не стало главного окормителя кряшен республики, отца Павла (Павлова), на его место пришел «ученый» отец Алексей (Колчерин), у которого, по словам наших экспертов, большое будущее.
Еще немного наследия Михляева
Лонг-лист нашего рейтинга начинается с Богоявленского собора (11), чья колокольня из красного кирпича на улице Баумана уже давно стала визитной карточкой города и прекрасным примером коммерческого освоения культурного наследия
Лонг-лист нашего рейтинга начинается с Богоявленского собора (11), чья колокольня из красного кирпича на улице Баумана уже давно стала визитной карточкой города и прекрасным примером коммерческого освоения культурного наследия. Из-за нее во многом, кстати, забывают о богатом на историю храме, который расположен прямо за ней. Первые упоминания о нем относятся еще к 1566 году. В камне же Богоявленский собор в его сегодняшнем исполнении появился на деньги купцов Михляева и Сергея Чернова значительно позже. Знаменитая колокольня строилась на средства купца Ивана Кривоносова еще позже самого собора. Ее высота составляет 74 м (хотя данные разнятся) — это самая высокая колокольня Казани, она была даже самым высоким сооружением города вплоть, наверное, до 80-х годов прошлого столетия. Советский период больно ударили по Богоявленскому храму: сначала здание отдали под зверинец казанского зоопарка, затем — под спортзал КГУ. Сохранить храмовые древности практически не удалось. Сегодня собор не выделяется какой-то активной приходской жизнью — это центр города, не спальный район, где больше захожан, чем прихожан. Несмотря на это, настоятелю собора, отцу Алексею (Державину), удается удерживать высокую планку.
Другая церковь, связанная с именем Михляева, — это храм в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы (18) под Кремлем. Ее поставили в 1728 году, за основу взяли стиль русского барокко
Другая церковь, связанная с именем Михляева, — это храм в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы (18) под Кремлем. Ее поставили в 1728 году, за основу взяли стиль русского барокко. Изначально храм освятили в честь Богоявления, но в народе прижилось наименование именно Пятницкой в честь чудотворной иконы святой Параскевы в одном из приделов храма, которая всегда привлекала многочисленных прихожан. Храм много раз горел и перестраивался. С приходом советских властей он был перевалочным пунктом в сохранении сокровищ закрываемого Благовещенского собора. Действовал вплоть до 1937 года, пока не был переделан в городскую тюрьму, где расстреливали людей и там же их хоронили. Когда в начале 1990-х приступили к восстановлению храма, выяснилось, что вся территория вокруг — одно сплошное кладбище. Там нашли могилы около 700 репрессированных, которых перезахоронили и поставили на том месте усыпальницу.
Евдокиевская церковь (30) на одной из самых дорогих улиц Казани — Федосеевской — еще и одна из старинных церквей Казани, несправедливо забытая под огнями яркой и современной подсветки мечети Ирек. Выстроен храм в стиле провинциального барокко был еще в 1734 году, по преданию, на средства опять же Михляева, но документальных тому подтверждений не сохранилось. По некоторым данным, храм назван в честь его супруги Евдокии. Приход часто из-за престолов называют храмом в честь Нерукотворного Образа Спасителя, что не совсем верно. Исторически приход был заселен бедными казанцами, чего нельзя сказать о нынешних жильцах.
Одним из первых хочется отметить храм Казанской иконы Божией Матери (13) в Царицыно. Он построен в 1829 году на средства местных прихожан и по их инициативе. Визуально храм является прообразом уменьшенной копии Троицкого собора Александро-Невской Лавры
Храмы с историей: куда ходили Герцен и Чернышевский и где можно встретить высокопоставленных офицеров
В этой категории одним из первых хочется отметить храм Казанской иконы Божией Матери (13) в Царицыно. Он был построен в 1829 году на средства местных прихожан и по их инициативе. Визуально храм является прообразом уменьшенной копии Троицкого собора Александро-Невской Лавры. С момента своей постройки практически не изменился. В советские годы храм ненадолго закрывали, но после Великой Отечественной войны вновь открыли. Сегодня там служит митрополит Анастасий, хотя основными делами заправляет настоятель отец Евгений (Гаврилкин), ответственный за тюремное служение.
Неоднократно храм-памятник в честь Нерукотворного Образа Спасителя (20) становился объектом дискуссий. Он построен на месте братской могилы павших при взятии Казани воинов. Там похоронены порядка 10 тыс. русских витязей
Неоднократно храм-памятник в честь Нерукотворного Образа Спасителя (20) становился объектом дискуссий. Он построен на месте братской могилы павших при взятии Казани воинов. Там похоронены порядка 10 тыс. русских витязей. Изначально на этом месте по указу Ивана Грозного располагался монастырь, который перенесли из-за разлива Казанки на Зилантову гору. Тому же виду храм-памятник, в каком он предстает сегодня, обязан императору Александру I и зодчему Николаю Алферову, впечатленному древнеегипетскими пирамидами. Поставлен храм был в 1823 году. Мало кому известно, что под ним есть уникальная крипта, где ранее совершались богослужения.
По преданию, храм великомученицы Варвары (29) на улице Ершова был построен для нужд Арского кладбища, но что-то там не срослось, и с первых же дней своего появления он всегда был приходским
По преданию, храм великомученицы Варвары (29) на улице Ершова был построен для нужд Арского кладбища, но что-то там не срослось, и с первых же дней своего появления он всегда был приходским. В разное время его посещали Александр Радищев, Александр Герцен, Николай Чернышевский. Там крестился Николай Заболоцкий и пел Федор Шаляпин. Неоднократно храм перестраивался. В нынешнем, русском, стиле был построен 1907 году по проекту Малиновского. По слухам, туда каждый день перед работой заезжают поставить свечку высокопоставленные офицеры из числа руководства следственного управления СКР по РТ. Так сложилось, что именно в этом ведомстве сильны православные традиции, хотя и верующих мусульман в следкоме немало. Что касается непосредственно храма великомученицы Варвары, то это, возможно, связано с тем, что там служит отец Виталий (Тимофеев), окормляющий в епархии военных. Сейчас там пытаются развивать приходскую жизнь, организовывают воскресную школу, но темпы работы, отмечает один из наших экспертов, могли быть выше. Строить что-то новое в центре — это тяжелое дело.
Владимирская церковь (32) наверняка знакома всем казанцам — она составляет основу одного из старейшего Свято-Введенского Кизического мужского монастыря, где упокоен дед Льва Толстого. Сказать, что чем-то выделяется эта обитель за «Тандемом», нельзя — долгое время, в том числе и сегодня, там идут реставрационные работы, монастырь худо-бедно продолжает возрождаться. Впрочем, того же нельзя сказать о Зилантовом Свято-Успенском женском монастыре. Взятый в свое время под опеку владельцами банка «Заречье» Натальи Девятых храмовый комплекс во главе с Успенским собором (35) удалось восстановить практически из руин. Другой прекрасный храм, восстановленный Девятых, — Предтеченская церковь (39) в Ключищах, известная своей прихожанкой Дашей Севастопольской.
Собор святителя Николая Чудотворца (40) в Мензелинске — прекрасный образец стиля ампир 1807–1813 годов
Собор святителя Николая Чудотворца (40) в Мензелинске — прекрасный образец стиля ампир 1807–1813 годов. Храм Покрова Пресвятой Богородицы (26) в Тарлашах, построенный в 1806 году на месте летней резиденции святителя Гурия, совсем недавно обрел новую жизнь. Он расположен в очень красивом месте, как и храм пророка Илии (37) в Ильинском. Последний в 1827 году был отстроен на руинах сгоревшей древней деревянной церкви, как уверяется, в честь победы над Наполеоном.
Воскресенское Ново-Иерусалимское архиерейское подворье (25) — это старинный монастырский комплекс во главе с Воскресенским храмом конца XVII века, который сегодня обретает новую жизнь. Исторически он служил загородной дачей казанских архиереев и не был обделен императорским вниманием, особенно Екатериной II. Под алтарем есть уникальная крипта. В советские годы подворье закрыли одним из первых и вернули церкви только в 2012 году. Тогда и началось возрождение. Во многом благодаря отцу Роману (Модину) там довольно активная приходская жизнь, несмотря на все еще удручающее состояние местного хозяйства. Отец Роман — духовник казанского сестричества милосердия, которое в целом и базируется там.
Отдельного внимания заслуживает храм Преображения Господня (21) в Больших Кабанах Лаишевского района и храм Смоленской иконы Божией Матери (22) в Аркатово Пестречинского района — это церкви, которые никогда не закрывались. Если спросить историков, они так и скажут: на Арском кладбище, в Кабанах и Аркатово.
Храм благоверного Александра Невского (15) на улице Сахарова — добрый пример того, как должны строиться новые храмы. Он выполнен в столь явном древнерусском стиле, что у неосведомленных складывается ложное ощущение, будто храм стоял здесь веками
Перспективные новоделы: челнинский приход депутата Госсовета и храм на деньги семьи Демидовых
Храм благоверного Александра Невского (15) на улице Сахарова — добрый пример того, как должны строиться новые храмы. Он выполнен в столь явном древнерусском стиле, что у неосведомленных складывается ложное ощущение, будто храм стоял здесь веками. Хотя на самом деле его освятили только в прошлом году, строился он почти десятилетие и продолжает благоустраиваться до сих пор. Помимо прочего, он демонстрирует и очень активную приходскую жизнь, в чем тому способствует личность настоятеля отца Владимира (Пономарева), создавшему сильную воскресную школу при приходе. Одно только может помешать — там очень маленький участок для больших планов.
У храма преподобного Серафима Саровского очень удачное расположение, в спальном районе, поэтому там много прихожан. На приходе реализуется множество проектов — от широко развитого добровольчества до съемок православного кино
Другой добрый пример активного прихода — храм преподобного Серафима Саровского (16) на улице Сафиуллина. Это тоже новодел — его строительство началось еще в конце 1990-х на средства производственного объединения «Теплоконтроль» и Девятых, а закончилось лишь в 2006 году. Расположение у храма удачное, в спальном районе, поэтому там много прихожан. На приходе реализуется множество проектов — от широко развитого добровольчества до съемок православного кино. Там также действует сильная воскресная школа. И поставили на приход не абы кого, а правую руку митрополита Кирилла — отца Кирилла (Корытко). Так что у прихода Серафима Саровского большие перспективы.
В Татарстане есть еще один довольно активный приход Серафима Саровского (31), он расположен в Набережных Челнах. Это новодел, сданный только в 2006 году. Одним из меценатов выступил гендиректор ООО «Кориб» и депутат Госсовета РТ Олег Коробченко. Храм пользуется большой любовью среди местных прихожан, ведь как-никак появился он скорее по инициативе снизу. Помимо этого, там пребывают частицы мощей преподобного из Дивеевского монастыря. Да и сам по себе храм получился очень красивым.
Храм священномученика Кирилла — удачный пример нового храма, где все было продумано для активной приходской жизни. Построен в 2012 году на деньги Девятых и бывшего директора КВЗ Вадима Лигая
Еще несколько перспективных новоделов — храм священномученика Кирилла (28) на улице Чистопольской и Рождественская церковь (36) на Адоратского. Первый — удачный пример нового храма, где все было продумано для активной приходской жизни. Построен в 2012 году на деньги Девятых и бывшего директора КВЗ Вадима Лигая, однако сдали объект с недоделками, которые исправляют до сих пор. А в целом там уютная благоустроенная территория, есть просветительский центр и целый комплекс разных образовательных курсов. Второй храм — на Адоратского — еще моложе, приход появился только в 2003 году. Он деревянный, с неплохой воскресной школой на приходе. Возглавляет ее сейчас отец Владимир (Самойленко), верный соратник почившего митрополита Феофана.
Вознесенский храм (14) во главе с благочинным отцом Андреем (Дубровиным)
Храм Казанской иконы Божией Матери (23) в поселке Красный Ключ в Нижнекамске — одна из первых церквей, возведенных в Казанской епархии в постсоветский период (1998 год). Храм считается одним из крупнейших в районе и пользуется большой популярностью, несмотря на то что в том направлении есть еще и Вознесенский храм (14) во главе с благочинным отцом Андреем (Дубровиным).
Последний новодел, о котором хотелось бы поговорить, — это храм Воскресения Христова (24) в Алексеевском районе. Это совершенно новый культовый объект на старом месте, построенный на средства Алексея Демидова в бытность его руководителем района. Стройка продолжалась долго, окончательно главный престол освятили только в 2008 году. Сегодня храм известен своим фестивалем колокольного звона, а руководит церковью один из самых уважаемых батюшек — отец Павел (Чурашов).
Казанский собор (12) в Альметьевске входит в число самых больших в Поволжье. Построенный за счет «Татнефти» и сданный в 2007 году, он стал кафедральным Альметьевской епархии
С «особым» статусом: что православию подарила «Татнефть» и куда хотя старообрядцы
Казанский собор (12) в Альметьевске входит в число самых больших в Поволжье. Построенный за счет «Татнефти» и сданный в 2007 году, он стал кафедральным Альметьевской епархии. Аналогичного статуса придерживаются елабужские Спасский (17) и Покровский (34) соборы. В них служит руководитель елабужского викариатства — владыка Иннокентий. Спасский собор вообще считается одним из самых крупных в республике, а потому его трудно восстанавливать и поддерживать в надлежащем состоянии. Недавно на этот приход поставили молодого священника — отца Кирилла (Забавнова). Его митрополит Кирилл пригласил прямо из Петербургской академии и назначил благочинным Елабужского района.
Покровский старообрядческий собор в Казани
Другой храм, который резко выделяется на фоне остальных, — храм мученика Авраамия Болгарского (33) в Болгаре. Его буквально перенесли в 1988 году из умирающего села Порфировка. Деревянному храму больше ста лет, он был создан в свое время по проекту Малиновского. После переселения жизнь на приходе заиграла новыми красками — там очень активный приход, сформированный еще во многом трудами опальных Головиных. Но не этим едины, конечно, — там хранятся уникальные мощи мученика Авраамия и мироточащий образ архангела Михаила.
И если говорить о храмах особого статуса, то нельзя забывать о Покровском старообрядческом соборе (27) в Казани. Это кафедральный собор Казанско-Вятской епархии старообрядческой церкви, построенный еще в 1909 году. Сложно говорить что-то о храме с черными куполами, кроме того, что он все еще находится на стадии восстановления, с чем местная община никуда не торопится.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.